Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинги профессионального развития

Тренинг: развитие профессиональных навыков

Профессиональные тренинги формируются на стыке психологии и знаний, необходимых для достижения бизнес-целей. Они создаются с учетом специфики отрасли. Именно поэтому для достижения положительного эффекта, приобретения полезных знаний и умений разработкой курсов должны заниматься профессионалы. В компании Papa Group работают тренеры с большим практическим опытом в разных секторах экономики. Именно это позволяет им предлагать эффективные тренинги, направленные на улучшение профессиональной деятельности.

Что такое профессиональные тренинги

Деловая сфера гибка и динамична. Полученных когда-то профессиональных знаний не всегда хватает, чтобы своевременно реагировать на изменения. Дальновидные руководители знают, что постоянное обучение персонала разных уровней является залогом успешного бизнеса. Только сплоченный коллектив способен двигать общее дело к положительному результату.

Профессиональный тренинг – комплексная обучающая программа, цель которой – улучшить компетенции. Правильно выбранный курс позволяет:

  • улучшить личностные качества, способствующие профессиональному росту;
  • выявить черты, мешающие реализации имеющегося потенциала, и найти пути решения проблемы;
  • повысить способности к коммуникационному взаимодействию в коллективе, с партнерами и клиентами;
  • усилить готовность коллектива к инновациям, переменам;
  • сформировать отдельные виды профессиональной деятельности, получить новые знания и навыки в этой сфере;
  • овладеть способностью быстро реагировать на изменившуюся ситуацию, оперативно находить правильные решения;
  • стимулировать потребности и способности индивидуального самовыражения в работе;
  • побуждать к постоянному самосовершенствованию в профессиональной деятельности и др.

Сложность проведения профессиональных тренингов заключается в необходимости тонко чувствовать психологию данной сферы. Также важно знать или детально изучить ее специфику. Без этого обучающий тренинг может оказаться малоэффективным.

Кому необходимы профессиональные тренинги

Задача тренинга сводится к получению новых навыков, которые можно применять в реальных профессиональных ситуациях. То есть обучение должно принести пользу, которая будет выражаться в повышении уровня квалификации персонала, переходе его на новый уровень. Также в положительную сторону должно поменяться отношение к работе, возрасти удовлетворенность своими достижениями и возможными перспективами.

Учитывая цели и задачи тренингов, а также возможные результаты, они будут полезны:

  • руководителям разного уровня. Предлагаются варианты обучения для начальников отделов, производств и др.;
  • сотрудникам отделов и подразделений. Тренинги учитывают специфику отдела и будут направлены на увеличение продаж, стимуляцию производственных процессов и др.

Особенности наших профессиональных тренингов

Тренинги от специалистов компании Papa Group создаются с учетом специфики бизнеса клиента, а также профессиональной деятельности слушателей. Мы работаем на результат, поэтому большое внимание уделяем развитию практических навыков и умений. Курс состоит:

  • из мини-лекций. Они занимают не более 30 % времени тренинга. Их задача – в доступной форме донести до слушателей необходимые теоретические выкладки, создать правильную информационную базу;
  • практики. Такие занятия составляют около 70 % времени. Они включают деловые, ситуационные игры, мозговые штурмы. Разбор в ходе тренинга реальных примеров стимулирует к действиям, поиску выходов из возникшей ситуации. Участники учатся прислушиваться к стороннему мнению, воспринимать чужие идеи, слаженно функционировать в коллективе. Такое обучение позволяет закрепить теоретические выкладки, попробовать предлагаемые рычаги влияния на практике, приобрести навыки работы с изложенными методами. После таких тренингов слушатели чувствуют себя увереннее, не задумываясь применяют полученные умения в профессиональной деятельности.

Для большей наглядности в процессе проведения тренинга может быть задействовано мультимедийное оборудование.

Почему стоит обратиться к нам

Профессионализм. На предварительном этапе оговариваются цели и задачи тренинга. Клиент должен точно понимать, что он хочет получить в результате обучения. Также изучается специфика сферы профессиональной деятельности. На основе этой информации создается индивидуальная программа обучения.

Обязательная обратная связь. Наши тренинги должны быть полезны. Именно поэтому в процессе их проведения значительное внимание уделяется обратной связи. Тренер оценивает уровень усвоения знаний. Он может адаптировать курс с учетом особенностей восприятия слушателями информации.

Послетренинговое сопровождение. Наша работа не заканчивается проведением тренингов. Мы готовы оказывать профессиональную поддержку и в дальнейшем, помогать внедрять полученные умения в реальную деятельность.

Конфиденциальность. Специфика тренинга требует глубокого погружения в сферу деятельности клиента. Но наши специалисты знают, как важно сохранить конфиденциальность подобных сведений, и готовы это гарантировать.

Чтобы заказать профессиональные тренинги в нашей компании, оставьте заявку на сайте. Для уточнения деталей свяжитесь с менеджерами удобным для Вас способом.

Тренинг «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ ПЕДАГОГА»
методическая разработка

Каждый человек независимо от возраста способен к самосовершенствованию. Особый вид изменений – процесс личностного развития. Это чрезвычайно важный момент для межличностного общения.

Показателем личностного роста является преодоление затруднений путем рефлексивного самоопределения, обогащение личности новыми средствами самореализации в профессионально — значимых ситуациях.

Профессиональное саморазвитие является лишь частью саморазвития личности, определяемое у взрослого человека его включенностью в работу и удовлетворенностью профессиональной деятельностью.

Самосовершенствование наиболее адекватная форма саморазвитие, означающая, что человек сам, самостоятельно желает быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает такими видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование – это процесс сознательного самоуправления развитием своей личности, своими качествами и способностями.

Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога.

Задачи:

  1. Расширение зоны личной уверенности педагогов.
  2. Принятие сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.

Оборудование: синяя бумага, разноцветные звёзды, клей, ручки, ключи.

Упражнение №1 «Приветствие»

Цель: создание настроя на предстоящую работу, снятие барье­ров общения.

Задание: приветствие участников тренинга. Все участники рассчитываются на 1, 2, 3, 4.

Участники с № 1 складывают руки так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

№ 2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны;

№ 3 – кладут левую руку на левое бедро, правую – на правое колено, локти согнутых рук отведены в стороны;

№ 4 – держат сложенные крест – накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны.

После того как все участники примут исходное положение, тренер предлагает им по определенному сигналу поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, коснувшись друг друга локтями – привет!

Анализ упражнения:

1. Ка вы чувствовали себя при выполнении задания? Хотелось ли вам победить?

2. Какие трудности возникли у вас во время выполнения за­дания?

Упражнение №2 «Фотоальбом»

Цели:

  1. тренировка памяти, обучение концентрации внимания на партнере;
  2. интеграция группы за счет осознания быть постоянно включенными в совместную деятельность.

К концу этого упражнения игроки станут лучше чувствовать себя среди других членов команды, познакомятся друг с другом, снимут внутреннее напряжение благодаря игровой ситуации.

Ресурсы: большая комната со стульями для каждого участника. Время: от 10 до 30 мин.

Ход упражнения

Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.

Рассматривать его будем очень внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения.

Начнем с ведущего! Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня открывает первую страницу фотоальбома, а там — моя фотография. Теперь ему придется сначала повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом свою собственную фотографию. Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и (8:) выполнить одно несложное движение, какое ему захочется. Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с фотографии ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников.

Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом! Понятно, что чем длиннее цепочка, тем сложнее запоминать имена и характерные движения всех предшествующих игроков. Тем не менее, попробуем сделать над собой усилие и продлить цепочку «с накоплением» как можно дольше. Если же кто-то из игроков сбился, не может вспомнить имен и движений, то с этого места мы начнем строить новую цепочку, новую серию фотоснимков.

Завершение: обсуждение упражнения.

Участники рассказывают о том, что порадовало их в игре, что огорчило. Какова была атмосфера в группе в ходе игры?

— Почему для человека так важен звук собственного имени?

— Как вы выбирали себе движение: исходя из его простоты или ориентируясь на максимальное выражение собственной индивидуальности? Чьи движения вам запомнились и почему?

После короткого обсуждения предлагаем вернуться к одной из целей игры — знакомству. Кто готов сейчас записать на доске максимально длинную цепочку прозвучавших имен?

Примечание

Обычно игра проходит весело и энергично. От игрока к игроку растет не только напряжение, но и спортивный азарт. Тренеру важно поддержать это воодушевление, сохранить атмосферу веселого соревнования.

Упражнение №3 «Циферблат»

Описание

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре. Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной. Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной. Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Читать еще:  Тренинг тренеров светланы бадаевой

Смысл упражнения

Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.

Обсуждение

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Упражнение №4 «Моя галактика»

Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Я предлагаю вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, а именно ваших коллег, позволит наладить с ними адекватные отношения.

Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь удобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, — каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».

Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.

  1. Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый или сиреневый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?

Упражнение №5 «Все мы разные»

Цель: формирование паралингвистических и оптокинетических навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи. На упражнение отводится 15 минут.

Обсуждение:

Краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Упражнение №6 «Волшебный ключ от волшебной двери»

Цель: происходит эмоционально-психологическое сближение участников.

Каждый участник по очереди выходит, берёт ключ и говорит, какую волшебную дверь он бы открыл и что за ней.

Упражнение№7 «Подарок»

Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.

Описание упражнения: Ведущий: «В заключение нашего тренинга, хочу подарить вам подарки, на первый взгляд это обычные простые карандаши с резинкой. Не торопитесь делать вывод. Это волшебный инструмент. Им вы можете написать на бумаге всё на свете: мысли, чувства, желания, эмоции. А если не вышло, то можно стереть и начать всё сначала. И в жизни не теряйте оптимизм, помните, что можно всё начать сначала. Я дарю вам оптимизм и взаимное доверие!»

Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Тренинг профессионального развития

Личная эффективность. Целеполагание. Вдохновляющее лидерство

  • Личная эффективность.
  • Составляющие личной эффективности.
  • Гармоничное развитие человека и его влияние на личную эффективность.
  • 7 навыков высокоэффективных людей (С. Кови).
  • Проактивное и реактивное поведение. Коррекция и планирование действий.
  • Как развивать компетенции для большей эффективности: разработка ролевой модели.
  • Целеполагание.
  • Миссия – важнейший фактор мотивации («Кто? Что? Почему? Как?)
  • Цель и мечта.
  • Определение ценностей и ресурсов.
  • Барьеры достижения целей. Установки и стереотипы, блокирующие успех.
  • Взаимодействие со страхом. Защитные механизмы психики.
  • Работа с личными убеждениями.
  • Аффирмации: развитие позитивного мышления.
  • Постановка целей по методу SMART.
  • Постановка целей по методу GROW.
  • Личные качества, влияющие на результат.
  • Определение зоны личностного развития: план действий.
  • Проектирование: техники эмоциональной стабилизации.
  • Принципы жизни высокоэффективных людей.
  • Вдохновляющее лидерство.
  • Самодиагностика: вдохновляющий лидер.
  • Спиральная динамика: определение своей роли и роли других.
  • Создание доверительной атмосферы в коллективе.
  • Взаимное уважение и доверие, их связь с бизнес результатами.
  • Основы влиятельного поведения.
  • Как ставить вдохновляющие цели.
  • Оптимальное состояние сознания (поток).
  • Харизма лидера.
  • Регулирование отношения к «сложным» людям.
  • Постановка целей сотрудникам по SMART.
  • Инструменты воодушевления сотрудников.
  • Feedback: обратная связь по системе РОСТ и РОСТ+.
  • Влияние на решения сотрудников («Влияние без авторитета»).

Управление переговорами: правила и приемы

  • Подготовка к переговорам: типы клиентов.
  • Особенности работы со сложными клиентами.
  • Борьба за выгоду, компромисс и уступка, правила торга.
  • Деловая игра: Цель — научиться достигать свои цели, сохраняя отношения с клиентом.
  • Приемы эффективного переговорщика в продажах.
  • Методы аргументации. От доказывания к аргументации.
  • Кейс: Переговорные поединки.
  • Работа с сопротивлением и претензиями, способы работы с критикой.
  • Давление и манипуляции в переговорах: манипуляторы и их мотивы.
  • Методы противодействия манипуляциям.
  • Позитивные и негативные эмоции в переговорах.
  • Как справиться со своими эмоциями, как нейтрализовать эмоции клиента.
  • Техника работы с эмоциями.
  • Внешняя и внутренняя агрессия, провокация агрессии как элемент давления.
Читать еще:  Повышение квалификации тренинг менеджер

Тайм-менеджмент

  • Цели и ранжирование задач по приоритетам.
  • Цели тайм-менеджмента.
  • Ключевые рабочие цели каждого участника.
  • Как определить приоритеты в делах.
  • Метод «АВС».
  • Метод «Матрица Эйзенхауэра».
  • Организация рабочего времени.
  • Принципы концентрации на главных задачах.
  • Правило Парето.
  • Как присутствовать в настоящем моменте.
  • Основы продуктивности.
  • Причины непродуктивности и прокрастинации.
  • Методы повышения продуктивности.
  • Инструменты планирования рабочего времени.
  • Горизонты планирования.
  • Принцип 10/90.
  • 7 шагов Недельного планирования.
  • Принцип 60/20/20.
  • Группировка схожих задач.
  • Планирование на день по «Альпен» методу.
  • «Кайросы» и «Хроносы» — потенциал для эффективности.
  • Планирование «Жёстких» и «Гибких» задач.
  • «Слоны», «Бифштексы» и «Лягушки» — планирование сложных и нелюбимых дел.
  • Ситуационное планирование.
  • Использование программного обеспечения как инструмента тайм-менеджмента.
  • Основные похитители времени. Причины отвлечений.
  • Где найти время. Методы оценки затрат времени.
  • Хронометраж.
  • Метод аналогий.
  • Нормирование труда.
  • Описание бизнес-процессов.

Деловые письма. Письменные коммуникации. Телефонный этикет

  • Деловая переписка как способ корпоративной коммуникации.
  • Стиль и структура делового письма.
  • Ключевые принципы составления деловых писем.
  • Виды деловых писем.
  • Кодекс деловой переписки. Шаблоны и стандарты оформления.
  • Особенности языка деловой корпоративной переписки.
  • Методы построения делового письма. Технология и концепция деловых писем.
  • Типичные ошибки в языке и стиле деловой корреспонденции.
  • Формирование отношений с помощью деловой переписки.
  • Психологические приемы воздействия в деловой переписке.
  • Психология восприятия письменного обращения, как произвести нужное впечатление, привлечь и удержать внимание адресата.
  • Деловая переписка как инструмент достижения бизнес-целей.
  • Внутрикорпоративная переписка.
  • Деловая переписка как элемент имиджа компании.
  • Особенности деловой переписки с зарубежными партнерами.
  • Стандарты и клише международной корреспонденции.
  • Бизнес-этикет письменных коммуникаций.
  • Основные стандарты профессионального телефонного общения. Особенности делового телефонного разговора. Основные требования этикета к ведению. делового телефонного разговора. Телефонный этикет. Характеристики «плохого» и «хорошего» голоса. Подготовка телефонного разговора, композиция. Метод «телефонной улыбки».
  • Скорость и ритм телефонного общения, манера общения, эмоции в общении. Паузы. Привычные выражения. Приемы оперативного реагирования на входящие телефонные звонки. Умение слушать — важная часть телефонного общения. Звонки входящие и исходящие. Личные звонки.
  • Проблемные разговоры по телефону. Недочеты в телефонном общении, отрицательно влияющие на имидж компании. Этикет мобильной связи.
  • Практикум: Работа с голосом (интонация, тембр, темп речи, артикуляция).
  • Культура речи — основа делового общения. Основные требования к культуре речи. Правила устной речи. Формулы вежливости.
  • Виды обращений, заключительные слова. Как избежать небрежности и формальности. Учет официального статуса, специфики бизнеса адресата в телефонном общении (VIP — статус, постоянный партнер, хороший знакомый, и т.д.). Этикетные речевые ситуации: поздравления, приветствия, приглашения, извинения, имиджевые. Приемы эффективной подачи информации.
  • Психологические особенности установления контакта с партнером. «Я-подход» и «Вы-подход» основные правила реализации «Вы-подхода» и создание «Вы-посланий». Приемы «присоединения» к адресату. Как создавать позитивный тон разговора. Как сообщать негативную информацию в позитивном ключе. Речевые стандарты проведения деловой беседы по телефону. Искусство комплимента. Светская беседа. Запретные темы для светской беседы.
  • Цифровой этикет. Общение с помощью диджитал-инструментов: интернет, интранет, мессенджеры, социальные сети.

Продуктивность. Развитие полезных навыков и привычек

  • Что такое продуктивность: определение, выгоды от повышения продуктивности, цели в области продуктивности.
  • Что снижает продуктивность: лень, прокрастинация, слабое здоровье и нехватка энергии, стресс и эмоциональное выгорание, неясность целей, недостаток контроля.
  • Три направления развития продуктивности.
  • Здоровье и энергия: тело (спорт, питание, отдых), разум (осознанность, медитация, эссенциализм, опора на собственные ценности).
  • Профессиональные навыки: анализ структуры и перспективности.
  • Инструмент: «Колесо Профессионального Развития».
  • Привычки: развитие полезных, избавление от мешающих.
  • Вдохновение и мотивация: что мотивирует, что демотивирует, «Волшебный пендаль».
  • Фокусировка: концентрация на приоритетном, отказ от второстепенного, присутствие в настоящем моменте.
  • Реализация: дисциплина и сила воли, простой и чёткий План, теория малых шагов, оценка прогресса, график роста.

Тренинги профессионального развития. Зачем они нужны? Часть II

Продолжая цикл обзоров о профессиональном обучении и развитии персонала, мы решили раскрыть секреты сравнительно нового для нас формата обучения сотрудников, называемого «тренинг». Что это такое, кем и когда он был проведен впервые, в чем его особенности, преимущества и недостатки — читайте в сегодняшнем обзоре.

________________

«Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть, единственное, заслуживающее поддержки, конкурентное преимущество».

Арье де Геуз.

________________

В последние годы, когда речь заходит о повышении эффективности сотрудников, например, в продажах или обслуживании клиентов, мы часто слышим слово «тренинг» как решение возникших профессиональных сложностей и как способ научить людей делать грамотно то, что они должны уметь делать на своем рабочем месте. Однако само понятие «тренинг» достаточно размыто на сегодняшний день. То есть под словом тренинг воспринимается любое специализированное образовательное мероприятие, проведенное для сотрудников различных компаний или организаций, независимо от того, тренинг ли это на самом деле, семинар, лекция или что-то еще. А ведь цели таких мероприятий и технологии их достижения могут быть совершенно разными. Особенно распространенным сегодня является понятие «семинар-тренинг». Мы часто слышим его в теленовостях о том, что где-то кем-то проведен этот самый «семинар-тренинг» для, допустим, сотрудников медицинских учреждений… Давайте разберемся с тем, что же такое тренинг на самом деле.

Что такое тренинг?

Каждый из нас в своей жизни уже не один раз побывал участником тренинга, независимо от того учились ли мы ходить, плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем или делать что-то еще. Все потому, что тренинг (training) в переводе с английского – это тренировка или «дрессировка», подразумевающая отработку конкретных навыков на основе теорий и опыта (собственного или других людей). Не исключено, что многим из наших читателей уже довелось принять участие и в настоящих групповых тренингах. Поэтому для них не будет новостью то, что цель любого тренинга – это изменение человеческого поведения в широком смысле этого слова. Приведем конкретное определение понятию тренинг:

Тренинг – это интерактивная форма обучения персонала, сочетающая краткие теоретические блоки и практическую отработку навыков за короткий промежуток времени (от 1 до 5 дней). Задача тренера, работающего с группой из 8-16 человек, с помощью психологических упражнений дать импульс участникам, для того чтобы те сами смогли найти решение в той или иной ситуации.

Тренинг – это лучшая форма приобретения навыков, взгляда «со стороны», обмена практическими наработками. В ходе тренинга люди имеют возможность не только получить новые знания, но и применить их на практике, понять, стоит ли пользоваться новыми наработками, в каком виде и в каких ситуациях их применять.

________________

Немного истории: Одним из первых, кто начал использовать тренинги для обучения взрослых людей, стал Дейл Карнеги, основавший в 1912 году «Dale Carnegie Training». В этом центре проводились (и до сих пор проводятся) тренинги по развитию навыков публичного выступления, уверенности в себе, взаимодействия между людьми и пр.

Значительный вклад в эту форму обучения внес известный немецкий, а позже американский социальный психолог Курт Левин. Долгое время, изучая групповую динамику поведения людей в ходе тренинга, он пришел к выводу, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности».

Идее группового тренинга в этом году исполняется 72 года. В 1944 году Курт Левин основал Центр изучения групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, с исследований которого ведет свою историю современный психотренинг.

________________

Как это работает?

У слова training в переводе на русский много значений, но каждое из них сводится к одному: тренинг – это учебный процесс, отличающийся от остальных методикой его проведения. Как уже было сказано выше, в ходе проведения тренингов используется интерактивная методика, которая позволяет обеспечить активное взаимодействие обучающихся с тренером и с другими участниками группы.

________________

Для справки: Интерактивный («Inter» – взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме диалога с кем-либо. Интерактивные методы обучения позволяют обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности.

К интерактивным методам могут быть отнесены: индивидуальная работа, общая дискуссия, работа в парах или малых группах, «мозговой штурм», ролевые и «деловые» игры, кейс-методы, групповая работа с фото, видео, иллюстративным материалом и т. д.

То есть, говоря простым языком, по-настоящему качественный тренинг – это весьма динамичный процесс, в ходе которого участники имеют возможность эффективно освоить материал через активное взаимодействие с тренером и другими участниками группы, получить один или несколько ответов на давно волнующие вопросы. И даже если кто-то из участников по ряду причин не вовлечен в процесс, хороший тренер замотивирует на развитие и такого.

________________

Три категории тренингов:

Тренинги личностного роста. В ходе таковых тренер, как правило, «обнажает» комплексы участников, после чего совместно с ними же пытается их преодолеть, применяя готовые алгоритмы действий.

Читать еще:  Скачать тренинг по продажам бесплатно

Коммуникативные или психологические. Сюда относятся тренинги, развивающие индивидуальные деловые качества. А именно: планирование собственного времени, расстановка приоритетов при решении задач, а также тренинги для руководителей, рассматривающие такие аспекты работы с подчиненными, как целеполагание, делегирование полномочий, мотивация сотрудников, методы решения конфликтов и т. д. Сюда же можно отнести группу тренингов по технике продаж, проведению переговоров, презентаций и т. д.

Специализированные или профессиональные. Характерным признаком такой категории тренингов является их сложно произносимое название. Например: «Реинжиниринг бизнес-процессов с целью создания организационной основы для решения командой задачи по развитию бизнеса» или «Эффективная сейлз-промоушн-кампания как инструмент маркетинга».

Две последние категории и называют термином «Бизнес-тренинги», которые направлены на развитие компетенций сотрудников в рамках (а иногда и за рамками) их функционала. Кроме того, в результате профессионального бизнес-тренинга люди получают идею, продукт, проект, набор инструментов, алгоритм действий и пр., которые в целом могут помочь совершенствовать и оптимизировать существующие бизнес-процессы либо придумать совершенно новые и более эффективные.

Для тех, кто любит конкретику, предлагаем определение понятию Бизнес-тренинг: — это разновидность обучения, целью которой является развитие профессиональных знаний, умений и навыков команды или отдельного сотрудника компании. Бизнес-тренинг дает возможность в короткие сроки обучиться навыкам, необходимым для успешного ведения бизнеса. Кроме того, он может дать стимул к новым достижениям, зарядить коллектив энергией и помочь решить многие задачи. В настоящее время именно такая форма обучения наиболее популярна во всём мире.

Описанные выше три категории тренингов позволят читателям, помимо всего прочего, точнее сориентироваться в способах реализации своих потребностей на развитие. А если рассуждать о тренингах с точки зрения тех, кто их организует, то здесь уместно было бы добавить следующее. Нужно понимать, что тренинги, помимо градации на категории, имеют еще и свои разновидности, а именно: корпоративные и открытые. Напомним, сейчас речь идет только об очном обучении (исключая вебинары и прочее дистанционное и заочное обучение).

Корпоративные тренинги – проводятся с персоналом конкретной компании по заказу ее руководства. То есть сотрудники этой организации должны пройти тренинг в порядке повышения своей квалификации. В большинстве случаев это тренинги деловых и профессиональных навыков. Кстати, оплату работы тренера в таких ситуациях проводит компания-заказчик.

Открытые тренинги – это те, на которые собираются совершенно разные люди, заинтересованные в получении соответствующих навыков и оплатившие тренинг из собственных средств. То есть в данном случае человек добровольно идет на тренинг, выбирая его по актуальной для себя теме и экспертности, как правило, известного ведущего (тренера).

Зачем это нужно участникам тренинга?

В данном обзоре уже упоминалось о том, что целью любого тренинга является изменение поведения. А осознание взрослым человеком необходимости таких изменений, в свою очередь, является залогом эффективности развития в форме тренинга.

Кроме того, в ходе такого обучения перед участниками открывается ряд уникальных возможностей:

  • увидеть себя со стороны, свои эффективные и неэффективные стратегии поведения и установки благодаря обратной связи других участников тренинга;
  • расширить свой ролевой репертуар и инструментарий воздействия на себя и внешнюю среду;
  • узнать что-то новое о предмете тренинга, себе самом и окружающих людях;
  • проработать навыки в режиме реального времени с возможностью делать паузы, обсуждать и на ходу менять стратегии;
  • проанализировать и скорректировать свое поведение, мысли и установки;
  • завершить незавершенные старые переживания, проработать привычки, которые мешают жить;
  • просто поделиться своими проблемами, страхами, переживаниями, проговорить такие вещи, которые сложно проговаривать в обычной жизни и т. д.

Одним из главных условий эффективности обучения, с точки зрения взрослого человека, является четкая осознанность собственных потребностей на развитие. Хуже, когда руководители отправляют своих подчиненных на тренинг «для массовки» – это зря потраченные время, силы и деньги. О том, как избежать неоправданных потерь и помочь сотруднику сформулировать собственные потребности на развитие, мы расскажем в следующем обзоре, который будет посвящен роли руководителя в развитии подчиненных. Там же мы ответим на вопрос, зачем тренинги нужны их заказчикам (юрлицам) и сколько в среднем это стоит? А пока, подводя итог сказанному о тренинговом формате обучения и развития персонала, еще раз вернемся к вопросу, что такое тренинг?

Тренинг – это один из самых актуальных на сегодня видов интерактивного экспресс-обучения. Это путь от осознания нехватки знаний к новым устойчивым навыкам, он дает сильнейший творческий импульс, высвобождает сознание и заряжает такой энергетикой, что те, кто попал на настоящий тренинг один раз, не могут удержаться от соблазна посетить и другие тренинги на интересующие их темы.

Михаил ВИШНЯКОВ, наш корр.

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Натейкина Ю.О.

Магистрант, Национальный исследовательский Томский государственный университет

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация

В статье рассмотрено понятие тренинга как способа профессионального развития персонала, а также рассмотрена уникальность данного способа.

Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.

Nateikina Y.O.

Undergraduate, National Research Tomsk State University

TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

Abstract

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Keywords: training, professional development.

Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.

Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В. Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».

Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания. Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].

Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.

Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников. По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.

Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.

Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.

Литература

  1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. – №12. – с. 12.
  2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. – 2013. – №1. – с.49-53.
  3. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. – №2. – с.60-61.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector