Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение на эмоции в тренинге

Психологический тренинг «В мире эмоций»
методическая разработка по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

«Путешествие в мир эмоций»

«Путешествие в мир эмоций»

— отработать навык выражения своих чувств и эмоций, проявлять и показывать свой эмоциональный мир.

— познакомить с различными эмоциональными состояниями;

— развить способности понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать своё состояние;

— снять эмоциональное напряжение.

Ведущий: День добрый! Наше сегодняшнее занятие посвящено эмоциям. Поскольку эмоции играют важную роль в жизни человека: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё.

Что такое эмоция? Эмоции возникают в результате общения человека с другими людьми. Эмоции – это средство, с помощью которого мы контактируем друг с другом. Это реакция организма на внешние и внутренние раздражители. Содержательную сторону эмоций выражают чувства – э то выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Какие вы знаете эмоции? Игра «Буквы алфавита»

Б – блаженство, беспомощность, безмятежность, бодрость, беспечность.

В- восхищение, восторг, воодушевление, высокомерие.

Г – гнев, горе, грусть.

Д- досада, депрессия.

З – злость, замешательство.

И – игнорирование, изворотливость, инертность.

К – критиканство, колкость.

Л – ликование, любовь.

М – месть, монотонность.

Н – надменность, настороженность.

О – оптимизм, опасение, отчаяние, отвержение, отвращение.

П – предвкушение, паника, покой,

Р – радость, решимость,

С – страх, скука, страсть, смятение, сожаление, симпатия.

Т – тревога, тяжесть.

У – удивление, ужас, уверенность, утомительность.

Х – хандра, холодность.

Э – энтузиазм, эмпатия, эгоизм.

Я – ярость, язвительность.

Эмоции делятся на положительные и отрицательные :

Управление сильными эмоциями.

Ведущий: Сильные положительныеэмоции, как и отрицательные эмоции приносят стресс для нервной системы. Временное игнорирование эмоций может принести пользу, но хроническое блокирование эмоций никак нельзя назвать полезным для здоровья.

Способы позволяющие справится с неопределёнными эмоциями.

  1. Прослушивание приятной музыки
  2. Прогулки по живописным местам
  3. Общение с друзьями.
  4. Просмотр хорошей комедии и мелодрамы.
  5. Покупка любимых цветов.
  6. Приём ванны
  7. Сон.
  8. Размышление о смысле жизни.

Ведущий: А сейчас вы сами оцените своё психическое состояние.

(раздача бланков теста)

Самооценка психических состояний (по Айзенку)

Инструкция. Вам предлагается описание различных психических состояний. Если с утверждением Вы полностью согласны, то напротив варианта поставьте букву «А» » если не очень, то напротив варианта поставьте букву «Б» если совсем не согласны, то напротив варианта поставьте букву «В»

  1. Не чувствую в себе уверенности,
  2. Часто из-за пустяков краснею. .
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о воображаемых неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный человек. .
  10. Я с трудом переношу ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
  15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая её бесполезной.
  16. Я нередко чувствую себя беззащитным.
  17. Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  18. Чувствую растерянность перед трудностями.
  19. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу чтобы меня пожалели.
  20. Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
  21. Оставляю за собой последнее слово.
  22. Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  23. Меня легко рассердить.
  24. Люблю делать замечания другим.
  25. Хочу быть авторитетом для окружающих.
  26. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  27. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
  28. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  29. У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  30. Я мстителен.
  31. Мне трудно менять привычки.
  32. Нелегко переключаю внимание.
  33. Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  34. Меня трудно переубедить.
  35. Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  36. Нелегко сближаюсь с людьми.
  37. Меня расстраивают даже незначительные нарушения планов.
  38. Нередко я проявляю упрямство.
  39. Неохотно иду на риск.
  40. Резко переживаю отклонения от принятого мною режима -дня.

Обработка результатов. За вариант ответа А ставится 2 балла,

па вариант Б — I балл, за вариант В — 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп вопросов где:

I группа — I — 10 вопросы — тревожность;

II группа — II — 20 вопросы — фрустрация;

III группа — 21-30 вопросы — агрессивность;

IV группа — 31-40 вопросы — ригидность.

0 . 7 баллов — не тревожные;

8 . 14 баллов — тревожность средняя, допустимого уровня;

15 . 20 баллов — очень тревожные.

П. Фрустрация: — степень устойчивости к неудачам.

0 . 7 баллов — высокая самооценка, устойчивость к неудачам;

8 . 14 баллов — средний» уровень, фрустрация имеет место быть;

15 . 20 баллов — низкая самооценка, избегание трудностей, боязнь неудач.

0 . 7 баллов — уравновешенность, выдержанность;

8 — 14 баллов — средний уровень агрессивности;

15 . 20 баллов — агрессивность, невыдержанность, есть трудности в работе с людьми.

IV.Ригидность – степень переключения.

0 . 7 баллов — ригидность отсутствует, легкость переключения;

8 14 баллов — средний уровень ригидности;

15 . 20 баллов — сильно выраженная ригидность, противопоказаны смены в учёбе, работе, семье.

Игра «Чувства и животные»

На одном столе лежат карточки с эмоциями. На втором карточки с животными .Задача игрока — пройти по комнате так, как ходит животное, переживающее это чувство. Второй игрок должен угадать, что это за зверь и какую эмоцию он испытывает.

Вывод: проявили эмоцию с помощью пантомимики.

Игра «Зеркало» (на развитие наблюдательности и коммуникативных способностей).

Вызываются два участника: один выражает эмоцию, другой должен повторить.(например, гнев — губы сжаты, брови нахмурены; удивление — рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты глаза широко открыты), а он попробует придать своему лицу то же самое выражение.

Вывод: проявили эмоцию с помощью мимики.

А ещё с помощью чего можно проявить чувства и эмоции?

Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонаций и тембра голоса.

Игра «Сочини сказку»

Группа делится на команды, каждой команде даётся карточка, на которой написана определённая эмоция. Нужно сочинить сказку, используя эту эмоцию.

Этюд «Охотник » (на выражение чувства уверенности в себе, выработку умения преодолевать страх). Ты охотник на львов и тигров. Опасности грозят со всех сторон: висящая лиана оказывается зашипевшим удавом, а коряга в ручье — это свирепый крокодил. Но отважный охотник , уверен в своих силах. Он преодолевает все препятствия и достигает своей цели: бросившийся на него лев повергнут на землю. Охотник стоит над ним, расправив плечи и выпрямив спину.

Этюд «Таинственная дверца» (на выражение интереса и удивления). Представь себя путешественником. Ты идешь по темной пещере, освещая путь факелом. И вдруг в гранитной скале ты видишь маленькую железную дверь. Ты отодвигаешь засов, медленно открываешь дверь и видишь там. (придумай, что же ты там увидел такое, что тебя это очень удивило).

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

«Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написана определённая эмоция. Постарайтесь выразить эту эмоцию. Вы можете делать любым доступным для вас способом (мимикой, жестами, словами и т.п.). Единственное, чего нельзя делать,- это произносить название эмоции или показывать карточку окружающим. Задача остальных участников группы – назвать эмоцию, которую вы изображаете и придумать ситуации из жизни в которых эта эмоция возникает.

ожидание нетерпение скука волнение суета

возбуждение переживание страх растерянность веселье

напряжение счастье испуг радость

Игра «Эстафета чувств»

Все игроки стоят с закрытыми глазами первый играющий получает карточку с заданной эмоцией. Получив задание, первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передаёт ему пантомимой свой вариант того же чувства.

Упражнение «Выражение настроения»

Игрокам предлагается изобразить походкой состояния: очень уставшего человека; счастливого человека, получившего чудесное сообщение; перепуганного человека; лунатика, бредущего с открытыми глазами; гения , получившего Нобелевскую премию; канатаходца.

Ведущий: Наше занятие подходит к концу. Я надеюсь вы узнали что- то новое и интересное о себе. Мы играли с вами в игры где вы изображали различные эмоциональные состояния. Какую эмоцию было сложнее всего изобразить?

Списаибо всем, пока до новых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст.

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей — это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые.

Памятка для родителей.

Родительское собрание в 1 классе.

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн.

Тест по окружающему миру «Эмоции. Чувства», 4 класс.

Психологический тренинг «Мир эмоций» представляет собой организованною практическую работу с учащимися 1-4 классов в смешанных группах, направленную на отработку навыков понимания своего и.

Тренинг «Планета чувств»

Занятие «Планета чувств»

Цель: Развитие эмоциональной грамотности. Обучение способам эмоциональной разрядки.

Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков», цветные стики и маркер для ведущего, листы А4 по 3 для каждого участника, фломастеры, карандаши, цветной пластилин, краски, влажные салфетки, цветная бумага.

1 . Объявление темы тренинга. Стартовый шеринг.

2 . Разминка. Упражнение «Если бы ты был цветом»

Участникам предлагается по кругу рассказать свою фантазию относительно сидящего рядом участника на тему: «Если бы ты был цветом, то ты был бы…, потому что…». Свое мнение нужно обосновать. Например: «Если бы ты бал цветом, то ты был бы желтым, потому что ты всегда освещаешь, даришь тепло, но ты можешь обжечь, если тебе надо себя защитить.

Заметка для ведущего: Это упражнение-разминка, но для тренера оно дает хороший диагностический материал: если в группе есть скрытая агрессия, в подобных упражнениях она проявляется в виде язвительных сравнений. Если группа доброжелательная, сравнения будут нацелены на проявление ресурсных особенностей человека.

3 . Упражнение «Планета чувств».

Материалы: лист ватмана с изображением 4 «материков» (любой формы, приложение 1). Цветные стики и маркер для ведущего. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене или доске.

«Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства.

Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Тренер прикрепляет стики одного цвета (с названиями ощущений) к материку «Ощущения» (3-4 шт.).

Драйвы – это такое неудовлетворение, напряжение, которое заставляет нас искать возможности удовлетворить потребность.

Например: голод, желание двигаться, сексуальное желание. Тренер прикрепляет стики другого цвета к материку «Драйвы» (3-4 шт.).

Эмоции – это то, что мы переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Прикрепляет стики с надписями к соответствующему материку.

Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Они приходят и уходят. Когда они становятся постоянными или длительными, это называется эмоциональным состоянием. Когда они сплетаются, соединяются, мы называем это чувствами.

Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, на самом деле мы переживаем одновременно много эмоций и чувств – и радость, и тревогу, иногда страх. Ревность – тоже сложное чувство. Когда мы ревнуем, мы боимся потерять человека, обижаемся, сердимся. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства всегда переплетаются с нашими мыслями. Приклеиваются стики с надписями.

Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Вы называете, а я буду писать на стиках и приклеивать к материкам.

Читать еще:  Тренинги продаж обучение

Примеры заполнения «материков»:

стремление избегать опасность

Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.

Вопросы задаются в круг, и после 2-3 ответов (правильных или ошибочных) ведущий сообщает правильный ответ.

— Чем отличается гнев от агрессии?

(Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, наносящие вред кому-либо или чему-либо).

— Чем отличается радость от удовольствия?

(Радость – это очень активная эмоция или чувство, оно тонизирует, сердце бьется, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное).

— Чем отличается грусть, печаль от тоски или горя?

(Грусть, печаль – это чувства или эмоции тихие, сопровождаются расслаблением. Хотя они и не считаются положительными эмоциями, иногда человек получает удовольствие от грусти. А тоска или горе всегда сопровождаются душевной болью, напряжением, страданием).

Заметка для ведущего : Это упражнение носит информативный характер, его нужно проводить быстро, динамично. Иначе участники заскучают.

4 . Упражнение «Радуга чувств».

Цель: Обучение сознаванию своего эмоционального состояния.

Материалы: листы А4 по 2 для каждого участника. Наборы фломастеров, карандашей.

Условие: проводится сразу после упражнения «Планета чувств»

«Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Посмотрите на тот список, который мы составили во время предыдущего упражнения. Возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком…

Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте каким-нибудь цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте кружок или квадрат рядом с названием чувства…

А теперь возьмите второй лист бумаги, фломастеры и нарисуйте две радуги. Это будут не обычные радуги. В них может быть больше семи цветов или меньше, и цвета могут быть совсем другие.

Одну радугу надо составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня.

Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни».

Обсуждение: «Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?

Резюме ведущего: «Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии, понять его. Вы можете использовать для этого радугу».

5 . Упражнение «Дерево чувств».

Цель: обучение дифференциации своего эмоционального состояния.

Материалы: наборы цветного пластилина, влажные салфетки, цветная бумага, листы А4, карандаши, фломастеры, краски.

«Вспомните какое-нибудь событие или ситуацию в вашей жизни, которые до сих пор вызывают в вас сильные негативные эмоции и чувства. Представьте эту «Картинку» и постарайтесь понять, какие именно чувства вы переживаете.

Возьмите пластилин или другие изобразительные средства (краски, карандаши, фломастеры и т.д.) и начните изображать дерево. Сделайте ствол – это вы сами. Потом ветви – это различные события в вашей жизни. Их, конечно, много. Потом обозначьте ту ветвь, которая вызвала у вас сильные негативные эмоции.

Начните делать плоды – это ваши эмоции в данной ситуации. Для каждого отдельного чувства и эмоции определите свой цвет и свою форму. Изобразите все сочетание чувств, которое вы испытываете. Поместите эти эмоции на ту ветвь, которую вы обозначили особо.

Внизу ствола изобразите корни, которые через вас питают именно ту ветвь, с которой вы работаете. Корни – это причины событий, которые вызвали ваши эмоции (их обозначьте одним цветом), и это – причины ваших чувств, ведь чувства возникают не только из-за событий, но и из-за вашего к ним отношения. Значит, корни другого цвета – это ваши мысли про эти события.

Сформулируйте их для каждой изобразите корень. Если при этом ваши чувства как-то изменятся, поместите новый плод на соответствующую ветку.

Теперь вспомните какое-то хорошее событие. И поступите с ним так же, как и с неприятным. Изобразите разноцветные плоды и корни».

Обсуждение: «Поделитесь своими переживаниями во время выполнения упражнения. Скажите, что полезного было именно для вас в этом упражнении».

Заметка для ведущего: Для достижения конкретной цели данного упражнения пластилин можно заменить цветной бумагой, ножницами и клеем. Но пластилин намного эффективнее, так как он позволяет мять, сжимать, ломать, переделывать плоды, можно даже смять все ветки и все начать сначала. Эта моторика важна для проработки эмоций, что можно сделать косвенной задачей упражнения.

При обсуждении данного упражнения важно отделить эмоциональное впечатление от рационального осмысления полезности полученного опыта.

6 . Упражнение «Золотистый поток».

«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно.

Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох…

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…

Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает, все лишнее, что там накопилось…

Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку…

Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…

Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют… Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное… Это лишнее, что накопилось в вас… Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это… И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…

Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким… И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются плечи…

Поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то… Распрямляется… Затем поток устремляется вниз… он очищает таз…

Теперь он стекает по ногам… очень медленно он продвигается от бедер к коленям… Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…

От коленей – к стопам… По стопам он втекает наружу… вы видите вытекающий мутный поток… И золотистый поток продолжает вымывать все лишнее… До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…

Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто-светящиеся люди!».

Обсуждение . Поделитесь впечатлениями.

Резюме ведущего . «Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимете излишнее напряжение и не успокоитесь, можно использовать и это упражнение, и рисунок своего тела, и другие упражнения. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать его с каждым разом все с большими приятными ощущениями. А если надо, вы сможете проделывать его очень быстро.

Заметка для ведущего : Голос должен звучать спокойно, приглушено и при этом совсем обычно. Не стоит произносить слова «загробным» голосом. Это смешит. На каждую следующую зону нужно переходить через 10 секунд.

Техники управления эмоциями

Зачастую деятельность, подразумевающая тесную работу с людьми, является эмоционально затратной. И справедливо это даже в случае, если работа — любимая. Бывает, что при таком раскладе многие не позволяют себе проявлять эмоции, считая, что здесь они должны быть беспристрастными и предельно спокойными.

Но все мы люди, и остаемся таковыми даже в те часы, которые проводим на работе. К счастью или к сожалению, но в организме нет функции, которая бы позволяла отключать эмоциональную чувствительность в будние дни с 8 до 17. И, поскольку должность требует определенных норм поведения, человеку порой приходится сдерживать себя, оставляя эмоции без какого-либо выражения.

Подавление эмоций и попутное их накапливание подобно стихийному бедствию. Начинается с легкого ветерка скажем, недовольства в адрес коллеги). Потом недовольство нагнетается, и дальше события уже развиваются по принципу снежного кома. Начинает раздражать все, что бы ни происходило вокруг. Раздражение порождает злость, которая проникает все глубже в человека. Если не обратить внимание на свое внутреннее состояние и сейчас, злость перерастет в гнев. В свою очередь, гнев — сильнейшая эмоция, которую сдерживать будет уже сложнее, чем ей предшествующих. Но на данном этапе это еще возможно. Пиковым моментом этого стихийного бедствия является ярость, рождающаяся из гнева. Эта эмоция по своей сути неконтролируема. Здесь, даже при большом желании, соответствовать имиджу спокойного и уравновешенного сотрудника уж точно будет невозможно. И тогда — пишите пропало.

В связи с этим возникают вопросы: что же делать в подобных ситуациях? как предотвращать эмоциональные взрывы?

Чтобы избавиться от влияния негативных эмоций, вначале необходимо научиться видеть и распознавать их, а затем — переживать и проживать. Ведь проглатывание и игнорирование своих эмоций чревато не только деструктивным поведением в адрес окружающих, но и проблемами с личным здоровьем.

Обратимся к техникам управления собственными эмоциями, которые могут помочь вам сохранять как внутреннее, так и внешнее самообладание в необходимый момент.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ТЕЛА

Техника глубокого дыхания

Как известно, дыхание непосредственно связано с нервной системой. Таким образом, дыхательные упражнения могут стать экстренным способом регуляции своего состояния. В настоящее время весьма популярны методики, в которых используются глубокие вдохи и выдохи. Ниже приведено одно из упражнений подобного плана:

  • сядьте ровно. Досчитайте про себя до 4, сделайте глубокий вдох через нос. Таким же образом — выдох через рот на 4 счета.
  • затем на вдохе приподнимайте левую ногу. На выдохе — опускайте. То же самое повторите с правой ногой.
  • сделайте 4 подхода для левой и 4 для правой ноги.

Техника мышечной разрядки

Так же избавиться от напряжения помогает мышечная разрядка. Ее актуально использовать, например, в те моменты, когда чувствуете наступление злости.

Один из способов — сожмите кулаки со всей силы, и держите их в таком положении, пока не ощутите, что больше сил нет. Пальцы начнут расслабляться сами. Метод хорош тем, что его можно использовать в любом месте, позаботившись о том, чтобы хотя бы один кулак был спрятан.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ СОЗНАНИЯ

Когда начнете закипать, раздражаться, возьмите паузу. В прямом смысле слова. Можете сказать «я подумаю», «давайте перенесем разговор» или любую другую, удобную для вас фразу, которая позволит выиграть время, чтобы навести порядок у себя в голове. Обозначьте срок, по истечении которого сможете дать ответ. Так у вас получится погрузиться в состояние повышенной осознанности, что даст возможность успокоиться, проработать свои эмоции и принять более взвешенное решение.

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА УРОВНЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Возможности нашего воображения открывают поистине большое поле для действий в области проживания эмоций. Существует множество методик работы с образами, как например:

Техника «Стрелоулавливатель»

Вообразите, что цепляющие замечания, фразы в ваш адрес — это стрелы, которые исходят от собеседника. Но вы обладаете преимуществом — наличием невидимой рубашки, которая имеет свойство задерживать их и пропускать лишь те данные, которые важны для контроля над положением. Однако будьте внимательны с тем, чтобы не пропустить информацию, принципиально важную для вынесения решения по вопросу.

Техника «Вторая пара глаз»

Пользуясь этой техникой, вы будто разделяетесь надвое и начинаете видеть себя со стороны. Позвольте событиям, развивающимся вокруг вас, идти своим чередом. При этом направляйте часть внимания на наблюдение за собой. Постарайтесь разобраться в своих реакциях, следите за тем, из-за чего они возникают и как развиваются. Ваш внутренний наблюдатель должен быть беспристрастным и критичным. Помните о том, что необходимо подмечать свои текущие действия, состояния, и корректировать их в процессе. Например: «Разговор с сотрудником выходит непростой. Я чувствую, что начинаю повышать голос, дыхание становится учащенным. Так, нужно снизить обороты и привести дыхание в норму. Хорошо, теперь все в порядке».

Читать еще:  Тренинг публичных выступлений упражнения

УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ НА ВНЕШНЕМ УРОВНЕ

Порой чувства бывают такими сильными, что человеку для их проживания требуется не только внутренний ресурс, но и внешний.

В этом случае можно сминать или разрезать на мелкие части листы бумаги. Если такой возможности по определенным обстоятельствам нет, начните рисовать каракули в блокноте, с силой нажимая на стержень или грифель.

Так же может оказаться действенным и то, если вы сделаете что-нибудь приятное для себя: выпьете чашечку вкусного кофе/чая, посмотрите на снимки ваших любимых, включите приятную мелодию.

В качестве профилактической работы на уровне управления эмоциями можно использовать следующие меры:

  • регулярно заниматься спортом, посещать массажиста, заниматься йогой, дыхательными практиками или любыми другими занятиями, которые будут соответствовать вашим потребностям в эмоциональной сфере;
  • перед началом каждого рабочего дня или предстоящего трудного разговора рисуйте у себя в голове идеальную картину этого, настраиваясь на положительный лад;
  • создайте для себя комфортные рабочие условия. Даже если у вас нет личного кабинета, уют можно создать и на рабочем столе: поставьте в рамку фотографию дорогого человека или любимого питомца, подберите канцелярские товары, с которыми работа будет в бо́льшее удовольствие, выберите кружку, из которой вам будет приятно пить чай/кофе, прикрепите на монитор стикер с ободряющей надписью.

Эти рекомендации создают хороший общий фон в работе с эмоциями.

Из всех предложенных методов находите те, которые наиболее вам близки или удобны, и — к действию!

Помните, что мы сами выбираем, быть или не быть в плену собственных эмоций!

Давыденко Ольга Игоревна

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами!

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Эффектное упражнение, подходящее для многих тем тренингов. Занимая всего 10–15 минут упражнение позволяет тренеру быстро поднять уровень энергетики группы, запоминающимся способом привлечь внимание участников к следующей теме и повысить мотивацию участников на дальнейшее обучение.

Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовые методы воздействия дают проигрышные результаты, но мы часто действуем по привычке именно силовыми методами.

Упражнение будет хорошей подводкой к мини-лекциям на темы: как работать с возражениями клиента; как руководителю работать с сопротивлением сотрудников; как вести себя в конфликтной ситуации…

Объем тренерской методички: 8 страниц.

Бонус! Прилагается аудиозапись упражнения и подходящая музыка.

Это игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.

Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!

Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Тренинг «Регуляция эмоционального состояния»

Цель тренинга:

  • Обучающая – дать представление об основных понятиях и функциях саморегуляции, о круге решаемых данными средствами проблем.
  • Практическая – развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции.

Задачи тренинга “Регуляция эмоционального состояния”:

  • активизация процесса самопознания;
  • обучение различным техникам экспресс-регуляции эмоционального состояния;
  • повышение самооценки и позитивного отношения к себе и своим возможностям;
  • формирование навыков произвольного контроля.

Основной сферой воздействия на тренинге выступает поведенческая.

Тематический план тренинга “Регуляция эмоционального состояния”

Содержание программы и методические указания к тренинговым занятиям

Значимые характеристики группы:

Возраст: от 18 до 50 лет.

Гетерогенная группа: муж. и жен.

Способ набора группы: добровольная.

Специфическая характеристика группы: родители и (или) педагоги детского сада.

Длительность тренинга: 2 – 2,5 часа.

Режим работы группы: 3 занятия по 40 – 50 минут в течение 1 недели.

Кол-во участников: до 12 человек;

Каждое занятие включает:

  • разминочную часть, направленную на подготовку группы к работе;
  • основную часть, направленную на реализацию поставленных задач;
  • завершающая часть направленная на рефлексию;
  • домашние задания, направленные на отработку и закрепление полученных навыков.

Условия проведения тренинга: просторное помещение.

Необходимые материалы: стулья, карандаши, ручки, фломастеры, бумага, мел и доска (можно ватман и маркер).

Методы оценки эффективности тренинга: рисуночный тест “Мое настроение”, рефлексия, стабилизация эмоционального состояния участников тренинга, поведенческие изменения в ответ на внешние воздействия.

Занятие 1

Перед занятием всем участникам тренинга предлагается нарисовать свое настроение. Предложить карандаши, мелки, фломастеры и бумагу (2 мин).

1) Вступление (10 мин)

Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоив релаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать и расслаблять по собственной воле, по своему желанию. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и нормализует душевное равновесие, дает необходимый короткий отдых мозгу.

Рассмотрим сначала естественные способы регуляции организма. Наверняка вы интуитивно используете многие из них, назовите какие именно? Названные способы записываются ведущим на доске. (Участники перечисляют: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка, смех, размышление о приятном, различные движения потягивания, расслабления мышц, вдыхание свежего воздуха и т.д.). Попробуйте задать себе вопросы:

— Что помогает вам поднять настроение, переключиться?

— Что я могу использовать из выше перечисленного?

На бумаге, составьте перечень этих способов.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. В таких случаях можно использовать специальные способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, и для их освоения требуется минимальное количество времени. Прежде чем начать обучение, предлагаю вам встать в круг и представиться.

2) Упражнение “Меня зовут…” (2-3 мин)

Каждый участник группы называет свое имя так, как ему нравится, и как бы он хотел, чтобы обращались к нему.

3) Игра “Приветствие” (2 мин)

Каждый участник тренинга приветствует своего соседа, называя его по имени.

4) Проблемная ситуация “Вспомни что-нибудь неприятное” (5-7 мин)

Участникам предлагается закрыть глаза и вспомнить какое-либо неприятное событие, происшедшее с ним совсем недавно (в течение 1 мин) со всеми подробностями и, не открывая глаза застыть в том положении, в котором участники находились в процессе воспоминания. С помощью “внутреннего взгляда посмотреть” на то, в каком состоянии находятся мышцы тела поочередно (начинаем с лицевых мышц и заканчивая ногами) запомнить данное состояние мышц и те ощущения, которые возникли, и открыть глаза.

Обсуждение ощущений:

  • какие ощущения возникли в процессе воспоминания?
  • какие ощущения были в мышцах?
  • где больше всего чувствовалось напряжение?
  • приятным было такое состояние?

Беседа о том, какой вред для здоровья наносит постоянное напряжение, и о том, что с этим можно справиться разными способами.

5) Упражнение “Вспомни неприятную ситуацию и расслабься” (3-4 мин)

Участники вновь погружаются в воспоминания той же ситуации, но при этом стараются контролировать мышечное напряжение и в случае возникновения напряжения – расслабиться. После данного упражнения каждый участник рассказывает:

  • насколько удалось расслабиться;
  • какие ощущения возникли после расслабления;
  • какое настроение сейчас;
  • осталось ли напряжение или дискомфорт в теле.

6) Телесно ориентированное упражнение “Погода” (3 мин)

Участники разбиваются по парам. Один отворачивается к партнеру спиной, он – бумага, второй – художник. Ведущий предлагает “художникам” нарисовать на “бумаге” (спине) сначала теплый ласковый ветер, затем усиливающийся ветер, затем дождь, сильный ливень, переходящий в град, снова ветер, переходящий в теплое дуновение ветерка, а в конце ласковое теплое солнышко согревающее всю землю. По окончании упражнения, участники меняются местами. Каждый участник высказывает свое мнение и рассказывает о тех ощущениях, которые появились в процессе игры.

7) Игра “Снежки” (2 мин)

Участникам предлагается бумагу, они комкают ее и делают “снежки”. Играющие разделяются на две команды, становятся друг против друга и начинают бросать “снежки” друг в друга. Побеждает та команда, у которой на момент остановки игры окажется меньше всего “снежков” на их территории.

8) Рефлексия (5-7 мин)

Каждый участник высказывает свое мнение о проведенном занятии, что понравилось, что нет; что изменилось в эмоциональном состоянии; какие ощущения в теле; какое настроение в данную минуту.

Домашнее задание – совершенствовать способность расслабления мышц в стрессовых ситуациях или при воспоминании о них.

Занятие 2

1) Игра “Приветствие” (2 мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – плечами, стопами ног, тыльной стороной ладони и т.п.

2) Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на тренинге опыт в какой-нибудь негативной ситуации.

3) Упражнение “Веревка” (3 мин)

Ведущий предлагает представить себе веревку, которая проходит через уши. Взяв “веревку” за кончики, медленно двигаем руками на уровне ушей, имитируя движение “веревки” из стороны в сторону. При этом мысленно представляем себе, что с каждым движением из головы исчезают неприятные мысли, тревоги, проблемы до полной “очистки” мозгов.

Основная часть (20-25 мин)

4) Обучение способам управления дыханием

Ведущий предлагает прислушаться к своему дыханию и определить какое оно, поверхностное, глубокое, грудное или с участием мышц живота.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 2

Поскольку в ситуации раздражения или гнева мы забываем делать нормальный выдох,

  • глубоко выдохните;
  • задержите дыхание так надолго, как сможете;
  • сделайте несколько глубоких вдохов;
  • снова задержите дыхание.

5) Управление тонусом мышц, движения

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 1

Сядьте удобно, закройте глаза;

— дышите глубоко и медленно;

— пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

— постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

— прочувствуйте это напряжение;

— резко сбросьте напряжение – делайте это на выдохе;

— сделайте это несколько раз.

6) Рефлексия (5-7 мин)

Какие ощущения у вас появились после упражнения? Удалось или нет снять зажимы? Какое из упражнений вам больше всего понравилось? Какое, на ваш взгляд, наиболее результативное?

Читать еще:  Тренинг наставничество снежная королева

Домашнее задание – тренироваться в освоении способов саморегуляции для регуляции своего психоэмоционального состояния.

Занятие 3

1. Игра “Приветствие” (2мин)

Ведущий предлагает поздороваться друг с другом нетрадиционным методом – спиной, коленками, локтями.

2. Обсуждение домашнего задания (5-7 мин)

Что получилось, что не удалось, помог ли приобретенный на предыдущих тренингах опыт.

3. “Моя самооценка” (10-15 мин)

Ведущий предлагает участникам тренинга в течение 5 минут составить наиболее полный перечень своих достоинств. После того как все написали, обсудить. У кого получилось больше всего, что было тяжелее – рассказывать о своих достоинствах или слушать других, почему?

4. Упражнения “Похвалилки” (5 мин)

1) Гладя себя по затылку левой, а затем правой рукой, повторяем:

“Меня замечают, любят и высоко ценят”.

2) Поворачивая голову вправо-влево, повторяем: “Все идет хорошо”.

3) Приподнимаясь на носках, поднимая руки как можно выше, повторять: “В моей жизни случается только хорошее”.

5. Упражнение “Лучик” (2-3 мин)

Сидя, примите удобную для вас позу. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней части, возникает светлый луч, который медленно и постепенно освещает лицо, шею, плечи. Руки теплым ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщинки, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей профессией.

Заканчиваем упражнение словами: “Я стала новым человеком! Я стала спокойной! Я все буду делать хорошо!”

Второй раз выполнить упражнение самостоятельно – сверху вниз.

6. Упражнение “Передача энергии” (5 мин)

  1. Вообразите перед собой какой-то источник энергии. Он согревает вас, он дает вам энергию. Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела.
  2. Вдохните ее. Представьте такой же источник энергии за своей спиной. Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине.
  3. Поместите энергию справа. Ощутите ее воздействие на левую половину тела.
  4. Вообразите источник энергии над головой. Почувствуйте, как энергия воздействует на голову.
  5. Источник энергии под ногами. Почувствуйте, как энергией накаляются ступни ваших ног, потом энергия поднимается выше и распределяется по вашему телу.

Вопросы к участникам: удалось вам представить источник вашей энергии? В каком виде вы ее представили? Чувствовали вы ее воздействие на ваше тело? Какие ощущение это вызвало у вас?

Делайте это упражнение, когда вы ощущаете упадок сил и энергии.

Заключительная часть

7) Рефлексия (5-7 мин)

Участникам предлагается нарисовать свое настроение. По окончании рисования каждый участник высказывает свое мнение о тренинге, что нового для себя открыл; что заставило задуматься или изменить взгляд на ситуацию.

Упражнение «Выражение эмоций»

Ведущий:»Мы сами выбираем, как поступить со своими эмоциями. Есть несколько способов их выражения:

1. сдержанный – «молчи, скрывайся и таи», делай вид будто ничего не случилось;

2. агрессивный – если мне плохо, пусть тебе тоже будет плохо;

3. мирный – вырази свои чувства, но так, чтобы это никому не причинило вреда.»

Участники делятся на три группы. Каждой группе дается ситуация, которую нужно разыграть тремя разными способами, показав сдержанный, агрессивный и мирный способы выражения эмоций. Остальные участники должны догадаться, какой способ выражения эмоций демонстрируется. Ситуации:

1. Друг взял у меня книгу на три дня. Она мне нужна, чтобы написать сочинение. Прошло три дня, а книги нет. Я звоню другу и говорю: «…»

2. Я обещала маме быть дома сразу после уроков или позвонить, если задерживаюсь. Но начался такой захватывающий разговор с друзьями, что я не заметила, как пролетело два часа. Я возвращаюсь домой, а мама открывает дверь и говорит: «…»

3. Задание надо было сделать к понедельнику. В понедельник сказали, что последний срок – среда. В среду на уроке учительница спрашивает: «Где твое задание?» Я честно сознаюсь: «Забыла», опускаю глаза и жду, что будет дальше. Учительница: «…»

5.Упражнение «Путаница»

Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук.

Упражнение «Внутренний настрой».

«Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен». Начнем».

По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

В конце занятия участники передают игрушку по кругу и делятся своими мыслями, чувствами о прошедшем занятии.

На прощание каждый пишет записку объемом не более пяти фраз. Содержание записок может быть любым: от мудрых мыслей, которые посетили участников до анонимных писем какому-нибудь конкретному человеку. После того, как все закончили написание, тренер собирает опусы и вкладывает в заранее приготовленную пустую бутылку. Это упражнение можно повторить несколько раз за время тренинга. В последний день бутылка вскрывается, записки вынимаются и зачитываются.

Занятие №4

Цель: осознание условий принятия решения, развитие умения анализировать ситуацию, выделять главные и второстепенные аспекты ситуации, искать новые пути решения.

Приветствие.

Каждый придумывает приветствие и демонстрирует всей группе. Группа повторяет приветствие каждого. После приветствий можно спросить, какие приветствия запомнились и понравились больше всего.

2.Упражнение «Карусель»

Участники становятся в два круга: внешний и внутренний лицом друг к другу. Они будут говорить друг другу «Здравствуйте» с разными интонациями, передавая различные душевные состояния.

Листы друг другу участники внешнего и внутреннего круга не показывают, потому, что после того, как скажут своему партнеру «Здравствуйте» должны будут угадать, с какой интонацией и каким душевным настроем он отвечает. Каждый должен продемонстрировать интонации в своем перечне по порядку. В результате внешний круг здоровается с теплой доброжелательностью, а внутренний отвечает недоумением. Участники пытаются как можно точнее охарактеризовать интонацию собеседника. Затем внутренний круг перемещается на шаг влево, а внешний – на шаг вправо. Каждый оказывается перед новым партнером и здоровается теперь с интонацией, указанной в его перечне под №2 и т. д.

— Какие приветствия было приятно слышать?

— Какие вызывали неприятные ощущения?

3.Упражнение»Найди своих»

Каждый участник изображает мимикой и жестами какую-нибудь эмоцию. Участники, изобразившие одинаковые или сходные эмоции объединяются в одну группу. Затем каждый сообщает, какую эмоцию он изображал. Делается общий вывод о том, правильно ли сформированы группы.

4.Минилекция «Позиции в общении»

В каждый момент времени человек существует в одном из трех основных состояний. Они носят названия: Родитель, Взрослый, Ребенок. Состояние определяет, каким образом человек думает, чувствует и ведет себя в данный момент.(Можно показать позы, соответствующие Р., Вз., Рб.).

«Родитель» — это состояние с рационализирующими нормами долженствований, требований, запретов.

«Ребенок» — состояние импульсивного, эмоционального реагирования со спонтанным поведением.

«Взрослый» – воплощает в себе объективную, рассудительную и вместе с тем доброжелательную, эмпатическую часть личности.

Пребывать в том или ином состоянии – ваш выбор. Можно несколько раз на дню менять свою позицию.

Вывесить и разобрать схему:

5.Упражнение «Кто ты?»

Каждый вытягивает записку с надписью (Родитель, Взрослый, Ребенок). Все участники начинают двигаться хаотично. По хлопку ведущего останавливаются и находят себе пару. В течение минуты ребята общаются на любую тему, после чего угадывают, кем является партнер (Р., Вз.,Рб.) Тот, кто угадал, поднимает руку. Затем снова начинают двигаться по комнате. По хлопку находят нового партнера, общаются с ним, определяя его позицию. После выполнения упражнения ведущий задает вопросы:

— Какие позиции угадываются легче?

— Какие позиции угадывались труднее?

— Как вы догадывались о позиции своего собеседника, по каким признакам?

— В какой позиции вы общаетесь чаще всего в повседневной жизни?

6.Упражнение «Выбирай-ка»

Все участники в центре комнаты. Два человека в противоположных концах комнаты, они выкрикивают одновременно. Например, один кричит «Кто хочет дубленку», а другой предлагает компьютер. Остальные участники разбегаются, выбирая для себя то, что хочется. Затем снова возвращаются в центр круга. Упражнение выполняется несколько раз. После выполнения упражнения задаются следующие вопросы:

— Как вы выбирали?

— Между чем выбрать было труднее всего?

7. Ролевая ситуация «Или –или»

Ведущий предлагает для проигрывания следующую ситуацию:

Миша приходит к Коле и зовет его вечером на дискотеку. Коля очень хочет пойти, но не может, так как занят выполнением домашнего задания по математике. Задание объемное и сложное, и Коля должен его сделать, поскольку конец четверти, у него плачевное положение по математике, и он обещал себе и родителям его исправить.

Ведущий выбирает двух участников для проигрывания этой ситуации.

На основе анализа этой ситуации вместе с участниками составляем схему «Как сделать правильный выбор?»

8.Упражнение «Медведь»

Участники становятся в тесный круг и держат друг друга под локти. Ведущий каждому на ушко называет животное(лиса, заяц, медведь и др.) Затем говорит громко название какого-либо животного. Тот, кого назвали, должен резко присесть. Его соседям нужно помешать ему это сделать. Тот, кому удалось присесть, выходит из круга победителем. Ради шутки ведущий всем на ушко может назвать одно и то же животное, например, «медведь».

В конце занятия участники передают по кругу игрушку, рассказывая о том, какие мысли приходили в голову во время занятия, что чувствуют сейчас.

В конце занятия можно провести следующую игру: тренер встает, протягивает вперед руку и говорит: «Спасибо, всем спасибо!» Затем поднимается один из участников, кладет свою руку на руку ведущего и эту фразу они произносят вместе. Также поступают и другие участники. Главное, чтобы поднимался только один участник. Разговоры в группе запрещены, можно договариваться только мимикой и жестами о том, кто будет следующим.

Занятие №5

Цель: осознание условий принятия решения, моделирование ситуаций выбора.

Приветствие

Участники в первые минуты занятия двигаются по комнате и ,встречаясь с партнером, поочередно касаются локтями, коленями и молча улыбаются друг другу(приветствие плечами, ступнями по принципу каждый с каждым).

2.Упражнение «Ты мне – я тебе»

Ведущий каждому участнику предлагает назвать ситуацию выбора. Сделать это можно с помощью мяча. Ведущий бросает мяч любому участнику, тот называет ситуацию выбора и возвращает мяч. Игра продолжается до тех пор, пока все не выскажутся.

Затем группа делится на три подгруппы. Каждая подгруппа придумывает ситуацию выбора и предлагает ее разыграть другой подгруппе. После инсценирования ситуаций следует провести обсуждение каждой и сравнить представленный в ней процесс принятия решения со схемой, разработанной на предыдущем занятии.

3.Упражнение «Сделка»

Участники разбиваются на пары, усаживаются спиной друг к другу и предупреждаются, что контакты с партнером во время игры будут запрещены. Каждый игрок получает по двадцать карточек: десять белых и десять синих. Сбоку от каждой пары вплотную ставится стул.

— Каждый из членов пары – бизнесмен, и каждый является для другого конкурентом, поскольку оба заняты в одной сфере. И у того, и у другого появилось очень выгодное предложение, сулящее неплохой доход. Но – это предложение исходит от криминальных структур, что, разумеется, делает его рискованным. Вы можете пойти на эту сделку, а можете отказаться. В принципе и то, и другое решение может принести вам прибыль, но это уже будет зависеть от выбора вашего партнера-конкурента.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector