Krististudio.ru

Онлайн образование
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Синтаксическая синонимия урок в 11 классе

Синтаксическая синонимия урок в 11 классе

Цели : обобщить знания о синтаксической синонимии; повторить трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторить сведения о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией; развивать навыки редактирования текста.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Методы : исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Экспресс-опрос (по вариантам).

Вариант 1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.

Вариант 2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … – обида …;

2) образоваться …– образован …;

3) обосновываться … – обоснование …;

4) наполнить … – наполнять …;

5) уверенность … – увериться … .

Задание для всех . Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Запись на доске. А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях, со своим ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. (Для выполнения этого задания потребуются знание синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.)

– Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения.

Обратите внимание! (Запись на экране.)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т. п.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

На экране – примеры:

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

– Итак, вернемся к заданию А28.

Вопрос : изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

На экране – определение:

Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1. Комментированный диктант с грамматическим заданием.

Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

2. Работа в парах .

Сравните два отрывка.

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в обоих текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные.)

– Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринев напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными.)

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

Слайд . Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные.)

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений.)

5. Этап информации о домашнем задании.

Разноуровневое домашнее задание , предложенное учителем.

1) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны.)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (К. Паустовский.) (Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето.)

2) Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа по теме «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

Урок русского языка в 11 классе «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Урок русского языка в 11 «Б» классе

«Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»

Учитель: Сурина Дина Валерьевна.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.

Форма урока: урок — практикум.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, УМК.

Технологии: информационно – коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение.

1) повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией;

2) обобщение знаний о синтаксической синонимии;

3) формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях;

4) развитие навыков редактирования текста.

Развивающие: развитие речевых навыков учащихся, внимание к слову.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств личности.

1.Оргмомент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

(Компьютер: на экране — название темы урока). Оформление записи в тетради.

2.Постановка учебной цели. Актуализация знаний и практических умений.

Читать еще:  Петров английский 1 урок ютуб

На прошлом уроке мы говорили о том, что большинство заданий ЕГЭ по синтаксису требуют коротко конструируемого ответа (Тип В). Вам было дано задание (на основании теста) сгруппировать материал заданий по темам, обозначить содержательные блоки для повторения.

– Какие содержательные блоки для повторения вы обозначили?

(После ответа ученика на экране появляются блоки для повторения):

2.Типы связи слов в словосочетании.

3.Простое осложненное предложение.

5.Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений.

3. Экспресс-опрос (по вариантам).

1 вариант. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым.

2 вариант. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … — обида……;

2) образоваться …- образован……;

3) обосновываться… — обоснование……;

4) наполнить… — наполнять……;

5) уверенность… — увериться… .

Задание для всех: Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь;3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

4.Запись на доске.

— Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения?

А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом.

Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

(Ответ: Для выполнения этого задания потребуются знания синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом).

Обратите внимание! (запись на экране)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если : в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

На экране примеры:

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

Итак, вернемся к заданию А28.

Вопрос: изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

Синтаксическая синонимия-это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

Выполнение учащимися заданий обобщающего характера.

1.Комментированный диктант с грамматическим заданием. Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

2.Работа в парах. Сравните два отрывка.

1 . Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белгородской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из белгородской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в 2-х текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений?

( Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные).

– Какой из отрывков, по вашему, принадлежит А.С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение.

( А.С. Пушкину принадлежит первый отрывок, т.к. сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринёв напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия?

(Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными).

Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

3. Запись на доске:

Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные).

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений).

4. Домашнее задание двух уровней:

1. Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето.

(Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь, и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето).

2. Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа на вопрос «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

5. Итоги урока:

– Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по-прежнему вызывает трудности?
– Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигнута ли ваша цель?

Профессор Знаев

ОСНОВНОЕ МЕНЮ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

ИНФОРМАТИКА

Урок русского языка в 11 классе «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»

Цели: обобщить знания о синтаксической синонимии; повторить трудные случаи синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторить сведения о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией; развивать навыки редактирования текста.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы: исследовательский, самостоятельная работа, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

1. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

1. Орфоэпическая пятиминутка в рамках подготовки к ЕГЭ (задание А1).

2. Задание «Дай толкование слова» (задание А2).

3. Экспресс-опрос (по вариантам).

Вариант 1. Определите способ связи и средства ее выражения:

1) Наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) несколько человек; 4) один из нас; 5) любить рыбалку; 6) очень любя; 7) весело шагать; 8) шагать по пригоркам; 9) по крутым пригоркам; 10) не слишком крутым.

Вариант 2. Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.

1) Обидеться … – обида …;

2) образоваться …– образован …;

3) обосновываться … – обоснование …;

4) наполнить … – наполнять …;

5) уверенность … – увериться … .

Задание для всех . Образуйте с каждым из следующих слов по 3 словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.

1) Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.

Читать еще:  Видео уроки русского языка 7 класс

2. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

Запись на доске. А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой.

2) Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов.

3) Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях, со своим ароматным запахом.

4) Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд. (Для выполнения этого задания потребуются знание синтаксиса, умение осуществлять подбор синонимических конструкций для замены придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом.)

– Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения.

Обратите внимание! (Запись на экране.)

Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, если: в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово (тот, того и т. п.), если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

3. Этап первичной проверки понимания изученного.

На экране – примеры:

Голос отца не имел того выражения доброты, которое меня всегда радовало.

Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа.

Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе.

Трудно забыть места, где прошло твое детство.

– Итак, вернемся к заданию А28.

Вопрос : изменился ли смысл высказывания при преобразовании сложного предложения в простое, осложненное причастным оборотом? Выполняя замену, мы использовали синтаксический синоним. Попробуйте дать определение синтаксической синонимии.

На экране – определение:

Синтаксическая синонимия – это различные синтаксические конструкции, близкие по значению, но разные по форме выражения и оттенкам значения.

4. Этап закрепления и применения изученного.

Задания для учащихся «Проверь себя».

1. Комментированный диктант с грамматическим заданием.

Объясните условия выбора трудных, на ваш взгляд, орфограмм. Замените придаточные определительные предложения обособленными определениями.

В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем Даниилом Черным, который открывает юному художнику тайны живописи. От того далекого времени сохранилась миниатюра, на которой Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, которая на Руси считалась величайшим грехом, а заслуживающее уважения достоинство.

2. Работа в парах.

Сравните два отрывка.

1. Я умирал от скуки. Время шло. Писем из Белогорской крепости я не получал. Все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпимой. Неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

2. Я умирал от скуки. Время шло, а писем из Белогорской крепости я не получал, так как все дороги были отрезаны. Разлука с Марьей Ивановной становилась мне нестерпима, и неизвестность о ее судьбе меня мучила. Единственное развлечение мое состояло в наездничестве.

– Найдите синтаксическую синонимию в обоих текстах. Чем отличаются синтаксические конструкции этих предложений? (Первый состоит из простых предложений, во втором – простые предложения объединены в сложные.)

– Какой из отрывков, по-вашему, принадлежит А. С. Пушкину? Обоснуйте свое мнение. (А. С. Пушкину принадлежит первый отрывок, так как сложными предложениями нельзя передать напряженность, волнение, а Гринев напряжен, его сердце замирает от страха за любимую девушку. Автор в своем тексте стремится передать события текущего момента, поэтому и используются простые короткие предложения. Сложные предложения из второго текста сопоставляют два факта: прошедшее время и отсутствие писем, а также объясняют причину их отсутствия и помогают осмыслить события.)

– Как вы думаете, часто ли употребляется синтаксическая синонимия? (Да, потому что синонимия дает говорящему и пишущему свободу выбора языковых средств.)

Следует помнить, однако, что синонимы близки по значению, но не тождественны. Мы это наблюдали, когда анализировали текст из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. Синонимические возможности синтаксиса достаточно большие. Они основываются на тождественной ситуации, близости грамматических конструкций, близости лексического состава. С одним типом синтаксической синонимии мы уже познакомились, когда сравнивали два текста. Каким? (Замена простых предложений сложными.)

– Сложные предложения – признак литературной, развитой речи. Это нужно учитывать при выполнении заданий части С.

Слайд . Наступил поздний зимний вечер. – Поздний вечер. Зима.

Не сделать это задание вовремя. – Не сделаем это задание вовремя.

– Чем отличаются эти предложения? (Односоставные и двусоставные.)

– О какой синонимии пойдет речь? (О еще одном типе синонимии – синонимии двусоставных и односоставных предложений.)

5. Этап информации о домашнем задании.

Разноуровневое домашнее задание , предложенное учителем.

1) Подберите синтаксические конструкции, синонимичные всему высказыванию или отдельным его частям. Охарактеризуйте произошедшие в предложении изменения. (Тексты распечатаны.)

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. (К. Паустовский.) (Хотя зима начала хозяйничать над землей, мы знали, что, разгребая рыхлый снег, найдем там свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда трещит огонь и рядом зимуют синицы, поэтому зима и показалась нам такой же прекрасной, как лето.)

2) Творческий уровень: письменно составить план-конспект ответа по теме «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».

Альманах педагога

Автор: Балаганская Людмила Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: город Канск Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи
Дата публикации: 17.12.2018
Раздел: полное образование

План-конспект урока в 11 классе

Тема: Синтаксическая синонимия

как источник богатства и выразительности речи».

учитель русского языка

МОУ СОШ №15 г. Канска

повторить словосочетание и синтаксис простого и сложного предложения;

— познакомить с особенностями синтаксической синонимии и ее ролью при создании текстов

— показать системный характер языковых единиц, возможность их взаимозаменяемости;

грамматического строя речи учащихся;

выработать навык осознанного выбора и применения конструкций-синонимов, наиболее

соответствующих ситуации и коммуникативной задаче в развитии речевой и мыслительной

— прививать вкус к правильной литературной речи;

литературного языка, формировать правильную речь выпускника.

I. Организационный момент

Темы урока на доске нет.

II. Работа по повторению. Актуализация знаний.

Слайд 1. Дано предложение:

Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а

наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали — в

третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато

пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя

в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах.

– Назовите средство художественной изобразительности, выделенное в отрывке. (Синонимы,

причем если слово «холодный» в переносном значении является общеязыковым синонимом к

слову «высокомерный», то синонимы в ряду «осенний, травянистый, грустный» являются

контекстными – если бы автор не представлял их как синонимы, запятых бы не было)

– Что такое синонимы? Когда они называются контекстными?

– Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество? (Да: бегемот =

– Всегда ли это верно? (Нет: красный ≈ алый ≈ пурпурный и т.д.)

– Что образует группа синонимов? (Синонимический ряд: глаза, очи, гляделки, зенки.)

Слова каких частей речи могут входить в синонимический ряд? (Только одной части речи:

ключ, источник, родник ( сущ. ), ключевой, родниковый (прилаг.), кратко, сжато, лаконично,

сокращенно, вкратце (нареч.)

С какой целью употребляются синонимы в речи? (Разнообразят речь. Чем больше в языке

синонимов, тем богаче язык; чем чаще мы употребляем синонимы в нашей речи, тем ярче,

выразительнее она становится).

Вывод: синонимы-слова являются одинаковозначимыми, т. е. называют один и тот же

Читать еще:  Полиглот испанский 2 урок

требований, правил, причем первым из них является требование тождества формы: синонимы

относятся к одной части речи, имеют одинаковое словоизменение.

— Сегодня на уроке мы продолжаем повторять и углублять знания по теме «Синтаксис», и наша

тема: «Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской

речи» (запись темы в тетрадь).

III. Работа по теме урока.

Работа с понятием «синтаксическая синонимия».

– Посмотрите еще раз на тему нашего урока (ее первую часть). Определите ключевое слово?

– Как вы его понимаете? (Синонимы – слова, сходные по значению, а синонимия – это процесс).

– А какое второе ключевое слово нашей темы? (Синтаксическая).

– Делаем вывод, что и словосочетания, и предложения могут быть синонимами.

– Прочитайте определение синтаксической синонимии в словаре:

Слайд 6.«Синтаксические синонимы – конструкции, совпадающие по своему значению при

уровня. Смысловая близость синонимических конструкций, как и лексических синонимов, не

стилистической окраской, или степенью употребительности, образности и т.д.». (Розенталь

Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976. С.380)

Слайд 7. Явление синтаксической синонимии (греч.

помощью понятий о предметах (словосочетание): отцовская шапка- шапка отца; о предметных

ситуациях (предложение): Он грустит. — Ему грустно.

а) тождество содержания ( понятия или предметной ситуации);

б) тождество (или близость) грамматических значений синтаксического отношения;

в) тождество лексического состава;

Слайд 9. Синтаксические синонимы, выражающие синтаксические отношения, могут быть по

строению простым, осложненным и сложным предложением, а также словосочетанием.

Проблема не решена.

Есть проблемы, которые не решены никем и нигде.

Есть проблемы, не решенные никем и нигде.

Есть не решенные никем и нигде проблемы.

Таким образом, при использовании синтаксических синонимов одна и та же предметная

компонентами, но выражают одно и то же синтаксическое отношение.

– Давайте запишем в виде математических тождеств схемы синтаксических синонимов:

Слайд 10. На уровне словосочетания: согласование = управление (школьный учебник = учебник

для школы), примыкание = управление (читать выразительно = читать с выражением)

Слайд 11. На уровне предложения:

Причастный оборот = придаточное определительное, деепричастный оборот = однородные

сказуемые/придаточное обстоятельственное, БСП = СПП, двусоставное предложение =

Слайд 12. Среди средств художественной выразительности: метафора = сравнение, обычное

предложение = парцелляция, прямой порядок слов = инверсия. Согласны ли вы с таким

Слайд 13. Во всех ли случаях можно поставить знак «=»? Где его нужно заменить на «≈»?

Почему? (особенно важно это различие, когда речь идёт о средствах выразительности,

потому что экспрессивность и выразительность данных средств как раз и заложена в

синтаксической структуре самого средства, изменяя структуру, мы лишаем ее

IV. Закрепление. Тренировочные упражнения по синтаксической синонимии.

Разработка урока русского языка в 11 классе Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

Автор материала: Мещерякова Светлана Григорьевна

Содержимое документа:

Урок русского языка в 11 классе.

Учитель русского языка и литературы ФГКОУ «СОШ №155»

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи

организовать деятельность учащихся по углублению знаний о синтаксических синонимах и их роли в речи, по закреплению навыка подбора синтаксического синонима;

создать условия для развития навыков самостоятельной работы;

содействовать развитию интеллектуальных способностей учеников;

создать условия для совершенствования навыков монологической речи школьников.

Вид урока: урок-семинар (вузовские технологии обучения в школе).

Обоснование выбора технологии: в связи с тем что урок проводится в выпускном классе, считаем целесообразным использовать вузовские технологии обучения, наиболее соответствующие, на наш взгляд, возрастным особенностям одиннадцатиклассников. В ходе проведения уроков-лекций, уроков-семинаров, уроков-практикумов, уроков-зачётов выпускники готовятся к тем формам обучения, которые будут им предложены в высших учебных заведениях.

Подготовительная работа: в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению урока-семинара, изложенными в лекции 3, школьники в начале изучения темы были ознакомлены с темой и датой проведения будущего семинара, были распределены задания, сформированы группы. Первая группа должна найти дидактический материал для иллюстрации синтаксической синонимии на уровне словосочетаний; вторая – на уровне односоставных и двусоставных простых предложений; третья – на уровне сложных и простых осложнённых предложений. Внутри группы школьники самостоятельно выбирают выступающего, который в своём сообщении должен напомнить о том, какие именно синтаксические единицы могут участвовать в синтаксической замене и как такая замена производится. Дидактический материал предложено подбирать из текстов изученных художественных произведений.

I Организационный момент

II Актуализация знаний. Совместное целеполагание

В ходе вопросов Что такое синонимы? Что изучает синтаксис? Какие синонимы можно назвать синтаксическими синонимами? ученики вспоминают материал и готовятся к восприятию темы урока (тема даётся не в полной формулировке: Синтаксическая синонимия как…). Ученики формулируют цель урока: выяснить роль синтаксической синонимии в речи (в конце урока дописывается формулировка темы, тем самым подводится итог).

III Вступительное слово учителя

Учитель сообщает о ходе урока: после прослушивания сообщений самостоятельная работа в группах с материалами, приготовленными группами учеников в ходе подготовки к уроку-семинару.

III Сообщения учащихся

Ученики выступают с сообщениями (для этого необходимы знания, полученные в 8 классе при изучении словосочетаний, односоставных предложений и предложений с обособленными членами, а также в 9 классе при изучении сложных предложений):

«Синонимия односоставных предложений, а также односоставных и двусоставных предложений»;

«Синонимия сложных и простых осложнённых предложений».

IV Работа в группах

(Группы обмениваются дидактическими материалами, приготовленными к уроку, и выполняют работу по подбору синтаксических синонимов)

Замените словосочетания, построенные на основе управления синонимичным словосочетанием со связью согласование:

шкатулка из дерева

площадь у вокзала

Замените словосочетания, построенные на основе согласования синонимичным словосочетанием со связью управление:

в водяных дорожках

на прибрежном песке

Замените словосочетания синонимичными со связью примыкание:

глядел с уважением

Синонимия односоставных предложений, а также односоставных и двусоставных предложений

Замените данные предложения различными синтаксическими синонимами:

Люблю грозу в начале мая.

Люблю осеннее ненастье. Люблю наперекор дождю и мокрому снегу шагать по раскисшим дорогам, по сырой листве.

Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!

В тот же день меня приняли в команду.

Фотографии победителей кросса поместили в газете.

Новый микрорайон построили за полтора года.

Синонимия простых осложнённых и сложных предложений

Замените сложные предложения с придаточным определительным простыми предложениями с причастными оборотами:

Замените сложноподчинённые предложения бессоюзными:

V Обсуждение результатов работы (для удобства обсуждения целесообразно тут же сделать копии с карточек, на которых выполнялась работа, и раздать учащимся, работающим в других группах)

В ходе обсуждения результатов работы учащиеся приходят к следующим выводам:

в поэтической речи чаще используются не двусоставные, а определённо-личные предложения – более лаконичные, способные передавать мысли и чувства лирического героя без употребления лишних местоимений (такие предложения целесообразно использовать в эссе); назывные нераспространённые предложения создают более выразительный и яркий образ, чем распространённые (подобные предложения уместны в начале сочинений-описаний, а также назывные конструкции можно использовать в начале сочинения-рассуждения в ЕГЭ по русскому языку);

в разговорной речи чаще употребляются неопределённо-личные предложения, так как при замене такой конструкции двусоставным предложением сказуемое будет выражено кратким страдательным причастием, а это традиционно «книжная» часть речи, редко употребляемая в ежедневной речевой практике;

в художественной речи чаще используются предложения с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, чем синонимичные им сложные предложения с придаточными определительными: причастие имеет значение признака, следовательно, более подходит для изобразительной цели текста; кроме того, причастие, совмещая в себе признаки глагола и прилагательного, лаконично и выразительно, как и бессоюзные предложения по сравнению со сложноподчинёнными.

VI Подведение итогов семинара

Подводя итог аналитической работе, проведенной на семинаре, ученики заканчивают формулировку темы…как источник богатства и выразительности речи, а также с помощью учителя акцентируют внимание на том, что умение использовать синтаксические синонимы для того чтобы разнообразить свою речь, востребовано и на экзамене по литературе (итоговое сочинение), и в ЕГЭ по русскому языку при написании сочинения-рассуждения.

VII Домашнее задание

Отредактировать своё сочинение, написанное в рамках подготовки к экзамену, разнообразив грамматический строй речи синтаксическими синонимами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector