Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги в школе

Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

«Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.

Психологический тренинг в школе

В наши дни о тренинге как о методе обучения и развития личности, проникшего во многие сферы жизни, пишут много. Поэтому мало кого сегодня приходится убеждать в перспективности этой формы деятельности для учебных целей, для совершенствования управления, для решения реальны социальных проблем.

В отличие от традиционных методов обучения тренинг направлен, прежде всего, на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия.

Наиболее существенным результатом тренинга может стать понимание участниками собственных психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к саморазвитию. При таком методе обучение позиция ведущего(тренера) характеризуется ярко выраженной ориентацией на личность участника группы, направленностью не поддержку и помощь в их развитии. Между ним и членами группы, а также самими участниками возникают многообразные личностно-значимые связи.

Как мы видим – тренинг это серьезная технология, имеющая свои основы и специфические принципы, а именно:

  1. Активность участников группы.
  2. Исследовательская творческая позиция – участники тренинга осознают, обнаруживают идеи, закономерности, свои личные ресурсы.
  3. Объективация поведения – поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень. Универсальное средство объективации – обратная связь.
  4. Субъект – субъектные, партнерские отношения, при которых учитываются интересы, чувства, переживания других участников взаимодействия.
Читать еще:  Тренинг по управлению персоналом

Качественное проведение тренинга не ограничивается одной только передачей материала. Чтобы создать действующий комплекс средств обучения, необходимо владеть множеством методов, таких как, ролевая игра, дискуссия, мозговой штурм. Однако даже обладающий всеми необходимыми навыками инструктор может не добиться результата без тщательной подготовки и планирования работы. Тренинговый цикл включает в себя несколько этапов (диаграмма 1)

В нашем Лицее мы попытались построить систему проведения тренингов. Конечно, выбор основных методов зависит от возрастных особенностей ребят. Но важным условием является то, что у нас есть возможность погружения в проблему. Обычно тренинги проводятся в течение трех дней: с учащимися 5-9 классов 4-5часов, а с лицеистами 10-11 классов 7-8часов. В работе групп у нас есть прекрасная возможность использования видеоаппаратуры, что повышает эффективность аналитической работы каждого участника группы. В зависимости от количества участников и для достижения поставленных целей на тренинге могут работать ни один, а два психолога. Традиционным стало проведение тренингов с учащимися 5, 7,8,10, 11классов, а также с вновь принятыми на работу учителями (диаграмма 2). Вашему вниманию предлагается фрагмент тренинга “Развитие карьеры” в виде отдельно взятого занятия, которое вы можете использовать в работе по профессиональной ориентации школьников. Хочется отметить, что проведение одного тренинга не может решить всех проблем, важным является организация последующей работы с учащимися.

Фрагмент тренинга “Развитие карьеры”

Тема: “Интервью при приеме на работу”.

Цель:

1. Показ участникам занятия техник эффективного собеседования при приеме на работу;

2. Познание участниками своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими;

3. Развитие навыков самопрезентации.

Материалы: видеокамера, телевизор, мяч, листы бумаги А- 3, бланки – схемы наблюдения за поведением участников ролевой игры; таблица различных проявлений в поведении, маркеры, фломастеры, инфолист для ведущего “Как вести себя на интервью”, список примерных вопросов для интервью.

Время: 1ч. 30мин.- 2часа

Ход

1. Приветствие. Упражнение “Пожелания друг другу”.

Цель: положительный настрой, повышение групповой сплоченности, развитие чувства эмпатии.

Инструкция “Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Сейчас по-очереди каждый из вас будет кидать мяч одному из участников группы, кому хотите пожелать, и говорите это пожелание. Тот, к кому попал мяч, в свою очередь бросает мяч другому, высказывая ему пожелание. Очень важно, чтобы мяч побывал у каждого участника”. Ведущий принимает участие в упражнении, давая поддержку отдельным учащимся.

При обсуждении выполнения упражнения можно использовать следующие варианты:

  1. Как вы себя чувствуете?
  2. Расскажите, что вы чувствовали, когда высказывали пожелание кому-то из нас, и какие у вас чувства, состояния, когда к вам обращались с пожеланиями на день.

Если во время выполнения упражнения ведущий замечает, что многие участники группы испытывают трудности, то после завершения упражнения можно спросить именно о них, используя вопрос “Какие у вас были трудности в ходе выполнения задания?”.

2. Информирование: “Оставляя учебу, мир, в котором вы провели несколько лет, вы приступаете к работе. Это главная перемена в вашей жизни. Для многих людей изменения являются вызовом. Это означает, что вы оставляете хорошо знакомые вещи позади, двигаясь навстречу неизведанному. И сегодня мы с вами попытаемся попробовать себя в разных ролях при приеме на работу. Ведь, не секрет, что вхождение страны в рыночную экономику изменило очень многое в нашей жизни, в том числе и правила приема на работу. Сегодня он очень часто идет по принятой во всем мире системе подбора кадров – на конкурсной основе. И самым главным в этом является – собеседование или интервью, когда человек, готовый к поступлению на работу, должен суметь объяснить остальным, почему он так хорош”.

3. Упражнение “Ассоциации”.

Инструкция: “Сейчас я предлагаю каждому из вас дать ассоциацию на словосочетание “Прием на работу”. Каждый участник группы дает ассоциацию, ведущий выносит ассоциации на бумагу, обобщает.

4.Ролевая игра “Интервью”.

1 этап. Участники группы делятся на “работодателей” (“руководителей”), “нанимающихся”, “наблюдателей”. Количество участников определяется, исходя из размера группы. В своей практике мы берем 2-3 “работодателя” и 4-6 “нанимающихся”. Выбор роли возможен по желанию участников, можно использовать жребий, либо ведущий планирует заранее роли, исходя из личностных особенностей ребят. Для работы этих участников подключаются дополнительно несколько ребят (если есть необходимость). Остальные работают в группе “наблюдатели”.

2 этап. Работа в группах.

Задание для групп “работодатели”, “нанимающиеся”:

  • Определить фирму, предприятие, форму собственности, место проведения (для “работодателя”).
  • Продумать линию поведения в ходе интервью, характер вопросов, процедуру принятия решения. Ведущий может предложить примерные вопросы, но это зависит от уровня подготовленности группы, так как снижает творческий потенциал ребят, остроту получаемого опыта .
  • Группы работают отдельно друг от друга. Но на начальном этапе ребята распределяются, кто с кем будет проводить собеседование. К выработке стратегии поведения подключаются ребята, не участвующие в группе “Наблюдатели”. Время для подготовки 10 -15 минут.

    Задание для группы “наблюдателей”. В ходе интервью одни группы наблюдают за поведением “работодателя”, другие — “нанимающегося” по предложенной схеме. На этапе предварительной работы они изучают схемы, знакомятся с критериями проявления уверенности, неуверенности, агрессии, жестами, особенностями некоторых поз .

    3 этап. Видеосъемка работы каждой пары “работодатель – нанимающийся”

    4 этап. Обсуждение работы с участниками интервью.

    Вопросы для “работодателя”:

    1. Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.
    2. Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?
    3. Чье поведение выглядело более уверенно? Что нравилось и что точно вызывало неприятие?

    Вопросы для “нанимающегося”:

    1.Удовлетворенность процессом работы по 7 балльной системе.

    2. С какими ожиданиями вы шли?

    3.Удовлетворенность результатом работы по 7 балльной системе. Что способствовало этому?

    4. Как вы думаете, какое решение принял руководителя.

    Вопросы для “работодателя”: Какое решение вы приняли? Кого бы вы пригласили на работу?

    5 этап. Просмотр видеоролика

    В ходе просмотра ведущий, совместно с наблюдателями, с помощью “стоп – кадра” обращает внимание на особенности поведения, характер вопросов. Ведущий и наблюдатели интерпретируют невербальное поведение участников интервью, уделяя внимание позе, расположению в пространстве, интонации и громкости голоса, направлению взгляда, использованию жестикуляции. Выделяются положительные и отрицательные моменты, которые способствуют или препятствуют эффективному взаимодействию при собеседовании.

    5. Упражнение “Памятка для успешного прохождения собеседования”.

    Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек. Работая в группе учащимся, необходимо разработать памятку для успешного похождения интервью. Это может быть словесная форма, плакаты. Время выполнения задания ограничивается. Результаты работы представляются. Информация для ведущего предоставляется в инфолисте

    6. Рефлексия занятия.

    Вопросы для обсуждения:

    1. Что вам следует отработать прежде, чем идти на интервью? Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-то новое, ранее неизвестное?
    2. Что будете использовать в дальнейшей жизни?

    Приложение 1.

    Список вопросов, задаваемых на интервью.

    1. Расскажите мне о себе.
    2. Что вас заинтересовало в этой работе?
    3. Расскажите мне о своих предыдущих работах.
    4. Какими полезными навыками вы обладаете?
    5. Что ваши преподаватели или бывшие работодатели могли сказать о вас.
    6. Почему я должен нанять именно вас?

    Приложение 2.

    Схема наблюдения за поведением нанимаемого (работодателя)

    Проведём тренинговые занятия с выездом в Вашу школу.

    Проведение тренинговых обучающих и развивающих программ в школах

    Многие родители желают, чтобы их ребенок обладал многими жизненными навыками, и стараются обучить этим навыкам с самого раннего детства. Затем подключаются детский сад и школа и передают новые знания с мастерством их использования. Вместе со школьными знаниями, обучающими ученика, дети получают и необходимый опыт взаимодействия, который их социализирует (усиливает навык взаимодействие с обществом). Некоторые родители (родительские комитеты) обращаются к специалистам, организующим учебные или досуговые программы для своих учащихся на базе школы, чаще всего — для учеников одного класса.

    Читать еще:  Работа с эмоциями тренинг

    В первую очередь в проведении социально-психологических занятий заинтересованы школьные психологи и педагоги-организаторы. Однако они не всегда обладают временем для реализации подобных проектов. Поэтому родители и учителя обращаются к сторонним специалистам для помощи в решении непростых задач. По нашему опыту к таким задачам обычно относят:

    • изучение мотивации к учебе ученика, и мотивирование;
    • профориентирование учащихся и решение иных задач, связанных с выбором профессии;
    • развитие ПОЛЕЗНЫХ коммуникативных навыков и личностных особенностей учащегося;
    • изменение отношения ко времени и иным ресурсам;
    • эффективное поведение в ответственных ситуациях;
    • иногда — развитие навыка внимания, запоминания.

    Участвуя в любой тренинговой программе ученики в школе получают не только знания и навыки, но и новые впечатления от общения с одноклассниками, а также формируют новые модели взаимодействия с окружающими. Школьник, особенно подросток, ищет новые пути взаимодействия с окружающим миром, это — его потребность. Поэтому лучше помочь ему и снабдить безопасными моделями, чем дожидаться, пока он сам возьмёт пример, который не всегда бывает положительным. Конечно, у любого ребёнка самый главный пример — родитель, однако с 6-7 класса подросток начинает ценить (иногда даже больше) примеры из окружающего мира, появляются новые авторитеты. Проведение тренинговой программы позволяет раскрыть коммуникативный потенциал ребенка, даёт возможность каждому участнику выразить себя в лучших поведенческих моделях, что зависит от норм, поставленных тренером.

    А цена тренингов, проводимых в школах, — не высока. Это потому, что заявка коллективная, да и проходит развивающая программа на базе школы. Вот и выходит только оплата ведущим и, может быть, за небольшой реквизит. Попутешествовав по интернету, можно увидеть суммы за интенсивные тренинги без коллективной заявки — от 900 р. за 1 час. Групповая заявка обойдется каждому родителю в 3 РАЗА ДЕШЕВЛЕ! И это — не предел. Всё зависит от количества участников группы. Например, в нашем центре 1 час занятия в школе для группы 15 человек будет стоить каждому родителю около 170 рублей. И это с учетом встречи с родителями и обратной связью от тренера после занятия. Ведь родитель не только имеет право знать, что было на школьном тренинге, но и, на наш взгляд, обязан этим интересоваться. Услуга, оказываемая ребёнку, должна быть понятна родителю.

    Стоимость проведения тренинговой программы с выездом в школу:

    • разовое мероприятие — 3500 р./академ. час (на всю группу);
    • постоянное сотрудничество — 2000 р./академ. час (на всю группу).

    Рекомендуемая длительность занятий:

    • 5-7 класс — 2 академ. часа
    • 8-11 класс — 3-4 академ. часа

    Психологический тренинг как форма развивающей работы в школе

    Психологический тренинг не любая форма групповой работы, это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность этой формы обучения в том, что обучающийся занимает в ней активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния.

    Психологически тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения построения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализа возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и деятельности.

    Игра – тренинг – урок… каждая из данных форм может решать развивающие задачи, но по своему и свои. Игра – «живая» деятельность. Игра не учит, она расширяет горизонты, погружая человека в иные миры и отношения. Она дает опыт их создания, выбора, построения. Однако требуется отдельная работы души или внешних по отношению к этой душе сил для того, чтобы игровая деятельность и полученный в ней опыт были перенесены в жизнь. Иногда игра «прорастает» в человеке очень долго. Повторим еще раз: игра не учит, она изменяет человека так, как может менять его только целостная захватывающая человека целиком деятельность, кусочек «вкусной» жизни. Тренинг – деятельностное обучение. Его природа – принципиально дискретна (игра принципиально целостна). Тренинг предполагает остановки, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятому, повтор, репетицию, иногда фальстарт. Конечно, хороший тренинг в результате обретает в голове у человека целостность и законченность, становится единым фрагментом жизни («тренинг – это маленькая жизнь» – так, наверное, можно сказать?). Но процесс тренинга прерывист.

    В тренинге открыто ставится задача обучения. Можно полностью согласиться с тем пониманием тренинга, которое дано в книге И. Вачкова и С. Дерябо: «Целью тренинга является освоение клиентом той или иной деятельности… Что нужно для того, чтобы человек был способен что-то делать? Очевидно, что он должен 1) знать, как делать, 2) хотеть это делать и 3) уметь это делать».

    Урок – при всех попытках сделать его деятельностным с помощью современных психолого-педагогических технологий – форма больше информационная, знаньевая. Через урок очень трудно передать ученику технологию самопобуждения к деятельности (научить его хотеть). Частично можно научить конкретному делу, но проще всего на уроке передать знание о том, как делать.

    Конечно, современный урок впитал в себя игровые методы и тренинговые процедуры; тренинг включает в себя информационные блоки и блоки «чистого» проживания; игра почти всегда завершается обсуждением и рефлексией. Эклектика – стиль современной эпохи. И все же очень важно понимать исходные возможности и направленность того или иного жанра.

    Возвращаясь к тренингу. Он может быть рассмотрен как форма развивающей работы с детьми и подростками. Но не стоит преувеличивать и даже абсолютизировать его роль в данном качестве.

    Настоящий психологический тренинг, выстроенный по канонам своего жанра, в школе возможен скорее в исключительных, чем типичных, ситуациях деятельности психолога. Все дело в том, что эти самые типичные ситуации не позволяют воплотить в жизнь ряд принципов тренинговой работы, как то: добровольность, конфиденциальность происходящего в группе, психологическая безопасность участников, постоянство состава, определенная длительность каждой встречи и встреч вообще, конечность существования группы и др.

    Тренинг так устроен: он предполагает открытость. Нельзя иначе, так как открытость – важнейшее условие того, что человек в процессе тренинговых занятий будет готов к изменению, развитию, движению в отношении самого себя. Открытость – это испытание, риск быть непонятным, осмеянным (особенно в детской и подростковой группе!). Если хотите – это маленький подвиг личности. Большинство людей любого возраста готовы к такому риску только в ситуации высокой психологической безопасности. И это правильно. Создать в школе условия для безопасной открытости очень сложно. Невозможно гарантировать, что информация о происходящем в группе не просочится вовне, не поползет по школе. У ребенка, прошедшего тренинговую группу в школе, могут возникнуть трудности с применением новых знаний и умений в жизни: вокруг свидетели того, как он это отрабатывал на занятиях. Для того что бы соблюсти принципы добровольности и постоянства состава, психологу нужно проявить просто чудеса изобретательности: с одной стороны, собрать в группу только желающих (это значит – после уроков), с другой стороны – удерживать школьников в группе, несмотря на их загруженность, наличие друзей вне группы, поздний час и прочее и прочее.

    Читать еще:  Тренинг наставничество снежная королева

    Очевидно, что проведение хорошего, полноценного тренинга предполагает, что дети пришли и остаются его постоянными участниками сами, на внутренней своей мотивации, что у них и у психолога есть возможность работать вместе в комфортном изолированном помещении (не в классе) хотя бы 3–4 часа в неделю (подряд) после окончания занятий, что участники никакого содержания не выносят вовне группы и, кроме того, после окончания тренинга они продолжают спокойно общаться друг с другом уже на ином, не столь глубоком уровне. «Часто ли такое возможно в реальной школьной практике?» – задаю я почти риторический вопрос. Нет, весьма редко.

    А следовательно, речь о существенной модификации тренинговой методологии и процедур, для того чтобы его можно было использовать: а) для всего класса, б) в обязательном порядке, в) в режиме коротких встреч раз в неделю, г) ситуации довольно низкой психологической безопасности, характерной для школы как таковой, и т.д.

    Такая модификация в нашем рабочем сленге психологов практиков получила название «тренинговые занятия». «Тренинговые» – потому что преследуют цель научить определенной деятельности.

    «Занятия», потому что в чем -то близки уроку: по длительности (точнее, краткости), обязательности для всех, утилитарной (знаньево-навыковой) направленности. В таких занятиях трудно сохранить романтический «дух» тренинга. В большей степени сохраняется «бука» – тренировка умения действовать на основе знания о том, как это нужно делать. Но и мотивационный потенциал таких занятий, по сравнению с «чистым» уроком, все таки довольно высок.

    Тренинги для подростков

    Почему тренинги получили бешеную популярность? Чему можно научиться на тренинге? Чем отличаются тренинги для подростков от тренингов для взрослых?

    Будь лучшей версией себя. «Если ты сделаешь то, что всегда делал прежде, то и получишь то, что всегда получал». «Ваши решения формируют ваше будущее». Какие еще мотивирующие фразы тренеров вы знаете?

    Тренинги стали модным явлением среди образованных взрослых людей. Тренинги восполняют потребность в обучении, отнимают немного времени и приносят положительные эмоции. Почему бы не поучиться?
    Давайте разберемся, какую пользу несет методически выверенный тренинг для подростков.

    Что такое тренинг

    Тренинг – это система упражнений, которая помогает человеку развить новые навыки и компетенции. У хорошего тренинга должна быть продуманная методическая основа, немного теории и много практики. Человеку нужно не только узнать способы устранения проблемы, но и с помощью практических действий научиться ее решать самостоятельно.

    Тренинги делятся на 3 основные группы:

    Психологические тренинги помогают решить личностные проблемы, развить социальные и волевые компетенции, изменить неверные социальные установки и приобрести опыт межличностного общения
    Мотивационные тренинги (тренинги личностного роста) выполняют вдохновляющую функцию, чтобы начать свое дело и «изменить жизнь к лучшему» (Привет Тони Роббинсу!)
    Бизнес-тренинги учат эффективно вести переговоры, повысить продажи компании, собрать работоспособную команду, то есть научиться важным для коммерческой деятельности навыкам

    Для чего нужны тренинги

    Все типы тренингов помогают приобрести или развить так называемые soft skills, то есть личные качества или, как говорят психологи, универсальные компетенции, которые каждый человек воспитывает в себе сам.
    Наиболее востребованными на рынке труда компетенциями сейчас являются 4К (или 4С в англоязычном варианте):

      ✎ коммуникабельность (communication)
      ✎ креативность (creativity)
      ✎ командная работа (collaboration)
      ✎ критическое мышление (critical thinking)

    Чем отличаются тренинги для взрослых и тренинги для подростков

    Во-первых, целью. Большинство взрослых, уже работающих людей, записываются на бизнес-тренинги или тренинги личностного роста. Работодатели сами часто организовывают корпоративные тренинги, чтобы улучшить общую производительность компании, разрешить конфликты или сплотить коллектив.

    В отличие от бизнес-тренингов, подростковые тренинги решают подростковые же задачи. Обычно дети в 13-16 лет испытывают трудности в социальном взаимодействии и эмоциональной сфере. Для подобных проблем психологи уже более 50 лет разрабатывают психологические тренинги специально для подростков. Тренинги помогают повысить самооценку, научиться общаться со сверстниками, научиться брать ответственность на себя – то есть приобрести социальные и волевые soft skills, необходимые подростку сейчас и в будущем.

    Тренинги для взрослых и тренинги для подростков отличаются форматом. Взрослым удобно работать в формате дискуссий, разбора кейсов или семинаров. Для школьников больше подходят психологические игры или творческие упражнения в команде. Например, в нашем тренинге «Хочу учиться», который помогает ребенку найти вдохновение для учебы, для расстановки жизненных приоритетов используется игра «Зоркий глаз». Каждый участник бросает мячик в стену с целью попасть в отметку на шкале. И перед броском он самостоятельно ставит себе цель на попадание. После броска сверяем цель и результат. Это помогает ребенку осознать, что цель достижима, если много пробовать и тренироваться.

    В тренинге «Психологический театр», который помогает понять других людей и научиться коммуницировать, все участники превращаются в учеников обычного класса и наделяются определенными, непривычными ролями. Доброволец становится «новичком». Классу и новичку необходимо найти точки соприкосновения для успешного общения.

    Как выбрать тренинг для подростка

    Родители, а часто и сами подростки, чувствуют, какие стороны в личности ребенка можно назвать сильными, а какие в данный момент «проседают». В зависимости от того, какие личные качества нужно развить, на те тренинги и стоит обращать внимание. Например, школьник хронически не успевает выполнять домашние задания и всегда опаздывает — стоит пройти тренинг по тайм-менеджменту («Управление временем»). Улучшить социальные компетенции помогают тренинги коммуникации («Свобода общения» и «Самопрезентация»).

    В выборе программы можно отталкиваться от списка компетенций, которые пригодятся в будущем. Если вы определились с профессией или профессиональным направлением, то психолог-профконсультант подскажет, какие качества нужнее всего специалистам данной отрасли, и посоветует конкретный тренинг для развития этих качеств.

    Тренинги подходят как для девочек, так и для мальчиков. По нашему опыту, девочки чаще, чем мальчики проходят тренинги для повышения самооценки и уверенности в себе, а мальчики – для мотивации к учебе («Хочу учиться»).

    При выборе хорошего тренинга для подростков нужно учитывать:

    Длительность. Только ознакомительный тренинг может идти 2 часа. Чтобы докопаться до сути проблемы, желательно погружаться в тренинг на несколько дней.
    Личность и квалификацию коуча. Тренер для подростков должен иметь высшее психологическое образование и опираться на разработанную методику.
    Атмосферу. Мотивационные тренинги для взрослых отличаются иногда очень жесткой и депрессивной обстановкой, чтобы вывести участников из состояния комфорта. Мы не поддерживаем такие методы. И тем более они не применимы для подростков. Лучшая среда для развития нужных подростку компетенций – это обстановка соревновательности, сотрудничества и взаимопомощи.

    Желаем вам каждый день становиться лучшей версией себя!
    Чтобы подробнее узнать о наших психологических тренингах, когда они проходят и какие впечатления участники уносят с собой, познакомьтесь с расписанием тренингов.

    Автор Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

    Если вы хотите получать свежие статьи о наших программах, подпишитесь на нашу рассылку.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector