Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг в образовании

Тренинг как метод обучения и инструмент дополнительного образования

«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами — это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно учиться», — Т. Черниговская.

Тренинг — термин из английского языка (от англ. — train, training) и имеет ряд значений: воспитание, обучение (на практических занятиях или в приближённых к реальным условиях), подготовка, тренировка, дрессировка. Точного эквивалента в русском языке нет.

В значении «тренировка» тренинг, конечно же, не является каким-то новым изобретением. Однако в качестве метода обучения для взрослых в современном виде тренинг появился относительно недавно. В любом случае, так или иначе, на тренинге мы учимся и тренируемся.

Существует много определений и видов тренингов, и применяются они в разных сферах деятельности: в бизнесе, в социальной сфере, в образовании, в психотерапии. Это и бизнес-тренинги; и личностные тренинги: психологические и эзотерические; и тренинги развития личности; психотерапевтические тренинги; тренинги состояний; исследовательские тренинги; трансформационные тренинги.

Общее в них то, что на тренингах можно изменить некие настройки и программы, модели управления своим поведением и деятельностью, развить уже существующие навыки — профессиональные и личностные, — расширить их диапазон.

Бизнес-тренинги, как метод повышения профессиональной компетентности и отработки эффективных профессиональных навыков, как инструмент развития персонала, стали неотъемлемой частью современной деловой культуры.

При этом, точно также как профессиональные навыки, можно совершенствовать и развивать личностные качества и социальные навыки, так называемые soft skills («софтскилз», англ. soft skills — «мягкие навыки» или «гибкие навыки»). Они важны и в работе, и в жизни, и позволяют быть эффективным и успешным независимо от специфики профессиональной деятельности или конкретной специальности.

К их числу относят: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, умение слушать, умение договариваться, работу в команде, личностное развитие, управление временем, креативность и т.п.

Кроме того, что большинство тренинговых программ и семинаров или курсов опираются на навыки из ряда soft skills, тренинг также является наилучшим средством освоения этих навыков.

Огромный процент того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Ведь те программы, которые наш мозг скачивает и устанавливает в себя всю жизнь, через некоторое время становятся «компьютерным железом» и действуют по умолчанию.

А тренинг кроме всего прочего может помочь распознать свои жизненные стратегии, бессознательные программы поведения; перевести некоторые неосознанные компетенции в область осознанных; преодолеть недоверие к себе; задуматься о своей жизни, миссии, возможностях, потребностях, истинных желаниях.

В ходе тренингов, связанных с личным развитием и эффективностью, нарабатывается практика работы над собой, появляются инструменты перевода проблемы в задачу, использование авторской позиции, появляется возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть свои привычные стратегии и научиться произвольно и преднамеренно их изменять, растёт коммуникативная компетентность, появляется импульс к дальнейшему развитию, становится понятнее собственная мотивация, проясняются истинные цели.

Там можно научиться ставить цели так, чтобы выполнять их — хотелось; научиться находить решения и осознанно брать ответственность; управлять своими эмоциями; научиться способности посмотреть на ситуацию не своими глазами, а глазами другого человека. Такая способность является основой коммуникации, обучения, сопереживания и даёт поведенческое преимущество.

Из книг, статей, лекций можно получить информацию или знания. Однако умение или навык сформировать таким способом не получится. Факт присутствия знания не означает его принятия или подкрепления действием — присвоения. Таким вещам имеет смысл учиться на практике. Поэтому эффективность обучения зависит от самого ученика и возрастает, когда он из наблюдателя превращается в активного участника процесса.

Проще говоря тренинг не решает проблемы, а даёт инструменты для их решения, а также выступает в качестве «тренажёра», на котором в безопасной обстановке осваиваются новые поведенческие знания и умения.

Таким образом, тренинг можно считать особой формой или методом обучения, который опирается не на знание в результате получения информации, а на реальное знание, основанное на возможности пережить на собственном опыте то, о чем говорит, например, лекция или учебник.

Необходимо помнить, что для закрепления новых привычек в реальной жизни необходимо их внутреннее принятие, присвоение и, конечно, время. Поэтому зачастую тренинговые программы состоят из нескольких блоков, разных по длительности. При этом в линейке тренингов обычно есть основной базовый курс, дающий основные инструменты для дальнейшего самостоятельного применения, но без которого не освоить следующие ступени, так же как в любой другой учебной программе.

Методы

В основе любого тренинга лежат методы практической психологии, групповое взаимодействие, обратная связь, практические упражнения и игры.

Задача тренера заключается в том, чтобы дать участникам возможность сделать свои собственные открытия и попробовать новые практические инструменты для произвольного овладения и управления собственным поведением, чтобы потом самостоятельно применять их в реальной жизни. Ведь именно тогда происходят настоящие изменения.

Кому это нужно

«Когда ты найдёшь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь. Можешь ты или не можешь — это всегда тебе решать», — Из к/ф «Легенда 17.

  • Если вы чувствуете, что не используете все свои возможности и ресурсы; не реализуете весь потенциал; остановились и не находите новых целей;
  • если у вас есть запрос расширить картину мира и стремление к наполненной, осмысленной, внутренне более свободной жизни;
  • если вы хотите научиться лучше понимать людей и себя, видеть связи событий и явлений, свою внутреннюю мотивацию; научиться прощать и принимать (в том числе и себя), добровольно брать на себя ответственность и осознанно делать выбор;
  • если вы хотите найти именно свои цели и место, выработать привычку жить осмысленно, то возможно вам имеет смысл идти на тренинг повышения личной эффективности.

Важно понимать, что такая работа над собой не необходимость, а вопрос личного выбора. И никто кроме вас эту внутреннюю работу не сделает.

Так, резюмируя, можно сказать, что тренинг — это метод обучения, который, в отличие от традиционных методов получения знаний, приводит также к практическому освоению нового или изменению старого поведения, приобретению новых более совершенных поведенческих навыков для профессионального и личного развития.

Реальное знание — это знание, полученное в результате собственного опыта, а не информации. При этом полученный опыт остаётся как возможность, право, разрешение произвольно применять (или не применять) освоенные инструменты и произвольно, преднамеренно и целенаправленно изменяться и развиваться.

Эффективность такого обучения зависит от активности принимающего участие в тренинге, и возрастает, когда ученик из пассивного наблюдателя превращается в активного участника процесса.

Настоящие перемены или трансформация происходят тогда, когда изменённые элементы поведения внутренне приняты и присвоены человеком и, следовательно, становятся произвольными и осознанными.

Вопрос повышения личной эффективности и развития — вопрос личного выбора. Это интереснейшая внутренняя работа над собой, приносящая изменения и на внешнем плане.

Тренинг в образовании

Робот сообщает Вам: для этой статьи он уже подобрал похожие материалы. Посмотреть По материалам моих лекций

Читать еще:  Тренинг для тренеров на 100

Понятие о тренинге

Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка) – форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования.

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX в. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал свой тренинговый центр «Dale Carnegie Training», в котором стали проводиться тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления. Выдающийся психолог Курт Левин установил, что общение, организованное в ходе совместного выполнения специально подобранных упражнений, становится наиболее эффективным при анализе участниками собственных переживаний в группе. Вместе со своими коллегами во второй половине 1940-х гг. он стал использовать занятия с тренинговыми группами (Т-группами) для развития у участников навыков общения. Успешный опыт К. Левина и его учеников способствовал открытию в США Национальной лаборатории тренинга.

В 1950-е – 1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе.

Виды тренинга

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории. В сети Интернет есть довольно много специализированных ресурсов по тренингам, особенно в области бизнеса, менеджмента. Пример такого онлайн-ресурса — страница, посвящённая искусству переговоров в предпринимательской деятельности.

Сегодня среди видов тренинга выделяются…

Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К. Левина и К. Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками. Как следует из названия, для этого тренинга подбираются упражнение на развитие коммуникативных умений, а содержанием деятельности является общение в тренинговой группе. Для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации. По мнению робота, со статьёй «Тренинг как форма активного обучения» тематически связаны:

  • Модели пассивного, активного и интерактивного обучения
  • Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках литературы посредством интерактивного обучения
  • Отгадай (Упражнение на способы передачи информации)
  • Плюсы и минусы (Упражнение на целеполагание и преодоление проблем)
  • Через три года (Упражнение на целеполагание)

Для ссылки:
Сидоров С.В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/1/trening_kak_forma_aktivnogo_obuchenija/14-1-0-387 (дата обращения: 11.04.2020).

Тренинг как технология активного обучения

Дата публикации: 11.05.2015 2015-05-11

Статья просмотрена: 3934 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, И. С. Тренинг как технология активного обучения / И. С. Овчинникова, Н. А. Кобзева. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1239-1241. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18587/ (дата обращения: 11.04.2020).

В статье рассматриваются тренинг в качестве технологии активного обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: традиционное обучение, тренинг, иноязычная коммуникация, общение.

Проблема качества образования является национальным приоритетом в российских вузах, так как именно качественное образование способствует формированию у будущих специалистов систематического мышления, производственную, правовую, информационную, коммуникативную, экологическую культуры, предпринимательскую и творческую активность, умение анализировать, проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия.

В настоящее время процесс обучения иностранным языкам в неязыковом требует поиска, разработки и использования эффективных технологий, направленных на повышение качества иноязычной подготовки будущих специалистов. Особый интерес сотрудников кафедры иностранных языков Института неразрушающего контроля вызывает интерактивное обучение, организация которого предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, выработки совместного решения на основании анализа соответствующей ситуации. Интерактивное обучение, в данном случае английскому языку, эффективно способствует развитию навыков и умений иноязычной коммуникации, созданию атмосферы содружества, взаимодействия на занятиях. Рассмотрим далее педагогические технологии и методы, позволяющие продуктивно реализовать интерактивное обучение.

Опыт работы в группах студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», «Приборостроение» (бакалавр) показывает, что одной из эффективных является технология тренинга, способствующая развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков [1].

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX века. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления [2].

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие коммуникативных умений, а для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации [2].

В методике обучения тренинг можно рассматривать как запланированный процесс модификации знания, навыков и умений обучающегося, метод активного обучения, целью которого является развитие социальных установок, умений и навыков. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ и, по своей сути, является формой передачи информации и усвоения знаний. В то время как тренинг, прежде всего, ориентирован на постановку вопросов и поиск ответов.

В отличие от традиционных, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т. д. Так же, как и любое учебное занятие, тренинг в процессе обучения иностранному языку имеет определенную цель: информирование и приобретения участниками тренинга новых навыков и умений иноязычной коммуникации; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Читать еще:  Тренинги для политиков

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

— атмосфера взаимодействия и общения;

— интерактивные методы обучения;

— структура тренингового занятия;

— оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, навыков анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как результата самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем. Различают такие виды упражнений тренинга: организационные; мотивационные; коммуникативные; креативные, развития когнитивных процессов; рефлексивные [3].

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения. Например, в коммуникативные тренинги, которые проводятся в группах студентов Института неразрушающего контроля (Томский политехнический университет), включаются следующие задания: сравнить стереотипы поведения россиян с англо-американскими стереотипами поведения; обсудить пословицы и поговорки англоязычных народов, связанные с будущей специальностью обучаемых, а также задания, направленные на развитие умений иноязычной коммуникации в области межличностного и межкультурного взаимодействия в различных социальных средах (написание личных писем однокурсникам о проблемах, хобби, составление правил учебной деятельности и поведения, обязательных для студентов группы и преподавателя) и другие.

Следует отметить, что учебный языковой материал при подготовке заданий тренингов коррелирует с освоением языкового материала базового учебно-методического комплекса, рекомендованных в качестве источников освоения дисциплины, а также соответствуют Рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Системное и последовательное выполнение заданий тренинга в течение академического года обеспечивает развитие лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной составляющих иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009. — 448 с.

Обучающие тренинги

1. Под психологическом тренингомпонимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмо­циональной и физиологической саморегуляции и самоконтро­ля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодей­ствия, а также коммуникативных и профессиональных умений.

Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• оказание участникам группы психологической помощи в самораз­витии в большей степени через других членов группы;

• относительное постоянство состава группы;

• четкая пространственная организация группы;

• акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте «здесь и теперь»;

• применение активных методов работы, предполагающих уча­стие всех членов группы;

• озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний;

• создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы. В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и яв­ляется канвой, основой тренинга.

Критерии для классификации парадигм тренинга:

• степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы;

• уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве;

• степень осознанности участников группы.

Выделяются следующие парадигмы тренинга:

• жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга;

• тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков «извне») — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осоз­нания проблем участниками тренинга.

2. На сегодняшний день в литературе не существует единой классификации видов психологических тренингов, но можно выделить следующие наиболее популярные виды групповой тре-нинговой работы:

• тренинга развития саморегуляции;

• тренинги личностного роста;

3. Тренинги развития саморегуляциипредставляют собой специаль­но организованные группы, целью которых является:

• развитие у участников группы самоконтроля и управления сво­ими физиологическими функциями;

• оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня пси­хологического напряжения;

• формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессо­вым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию.

4. Коммуникативные тренингипредставляют собой группы, имею­щие довольно обширную область прорабатываемых проблем, свя­занных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми.

Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компе­тентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и ди­рективные методы воздействия.

Психосоциальный тренинг решает следующие задачи:

• повышение социальной чувствительности (сензитивности) уча­стников, предполагающей умение более тонко понимать окру­жающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии

• формирование у них умения строить более продуктивные взаи­моотношения с окружающими;

• развитие у участников группы навыков общения и использова­ния более адекватных способов адаптации в среде.

Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга:

• ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навы­ка или исследование какой-то части себя;

• групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой;

• поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию неже­лательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директив­ные, жесткие методы руководства и воздействия, часто осно­ванные на различного рода подкреплениях.

5. Тренинги личностного ростапредставляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон лично­сти участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе.

Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста:

• динамическая, к которой относятся психодраматическое группы;

• гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджер­са, гешталът-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга;

• когнитивная, где основной упор направлен на развитие когни­тивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения.

В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги. ориентированные на развитие кон­кретных параметров роста:

• тренинг уверенности в себе,основанный на положениях поведен­ческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках:

— самоутверждение, выраженное в действиях индивида, опреде­ляет его самоуважение и служит формированию позитивной. Я-концепции;

— поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверен­ное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе;

• тренинг самоутверждения,имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличитель­ные особенности:

— уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику;

— имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях;

Читать еще:  Тренинг по развитию

тренинг сензитивности,основанный на гуманистических тен­денциях в групповой психотерапии и ориентированный на дос­тижение следующих целей:

— общее развитие компетентности в общении;

— усиление чувства самоидентичности;

— развитие у участников способности понимать других людей: ви­деть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение;

— развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведе­ние других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики.

6. Обучающие тренингипредставляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для обще­ния с людьми, при этом обучение участников происходит на ос­нове приобретения ими нового опыта.

В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп:

• группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов;

• группы повышения профессионального уровня тренеров, рабо­тающих с различными психологическими группами;

• обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ро­левые игры для оценки способностей и потенциала работни­ков и др.;

• обучающие группы для линейного персонала, предполагающие отработку навыков взаимодействия с людьми, например тре­нинг продаж или тренинг телефонных переговоров и т. п.

Обучающие тренинги

1. Под психологическом тренингомпонимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмо­циональной и физиологической саморегуляции и самоконтро­ля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодей­ствия, а также коммуникативных и профессиональных умений.

Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• оказание участникам группы психологической помощи в самораз­витии в большей степени через других членов группы;

• относительное постоянство состава группы;

• четкая пространственная организация группы;

• акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте «здесь и теперь»;

• применение активных методов работы, предполагающих уча­стие всех членов группы;

• озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний;

• создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы. В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и яв­ляется канвой, основой тренинга.

Критерии для классификации парадигм тренинга:

• степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы;

• уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве;

• степень осознанности участников группы.

Выделяются следующие парадигмы тренинга:

• жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга;

• тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков «извне») — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осоз­нания проблем участниками тренинга.

2. На сегодняшний день в литературе не существует единой классификации видов психологических тренингов, но можно выделить следующие наиболее популярные виды групповой тре-нинговой работы:

• тренинга развития саморегуляции;

• тренинги личностного роста;

3. Тренинги развития саморегуляциипредставляют собой специаль­но организованные группы, целью которых является:

• развитие у участников группы самоконтроля и управления сво­ими физиологическими функциями;

• оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня пси­хологического напряжения;

• формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессо­вым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию.

4. Коммуникативные тренингипредставляют собой группы, имею­щие довольно обширную область прорабатываемых проблем, свя­занных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми.

Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компе­тентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и ди­рективные методы воздействия.

Психосоциальный тренинг решает следующие задачи:

• повышение социальной чувствительности (сензитивности) уча­стников, предполагающей умение более тонко понимать окру­жающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии

• формирование у них умения строить более продуктивные взаи­моотношения с окружающими;

• развитие у участников группы навыков общения и использова­ния более адекватных способов адаптации в среде.

Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга:

• ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навы­ка или исследование какой-то части себя;

• групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой;

• поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию неже­лательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директив­ные, жесткие методы руководства и воздействия, часто осно­ванные на различного рода подкреплениях.

5. Тренинги личностного ростапредставляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон лично­сти участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе.

Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста:

• динамическая, к которой относятся психодраматическое группы;

• гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджер­са, гешталът-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга;

• когнитивная, где основной упор направлен на развитие когни­тивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения.

В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги. ориентированные на развитие кон­кретных параметров роста:

• тренинг уверенности в себе,основанный на положениях поведен­ческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках:

— самоутверждение, выраженное в действиях индивида, опреде­ляет его самоуважение и служит формированию позитивной. Я-концепции;

— поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверен­ное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе;

• тренинг самоутверждения,имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличитель­ные особенности:

— уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику;

— имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях;

тренинг сензитивности,основанный на гуманистических тен­денциях в групповой психотерапии и ориентированный на дос­тижение следующих целей:

— общее развитие компетентности в общении;

— усиление чувства самоидентичности;

— развитие у участников способности понимать других людей: ви­деть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение;

— развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведе­ние других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики.

6. Обучающие тренингипредставляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для обще­ния с людьми, при этом обучение участников происходит на ос­нове приобретения ими нового опыта.

В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп:

• группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов;

• группы повышения профессионального уровня тренеров, рабо­тающих с различными психологическими группами;

• обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ро­левые игры для оценки способностей и потенциала работни­ков и др.;

• обучающие группы для линейного персонала, предполагающие отработку навыков взаимодействия с людьми, например тре­нинг продаж или тренинг телефонных переговоров и т. п.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector