Общественная значимость образования урок 10 класс
Общественная значимость образования
Одним из важнейших критериев уровня цивилизованности общества, проявления его культуры является образование, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.
Что такое образование
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:
• передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
• генерирование и хранение культуры общества;
• разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
• социализацию личности, особенно молодёжи, и её интеграцию в общество;
• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи;
• создание условий для социальной мобильности. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Образование — социальный лифт
Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям,группам.
Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.
Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высокооплачиваемую работу, где не требуют университетского диплома. Но таких мест мало, к тому же длительное время находиться на такой социальной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобильности.
Обществознание. 10 класс
Конспект урока
Обществознание, 10 класс
Урок 7. Наука и образование
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Наука и образование.
- Функции образования как социального института.
- Общественная значимость и личностный смысл образования.
Глоссарий по теме
Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.
«Большая наука» — новая обширная сфера научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок.
Образование – педагогически организованный процесс социализации, осуществляемый в интересах личности и общества.
Универсальность – всеобщность, разносторонность.
НТП – поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов производительных сил общественного производства на основе широкого познания и освоения внешних сил природы.
Дифференциация науки – выделение новых научных дисциплин (из биологии выделились генетика, экология, физиология, микробиология).
Интеграция науки – синтез знания, объединения ряда наук, возникновение новых научных дисциплин (физическая химия, химическая биология, кибернетика).
Наука, функции науки, «большая наука», образование, функции образования, универсальность, НТП, дифференциация и интеграция науки.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017.
П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017.
А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.С. Королькова, Е.Л.Рутковская. ЕГЭ. Обществознание. Экзаменационный тренажер. 20 экзаменационных вариантов. Учпедгиз.Москва,2018.
Раздел. Человек и общество. Задания типа 20.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Понятие «наука» имеет несколько значений. Прежде всего, наука – система знаний и способы их добывания. Выделяют несколько направлений в системе наук: естествознание (физика, химия, биология) и обществознание (история, социология, правоведение, политология). Творческая деятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний представляет собой процесс приобретения новых знаний.
Наука является элементом духовной культуры вместе с искусством, образованием, религией. Связь у науки с образованием обусловлена тем, что в образовании вырастают будущие учёные и закладываются основы будущих профессий. Но и содержание образования обеспечивается наукой.
Наука является одним из важных социальным институтов и выполняет ряд функций. Познавательно-прогностическая: связана с приобретением людьми объективных знаний об окружающем мире и человеке. Исследования учёных и система научных понятий и выводов дают возможность прогнозировать развитие явлений и исключать риски.
Культурно-мировоззренческая: связана с систематизацией знаний и представление их в определённых картинах мира. Научные представления позволяют различать истинное и ложное, то есть превращаются в часть мировоззрения. Если мировоззрение человека складывается только на личном повседневном опыте, он с трудом может считаться культурной личностью.
Социально-производственная: связана с технологическим прорывом во второй половине XX века. Сначала были открыты и изучены наукой атомные реакции, электромагнитные волны; затем всё это легло в основу технологического развития.
Научные знания и методы служат средством решения проблем общества: преодоление экологического кризиса, обеспечение обороноспособности, создание новых лекарств.
Новую широкую сферу научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок современные учёные назвали термином «большая наука».
Наука охватывает всю деятельность человека, все сферы общественной жизни.
В наука существует дифференциация и интеграция исследований (около 15 тысяч дисциплин).
Основное правило этики – «Не навреди!» В этом заключается социальная ответственность человека науки.
НТП — одна из главных факторов, приведших к экологическому кризису. Учёные стали создавать профессиональные и массовые экологические движения, они первыми подняли проблему гонки вооружений.
Еще одним важным социальным институтом является образование. Образование -это способ становления личности путем получения людьми знаний.
Пути получения образования: обучение, самообразование. Главная функция образования – социализация личности, выступая каналом социальной мобильности. Через образование личность может самореализоваться, раскрыть свои способности и таланты.
Современное образование имеет ряд черт: 1) информационные технологии стали неотъемлимой частью образовательного процесса; 2) образование носит непрерывный характер.
Функции образования: экономическая, социальная, культурная.
В условиях глобализации происходит сближение национальных систем образования. Во многих странах высшая школа имеет два уровня подготовки — бакалавриат и магистратуру. В средней школе на старшей ступени обучение приобретает профильный характер.
Система образования РФ включает дошкольное и школьное образование, а также профессиональное образование.
Тенденции в развитии образования на современном этапе
- демократизация
- непрерывность и рост продолжительности образования
- гуманизация
- гуманитаризация
- интернационализация
- компьютеризация
Разбор типового тренировочного задания
1. Выберите верные суждения о науке
1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.
2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.
4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.
5) Наука создаёт материальные ценности.
Правильный вариант/варианты: 1,3,4
2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что _____ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ______ (Б) на основе неоспоримых ______ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ______ (Г) или _______ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и _______ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так.
Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) факты 4) выводы 7) возврат
2) ошибки 5) науки 8) личность
3) психика 6) контакты 9) история
Правильный вариант: науки, выводы, факты, ошибки, возврат, история.
Общественная значимость образования
Одним из важнейших критериев уровня цивилизованности общества, проявления его культуры является образование, с которым в различные периоды жизни связаны все живущие в современном обществе.
Что такое образование. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» оно понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».
Образование — социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Образование в обществе выполняет множество функций. К ним относят:
• передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
• генерирование и хранение культуры общества;
• разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений;
• социализацию личности, особенно молодёжи, и её интеграцию в общество;
• обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи;
• создание условий для социальной мобильности. Положение индивида в обществе, возможности для его успешного продвижения по служебной лестнице определяются качеством полученного образования, во многом связанного с престижем учебного заведения.
Образованию принадлежит очень важная роль в определении социального статуса личности, в воспроизводстве и развитии социальной структуры общества, в поддержании социального порядка и стабильности, осуществлении социального контроля за процессами интеллектуального, нравственного, физического развития молодого поколения. А на систему профессионального образования, кроме того, ложатся ещё и функции контроля за распределением поколения, вступающего в самостоятельную трудовую жизнь, по различным ячейкам социальной структуры общества: классам, социальным группам, слоям, производственным коллективам.
Образование — социальный лифт. Образование, наряду с армией и сферой приложения труда, — один из лифтов социальной мобильности. Получив знания и высокую квалификацию, в современном обществе гораздо легче сделать карьеру, чем: а) это было в доиндустриальном и индустриальном обществе, б) если бы человек ими не обладал.
Те, кто рано уходит из школы, в будущем имеют более низкий социально-экономический статус. Причём основной процент отсева приходится на семьи с низким социально-экономическим статусом. Объясняется это не только нехваткой денег, хотя часто именно они становятся главной причиной.
С давних пор и по сей день образование как социальный институт выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным слоям, группам.
Необразованный человек не может получить высокооплачиваемую и ответственную работу, какого бы социального происхождения он ни был. У образованного и необразованного неравные жизненные шансы, но ситуацию всегда можно исправить, повысив свою квалификацию, стоит только приложить усилия.
Разумеется, всегда можно найти обходные пути, устроившись на высокооплачиваемую работу, где не требуют университетского диплома. Но таких мест мало, к тому же длительное время находиться на такой социальной позиции рискованно: то ли очередная проверка с аттестацией нагрянет, то ли конкуренты обойдут, то ли грубый промах по своей неграмотности допустишь. Второй раз найти лазейку гораздо сложнее. Даже фальсификация документов об образовании, покупка липового диплома свидетельствуют о возросшем значении образования как канала вертикальной мобильности.
Уровень образования — уровень доходов. Другое дело, что связь между двумя переменными — уровнем образования и уровнем доходов — не такая очевидная, а в некоторых обществах она вообще проблематичная. Филолог или врач-терапевт может быть более образован, чем многие из преуспевших бизнесменов. Но получают они совершенно разные доходы. Перед тем как выбрать вуз, необходимо узнать рыночную стоимость будущего образования. Она-то и определит ваши шансы на достижение желаемого уровня материального благополучия. Профессия экономиста и юриста до недавнего времени в нашей стране пользовалась наибольшим спросом, соответственно и конкурсы в профильные вузы постоянно росли. Но сейчас наступило перенасыщение рынка труда такими специалистами. Поэтому и растёт рыночная цена инженерного образования.
В обществе со стабильной и процветающей экономикой между уровнем образования и размером заработной платы обнаруживается жёсткая связь. Например, в США работники, окончившие лишь среднюю школу, зарабатывают в среднем в полтора-два раза меньше, чем их сверстники, имеющие диплом бакалавра, и почти втрое меньше, чем доктора. Примерно такая же картина и в странах Европы. Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, ибо в обществе прочно укоренилось восприятие высшего образования не только как социального блага, но и как высшей духовной ценности.
Качественное образование выгодно не только для отдельного человека, но и для общества в целом. Благодаря ему индивид может надеяться сделать неплохую карьеру в бизнесе, на политическом или культурном поприще. Благодаря системе образования страна получает высококвалифицированных работников. А это означает рост производительности труда, внедрение новых технологий, выход на передовые рубежи в социальном развитии.
Образование и обучение. Сегодняшняя система образования в мире держится на фундаментальной подмене понятия «человек образованный» понятием «человек обученный» и на отождествлении процесса образования с процессом обучения. Однако это далеко не одно и то же.
Обучение — процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет чётко регламентированные цели, задачи и этапы реализации.
Что касается образования, то это гораздо более широкое и фундаментальное понятие. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни человека в ходе инди- видуально-личностного диалога с миром окружающей человека культуры. При этом случаются ситуации, когда человека кто-то специально учит, обучает; однако в огромном количестве случаев никакого специального обучения нет, а процесс образования всё равно происходит. Например, когда человек просто читает книги, или общается с умными людьми, или сам пытается что-то создавать в духовной сфере.
Также непросто обстоят дела и с понятиями «просвещение» и «грамотность», в чём нам предстоит ещё убедиться.
Что такое образованный человек. Образованный человек обладает развитым чувством совести и потому способен нести ответственность за свои действия и их последствия не только перед собой и своими друзьями и близкими, а перед гораздо более широкой общностью, которое именуют человечеством в целом. Образованный человек — это человек, в котором присутствует нравственное начало. А ведь специфика нравственной позиции состоит в том, что её нельзя усвоить как какое-то внешнее знание, её можно лишь выстрадать.
Просвещённый человек — это индивид с широким гуманитарным взглядом на мир; хорошо знакомый с достижениями мировой культуры; ориентирующийся в ее истории и направлениях; умеющий поддержать беседу или проявить свою эрудицию по самым разным вопросам, в том числе и естественно-научного профиля. Он может быть одновременно глубоко нравственным человеком, однако критерий нравственности не заложен в самом понятии просвещённого человека. Скорее это некое дополнение к нему.
Homo edoctus (человек образованный) — не только хорошо информированный и разбирающийся в современных науках индивид. Кроме того, он обладает самостоятельным образом мысли, гибким и развитым мыслительным аппаратом, позволяющим искать и находить нестандартные решения. При этом речь идёт не о том, что он владеет готовыми алгоритмами мышления или схемами знания, как в случае человека просвещённого, а о том, что его мышление имеет свой неповторимый почерк.
Зато человек просвещённый — всегда индивид, владеющий широкой палитрой языков культуры, позволяющих ему вступать в продуктивный диалог с представителями других культур. Прежде всего это язык художественно-поэтического творчества. Таких людей относят к цвету гуманитарной интеллигенции. В то время как человек образованный может вполне быть узким специалистом или даже практиком в технических областях.
Грамотный и просвещённый человек. Результатом действия в обществе развитой системы среднего и высшего образования, помимо всего прочего, является создание, во-первых, грамотного (на базе среднего образования), во-вторых, просвещённого (на базе высшего образования) населения.
О пользе просвещения в наш век уже не принято говорить в вопросительной форме. Мало кто сомневается в его необходимости. Хотя все мы в разной степени приобщаемся к его плодам. Тот, кто разобрался в основах наук, преподаваемых в средней школе, зовётся грамотным человеком. А если к тому же он разбирается в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли, то почему бы не назвать его просвещённым человеком. Но тот, кто приобщается к знаниям не любопытства ради, а проводит серьёзные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания, несомненно, считается учёным.
Обучение даёт квалификацию, образование — метаквали- фикацию, т. е. систему знаний, облегчающую поиск и усвоение новых знаний. Например, фермеры в развитых странах имеют не только высокую квалификацию, которую им дали опыт работы на ферме и среднее образование. Они имеют ме- таквалификацию, которая даёт знание того, к кому и когда обратиться за советом — к юристу, ветеринару, местному агенту по сбыту, сотруднику университетского факультета патологии растений, оптовому поставщику, метеорологу, механику. Метаквалификация, таким образом, позволяет человеку найти нужную информацию и усвоить её, даже если она находится далеко за пределами его личного опыта.
Основные термины и понятия
Образование, обучение Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте образование как социальный институт.
2. Что такое социальный лифт? Почему образование можно к нему отнести? Сравните его с возможностями других социальных лифтов.
3. Раскройте разницу смысла словосочетаний: человек образованный, обученный человек, просвещённый человек, грамотный человек. От чего зависят столь разные результаты обучения?
4. Что такое метаквалификация? Насколько она есть у вас? В чём она проявляется?
1. В параграфе даются основные функции образования. Сгруппируйте их, обозначив критерий, который стал основой отбора. Есть ли среди функций одна-две, которые можно назвать центральными, системообразующими? Своё мнение обоснуйте.
2. Смоделируйте аргументы участников дискуссии, одни из которых говорили бы о важности получения среднего образования всеми гражданами, а другие исходили бы из положения: «Не всем людям нужно высокое образование. Тем более не все хотят учиться. Так стоит ли тратить средства, силы и учить всех, тем более заставлять учиться?»
Презентация по обществознанию на тему «Общественная значимость образования» (10 класс)
При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!
Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .
Описание презентации по отдельным слайдам:
Образование Урок по обществознанию 10 класс Гацко Л.В.
Образование Социальный институт, состоящий из множества учреждений и институций, включающий средства управления и организации.
Функции образования в обществе: Передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры Генерирование и хранение культуры общества Разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений Социализацию личности, особенно молодежи, и ее интеграцию в общество Обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи Создание условий для социальной мобильности.
Образование социальный лифт Каждый шаг наверх по образовательной лестнице хорошо вознаграждается, в обществе укоренилось восприятие высшего образования как социального блага, как высшей духовной ценности.
Уровень образования – уровень доходов.
Обучение Процесс трансляции знаний, умений, навыков от учителя к ученику, который имеет четко регламентированные цели, задачи и этапы реализации. Процесс образования, становления человеческой личности происходит непрерывно, на протяжении всей жизни человека.
Образованный человек Обладает развитым чувством совести Несет ответственности за свои действия и их последствия перед собой, друзьями, обществом. Обладает нравственным началом. Обладает самостоятельным образом мысли Хорошо разбирающийся в современных науках Может быть узким специалистом или практиком в технических областях.
Просвещенный человек Имеет широкий гуманитарный взгляд на мир Знаком с достижениями мировой культуры Ориентируется в истории своей страны Проявляет эрудицию по различным вопросам науки Представитель гуманитарной интеллигенции
Грамотный человек Тот, кто разбирается в основах наук, преподаваемых в средней школе. Просвещенный человек Тот, кто не только разбирается в основах наук, но еще в современном искусстве и литературе, знает классическое наследие в области гуманитарной мысли. Ученый Тот, кто проводит серьезные исследования, расширяя наши представления о мире, способствует приросту нового знания.
Домашнее задание параграф 11 читать, вопрос № 3 подготовить
Выберите книгу со скидкой:
Я выбираю здоровье! Выход есть!
350 руб. 127.00 руб.
Мандалы по точкам. Аффирмации на счастье, женственность, здоровье и удачу
350 руб. 30.00 руб.
Здоровье человека в нездоровом мире. 2-е изд. Новые, сенсационные открытия!
350 руб. 282.00 руб.
Руномагия. Обретение силы. Любовь, здоровье, деньги и мощь рунических мандал
350 руб. 345.00 руб.
Секрет щитовидки. Что скрывается за таинственными симптомами и болезнями щитовидной железы и как вернуть ей здоровье
350 руб. 603.00 руб.
Счастливый малыш до года: здоровье, психология, воспитание
350 руб. 328.00 руб.
Большая книга архангелов. Как обратиться к высшим силам за здоровьем и благополучием
350 руб. 268.00 руб.
Похудеть, активируя гормоны: как в 50 лет сохранить здоровье и привлекательность
350 руб. 409.00 руб.
Эгоистичная митохондрия. Как сохранить здоровье и отодвинуть старость
350 руб. 666.00 руб.
Разум рулит настроением. Измени свои мысли, привычки, здоровье, жизнь
350 руб. 588.00 руб.
Все болезни от головы. Измени мышление, сохрани здоровье
350 руб. 245.00 руб.
Здоровье пожилых людей. Как не болеть в старости и продлить долголетие
350 руб. 521.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»
- Гацко Людмила Викторовна
- Написать
- 17.11.2016
Номер материала: ДБ-359665
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- 17.11.2016
- 631
- 17.11.2016
- 1783
- 17.11.2016
- 193
- 17.11.2016
- 159
- 17.11.2016
- 220
- 17.11.2016
- 299
- 17.11.2016
- 227
Не нашли то что искали?
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. Урок обществознания, 10 класс, базовый уровень. МОУ Ильинская СОШ. Учитель Смирнов Евгений Борисович. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕвгений Смирнов
Похожие презентации
Презентация 10 класса по предмету «Обществознание и Окружающий мир» на тему: «НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. Урок обществознания, 10 класс, базовый уровень. МОУ Ильинская СОШ. Учитель Смирнов Евгений Борисович.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
2 НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
3 ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ЭТИКА НАУКИ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
7 ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ КУЛЬТУРА – ЧАСТЬ ОБЩЕСТВА СО СВОИМИ ЗАДАЧАМИ И ЦЕЛЯМИ ФУНКЦИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ ФУНКЦИЯ НАКОПЛЕНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ФУНКЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ФУНКЦИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ
8 ПРОБЛЕМА НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ – ДОБРО ИЛИ ЗЛО
9 НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. ПОНЯТИЕ НАУКИ НАУКА- ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ И ОСНОВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ПОЛУЧЕНИЕ, ОБОСНОВАНИЕ, И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, ПОНЯТИЙ, ЗАКОНОВ, ТЕОРИЙ) О ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ ПОНЯТИЕ НАУКИ ОЗНАЧАЕТ ТАКЖЕ СОВОКУПНОСТЬ ЗНАНИЙ В КАКОЙ ЛИБО ОТРАСЛИ
10 НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. НАУКА НАУКА ЭТО СИСТЕМА ЗНАНИЙ И ЕЁ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДСТВО НОВЫХ ИСТИННЫХ ЗНАНИЙ 1.НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ПОНИМАНИИ ВОЗНИКАЕТ В ВЕКАХ 2.НАЧАЛОСЬ ПРОНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В ТЕХНОЛОГИЮ. 3. НАЧАЛИСЬ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ ДВЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАУКИ: -ПОЗНОВАТЕЛЬНАЯ, -ПРАКТИЧЕСКИ ДЕЙСТВЕННАЯ. ОТСЮДА И РАЗДЕЛЕНИЕ НАУКИ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ
11 НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. В 17 ВЕКЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ АКАДЕМИИ НАУК. НАУНАЯ РАБОТА ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ПРОФЕССИЮ, А НАУКА В СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ В 20 ВЕКЕ БУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ СВЯЗАНО С НТП ( НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ) В НАЧАЛЕ 20 В. – 100 ТЫС. УЧЕНЫХ. В КОНЦЕ ВЕКА – СВЫШЕ 5 МИЛЛИОНОВ. МИРОВАЯ НАУНАЯ ИНФОРМАЦИЯ УДВАИВАЕТСЯ В 20 В. КАЖДЫЕ 10 – 15 ЛЕТ. 90% СЕХ ПРЕДМЕТОВ СОЗДАНО В 20 ВЕКЕ.
12 ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – НАУКА ИССЛЕДУЕТ ВСЕ СТОРОНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ — ПОЯВЛЕНИЕ САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И КОЛЛЕКТИВНОГО НАУЧНОГО ПОИСКА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ СБЛИЖЕНИЕ НАУКИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ ОБЩЕСТВА.
13 ЭТИКА НАУКИ НЕ НАВРЕДИ СТРЕМЛЕНИЕ К ИСТИНЕ ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
14 ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- ОБРАЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫЙ ИСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ОТВЕЧАЕТ ПОТРЕБНОСТЯМ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ПРИОБРЕТЕНИИ ЗНАНИЙ, ЯВЛЯЕТСЯ СИСТЕМОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЛАДАЮЩЕЙ МАТЕРИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ, КОММУНИКАЦИЯМИ, ВЫПОЛНЯЕТ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ ФУНКЦИИ ПЕРЕДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ВКЛЮЧЕНИЯ ИНДИВИДА В РАЗЛИЧНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, ПРИОБЩЕНИЯ ЕГО К КУЛЬТУРЕ. ШКОЛА НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ ЗА ДОСТУПНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ НАУЧНЫМ ВОЗЗРЕНИЯМ
15 ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. В ЗАКОНЕ РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» ОБРАЗОВАНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НА ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА ПЕРВЫЙ ОРИЕНТИР- ЛИЧНОСТНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОРИЕНТИР ИСХОДИТ ИЗ ПРИЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТЬЮ, А ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ- ОДНИМ ИЗ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ. ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТ. ЗНАЧИМОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. 1.ОБРАЗОВАНИЕ- ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ. 2.ОБРАЗОВАНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗНАНИЯМИ. 3.ОБРАЗОВАНИЕ ВВОДИТ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ.
16 ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. ПЕРВЫЙ ОРИЕНТИР- ЛИЧНОСТНЫЙ 4.ОБРАЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ. 5. ОБРАЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ. ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЯМО ЗАВИСИТ ПРОДВИЖЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ЗАРАБО ТОК, СОЦ. СТАТУС ОНАКО В НАШЕЙ СТРАНЕ ОБРАЗОВАННОСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ БЛАГОПОЛУЧИЯ.
17 ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ. ВТОРОЙ ОРИЕНТИР- СОЦИАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА : 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ НАРОДА. 2.ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЕТ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ. 3.ОБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. 4.ОБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА НАЦ. БЕЗОПАСНОСТЬ. — УКРЕПЛЯЕТ ЭКОНОМ. БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЮ. -.ОБРАЗОВАНИЕ УКРЕПЛЯЕТ ВОЕННО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
18 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ТЕНДЕНЦИЯ – НАПРАВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ. ГЛАВНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ- ОБРАЗОВАНИЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ МИРОВОМУ УРОВНЮ КУЛЬТУРЫ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ПОЯВЛЯЮТСЯ РОСТКИ ТЕНДЕНЦИИ «РАБОТАТЬ НА ОПЕРЕЖЕНИЕ» ГОТОВИТЬ ЛЮДЕЙ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ИННОВАЦИЯМ
19 ТЕНДЕНЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИДЕЯ НЕРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАНА С УЧЕНИЯМИ О ДУХОВНОМ СОВЕРШЕНСТВОВ АНИИ ЛИЧНОСТИ РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАЛО ОБЩЕМИРОВОЙ ТЕНДЕНЦИЕЙ С ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА И СВЯЗАНО С НТП. ОТ ОБРАЗОВАНИЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ.. РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОСОБСТВУЕТ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ СОДЕЙСТВУЮТ -ОБЩЕОБРОЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ. — ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,- ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. -САМООБРОЗОВАНИЕ. -ФУНКЦИИ НП – КОМПЕНСИРУЮЩАЯ, АДАПТИВНАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯ
20 РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ПУТЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯВЛЕНИЕ МИРОВОЕ. В РОССИИ ОНА ОБЬЯСНЯЕТСЯ РЯДОМ ПРИЧИН: 1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В МИРЕ ТРЕБУЮТ ПОДГОТОВКИ ЛЮДЕЙ К ЖИЗНИ В БЫСТРО МЕНЯЮЩИХСЯ УСЛОВИЯХ. 2.ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ СВЯЗАНЫ С СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ ТРАНСФОРМАЦИЯМИ В СТРАНЕ. 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРИОРИТЕТНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
21 ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ И ТАК ЧТО ДАЕТ НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
22 ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1.ТЕКСТ П.9 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ. 2.ЗАДАНИЯ НА СТР. 97, 98
23 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008