Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки знакомства с компьютером

Конспект занятия «Знакомство с компьютером»
план-конспект занятия по информатике (старшая группа) на тему

Конспект занятия «Знакомство с компьютером» разработан для детей старшего дошкольного возраста в рамках изучения основ информационных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема занятия № 1 «Знакомство с компьютером»

Цель — сформировать первоначальные представления о компьютере и сферах его применения.

Задачи: 1. Ознакомление детей с кабинетом информатики, порядком работы в компьютерном классе и назначением компьютеров.

2. Введение понятия «инструмент».

3. Пробуждение интереса у детей к информационной деятельности.

Оборудование: компьютер для учителя, проектор, экран, компьютеры для детей, мячик, презентация «Инструменты».

  1. Введение в игровую ситуацию.

Педагог: Здравствуйте, ребята, разрешите представиться – меня зовут Медведева Маргарита Юрьевна, а вас?

Дети хором называют свои имена.

Педагог: Ой-ой! Я не расслышала ни одного имени, так не пойдет, предлагаю поиграть в «Снежный ком». Эта игра позволит нам познакомиться, подружиться и потренировать нашу память. Согласны?

Педагог: Тогда становитесь в круг и, начиная с меня, каждый называет имя того, кто стоит перед ним, свое имя и передает мяч тому, кто стоит после него. Последний называет имена всех стоящих в кругу — так образуется снежный ком. Начали!

Проводится игра-знакомство «Снежный ком»

Педагог: Вот и познакомились! Давайте, поприветствуем, друг друга аплодисментами и сядем за столы. Ребята, а вы знаете, что это за класс?

Педагог: Посмотрите вокруг, что вас окружает?

Дети: Различная техника, компьютеры.

Педагог: Молодцы! Это компьютерный класс. Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. А у вас дома есть компьютеры?

Педагог: А что можно делать на компьютере?

Педагог: Значит, для вас, компьютер – это игровая приставка?

Педагог: А сколько вы играете за компьютером?

Дети: Сколько хотим – несколько часов…

Педагог: А в какие игры вы играете?

Дети: В танки, стрелялки, гонки…

Педагог: А из каких частей состоит компьютер и для чего они предназначены, вы знаете?

Педагог: А правила поведения в компьютерном классе и технику безопасности работы за компьютером?

Педагог: Вот видите, сколько вопросов, а ответов у вас нет! Поэтому, с сегодняшнего дня, я буду вас обучать информатике. Это пока для вас очень сложное понятие, но мы начнем с самого простого – с инструмента. Что такое инструмент?

Дети дают ответы.

Педагог: Все просто, инструмент (от лат. instrumentum — орудие), орудие человеческого труда или исполнительный механизм машины. Другими словами — это предмет, который нам помогает в различных сферах жизни. Возьмем, например, рисование. Какой предмет помогает нам рисовать?

Дети: Карандаш, фломастер, кисточки, ручка…

Педагог: Правильно, это все предметы являются инструментами рисования. А назовите музыкальные инструменты. Это особые инструменты, которые служат человеку для извлечения музыкальных звуков.

Дети: Флейта, скрипка, гитара, фортепиано.

Педагог: Теперь вопрос к мальчикам, каким инструментом копают землю?

Педагог: Назовите инструмент для забивания гвоздя?

Педагог: Девочки, какой инструмент вы используете для шитья?

Педагог: Швейную машину. А чем поливаете цветочки?

Педагог: Правильно! Так вот инструментом информатики является компьютер. Его мы и будем изучать! Но сначала физкультминутка. Педагог включает музыку и танцует с детьми.

Физкультминутка «Танец маленьких утят»

Педагог: Ребята, мы с вами так хорошо потанцевали, а кто нам в этом помог?

Педагог: Так, значит, на компьютере можно не только играть в компьютерные игры, но и музыку слушать, а что еще можно на нем делать?

Дети дают ответы.

Педагог: Компьютер – это прибор с широчайшими возможностями, на котором можно писать, читать, считать, смотреть мультфильмы, видео, общаться по скайпу, Интернету, писать письма, играть, рисовать, искать различную информацию, узнавать погоду, новости…

Это важная машина – вроде сказочного джина!

Отдаете ей приказ – даже думает за вас!

Я на кнопки нажимаю – отвечает – «понимаю»,

Я помочь ее прошу – соглашается – «решу»!

Цифры скачут друг за другом,

Я смотрю на них с испугом,

Что же значу я сама – без машинного ума?

Только все-таки компьютер – в спешке что-то перепутал!

Взял и выдал мне ответ: «Вам от роду двести лет»!

Педагог: Вот как бывает! Не будем забывать, что компьютер – это всего лишь машина, которая придумана человеком для того, чтобы облегчить себе жизнь и открыть новые возможности. Осталось узнать, чему обучает информатика. Так вот, информатика обучает работе на компьютере.

Давайте закрепим полученные знания. Смотрим на экран монитора. Вопросы.

  1. Что такое инструмент?
  2. Что такое компьютер? Назначение компьютера.
  3. Компьютер является инструментом чего…?
  4. Чему обучает информатика?

Давайте подведем итоги нашего занятия. Что нового мы узнали?

II. Итог занятия.

Дети: Мы познакомились с кабинетом информатики; с понятием «предмет» и «инструмент». Узнали, что инструментом информатики является компьютер и информатика обучает работе на компьютере. Получили представления о компьютере и его назначении.

Педагог: Вы молодцы! Приятно было познакомиться с вами, надеюсь, что наша обучение будет таким же веселым, легким и позитивным! До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Назначение компьютера и сферы его применения» разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью изучения компьютера и сфер его применения.

Конспект занятия «Устройство компьютера» разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью ознакомления детей с основными устройствами компьютера.

Правила пользование компьютером для детей.Цель: Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, о правило пользования компьютера о его п.

Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Можно ли с помощью компьютера воспитать гения? Дети и компьютер: вред и польза умной машины.

Консультация для родителей Вся правда о компьютере.

Консультации для родителей. Материал из просторов интернета.

Компьютер для начинающих

Компьютер для бабушек и дедушек

Урок № 2. Общее знакомство с компьютером.

Устройство компьютера

Компьютер

Чтобы лучше рассмотреть картинку — наведите на нее курсор мыши (здесь как работать с мышкой) и щелкните левой кнопкой мыши, чтобы вернуть назад щелкните на картинке еще раз.

На рисунке изображен компьютер. Цифрами обозначены:

Системный блок — это и есть компьютер. Для общего понятия — внутри него находятся материнская плата, процессор, оперативная память, жесткий диск, блок питания и другие элементы. Подробнее о содержимом системного блока. Монитор (экран), клавиатура, мышь, колонки — называются периферийными устройствами, или устройствами ввода-вывода. Кроме этих устройств могут быть подключены и другие — принтер, для вывода информации на печать, сканер, для ввода графической информации, модем, для подключения интернета, веб камера и др.

Ноутбук

Это компьютер, где все элементы собраны в одном складном корпусе. Цифрами помечены те же элементы, что и у компьютера. Только вместо мыши тачпад, и динамики колонок вмонтированы в корпус ноутбука.

Планшет

Говоря о компьютерах, нельзя не упомянуть о самых маленьких представителях планшетах. На фото один из их представителей. Хотя у него маленькие размеры, но все основные элементы компьютера у него есть.

Если взглянуть на экран только что включенного компьютера, то в зависимости от операционной системы (подробнее об операционной системе в ссылке) Вы увидите один из следующих экранов:

1. Если операционная система Windows XP

2. Если операционная система Windows 7

3. Если операционная система Windows 8

4. Если операционная система Windows 10

Windows XP сейчас считается устаревшей операционной системой. Самая новая — Windows 10. Свыше 40% операционных систем, стоящих на конец 2016 года на десктопных (настольных) компьютерах, Была Windows 7. Какая из операционных систем стоит на Вашем компьютере не столь важно. Основные приемы работы (за исключением некоторых нюансов) везде одинаковы. Рассмотрим основные элементы, которые мы видим на экране.

Читать еще:  Полиглот английский 6 урок смотреть

Чтобы лучше рассмотреть картинку — наведите на нее курсор мыши и щелкните левой кнопкой мыши, чтобы вернуть назад щелкните на картинке еще раз.

Область, выделенная красной рамкой называется рабочим столом. Как и на обычном столе, на нашем виртуальном рабочем столе могут находиться документы, различные инструменты, в нашем случае значки программ, которые называются ярлыки. Желтой рамкой на рабочем столе выделен значок программы Skype (Skype это программа для общения через интернет, простыми словами видеотелефон). Сиреневой рамкой — документ Microsoft Word (Microsoft Word — программа создания и редактирования текстовых документов). Белой рамкой — специальный значок, «Мой компьютер». С помощью этого значка можно просмотреть содержимое жесткого диска, специальных папок — «Загрузки», «Документы», «Изображение», «Музыка», подключенной флешки и др. Еще один специальный значок выделен на рисунке серой рамкой — «Корзина». При удалении папки, документа, программы (правой кнопкой мышки, в контекстном меню — «Удалить») — ярлык, папка или документ не удаляется окончательно, а помещается в корзину. Пока «Корзина» не очищена, все это можно восстановить. Когда «Корзина» пуста — значок корзины выглядит так — , а так заполненная так — Для того, чтобы восстановит какой-нибудь удаленный элемент из «Корзины», на значке корзины щелкаем правой кнопкой мышки и в открывшемся контекстном меню выбираем пункт «Открыть» (если хотим очистить содержимое «Корзины» — выбираем пункт «Очистить корзину»). Открывается папка, в которой мы видим все удаленные элементы. Можно восстановить все, можно восстановить отдельный элемент и можно очистить всю корзину.

Может возникнуть вопрос, а зачем очищать корзину? Вдруг, через какое-то время мне понадобится то, что я удалил, и я смогу это восстановить. Дело в том, что при удалении элемента в корзину он остается на жестком диске компьютера и занимает определенное место. Когда речь идет о документах, то при больших объемах современных жестких дисков они действительно занимают сравнительно мало места, а если речь идет о фильмах, видеоклипах, видео — то сохраняя их на жестком диске, а потом, удаляя их в корзину, можно остаться без свободного места на жестком диске.

Внизу экрана находится панель задач. На рисунке она выделена зеленой рамкой . Условно она разделена на несколько областей. 1 — обозначена — кнопка «Пуск».

В Windows XP она выглядит так —

В Windows 7 так —

В Windows 8, 10 так —

Область, обозначенная цифрой 2 — называется панель быстрого доступа. Здесь находятся значки программ, которые используются чаще всего. Для того чтобы поместить сюда ярлык какой либо программы, необходимо нажав левой кнопкой клавиши мышки на значке программы на рабочем столе, перетянуть его на панель быстрого доступа. Чтобы убрать, нажать на ярлыке правую кнопку мышки, и в открывшемся меню выбрать пункт «Изъять программу из панели задач».

В области обозначенной цифрой 3 панели задач, появляются значки запущенных и выполняемых в данный момент программ. Если запущены несколько программ, то щелчком левой кнопки мышки можно быстро перейти от одной программы к другой.

Цифрой 4 обозначена область уведомлений или системный трей. Здесь находится языковая панель, часы и другие полезные информационные значки.

Видео по уроку №2:

Конспект занятия «Давайте познакомимся. Знакомство с компьютером»

Наталья Денисова
Конспект занятия «Давайте познакомимся. Знакомство с компьютером»

Тема: «Давайте познакомимся. Знакомство с компьютером»

Цель: формирование у детей элементарные представления о компьютере.

Задачи: воспитание интереса к информатике; развитие сообразительности, мышления и памяти.

Ход занятия.

1. Организационный момент

-Здравствуйте дети! Я приглашаю вас волшебную комнату, где вы увидите много интересного! Но для начала давайте познакомимся и вместе посмотрим правила поведения.

(Представляюсь детям, они называют свои имена.

Читаю стихотворения про правила поведения в кабинете информатики, дети рассматривают соответствующие иллюстрации).

Если ты хороший мальчик,

То не суй в розетку пальчик,

Проводами не играй:

А то будет ай-яй-яй!

Если где-то заискрит,

Или что-то задымит,

Время попусту не трать

Надо взрослого позвать!

Ведь из искры, знаем сами,

Разгореться может пламя.

Бережливым быть умей,

И по клавишам не бей.

Там, учтите этот факт,

Если вводишь ты ответ,

А компьютер скажет «нет»,

По дисплею не стучи,

Лучше правила учи!

Если сбой дает машина,

Терпенье вам необходимо.

Не бывает без проблем

И конечно,всем известно:

Чтоб не вскакивали с места,

Не кричали, не толкались,

За компьютеры не дрались!

2. Основная часть занятия.

-А теперь давайте познакомимся с главным жителем этой комнаты – ноутбуком. (На экране интерактивной доски появляется изображение компьютера)

-Как вы думаете для чего нужен компьютер? (Ответы детей)

-Люди придумали компьютеры для того, чтобы быстро выполнять сложные расчеты. И не случайно вначале их назвали электронными вычислительными машинами или, сокращенно, ЭВМ. Но компьютеры могут решать не только математические задачи. Сейчас и дома компьютеры стали незаменимыми помощниками. А сколько различной информации хранят компьютеры в своей памяти! Они всегда к вашим услугам и в любой момент мгновенно дадут нужную справку ученому и врачу, инженеру и учителю, писателю и композитору, конструктору и агроному – всем может помочь компьютер.

(Читаю стихотворение, ребята называют устройство).

Взял компьютерную мышь.И кричит:

Кот из кухни прибежал,

Мышь понюхал и сказал:

«Кушай сам её, глупыш,

Мне нужна живая мышь!»

Он умен не по годам

И похож на чемодан.

По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышка)

Давайте немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка «Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз — два, раз — два

Заниматься нам пора!

— Садитесь, ребята. Давайте подумаем, а что нам понадобится для занятий, кроме самого компьютера. (Ответы детей)

— Правильно. Для работы нам необходим стол, стул, компьютер, компьютерная мышь, клавиатура.

Давайте вместе соберем наше рабочее место.

(Пазл на интерактивной доске «Собери рабочее место». Дети поочереди выходят и перемещают обьекты в необходимое место)

Гимнастика для глаз

— Молодцы, ребятки! Все справились с заданием. А для того, чтобы наши глазки отдохнули давайте сделаем гимнастику.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

3. Итог занятия.

-Наше знакомство с волшебной комнатой подходит к концу. Вам понравилось? Что нового мы узнали? Для чего необходим компьютер?

Эссе «Давайте познакомимся!» Добрый вечер. Я работаю в МУДО ДЮЦ «Радуга» г. о. Пущино в студии для дошкольников «Родничок». Веду занятия по гимнастике. В нашей студии.

Фотоотчет «Давайте познакомимся» Мы живем в городе Раменское Московской области. Нашему детскому Музыкально-эстетическому центру » Звёздочка» 4 года. Наше направление.

Конспект родительского собрания «Давайте познакомимся» младшей группе Конспект родительского собрания № 1 в 1 младшей группе «Давайте познакомимся». (сентябрь) Цель: Создать условия для знакомства родителей.

Конспект родительского собрания в ДОУ об адаптационном периоде «Давайте познакомимся» Конспект родительского собрания в ДОУ «Давайте познакомимся» АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД Цель: Познакомить родителей между собой, научить их партнерским.

Читать еще:  Видео уроки с 0 по adobe animate

Конспект родительского собрания в младшей группе «Давайте познакомимся» Конспект родительского собрания в младшей группе № 3 «Капитошка» «Давайте познакомимся!» Цель: расширение контакта между педагогами и родителями;.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Давайте познакомимся» Тема: «Давайте познакомимся» Цели: установление контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый.

Конспект игры-развлечения «Давайте познакомимся» во второй младшей группе Открытый показ во второй младшей группе «Дельфины» ГБОУ «Школа № 2053» ко Дню знаний. Игры-развлечение на тему:«Давайте познакомимся» Воспитатель:.

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Давайте познакомимся» Родительское собрание в нетрадиционной форме во второй младшей группе «Давайте познакомимся» Цель: Установление контакта между родителями.

Семейная гостиная «Давайте познакомимся» в старшей группе Семейная гостиная «Давайте познакомимся» Цель. Пробудить интерес к своей родословной, обычаям, семейным традициям и реликвиям. Формировать.

Занятие в старшей группе «Давайте познакомимся» Занятие в старшей группе «Давайте познакомимся» Программное содержание: • Создать эмоционально приятную атмосферу в группе. • Развивать.

Знакомьтесь компьютер

Если вы пессимистично думаете, что компьютеры и Интернет, увы, не для вас, не отчаивайтесь – подобные мысли посещают многих новичков. Если вы считаете, что слишком стары или недостаточно сообразительны для обучения компьютерной грамотности, немедленно выкиньте эти мысли из головы.

И Интернет, и компьютеры давно стали частью повседневной жизни – как для общения и обмена информацией, так и для бронирования билетов и совершения покупок.
Это все очень полезно и удобно, конечно же, если вы в курсе, как это делать!

Собственно, это краткое руководство и предназначается для того, чтобы помочь людям научиться пользоваться преимуществами современных технологий.
В реальности это гораздо проще, нежели вам кажется, так что давайте приступим и сделаем первый клик мышкой.

1. Включение компьютера

Чтобы запустить компьютер, вам просто нужно нажать на кнопку питания.

Также запомните основное различие между стационарным компьютером и ноутбуком. Ноутбук меньше по размерам и он портативный. Кроме того, у ноутбука есть сенсорная панель (тачпад), которая служит заменой мышке, но вы запросто можете подключить и мышку к ноутбуку, если вам так удобнее.

2. Компьютерная мышь

2.1. Что с ней делать?

Мышь – это один из основных инструментов для управления компьютером.
У большинства мышек две клавиши – правая и левая.
Мышь располагается на плоской поверхности, «голова» мышки с клавишами «смотрит» в сторону компьютера. Большинству людей удобнее размещать мышь сбоку от клавиатуры.

Держать мышку нужно всей ладонью, указательный палец лежит на левой клавише, а большой палец и мизинец обхватывают мышь по бокам.
Если вы левша, мышь перекладывается на левую сторону от клавиатуры, левая клавиша тогда нажимается средним пальцем.

Левая клавиша – главная в работе. Если вы кликнули случайно правой клавишей, не волнуйтесь. Просто еще раз нажмите на левую клавишу.
Когда вы двигаете по поверхности мышью, она перемещает указатель (курсор) на экране монитора.
В зависимости от ваших действий курсор может видоизменяться.

2.2. Как меняется курсор на экране?

Стрелка означает, что вы можете выбирать и перемещать объекты.
Кисть руки с указательным пальцем позволяет открывать Интернет-ссылки.
Песочные часы (или крутящийся круг) просит вас немного подождать, пока компьютер выполняет задачу.

2.3. Использование мыши

Предназначение мыши – это выполнение самых разнообразных задач: выбирать объекты, затем открывать их или перемещать. Для выбора объекта поместите на него курсор, кликните один раз левой клавишей и отпустите её. Чтобы объект открыть, быстро щелкните два раза по левой клавише. Для сравнения: это напоминает двойной

быстрый стук в дверь. Чтобы объект переместить, вам нужно его «перетащить» мышью. Наведите курсор на выбранный объект и, удерживая левую клавишу в нажатом состоянии, двигайте объект. Когда объект перемещён на нужное место, отпустите клавишу.

3. Знакомство с рабочим столом и иконками

3.1. Что вы увидите на рабочем столе? Где находятся кнопки «пуск», «панель задач», «панель меню», «панель инструментов»?

Рабочий стол (или десктоп) – это то, что вы можете увидеть на мониторе, когда компьютер включен. На десктопе отражаются открытые файлы или программы.
Также на рабочем столе можно разместить специальные ярлыки для быстрого доступа к файлам и программам.

Можно создать папку Ярлыки на рабочем столе и все ярлыки будут находиться в одной папке

Иконка – это графическое изображение папки, файла или программы. Они выглядят по-разному для каждого типа программы или файла.

Кнопкой «пуск» вы открываете программы и файлы на компьютере.
Панель задач показывает уже открытые и запущенные программы, папки или документы.
В папках хранятся файлы (например, изображения или же текстовые документы).

Дважды кликнув по иконке мышью, вы открываете папку и её содержимое теперь видно в открытом окне.
Вы также можете воспользоваться полосами прокрутки для просмотра того, что есть внутри папки, особенно если в ней лежит много файлов.

В строке заголовка вы видите имя папки, документа или программы.


Строка меню содержит команды, где вы выбираете то, что хотите сделать с папкой, документом или программой.
На панели инструментов находятся ярлыки для команд в строке меню.

3.2. Перемещение между окнами

У вас может быть открыто одновременно несколько окон.
У активного окна более яркая строка заголовка, а само окно находится как бы поверх остальных.
Открытые окна также видны в виде клавиш на панели задач. Клавиша активного окна выделяется более ярким цветом.

Для перемещения между окнами кликните на нужное вам окно или его клавишу на панели задач.
Чтобы скрыть окно, кликните по кнопке свертывания (минимизации) в верхнем углу справа.

Чтобы снова открыть окно, кликните по его клавише на панели задач.
Чтобы окно развернулось на весь экран, кликните по кнопке развертывания (максимизации).
Для закрытия окна кликните по кнопке в виде буквы «Х» в верхнем углу справа.

4. Клавиатура

Клавиши на клавиатуре предназначены для введения информации: букв, цифр, слов, символов.
Клавиши с цифрами располагаются в верхней части клавиатуры и в её правой части.
Клавиши с буквами занимают центральную часть клавиатуры.
Клавиши слева, справа и внизу букв – это функциональные клавиши для работы с вводом текста.

4.1. Как пользоваться клавиатурой

Когда вы открыли документ и кликнули по полю для ввода, вы увидите мигающую вертикальную линию.
Это курсор. Он указывает вам, где будет располагаться начало текста на странице (экране).
Нажав клавишу Shift, вы введете заглавные буквы и символы с верхних клавиш.

Когда вы отпускаете клавишу Shift, то снова будете набирать строчные буквы и цифры.
Клавишу Shift вы найдете слева и справа от клавиатуры, на ней изображена стрелка, направленная вверх.
Нажав клавишу Caps Lock, вы переходите в режим набора только заглавными буквами. Этот режим отключается повторным нажатием клавиши Caps Lock.

4.2. Ввод пробелов, перемещение курсора и удаление текста

Длинная горизонтальная клавиша внизу клавиатуры делает пробел между словами. Одно нажатие – один пробел.
Клавиша Tab ставит большой пробел (пространство) между словами.
Клавиша Enter (правее от буквенных клавиш) переносит курсор на строку ниже (следующую строку).

Клавиши со стрелочками (правее от клавиши Enter) перемещают курсор во всех направлениях по странице или по экрану: вверх, вниз, влево и вправо.
Для удаления набранного текста вам следует поместить курсор справа от слова и нажимать кнопку Backspace. Курсор будет перемещаться влево, удаляя текст.

Уроки знакомства с компьютером

Познакомить детей:

  • с порядком работы в компьютерном классе;
  • с Роботландией, страной помогающей младшим школьникам изучать информатику.

Освоить мышиный щелчок и переход по гиперссылке.

Знакомство с учителем и кабинетом информатики

Начало школьного курса, так называемый «организационный момент», обычно не описывается в методических рекомендациях. Однако каждый учитель в начале учебного года старательно составляет список требований и различной информации, которые необходимо сообщить детям для будущей успешной учебной работы.

Картинки, расположенные в левой колонке, соответствуют, как правило, кадрам презентации.

Предполагается, что в данный момент урока этот кадр отображается на большом экране класса.

Для «первашей» это весьма прозаические моменты: определить расположение за партами и компьютерами, объяснить, что потребуется для урока (тетради, учебники, письменные принадлежности), познакомить с устройствами компьютерного класса и обозначить порядок работы на уроке (за партами и за компьютерами).

Техника безопасности

Правила техники безопасности направлены на сохранение здоровья человека и сохранность оборудования. Правил много, но не стоит поддаваться соблазну свести их к двум абстрактным инструкциям: «соблюдай дисциплину» и «будь чистоплотен», ибо нигде так не важна конкретика, как в правилах техники безопасности.

Начать стоит с важных и совершенно понятных требований:

  • не трогать провода,
  • работать на компьютере чистыми и сухими руками.

Эти правила позволяют детям начать работу на компьютере.

На следующих уроках знакомство с правилами ТБ будет продолжено.

Информатика

Дети впервые придут на урок в компьютерный класс, на урок информатики.

Чему мы будем учиться на уроках информатики?

Краткий и доступный для малышей ответ: работать на компьютере. Так, если совсем коротко.

Конечно, информатика, это не только (и не столько!) компьютер, но об этом пока умолчим!

Предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер. Компьютер — это инструмент информатики, как микроскоп — инструмент биологии, компас — инструмент географии, телескоп — инструмент астрономии.

Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером.

Первоклассникам нужно объяснить, чем они будут заниматься на том или ином предмете.

  • На математике учимся считать (хотя математика это не счет).
  • На русском учимся писать (хотя русский язык это не письмо).
  • На литературе учимся читать (хотя чтение — это не литература).

А на уроках информатики? На информатике учимся работать на компьютере (хотя компьютер — это не информатика).

Эти формулы (математика — счет, русский — письмо, информатика — компьютер) относятся к первым шагам в том или ином учении: учимся считать, писать, работать на компьютере.

Авторам очень хотелось заменить в учебнике фразу «информатика учит работать на компьютере» на «информатика учит работать с информацией» или «информатика учит работать с алгоритмами» (ибо алгоритмы — основа информатики, а развитие алгоритмического мышления та основная цель, которую мы ставим перед собой в этом курсе). Но информация и алгоритмы — абстракции, недоступные пока нашим ученикам, а компьютер, это конкретно, вот он, красавец, стоит на виду, и дети, действительно, будут осваивать на нём компьютерную грамоту. Так что наши высокие цели придётся оставить пока неозвученными. Настанет время, и мы с этим разберемся основательно.

Отметим, что под компьютерной грамотностью мы понимаем такие навыки, умения и знания, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить нынешних первоклашек к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления. В частности, в ходе обучения мы будем стараться давать не кнопочные инструкции (щёлкни на иконке домика), а идейные алгоритмы (вернись на начальную страницу). Ибо кнопки меняются, или вообще пропадают (управление жестами), а идеи остаются.

Подведем детей к предмету информатики, используя ассоциативную цепочку утверждений.

На уроках математики учатся считать.

На уроках русского языка учатся писать.

На уроках родной речи учатся читать и правильно говорить.

А на уроках информатики?

А на уроках информатики учатся работать на компьютере.

Самым важным понятием информатики авторы считают понятие алгоритма. Поэтому в этом учебнике развитию алгоритмического мышления будет уделяться особое внимание.

Роботы

В современном обществе компьютер используют практически всюду, он помогает человеку (или может помочь) в любом деле.

Но компьютер не всегда стоит на столе, лежит в портфеле или кармане.

Гораздо чаще компьютер находится внутри машин и механизмов, управляя их работой.

Робот — наиболее яркий объект для разговора с детьми о компьютерах, встроенных внутрь механизма.

Здесь масса возможностей продемонстрировать достижения современного роботостроения. Можно обратиться и к героям кинематографа, и к детским игрушкам.

Подборка интересных фотографий о самом разнообразном использовании роботов приведена на этом сайте.

«Свежие» картинки и (или) видео с роботами можно всегда поискать в Интернете перед уроком.

Роботландия

Вася Кук и карта Роботландии.

Буквоед и Хролик.

После разговора о роботах естественным будет переход к описанию Роботландии — сказочной страны, в которой живут совершенно особые существа — учебные роботы, помогающие школьникам осваивать премудрости информатики.

Здесь можно опереться на текст учебника о происхождении слова Роботландия (страна роботов), о Васе, приглашающем нас в эту страну.

Первые представители Роботландии — Буквоед и Хролик, помогали нам переходить от слайда к слайду (вы заметили это?)

Буквоед — любит считать буквы, а Хролик знает всё про Роботландию (друзья-роботы зовут его «Справочное бюро»).

Роботландия — это информатика для младших школьников. Огромное количество взрослых людей занимаются важными и сложными проблемами информатики, которые детям пока не под силу.

Роботландия помогает малышам освоить азы этого предмета. Отметим: фундаментальные азы, те, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить детей к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления, кроме того факта, что оно будет революционно отличаться от нынешнего.

Краткая история Роботландии

Курс с названием «Роботландия» вошёл в историю школьной информатики, как образец комплексного педагогического продукта, удачно соединяющего в себе идейный фундамент, учебник для школьника, программное обеспечение и рекомендации для учителя.

Несмотря на солидный возраст этой системы и устаревший досовский интерфейс, «Роботландию» до сих пор используют в школах, что говорит о высоком качестве этого педагогического продукта, ориентированного не на изучение быстротечного программного обеспечения, а на изучение фундаментальных основ информатики, инвариантных по отношению к смене компьютерных поколений.

День рождения предприятия «Роботландия» — 31 января 1991 года.

Однако работы по созданию курса информатики для младших школьников группа сотрудников будущей Роботландии начала 3 сентября 1986 года в недрах лаборатории школьной информатики Института программных систем Академии наук СССР (Переславль-Залесский, Ярославской области).

Лабораторией руководил Первин Юрий Абрамович. В рамках лаборатории работало несколько групп, среди которых была группа, возглавляемая Александром Дувановым, она и стала центром будущей Роботландии.

Первая версия системы была готова к лету 1987 года.

Успех Роботландии в большой степени определился тем, что курс рождался на реальных школьных уроках, а не в стенах академической лаборатории. Даже рабочие места сотрудников располагались в школьном компьютерном классе. То, что вечером обсуждалось разработчиками, на следующий день опробовалось с детьми в классе и корректировалось по ходу дела. Обсуждались и уточнялись как общие методические линии, так и конкретные компьютерные программы, оттачивалась их функциональность, тщательно продумывался интерфейс и дизайн.

В состав основной группы разработчиков входили:

  • Гольцман Михаил Александрович
  • Дроздов Николай Борисович
  • Дуванов Александр Александрович
  • Зайдельман Яков Наумович
  • Первин Юрий Абрамович
  • Русс Александр Артурович (художник)

Что мы узнали

Закончена «объяснительная» часть урока. Повторим, что узнали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector