Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причастие интернет урок

Урок по русскому языку на тему «Причастие» (10 класс)

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

«Причастие. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов и окончаний причастий. НЕ с причастиями. Причастный оборот. Морфологический разбор».

Преподаватель русского языка и литературы:

образовательные: углубить знания по теме «Причастие»; дать понятие о действительных и страдательных причастиях; совершенствовать навыки правописания частицы не- с причастиями, развивать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота; совершенствовать навыки морфологического разбора причастия;

развивающие: развивать внимание, развивать орфографическую зоркость при написании суффиксов и окончаний причастий, сформировать навыки самостоятельной работы;

воспитательные: воспитывать внимание к слову, культуру речи.

Количество часов : 2

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки-задания для самостоятельной работы.

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

I. Организационный момент (3 мин.)

(сообщение темы и целей занятия учителем).

II. Актуализация знаний по теме «Причастие», полученных в школе (5 мин.)

Цель: обобщить и

систематизировать теоретические знания по теме «Причастие».

III. Совершенствование знаний и умений

Преподаватель сообщает теоретические знания о правописании причастий в готовом виде. При использовании наглядного объяснения педагог применяет

метод эвристической беседы.

Обучающиеся получают готовую таблицу (слайд презентации) с правописанием суффиксов и окончаний причастий. Делают соответствующие записи в тетради.

IV. Углубление полученных знаний и умений. Выполнение практических заданий (27 мин.)

Цель: развивать орфографическую зоркость при написании суффиксов и окончаний причастий, развивать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота.

V. Систематизация знаний и умений по выполнению морфологического разбора причастия.

VI. Организация самостоятельной работы (22 мин).

Цель: сформировать навыки самостоятельной работы, совершенствовать умение правильного написания суффиксов и окончаний причастий.

VII. Подведение итогов (2 мин).

VI. Домашнее задание (3 мин.)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, тему урока (слайд 1) «Причастие. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов и окончаний причастий. НЕ- с причастиями. Причастный оборот. Морфологический разбор». Сегодня на уроке (слайд 2) мы расширим наши знания и умения по разграничению действительных и страдательных причастий, углубим навыки правописания суффиксов и окончаний причастий, рассмотрим слитное и раздельное написание не с причастиями.

Вспомним, что нам известно о причастии как о самостоятельной части речи. (слайд 3)

( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2. Каковы основные признаки причастия? (слайд 4)

(- причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид (соверш/несоверш),

переходность, возвратность, время(настоящее и прошедшее);

— изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам).

3. Какова синтаксическая функция причастия в предложении?

(обычно бывают определениями, реже частью составного именного сказуемого).

4. Назовите виды причастий. (слайд 5)

(действительные и страдательные. Действит.прич. обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдат.прич. обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Например: девочка, одевающая куклу (действит)

Кукла, одеваемая девочкой (страдат).

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое?] бушующ ее море; в [каком?] бушующ ем море; с [каким?] бушующ им морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: решают (I спр.) – реша ющ ий; строят (II спр.) – стро ящ ий.

в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: решает (I спр.) – реша ем ый; строит (II спр.) – стро им ый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях;

в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;

Увешать – увеш а нный; засеять – засе я нный, увидеть – увид е нный.

гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повесить – повеш е нный; построить – постро е нный, подмести – подмет ё нный, застрелить – застрел е нный.

Говоря о правописании НЕ с причастиями, о причастном обороте, преподаватель использует метод эвристической беседы. (слайд 10)

1.В каких случаях НЕ с причастиями пишется слитно?

(-если без НЕ они не употребляются;

— если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а) .

2.В каких случаях НЕ с причастиями пишется раздельно?

(- с краткими причастиями;

— с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а).

3. Что называется причастным оборотом? (слайд 11)

4. Как причастный оборот выделяется на письме?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы .

Обучающиеся выполняют задания, предложенные преподавателем.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий, обозначая условия выбора гласных в суффиксе. Укажите, какое это причастие.

Образец: дышащий (от глаг. II спр.) свежестью.

Хлещ…щий (от глаг ) дождь .

Дремл…щий (от глаг ) старик.

Скач…щую (от глаг ) лошадь.

Плач…щий (от глаг ) малыш.

Бор…щийся (от глаг ) с волнами.

Стел…щийся (от глаг ) туман.

Шепч…щихся (от глаг ) кустов.

Стро…щийся (от глаг ) дом.

Вид…щий (от глаг ) цель.

Трепещ…щий (от глаг ) на ветру.

Клокоч…щий (от глаг ) водопад.

Пен…щиеся (от глаг ) волны.

Кле…щие (от глаг ) коробки.

Та…щий (от глаг ) снег.

Блещ…щая (от глаг ) на солнце.

Се…щийся (от глаг ) дождь.

Леч…щий (от глаг ) врач.

Гон…щийся (от глаг ) за славой.

Ве…щий (от глаг ) ветерок.

Грохоч…щий (от глаг ) гром.

Задание выполняется обучающимися устно по очереди, объясняя изученную орфограмму.

Задание 2. Запишите предложения, поставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание окончаний причастий.

1.Калиныч отворил нам избушку увешанную пучками сухих душистых трав.

2.Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.

3.Показавшееся из- за гор солнце ослепила нас.

4.Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.

5.Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.

6.Ливень размыл круто поднимающуюся в гору тропинку.

7. Волшебным цветком выросшим на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила”.

8.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.

9.Чьи-то голоса слышимые в тишине утра привлекли внимание девушки.

10.Верхушки березок колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавшийся день.

Отдельные обучающиеся вызываются к доске для выполнения заданий. Остальные выполняют в тетрадях.

Упражнение 3. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясняя правописание НЕ с причастиями.

1.Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

2.Поэма состоит из (не)завершённых глав.

3.Нужная книга (не)прочитана.

4.(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

5.(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

6.Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

7.Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

8.Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

9.Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

10.Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

План разбора причастия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж).

1 разряд причастия (действительное, страдательное);

2 признаки глагола: вид, возвратность, время;

3 признаки прилагательного:

а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Обучающиеся делают соответствующие записи в тетради и выполняют совместно с преподавателем морфологический разбор причастия (как образец)

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).

Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?

Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки:

2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время;

3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.

В предложении выполняет роль определения.

Упражнение 4. Сделайте морфологический разбор причастий: два – письменно, остальные – устно.

Читать еще:  Mastercam 2020 уроки

Коля рисовал хлеба, которые были убраны в копны. Большая серия акварелей изображала то поле перед дождем, то реку и кусты, покорно затихшие в ожидании надвигающейся грозы, то гладь лугов, прошитую первыми нитями дождя, или развидневшееся, только что омытое недавним ливнем небо, напоённые долины, деревья с отяжеленной листвой.

Обучающиеся выполняют самостоятельно задание.

Преподаватель раздает обучающимся карточки-задания по изученной теме. После обучающиеся сдают тетради с выполненной самостоятельной работой на проверку преподавателю (карточки-задания с самостоятельной работой прилагаются)

Причастие интернет урок

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту

  • Главная
  • 7-Класс
  • Русский язык
  • Видеоурок «Причастие как часть речи»

Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

В этом уроке рассмотрим часть речи – причастие, которое названо так потому, что оно по своим грамматическим свойствам «сопричастно» как имени прилагательному, так и к глаголу. Не случайно эпиграфом к нашему уроку являются слова В.И. Даля, который дал причастию такое ёмкое и интересное определение.

Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает, проявляющийся во времени признак предмета по его действию, и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Иногда бывает очень сложно отличить причастие от прилагательного.

Давайте сравним два словосочетания: горючие материалы и горящие дрова. Легко заметить, что слова «горючие» и «горящие» обозначают признак предметов, т.е. способность гореть, поддерживать собой пламя. Эти слова отвечают на один и тот же вопрос (какой?) и отличаются лишь двумя буквами. Есть ли различия в названных признаках?

Слово «горючий» обозначает постоянный признак предмета: благодаря своим особенностям материал легко воспламеняется, это его основное свойство. В свою очередь, слово «горящий» обозначает признак предмета, который проявляется во времени: горят сейчас.

Таким образом, сходство прилагательного и причастия заключается в том, что они отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Отличие заключается в том, что прилагательное обозначает постоянный признак предмета. Причастие обозначает признак предмета по действию, и этот признак проявляется не постоянно, а во времени.

Причастие можно заменить оборотом: тот, который делает что-либо или тот, с которым делают (сделали) что-либо).

Например, горящие дрова – это дрова, которые горят.

Совмещение в причастии признаков двух частей речи естественно делает эти слова более богатыми, а потому и более экономными, на что обратил внимание ещё М. В. Ломоносов: «Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

У причастий выделяют следующие грамматические категории глагола:

мечтающий подросток (настоящее время) – мечтавший в юности профессор (прошедшее время), форма причастия будущего времени отсутствует;

читающий ребёнок (несовершенный вид) – прочитавший ребёнок (совершенный вид);

3) возвратную форму, соответствующую по значению глаголам с -ся:

укрепляющие организм витамины – укрепляющееся здоровье;

4) управление, свойственное исходному глаголу и сочетаемость с наречием:

выбежавший на крыльцо, идущие впереди.

Обозначая признак предмета, причастия, как и прилагательные, грамматически зависят от существительных, согласующихся с ними, т.е. становятся в том же падеже, числе и роде, что и существительные, к которым относятся.

Начальной формой причастия, как и прилагательного, является форма именительного падежа единственного числа мужского рода.

Причастия изменяются по падежам, по числам и только в единственном числе по родам. Падеж, число, род причастий определяется по падежу, числу, роду существительного, к которому причастие относится.

Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму: купленный — куплен.

Синтаксические функции причастий разграничены соответственно их форме: полные причастия выступают в роли определения.

Серебрит мороз увянувшее поле;

Краткие причастия – исключительно в роли сказуемого.

Дорога в Симбирск мною очищена.

Рассмотрев причастие как часть речи, мы должны охарактеризовать стилистическую роль причастий.

Для разговорной речи употребление причастий, а точнее причастных оборотов, нехарактерно. А вот в книжной речи они употребляются часто.

«Причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов», – писал М.В. Ломоносов.

Например, прочитайте отрывок из его произведения «Ода торжественная Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Державнейшей великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской на преславное Ея восшествие на Всероссийский Императорский престол июня 28 дня 1762 года»:

«…Слыхал ли кто из в свет рожденных,

Чтоб торжествующий народ

Предался в руки побежденных? —

О стыд, о странный оборот! —

Чтоб кровью купленны Трофеи

И победителей злодеи

Приобрели в напрасный дар

И данную залогом веру?

В тебе, Россия, нет примеру;

И ныне отвращен удар…»

Образцом использования причастий в высоком стиле могут служить произведения не только Ломоносова, но и Державина, Жуковского.

Понятие о причастии

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На уроке вы познакомитесь с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Речь пойдет о причастии. Оно объединило в себе признаки глагола и прилагательного. Также вы научитесь отличать причастие от других частей речи.

Урок: Понятие о причастии

1. Введение

В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры.

Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть – туловище лошади. Вот такие необычные существа – свои кентавры – есть и в русском языке, и это причастия.

2. Признаки глагола и прилагательного в причастии

Причастие – морфологическая единица, которая обозначает признак предмета по действию и совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.

Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не

Сравните прилагательное «круглые» и причастия «заклеенные, не разваливающиеся».

Все они относятся к существительному «очки» и отвечают на вопрос КАКИЕ?, т.е. обозначают признак. Однако прилагательное «круглые» несёт в себе информацию только о форме очков, а вот причастия «заклеенные, не разваливающиеся» сообщают нам, что кто-то заклеил очки, поэтому они не разваливаются.

Мы видим, что причастие образуется от глагола и сохраняет глагольные признаки:

1. Вид (совершенный – несовершенный).

2. Время (настоящее – прошедшее).

3. Залог (действительное – страдательное).

«Заклеенные» – причастие совершенного вида, прошедшего времени, страдательное, т.к. очки испытали на себе действие, невозвратное,

«Не разваливающиеся» – это причастие действительное, то есть действие относится к самим очкам, это причастие настоящего времени и несовершенного вида, возвратное.

Причастия, как и глаголы, могут иметь при себе зависимые слова – дополнения и обстоятельства. Благодаря этому мы легко можем узнать, чем заклеены очки и по какой причине: «Заклеенные (чем?) скотчем«, «не разваливающиеся(почему?) благодаря этому«.

Именно потому, что причастия имеют глагольные признаки, они и могут передавать тонкие оттенки смысловых значений. Прилагательные же не обладают возможностью передавать столько информации.

Признаки прилагательного в причастии:

1. Относятся к существительному.

2. Отвечают на вопрос КАКОЙ?

3. Изменяются по родам, числам, падежам.

Сравните: «очки (какие?) заклеенные», «об очках (каких?) заклеенных», «очкам (каким?) заклеенным».

4. Причастия имеют возможность образовывать краткие формы.

Сравните: «очки заклеенные» – полная форма, «очки заклеены» – краткая форма.

3. Споры лингвистов о причастии

На особенности причастия ещё в XVIII веке обратил внимание Михаил Васильевич Ломоносов.

Рис. 2. М. В. Ломоносов (1711 – 1765) (Источник)

О причастиях Ломоносов писал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себя имени и глагола силу…»

Иными словами, причастие совмещает в себе и признаки глагола, то есть действие предмета, и черты признака предмета. Именно поэтому к причастию можно задавать разные вопросы: «что делающий?» или «что делавший?» и «какой?».

Очень долгое время лингвисты спорят и никак не могут прийти к однозначному выводу: какое же место причастие должно занимать в системе частей речи.

Одни лингвисты считают, что это самостоятельная часть речи, другие доказывают, что это особая форма глагола, третьи же учёные-лингвисты относят причастие к отглагольным прилагательным.

4. Отличие причастия от других частей речи

Разумеется, это очень удобно, когда одно слово работает за двоих. Но и у этих силачей русского языка есть своя «ахиллесова пята». Несмотря на вроде бы показательные суффиксы причастий: «-ащ-«-«ящ-«, «-ущ-«-«ющ-» и другие, иногда их бывает трудно отличить от других частей речи.

Сравните: «блестящий вдали огонёк» — «блестящий актёр», «цветущий сад» — «цветущий внешний вид», «потухший костёр» — «потухший взгляд».

Все эти повторяющиеся слова с суффиксом «-ущ-«-«ющ-» и «-ащ-«-«ящ-» образованы от глаголов. Как же быть? Где здесь полное причастие, а где отглагольное прилагательное?

Дело в том, что причастия имеют только прямое значение. В переносном значении они не употребляются. Поэтому любое причастие можно заменить сочетанием слова «который» и глаголом, от которого образовано причастие.

Читать еще:  Полиглот урок 3 английский язык

Например, «блестящий вдали огонёк – это огонёк, который блестит вдали»; «цветущий сад – это сад, который цветёт».

А прилагательное можно заменить только синонимом прилагательного.

Например, «потухший взгляд – тусклый взгляд», «блестящий актёр – талантливый актёр». А раз слово, образованное от глагола, можно заменить прилагательным, значит, оно и есть прилагательное, только отглагольное.

Краткие формы страдательного причастия, которые в предложении выполняют функцию сказуемого, многие путают с глаголами.

«Кафе закрыто.» — «Кафе .«

«Задачи решены.» — «Задачи

«Статья написана.» — «Статью

Как же быть? Ведь значение этих предложений абсолютно синонимично.

В этом случае можно использовать два способа.

Во-первых, можно посмотреть на морфемный состав этих слов. У глаголов есть очень чёткий признак: суффикс «-л» прошедшего времени. Во-вторых, можно подставить к каждому из этих слов связку «быть». Эту связку можно подставить только к причастию.

«Кафе закрыто.»

«Задачи решены.»

«Статья написана.»

5. Вывод

Итак, причастие – это особая морфологическая единица, которая сочетает в себе признаки других частей речи – глагола и прилагательного – и таким образом позволяет сделать нашу речь более ёмкой и выразительной.

№ 56 – 57. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Руський язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

Задание №1 . Найдите в тексте причастия, задайте вопрос от главного слова, назовите признаки глагола и прилагательного для каждого причастия.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянным, выкрашенным масляной краской забором.

Задание №2. Разделите данные словосочетания на 2 группы: отглагольные прилагательные, причастия.

Жареный картофель, поджаренная рыба, начерченный график, квашеная капуста, выточенная игрушка, моченые яблоки, сушенная на чердаке черемуха, решенная задача, вяленая рыба, топленое молоко.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Издательство «Лицей» (Источник).

Правописание причастий. Упражнения.

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012 (Источник).

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Урок по русскому языку на тему «Причастие» (10 класс)

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТУЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

«Причастие. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов и окончаний причастий. НЕ с причастиями. Причастный оборот. Морфологический разбор».

Преподаватель русского языка и литературы:

образовательные: углубить знания по теме «Причастие»; дать понятие о действительных и страдательных причастиях; совершенствовать навыки правописания частицы не- с причастиями, развивать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота; совершенствовать навыки морфологического разбора причастия;

развивающие: развивать внимание, развивать орфографическую зоркость при написании суффиксов и окончаний причастий, сформировать навыки самостоятельной работы;

воспитательные: воспитывать внимание к слову, культуру речи.

Количество часов : 2

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, карточки-задания для самостоятельной работы.

1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007.

I. Организационный момент (3 мин.)

(сообщение темы и целей занятия учителем).

II. Актуализация знаний по теме «Причастие», полученных в школе (5 мин.)

Цель: обобщить и

систематизировать теоретические знания по теме «Причастие».

III. Совершенствование знаний и умений

Преподаватель сообщает теоретические знания о правописании причастий в готовом виде. При использовании наглядного объяснения педагог применяет

метод эвристической беседы.

Обучающиеся получают готовую таблицу (слайд презентации) с правописанием суффиксов и окончаний причастий. Делают соответствующие записи в тетради.

IV. Углубление полученных знаний и умений. Выполнение практических заданий (27 мин.)

Цель: развивать орфографическую зоркость при написании суффиксов и окончаний причастий, развивать пунктуационные навыки при выделении причастного оборота.

V. Систематизация знаний и умений по выполнению морфологического разбора причастия.

VI. Организация самостоятельной работы (22 мин).

Цель: сформировать навыки самостоятельной работы, совершенствовать умение правильного написания суффиксов и окончаний причастий.

VII. Подведение итогов (2 мин).

VI. Домашнее задание (3 мин.)

— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Открываем тетради, записываем число, тему урока (слайд 1) «Причастие. Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов и окончаний причастий. НЕ- с причастиями. Причастный оборот. Морфологический разбор». Сегодня на уроке (слайд 2) мы расширим наши знания и умения по разграничению действительных и страдательных причастий, углубим навыки правописания суффиксов и окончаний причастий, рассмотрим слитное и раздельное написание не с причастиями.

Вспомним, что нам известно о причастии как о самостоятельной части речи. (слайд 3)

( Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

2. Каковы основные признаки причастия? (слайд 4)

(- причастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов: вид (соверш/несоверш),

переходность, возвратность, время(настоящее и прошедшее);

— изменяются по числам, падежам и только в единственном числе по родам).

3. Какова синтаксическая функция причастия в предложении?

(обычно бывают определениями, реже частью составного именного сказуемого).

4. Назовите виды причастий. (слайд 5)

(действительные и страдательные. Действит.прич. обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдат.прич. обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

Например: девочка, одевающая куклу (действит)

Кукла, одеваемая девочкой (страдат).

1. Правописание окончаний причастий:

Причастия имеют такие же окончания, что и прилагательные. Поэтому написание гласных в окончаниях причастий, как и у прилагательных, проверяется по вопросам.

Ср.: в [какое?] бушующ ее море; в [каком?] бушующ ем море; с [каким?] бушующ им морем.

2. Правописание гласных в суффиксах причастий:

а) правописание гласных в причастиях настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях настоящего времени: -ущ-(-ющ-) – I спряжение; -ащ-(-ящ-) – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица множественного числа;

Ср.: решают (I спр.) – реша ющ ий; строят (II спр.) – стро ящ ий.

в страдательных причастиях настоящего времени: -ом-(-ем-) – I спряжение; -им- – II спряжение. Эти гласные совпадают с гласными личных окончаний однокоренных глаголов в форме 3-го лица единственного числа.

Ср.: решает (I спр.) – реша ем ый; строит (II спр.) – стро им ый.

б) правописание гласных в причастиях прошедшего времени зависит не от спряжения, а от конечной гласной основы инфинитива (прошедшего времени) глагола, от которого образовано данное причастие:

в действительных причастиях;

в страдательных причастиях перед суффиксом -нн- (-н-) пишутся:

гласные а, я, е, если основа глагола оканчивается на а, я, е;

Увешать – увеш а нный; засеять – засе я нный, увидеть – увид е нный.

гласные е, ё, если основа глагола оканчивается на и (глагольный суффикс -и- при этом усекается) или на согласную.

Ср.: повесить – повеш е нный; построить – постро е нный, подмести – подмет ё нный, застрелить – застрел е нный.

Говоря о правописании НЕ с причастиями, о причастном обороте, преподаватель использует метод эвристической беседы. (слайд 10)

1.В каких случаях НЕ с причастиями пишется слитно?

(-если без НЕ они не употребляются;

— если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а) .

2.В каких случаях НЕ с причастиями пишется раздельно?

(- с краткими причастиями;

— с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а).

3. Что называется причастным оборотом? (слайд 11)

4. Как причастный оборот выделяется на письме?

Читать еще:  Видеоуроки итальянского языка с петровым

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы .

Обучающиеся выполняют задания, предложенные преподавателем.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выделяя суффиксы причастий, обозначая условия выбора гласных в суффиксе. Укажите, какое это причастие.

Образец: дышащий (от глаг. II спр.) свежестью.

Хлещ…щий (от глаг ) дождь .

Дремл…щий (от глаг ) старик.

Скач…щую (от глаг ) лошадь.

Плач…щий (от глаг ) малыш.

Бор…щийся (от глаг ) с волнами.

Стел…щийся (от глаг ) туман.

Шепч…щихся (от глаг ) кустов.

Стро…щийся (от глаг ) дом.

Вид…щий (от глаг ) цель.

Трепещ…щий (от глаг ) на ветру.

Клокоч…щий (от глаг ) водопад.

Пен…щиеся (от глаг ) волны.

Кле…щие (от глаг ) коробки.

Та…щий (от глаг ) снег.

Блещ…щая (от глаг ) на солнце.

Се…щийся (от глаг ) дождь.

Леч…щий (от глаг ) врач.

Гон…щийся (от глаг ) за славой.

Ве…щий (от глаг ) ветерок.

Грохоч…щий (от глаг ) гром.

Задание выполняется обучающимися устно по очереди, объясняя изученную орфограмму.

Задание 2. Запишите предложения, поставьте недостающие знаки препинания. Объясните правописание окончаний причастий.

1.Калиныч отворил нам избушку увешанную пучками сухих душистых трав.

2.Мы сели отдохнуть на поваленную ветром иву.

3.Показавшееся из- за гор солнце ослепила нас.

4.Дорожка выбегающая к пруду из густой зелени парка кончается мостиком.

5.Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.

6.Ливень размыл круто поднимающуюся в гору тропинку.

7. Волшебным цветком выросшим на русской почве называли современники оперу М.И. Глинки “Руслан и Людмила”.

8.Свисавшие с крыши толстые сосульки оттаивали на солнце.

9.Чьи-то голоса слышимые в тишине утра привлекли внимание девушки.

10.Верхушки березок колеблемые утренним ветерком приветствовали нарождавшийся день.

Отдельные обучающиеся вызываются к доске для выполнения заданий. Остальные выполняют в тетрадях.

Упражнение 3. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясняя правописание НЕ с причастиями.

1.Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

2.Поэма состоит из (не)завершённых глав.

3.Нужная книга (не)прочитана.

4.(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

5.(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

6.Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

7.Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

8.Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

9.Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

10.Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

План разбора причастия

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

II Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж).

1 разряд причастия (действительное, страдательное);

2 признаки глагола: вид, возвратность, время;

3 признаки прилагательного:

а только для страдательных причастий – полная / краткая форма;

б для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме).

III Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении).

Обучающиеся делают соответствующие записи в тетради и выполняют совместно с преподавателем морфологический разбор причастия (как образец)

Вокруг меня, подгоняемый знакомыми мальчиками, промчался табун (Тургенев).

Причастие, обозначает признак предмета по действию; отвечает на вопрос какой?

Н. ф. – подгоняемый. Морфологические признаки:

2) признаки глагола: несовершенный вид, невозвратное, настоящее время;

3) признаки прилагательного: употреблено в полной форме, единственном числе, мужском роде, именительном падеже.

В предложении выполняет роль определения.

Упражнение 4. Сделайте морфологический разбор причастий: два – письменно, остальные – устно.

Коля рисовал хлеба, которые были убраны в копны. Большая серия акварелей изображала то поле перед дождем, то реку и кусты, покорно затихшие в ожидании надвигающейся грозы, то гладь лугов, прошитую первыми нитями дождя, или развидневшееся, только что омытое недавним ливнем небо, напоённые долины, деревья с отяжеленной листвой.

Обучающиеся выполняют самостоятельно задание.

Преподаватель раздает обучающимся карточки-задания по изученной теме. После обучающиеся сдают тетради с выполненной самостоятельной работой на проверку преподавателю (карточки-задания с самостоятельной работой прилагаются)

Видеоурок Причастие Русский Язык 7 Класс

Русский язык 7 класс (Урок№10 — Причастие как часть речи.)

Русский язык 7 класс Урок№10 — Причастие как часть речи. На этом уроке мы познакомимся с новой частью речи.

Причастие как часть речи

«Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» (М.Ломоносов)

Причастие (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Причастие urokirusskogo.ru.

Русский 7 язык класс. Причастие как часть речи

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Русский язык | Причастие

Записывайся в школу по ссылке: http://bit.ly/2MChKzz Регистрируйся на сайте и занимайся с лучшими репетиторами школы.

Причастие и его грамматические признаки видеоурок

Русский язык 7 класс (Урок№24 — Повторение изученного по теме «Причастие»)

Русский язык 7 класс Урок№24 — Повторение изученного по теме «Причастие» Повторим сведения о причастии.

Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола| Русский язык

Все правила из ЦТ по русскому языку здесь. Смотри обязательно по порядку, чтобы избежать обидных ошибок.

Русский язык 7 класс (Урок№13 — Действительные и страдательные причастия.)

Русский язык 7 класс Урок№13 — Действительные и страдательные причастия. Первое слово в паре называется.

Деепричастие (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Деепричастие urokirusskogo.ru.

Действительные и страдательные причастия

Видеоуроки в Интернет

Скачать это видео для своей работы вы можете по ссылке: https://videouroki.net/blog/deystvitelnye-i-stradatelnye-prichastiya.html Полный комп.

Предлог (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Предлог urokirusskogo.ru.

Русский язык | Деепричастие

Записывайся в школу по ссылке: http://bit.ly/2tv7390 ВНИМАНИЕ! При оплате первого урока второй в подарок! Учим русски.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Видеоурок по русскому языку 7 класс

Пройти тест по теме: https://goo.gl/QaWz8J Домашнее задание от Домашней Школы InternetUrok: http://goo.gl/r8cUgd Задать вопрос к.

Русский язык 7 класс : Причастие как часть речи. Морфологический разбор причастия

OnliSkill — видеоуроки с 5 по 11 класс

Больше видеоуроков на портале онлайн образования: https://onliskill.ru/ Причастие — особая форма глагола, обозначае.

Русский язык 7 класс (Урок№46 — Непроизводные и производные предлоги.)

Русский язык 7 класс Урок№46 — Непроизводные и производные предлоги. Сегодня мы продолжаем знакомство с.

Русский язык 7 класс. Морфологические признаки глагола у причастия

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Русский язык 7 класс (Урок№12 — Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.)

Русский язык 7 класс Урок№12 — Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Причастие с завис.

Русский язык 7 класс. Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Русский язык. 7 класс. Страдательные причастия прошедшего времени 1

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Русский язык 7 класс. Страдательные причастия настоящего времени

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Причастный оборот

Причастие может быть главным словом в словосочетании, или же зависимым. В каком же случае это словосочетани.

Причастие и его грамматические признаки. 7 класс

Уроки русского языка. 7 класс. Тема причастие.

Русский язык 7 класс. Действительные причастия прошедшего времени

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Русский язык 7 класс (Урок№14 — Краткие и полные страдательные причастия.)

Русский язык 7 класс Урок№14 — Краткие и полные страдательные причастия. Эти пары слов состоят из краткой.

Русский язык 7 класс (Урок№7 — Текст)

Русский язык 7 класс (Урок№7 — Текст) Сегодня мы повторим основные признаки текста, типы текста, будем соверш.

Действительные и страдательные причастия

Прочти словосочетание: «диктант, написанный детьми». В этом сочетании диктант «пострадал» от детей — он был.

Русский язык 7 класс (Урок№3 — Лексика и фразеология)

Русский язык 7 класс Урок№3 — Лексика и фразеология Сегодня мы повторим основные понятия лексикологии и.

Союз (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Союз urokirusskogo.ru.

Русский язык 7 класс. Склонение причастия и правописание гласных в падежных окончаний.

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers Школьная ярмарка: экономия родителям кэшбэк https://znaika.ru/market ✓ Официальный.

Словообразование страдательных причастий (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Словообразование страдательных причастий urokirusskogo.ru.

Русский язык. 7 класс. Глагольные формы. Причастие

Русский язык. 7 класс Глагольные формы. Причастие Лектор – Вадим Евгеньевич Пугач, доцент Санкт-Петербургс.

Русский 7 Морфологический разбор причастия

Образование. Обучение — Znaika TV. Знайка.ру

Наши репетиторы https://znaika.ru/teachers ✓ Официальный сайт http://znaika.ru/ Арина Данилова — https://youtu.be/DTnkkN9jwbY Кто обидел.

Причастный оборот (7 класс, видеоурок-презентация)

Видеоурок по русскому языку для 7 класса. Тема: Причастный оборот urokirusskogo.ru.

Русский язык 7 класс (Урок№15 — Действительные причастия настоящего времени.)

Русский язык 7 класс Урок№15 — Действительные причастия настоящего времени. На этом уроке вы вспомните опре.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector