Сознание и деятельность урок 10 класс
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 9. Деятельность человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Деятельность человека – способ существования людей.
- Понятие и структура человеческой деятельности.
- Мотивация деятельности, потребности и интересы.
- Классификация видов человеческой деятельности.
- Учение как вид человеческой деятельности.
Глоссарий по теме
Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.
Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность.
Объект — то, на что направлена эта деятельность.
Мотив — побуждение к деятельности (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции).
Средства — методы, способы, предметы, использующие для достижения цели.
Процесс — действия, поступки, направленные на достижение результата.
Итог — результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Деятельность, виды деятельности, творчество, структура человеческой деятельности, мотивация, потребности и интересы.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 28-41; 192-198.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 5 – 37.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018. С.139-140
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Жизнь человека представляет собой постоянное действие, он всегда что-то делает: познаёт мир, создаёт необходимые условия для своего существования (пищу, одежду, жильё), удовлетворяет духовные потребности (занимается наукой, музыкой, живописью), а также самосовершенствуется. Человеческая деятельность имеет отличительные черты от поведения животных.
1.Сознательный характер: только человек способен сознательно ставить цели своей деятельности и предвидеть результат.
2.Продуктивный характер: человек стремиться получить результат, продукт своей деятельности.
3.Орудийный характер: для осуществления деятельности человек создаёт и использует орудия.
4.Преобразующий характер: только человек способен изменять себя и окружающий мир.
5.Общественный характер: деятельность человека невозможна без разнообразных отношений с другими людьми.
Деятельность человека связана с удовлетворением его потребностей.
Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для существования и развития.
Существуют различные классификации потребностей. Самый общий вид представлен объединением их в три группы.
Первая группа – биологические (естественные, физиологические) потребности. Это потребности в пище, воздухе, воде, сне и т. п.
Социальные потребности — потребности в трудовой деятельности, общении, то есть во всём том, что связано с общественной жизнью.
Идеальные (духовные) потребности связаны с духовным развитием человека — самовыражение, создание и освоении культурных ценностей, познания мира и т.п.
Все три группы взаимосвязаны. Учёные А. Маслоу и С.Л. Рубинштейн характеризуют человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного удовлетворения потребностей.
Советский учёный А.Н. Леонтьев выделил в структуре деятельности цель, средства и результат. Структуру деятельности можно представить схематично: Субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат
Субъект – действующий человек. Объект – то, на что направлена эта деятельность.
Мотив – побуждение к деятельности. Цель – осознанный образ будущего результата.
Средства – методы, способы, предметы, используемые в ходе деятельности. Процесс – действия, поступки, направленные на достижение результата. Итог – результат, продукт деятельности.
Выделяют различные виды деятельности:
- Материальная и духовная: их связывают с производством вещей и идей.
- Индивидуальная и коллективная – в зависимости от субъекта.
- Репродуктивная и творческая – здесь имеется в виду характер деятельности.
- Законная и незаконная – по отношению к правовым нормам.
- Моральная и аморальная – по отношению к моральным нормам.
- Прогрессивная и регрессивная – по отношению к развитию общества
- Экономическая, социальная, политическая, духовная – связана со сферами общества.
В процессе становления человек осваивает разные виды деятельности.
Игра – вид деятельности, в которой процесс важнее цели.
Учение — деятельность, в процессе которой приобретаются знания и осваиваются способы действий.
Труд — вид деятельности, дающий практически полезный результат.
Общение –деятельность, связанная с различными взаимоотношениями между людьми,
обменом информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями.
Творчество – это особый вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Деятельность влияет на сознание человека, его развитие. Сознание, формируемое деятельностью, влияет на эту деятельность, определяет и регулирует её.
Претворяя в жизнь свои творческие идеи, люди преобразуют себя и мир вокруг себя.
Следовательно, человек творит мир, отражая его в своем сознании.
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о деятельности
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальным.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
2. Вставьте пропущенные слова:
Для осуществления своей деятельности человек создаёт и использует ______. Деятельность направлена на получение __________.
Правильный вариант: орудия; результата.
урок в 10 классе «Знание и сознание».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему
Тема урока: «Знание и сознание».
1. Цели урока:
§ Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;
§ Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
§ Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
2. Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание
3. Тип урока: комбинированный урок
4. Оборудование урока:
5. Литература:
· Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
· Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2010.
· Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
· Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
· Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. — М.: Просвещение, 2010.
7.План урока:
• Что такое сознание
• Сознание индивидуальное и общественное
• Сущность и особенности общественного сознания
• Теоретическое и обыденное сознание
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Знание и сознание».
- Цели урока :
- Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;
- Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.
- Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание
- Тип урока: комбинированный урок
- Оборудование урока:
- Мультимедиа
- Литература:
- Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
- Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. — М.: Просвещение, 2010.
- Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
- Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
- Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. — М.: Просвещение, 2010.
- Что такое сознание
- Сознание индивидуальное и общественное
- Сущность и особенности общественного сознания
- Теоретическое и обыденное сознание
Сознание и деятельность
От предметно-чувственного сознания к абстрактному мышлению
Решающую роль в развитии человеческого рода сыграли три фактора — прямохождение, трудовая деятельность и мышление. Их результатом стало появление человеческого сознания и человеческой культуры.
Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далёких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметно-чувственное сознание (т. е. осмысление своих собственных чувств и наблюдаемых вещей) с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени ещё носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе ещё было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Качественный сдвиг в труде и сознании произошёл с началом изготовления орудий труда. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление.
Слово «сознание» указывает на совместное его действие с знанием.
Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
Сознание правильнее всего трактовать в двух значениях, а именно как: 1) самую абстрактную, предельную философскую категорию, парную бытию; 2) обыденное понятие, обозначающее общую способность ориентироваться в мире, с помощью разума контролировать свои действия. Когда говорят, что человек вышел на улицу и неожиданно потерял сознание, то подразумевают второе, обыденное словоупотребление понятия «сознание». Потерять сознание в данном случае означает утратить нечто большее, чем только память или здравый рассудок. Можно оставаться в полном сознании, но при этом не уметь или не иметь возможности правильно, разумно рассуждать, анализировать явления, систематизировать их.
В психологии сознание трактуется как высшая форма психики. Человеческое бытие есть не что иное, как способ деятельного отношения к объективному миру, т. е. оно есть осознанное бытие.
Что такое деятельность
Есть ли деятельность у людей? Да! А у животных? Нет! Попробуем разобраться, почему у животных нет деятельности? Поведением животных руководят инстинкты, действиями человека — разумные цели и мотивы.
Деятельность в психологии считается формой проявления человеческой активности, но только человеческой, поскольку сама по себе активность — присущая всем живым существам способность реагировать на окружающую среду. Однако активность растений ограничена обменом веществ с окружающей средой и светочувствительной реакцией на неё, в частности тропизмом. Активность животных включает лишь элементарные формы поведения, приспособления к среде и научение. Активность человека не только более многообразна — по формам, видам и сферам проявления, но и многовариантна в каждой форме или сфере. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового, по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт. Таким образом, активность — всеобщая характеристика живого, отличающая его от неживого.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Обе характеристики — познание и творческое преобразование — присущи только человеку, но отсутствуют в активности растений и животных. Поэтому в научном смысле понятие «деятельность» применимо только к человеку.
Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
Деятельность можно также определить как совокупность взаимосвязанных актов (действий), направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИ Я В 10 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. evg3097@mail.ru. — презентация
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕвгений Смирнов
Похожие презентации
Презентация по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИ Я В 10 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. evg3097@mail.ru.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИ Я В 10 КЛАССЕ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
2 ЦЕЛИ УРОКА. 1. ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ МОТИВАЦИЯ. МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
3 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОТРЕБНОСТИ: ЕСТЕСТВЕННЫЕ,СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ, МОТИВ, СОЗНАНИЕ.
4 ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ
5 ПОВТОРЕНИЕ- МАТЬ УЧЕНИЯ ДУХОВНОСТЬ- ЭТО… ЭТО ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ЛИЧНОСТИ МОРАЛЬ ЭТО СИСТЕМА.. НОРМ, ПРАВИЛ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОБЩЕНИЕ И ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЕДИНСТВО ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ. СОВЕСТЬ ЭТО.. СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ ПОЗНАВАТЬ ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ИМИ В ЖИЗНИ
6 ПОВТОРЕНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЫДЕННОЕ НАУЧНОЕ
7 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- ЭТО ПРИСУЩАЯ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ХОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА В ИНТЕРЕСАХ ЛЮДЕЙ, СОЗДАНИЕ ТОГО, ЧЕГО НЕТ В ПРИРОДЕ. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НОСИТ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. 2. ПРОДУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. 3. ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР.
8 ПОТРЕБНОСТЬ И ЕЁ ВИДЫ. ИДЕАЛЬНЫЕ ПОРЕБНОСТИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НЕПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ.
9 СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЁ МОТИВАЦИЯ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЦЕЛЯМИ ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО ПОМОГАЮТ СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОТИВ- ЭТО ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСОМ МОТИВОВ И ЦЕЛЕЙ. В МОТИВАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ: ПОТРЕБНОСТИ,ИНТЕРЕСЫ, УБЕЖДЕНИЯ,ИДЕАЛЫ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТСЯ ОСОЗНАННО И И НЕОСОЗНАННО- ИМПУЛЬСИВНО
11 МНОГООБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ.СОЗИД АТЕЛЬНАЯ И РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ. ЗАКОННАЯ И НЕЗАКОННАЯ. КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНА Я. ОДНООБРАЗНАЯ И ШАБЛОННАЯ. ИННОВАЦИОННАЯ. И Т.Д. ИСХОДЯ ИЗ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ВЫДЕЛЯЮТ: ИГРА. УЧЕНИЕ. ТРУД. ОБЩЕНИЕ
12 СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЕ – ПРИСУЩАЯ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЗВОДИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ИДЕАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ СОЗНАНИЕ ПЕРВИЧНО- МАТЕРИЯ ВТОРИЧНО. РЕЛИГИОЗНО – ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД. МАТЕРИЯ ПЕРВИЧНА, А СОЗНАНИЕ ВТОРИЧНО. ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НО И ТЕ И ДРУГИЕ ОТМЕЧАЮТ ЧТО СОЗНАНИЕ СВЯЗАНО С РЕЧЬЮ И ЦЕЛЕПАЛАГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ
13 СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЕ – ПРИСУЩАЯ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ СПОСОБНОСТЬ ВОСПРИЗВОДИТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТ Ь В ИДЕАЛЬНЫХ ОБРАЗАХ ПСИХОЛОГИЯ ОПИРАЯСЬ ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЙ ПОДХОД РАЗРАБОТАЛО УЧЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ УСТОЙЧИВЫХ СТРУКТУР СОЗНАНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ БЛАГАДАРЯ ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ. ЛЮБЫЕ ЧУВСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ПРЕДМЕТЫ СТАНОВЯТСЯ ЧАСТЬЮ СОЗНАНИЯ. ЦЕЛЫЙ РЯД ОЩУЩЕНИЙ, ПЕРЕЖИВАНИЙ ОСТАЕТСЯ ЗА РАМКАМИ СОЗНАНИЯ И ПРИВОДИТ К ИМПУЛЬСИВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОСОБСТВУЕТ ИЗМЕНЕНИЮ СОЗНАНИЯ, ЕГО РАЗВИТИЮ. ИГРА- УЧЕНИЕ- ТРУД.
14 ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ 1.ПРАКТИЧ. ВЫВОДЫ- С МЫСЛИ МУДРЫХ- «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ЗНАНИЮ.»
15 ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ
§ 5.3. Сознание и деятельность
Сознание — присущая только человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
На протяжении веков проблема сознания является ареной острых идеологических споров. Представители разных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования. Естественно-научный подход противостоит в этих спорах религиозно-идеалистическим взглядам. Сторонники естественно-научного подхода считают сознание проявлением функций мозга, вторичным по сравнению с телесной организацией человека. Сторонники религиозно-идеалистических взглядов, наоборот, первичным считают сознание, а человека «телесного» — его производной.
Но, несмотря на различия в трактовке природы сознания, и те и другие отмечают, что оно связано с речью и целеполагающей деятельностью человека. О том, каково сознание, что оно собой представляет, свидетельствуют язык людей и предметы культуры — результаты труда, произведения искусства и т. п.
Основываясь на естественно-научном подходе, отечественная психология разработала учение о формировании устойчивых структур сознания человека в раннем возрасте благодаря общению со взрослыми. Согласно этому учению каждый человек в ходе индивидуального развития приобщается через овладение языком к сознанию, т. е. совместному знанию. И благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. Так, человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных предшествующими поколениями. В результате общения с другими людьми он обучается целенаправленному использованию этих предметов.
Именно потому, что человек относится к объектам внешнего мира с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознанием. Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, обладая определенным значением и смыслом, становятся частью сознания. С другой стороны, ряд ощущений, переживаний человека находится за рамками сознания. Они приводят к малоосознанным, импульсивным действиям, о которых говорилось ранее, а это влияет на деятельность человека, порой искажая ее результаты.
Деятельность, в свою очередь, способствует изменениям в сознании человека, его развитию. Сознание формируется деятельностью, чтобы в то же время влиять на эту деятельность, определять и регулировать ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, родившиеся в сознании, люди преображают природу, общество и самих себя. В этом смысле сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его. Впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, получив определенные умения и навыки, человек осваивает действительность. При этом он ставит цели, создает проекты будущих орудий, осознанно регулирует свою деятельность.
Обосновывая единство деятельности и сознания, отечественная наука выработала учение о деятельности, которая является ведущей для каждого возрастного периода жизни человека. Слово «ведущая» подчеркивает, во-первых, то, что именно она формирует на данном возрастном этапе важнейшие черты личности. Во-вторых, в русле ведущей деятельности развиваются все другие ее виды.
Например, у ребенка до поступления в школу ведущий вид деятельности — игра, хотя он уже немного учится и трудится (дома с родителями или в детском саду). Ведущий вид деятельности школьника — учение. Но, несмотря на то что в его жизни важное место занимает труд, в свободное время он все так же с удовольствием продолжает играть. Ведущей деятельностью подростка многие исследователи считают общение. В то же время подросток продолжает учиться и в его жизни появляются новые любимые игры. Для взрослого ведущая деятельность — труд, но вечерами он может учиться, а свободное время посвящать спортивным или интеллектуальным играм, общению. Завершая наш разговор о деятельности и сознании, еще раз вернемся к определению деятельности. Человеческая деятельность, или, что можно считать синонимом, сознательная деятельность,— это активность человека, направленная на осуществление поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей.