Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг публичных выступлений упражнения

Упражнения. Упражнение «Публичное выступление»

Упражнение «Публичное выступление»

Цель:

• развитие навыков выступления.

Перескажите в группе содержание прочитанного и обработанного вами материала в соответствии с общим планом всей группы. Вместе проанализируйте и дайте оценку вашего выступления — насколько были оправда­ны все ваши трансформации, помогли ли они лучшей по­даче материала в устном изложении? Зафиксируйте вре­мя, которое заняло ваше выступление.

Цель:

• развитие навыков публичного выступления и управле­ние временем.

После того, как вы зафиксировали время, потребовав­шееся вам для устного выступления по заданной теме, по­пробуйте, минимально пользуясь дополнительными мате­риалами, выступить снова, но удлинив ваше выступление на 2-3 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?

Упражнение «Рамка» Цель:

• развитие навыков публичного выступления.

Текст, предложенный ведущим участники тренинга дол­жны заключить в рамку и представить его слушателям.

Прослушав «рамки» товарищей по группе, студенты делают замечания, говорят, что понравилось, что нет и как можно улучшить.

Цель:

• развитие навыков публичного выступления.

В группе проводится конкурс. Для этого участники тре­нинга готовят заранее выступление на 4—5 минут по лю­бой теме. Коллективно определяется лучшее выступление и приводятся убедительные, аргументированные доводы почему именно понравившееся выступление лучшее.

Цели:

• научиться делать начальную паузу и здороваться с ауди­торией так, чтобы интонация выражала радость от встречи;

• тренировка умения приветствовать аудиторию. Студенты по очереди выходят к аудитории и привет­ствуют собравшихся жестом.

Ведущий следит за тем, чтобы походка оратора была уверенной, голова приподнята. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветствие следует только после началь­ной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть ши­роким, помогающим последовательно охватить взглядом всех собравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нуж­но произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помо­гать себе жестом.

Ведущий следит за тем, чтобы был зрительный контакт со всеми, а интонация приветствия соответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здравствуй­те!» с интонацией, выражающей радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана начальная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слушателей.

Цель:

• тренировка умения начинать и заканчивать выступле­ние.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим те­мам (импровизация) и постараться, чтобы они переклика­лись. Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море — мир красоты и чудес. Ю.Музыка в нашей жизни.

11. Когда приходит успех.

Цель:

• тренировка умения найти подход к профессиональной или специальной теме в любой аудитории. Студентам дается задание рассказать об искусстве

косметики в мужской аудитории; рассказать о коллекцио­нировании бабочек сотрудникам библиотеки и т. д.

Упражнение «Снятие напряжение»

Цель:

• быстро снять напряжение перед началом выступления.

60-секундная процедура снятия физического и умственно­го напряжения до начала выступления. Ее можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь ук­ромном месте на территории клиента, например, в туалете.

• Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т. п.

• Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь при­коснуться тыльной стороной запястий к плечам, а так­же нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните нос­ки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

• Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах.

• Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и от­киньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.

• Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти.

• Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спо­койствие», стараясь почувствовать, как расслабляет­ся каждая клеточка вашего тела.

• И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

Тренинг публичного выступления

Тренинг публичного выступления (СЛАЙД 1)

Цель: формирование навыков публичного выступления. Знакомство с методами коррекции скованности и волнения перед выступлением.

I. Вводная часть

Психолог: Добрый день, уважаемые участники тренинга. Я рада приветствовать вас на занятии Тренинг публичного выступления. Цель которого – коррекция скованности и волнения перед выступлением.
Прежне чем начать, нам необходимо ознакомиться и принять правила работы в группе. (СЛАЙД 2 )

1. Озвучивание ведущим правил работы в группе. (2 мин.)

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь» и «теперь»;
  • Высказывание только от собственного лица;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие во всех упражнениях;
  • Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Психолог: Все согласны с данными правилами? У кого- то есть дополнения, предложения?

Психолог: Сейчас я предлагаю провести знакомство по кругу.

2. Упражнение «Знакомство»

Назовите, пожалуйста, свое имя и ответьте на вопрос: Что такое для вас «Публичное выступление?»

Психолог делает вывод, что публичное выступление – выступление перед любой аудиторией.

Психолог: Вот этим вы сейчас и займетесь. Будете выступать перед собравшейся аудиторией

3. Упражнение «Самопрезентация».

Психолог: Ваша задача состоит в следующем: в течение 2 минут придумать устно текст о себе, который вы будете произносить в течение 1 минуты.

Кто готов выступить с самопрезентацией. (Выступает 1 ребенок в течение 1 минуты)

Психолог:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?
– Что-то мешало при выступлении?
– Из-за чего прекратили речь раньше, чем истекла минута?

II. Основная часть (15 мин.)

Большинство из вас наверное со мной согласиться, что ___________ был поставлен в ситуацию стресса. Действительно, публичное выступление – это ситуация стрессовая. Практически любой человек испытывает, в этот момент, волнение и чувствует ответственность.

Публичное выступление достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею ответить на вопросы? Моя речь будет неинтересна аудитории?

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией.

Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями – одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах).

Вопросы аудитории:

– А приходилось ли вам когда-нибудь и где-нибудь выступать? (Ответы детей)

– Как волнение проявлялось у вас? (Ответы участников)

– Выберите и назовите, какие из этих признаков сопровождали вас во время выступления:
– Дрожь (в руках, коленках),
– Перехватило дыхание,
– Забывчивость элементов,
– Глаза в потолок, или в пол,
– Комок в горле,
– Учащенный пульс,
– Хрипота в голосе,
– Язык деревенеет, а иногда даже лицо, шея покрываются красными пятнами.

– Что же делать? Как побороть страх перед выступлением? Именно об этом мне и хотелось с вами поговорить.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СКОВАННОСТИ И ВОЛНЕНИЯ (СЛАЙД 4)

Выявляем причину страха

Чаще всего причиной волнения перед выступлением является внутренняя неуверенность. Как будут настроены слушатели? Какие будут вопросы? А если начнут критиковать? Поймут ли меня? Достаточно ли хорошо я подготовлен? Можете вспомнить ваше предыдущее выступление, возможно, это поможет выяснить причину волнения.

Работаем над преодолением причин волнения и страха

Прежде всего, помните, что перед вами «всего лишь люди», такие же, как и вы. Если вы отвечаете перед классом, то прекрасно понимаете, что каждый был на вашем месте и так же нервничал и переживал. В большинстве случаев слушатели сознательно настроены на восприятие выступления, они дружелюбны и желают вам только успеха.
Сосредоточьтесь на том, что за допущенные ошибки вас не выгонят из аудитории и не посадят в тюрьму, если предположить, что это самое страшное.

Хорошая подготовка к ответу или выступлению это большая часть уверенности.
Обязательно продумайте и составьте план ответа, выступления. При его составлении, обратитесь к нескольким литературным источникам, найдите общие положения и то, что их отличает, отметьте это в плане.
Не стоит читать текст, не отрывая глаз от печатного источника. Зрительный контакт поможет удержать внимание аудитории, и угадать настроение слушателей, что даст возможность остановиться на чём-либо более подробно и получить обратную связь. По ходу выступления можно задавать вопросы, которые будут активировать внимание слушающих, если вдруг вас перестанут слушать: «А как вы думаете?», «Вы хотите что-то добавить?».
Удобно, когда текст выступления делится на отдельные, связанные между собой части, которые можно оформить на небольших пронумерованных карточках, а самые важные мысли и детали стоит выделить другим цветом.
Ориентируйтесь на слушателя: подумайте, чего он ждёт от вашего выступления, что будет ему интересно, а что непонятно. Продумайте вопросы, которые могут возникнуть после выступления и подготовьте ответы на них.

Сохраняем уверенный вид

Слушатели чувствуют уверенность выступающего. Если вы внушите им веру в ваши возможности, сами поверите в себя ещё больше. Обратите особое внимание на вступление речи: не спешите, делайте паузы тогда, когда это необходимо, не смущайтесь, если случайно оговоритесь.
Позаботьтесь о своем внешнем виде: классическая комфортная одежда, чистая обувь, аккуратно уложенные волосы, ухоженные ногти.

Преодолеваем страх действием

Психолог: Человеческий организм представляет собой совершенную систему, в которой психические процессы связаны, с физическими. Мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в центральной нервной системе. Мозг, в свою очередь, может реагировать на то, что происходит в теле. Используя этот принцип, я предлагаю научиться управлять физическим состоянием. Для того, чтобы тело вас слушалось не только в спокойной обстановке, но и в стрессовой ситуации, необходимо развить мышечную память. Мышцы должны хорошенько запомнить состояние свободы, для того, чтобы в нужный момент вы потратили минимум усилий для приведения себя в равновесие. Помимо этого, необходимо научиться, безошибочно осознавать места напряжения, т.е. воспитать «мышечного контролёра». Для этого, я предлагаю Вам использовать следующие упражнения:

Небольшая разминка непосредственно перед выступлением.

1. Перехватило дыхание

При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека все взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:

  • Сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной «у». Например: ух, круг, пух…
  • Упражнение «Пушинка» подышите так, как-будто перед носом у вас пушинка. И ваша задача ее не потревожить.
  • Дышим диафрагмой. Упражнение «Беременный бегемотик».
Читать еще:  Упражнения на эмоции в тренинге

2. Комок в горле

Сосредоточить свое внимание на этом комке. И не бороться с ним. А наоборот. Помогать ему. Представьте его (комок) больше и тяжелее, каким либо цветом. «Попытайтесь», потому что при таком внимании комок начнет таять и уменьшаться.
Упражнение «Поглаж-ка» (гладим себя по шее)
Таким образом мы уменьшаем мышечные зажимы и согреваем горло.

3. Дрожь в коленках (и другая нервная дрожь). Направьте свое мысленное внимание в дрожащее место. Обычно сразу же помогает. Если еще нет – то сознательно принудите эти коленки дрожать. А еще лучше подрожать всем телом. И непроизвольная дрожь сама уймется. Потрите круговыми движениями свои колени.

4. Зажаты лицевые мышцы

  • Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.
  • Помассажируйте место соединения верхней и нижней челюстей круговыми движениями.
  • Упражнение «Улыбка»

5. Мокрые ладони

Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

6. Скованность во всем теле

Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

7. Тренируйте голос

Хорошо управляемый, сильный голос может рассказать о Вашей уверенности аудитории, даже если Вы очень волнуетесь.
Упражнение: Покричим, потопаем, похлопаем.
Найдите удобную позу для выступления.
Обычно это или ноги стоят на ширине плеч или одна нога чуть отставлена вперед (попробуйте и потренируйтесь сами)

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо: ручку, компьютерную мышку, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.

Психолог: Я предлагаю вам занять свои места, а участнику, который выступал в начале тренинга – снова испытать свои силы.

Задача та же самая: рассказать о себе в течение 1 минуты.

Вопросы участнику:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?
– Что-то мешало при выступлении?
– Я вас поздравляю, т.к вы говорили о себе чуть больше времени, чем это было вначале занятия.

III. . Заключительная часть

Одно из основных и эффективных способов борьбы со страхом – это практика.

Чтобы избавиться от страха, необходимо постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого (регулярного!) выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика.

Как утверждал знаменитый баскетболист Майкл Джордон «Чем больше я тенируюсь, тем больше мне везет».

Рефлексия

Вопрос по кругу:

  • Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?
  • Получили ли вы какие-либо полезные для себя знания и если да, то какие?

Психолог: Надеюсь, что все полученные знания вам пригодятся. Ведь, кто хочет перестать бояться, может начать выступать.
До новых встреч.

Похожие записи

Прямой эфир

Топ Блогов

  • Саморазвитие5.77
  • Карьера3.43
  • Сила воли3.43
  • Здоровье3.43
  • Успех2.27
  • Медитация2.26
  • Психология1.15
  • Сознание1.15
  • Эксперимент1.14
  • Лекции1.14

Советы и упражнения для успешного публичного выступления

Я стою за сценой, в закулисье, коим является невысокая перегородка, и смотрю то на прекрасное небо за окном, то на обшарпанный деревянный пол. Все мне кажется удивительным и чудесным, великим и необыкновенным. Через минуту мой выход. Буду читать стихотворения собственного сочинения. Волнуюсь. Ладони вспотели. Сердце бешено стучит.

Ведущий, забавный десятиклассник, объявляет мою фамилию, и я, гордо распрямив плечи (будто крылья выросли!), выхожу на сцену и встаю в самом ее центре. Бурные аплодисменты эхом раздаются в сознании, но мне не до этого. В голове вертятся строки из созданных мной произведений. Я начинаю говорить. Сначала прерывисто, а затем, бросив взгляд в зрительский зал, вдохновляюсь, чуть замедляю темп и вкладываю в свое выступление все эмоции и порывы души, на которые только способна… Овации. Бурные, продолжительные и, самое главное, искренние.

Как давно это было! Прошло уже несколько лет, и я выступала сотни раз (была и ведущей, и докладчиком, и бабулей, и царем Тиверием в детском спектакле), но до сих пор помню ТО чувство. Потому, что оно появляется каждый раз, когда я выхожу на сцену или в центр зала, чтобы вещать, вдохновлять и вдохновляться…

Выступление перед публикой- это счастье, эйфория, восторг вперемешку с дымкой легкого страха, вдохновение, энергия, бурным потоком разливающаяся по душе, тепло во всем теле и неописуемая радость.

Мне кажется, когда люди говорят, что просто ненавидят выступать перед публикой, они или немного лукавят или никогда не ощущали драйва от своего выступления (в чем сами и виноваты).

Про природную скромность и внутреннюю застенчивость можно долго говорить. Это уже дело второе. Хотя… Главным отрицательным моментом, смутившем многих несостоявшихся ораторов является именно волнение, которое не дает сказать слово, сковывает движения и порывы души.

Откуда оно берется? Вопрос сложный, ответ на него каждый должен дать себе сам. Однако существуют причины, которые затрагивают многих людей. Например, боязнь общественного мнения, нежелание опозориться перед зрителями. Знакомо?
Каждый раз, когда я выхожу с выступлением, и руки начинают предательски дрожать, а сердце бешено колотится, я спрашиваю себя: «Волнуешься? А почему ты волнуешься? Боишься общественного мнения? А почему? Расстроишься, если твое выступление не понравится? Ну, не понравится, и что дальше? Самолюбие будет задето? Мир рухнет? Что произойдет? Ты хорошо подготовилась? Тебе есть, что сказать? Есть, чем поделиться? А при чем тут чужое мнение?» И волнение сразу уходит. Потому, что с последовательными ответами на эти вопросы приходит и понимание того, что все переживания мои безосновательны и пусты.

Очень важно понять причину волнения. Когда знаешь врага в лицо, с ним легче бороться.

Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже очень популярной в России актрисой, и я спросила ее, что она испытывает перед выходом на сцену… Ответ меня поразил! Девушка сказала, что безумно боится, вся дрожит, но мечтает поскорее оказаться в центре внимания. Для нее это сравнимо с походом к стоматологу, когда болит зуб и в то же время, с порханием бабочек в животе.
Волнуются все- и актеры, и журналисты (уж я-то знаю!), и телеведущие и педагоги. Все! Но можно ловко спрятать волнение или направить его в позитивное русло. Главное-постоянные тренировки.

Со временем я выработала принципы в своих выступлениях, которым НИКОГДА не изменяю. Это делает их успешными, помогает мне перестать волноваться и начать получать удовольствие от процесса.

1) Нужно всегда готовиться заранее. За несколько дней, а лучше за несколько недель. Необходимо время для поиска материала по теме, которую планируете освещать. Знание- залог успеха и уверенности в себе.
2) Искать интересные факты. Начинать и заканчивать выступление только ими.
Например, если Вы хотите рассказать о какой-либо известной личности, нужно найти неизвестные ранее факты. Мне доводилось изучать биографию известного египтолога, Жана Франсуа Шампольона, и я начала свой доклад с загадочной информации о рождении.
Мать Жана незадолго до родов тяжело болела, один колдун излечил ее и предсказал, что сын женщины станет известным и сделает что-то великое, покроет свое имя немеркнущей славой. Интересно, не правда ли? А на «десерт» своего выступления я оставила известные афоризмы ученого о мечтах и открытиях, что сделало мой доклад ярким и запоминающимся.
3) Никогда не читать доклад с листка.
Пусть все листы, аккуратно сложенные в папку, будут служить Вам маячком, наводить на мысль. Это ведь не значит, что нужно ВСЮ информацию читать без выражения и вложения души. Скучно и неубедительно! Мне доводилось слушать множество таких докладов. Всегда возникает один единственный вопрос: «Зачем это нужно?» Чтобы зрители выспались, а докладчик потратил и свое и их время?
Чтобы было меньше соблазнов, можно заменить толстую папку небольшим планом с заметками, которым Вы будете руководствоваться во время выступления.
Если Вы вышли, чтобы выступить. Значит Вам есть, что сказать. Именно сказать, а не прочитать!
4) Когда руки дрожат, а колени трясутся…
Такое, к сожалению, случается часто!
Однажды я читала (читала потому, что того требовали обстоятельства) свою статью о совершенной личности, и листок с сочинением трясся в руках. А в душе я была абсолютно спокойна. Но организм выдавал какие-то внутренние порывы, мне неизвестные.
Чтобы зрители не заметили дрожь в руках, положите папку или листы на стол ( в зону видимости!) и начните активно жестикулировать. Это поможет расслабиться. Можно сделать небольшую театральную паузу, глубоко вдохнуть, мысленно подбодрить и похвалить себя, искренне улыбнуться, и тогда обязательно станет легче. Не бойтесь людей, сидящих перед Вами. Восхищайте их!
5) От доклада можно отойти. Почему бы не бросить шутку во время выступления или задать вопрос аудитории? Это расшевелит зрителей и расслабит Вас. Вступайте в дискуссию, взывайте к диалогу. Этот жест покажет аудитории, что доклад нужно не только Вам, но и им,
6)Вдохновиться. Перед выступлением нужно понять следующее: если Вы решили выступать, значит что-то для Вас в этом есть. Вы заинтересованы темой, Вы хотите что-то сказать и показать. К чему волнение? Сейчас Вы- проводник к знаниям. Вы-не просто выступающий, но самый настоящий оратор. Воспользуйтесь этим.
7)Улыбаться. Выходя в зал или на сцену, я всегда улыбаюсь. Искренне и чистосердечно. Как уже говорилось выше, улыбка помогает расслабиться, это поистине королевский жест, начало, которое сделает доклад успешным.
8)Смеяться. Особенно, если ошибся. Можно по доброму пошутить над собой и продолжить вещать. Этот жест покажет аудитории, что Вы чувствуете себя прекрасно и свободно владеете темой.
9)Одеваться так, чтобы чувствовать себя уверенно. Нужно, чтобы одежда не сковывала движений, придавала грациозности и легкости. Пускай какой-нибудь элемент соответствует теме доклада. Например, я, рассказывая о Средневековье, надела кулон-массивные часы, привезенные из Франции. А для доклада о творчестве, как важном аспекте жизни каждого человека, я выбрала длинную юбку и романтичную блузу.
Красивые, «правильные» вещи помогут Вам собраться с мыслями, сосредоточиться на теме и почувствовать себя важным докладчиком.
10) Никогда не «мэкать» и «бэкать». Если собираетесь с мыслями, лучше повторить предыдущее предложение немного в другой форме или помолчать. То же самое касается слов «короче», «собственно говоря», «так сказать» и т.д. Их должно быть очень мало. Собственно говоря, их вообще не должно быть:)
11)Смотреть в глаза. Часто говорят, что если боишься, нужно найти какую-то одну точку, которая станет опорой. Но выглядит это немного странно. А еще сразу красноречиво показывает, что Вам страшно. Посмотрите в глаза зрителям, сидящим В первых рядах. Открыто. Уверенно. Немного дерзко.
И никогда не перекрещивайте ноги. Во-первых, это признак волнения и неуверенности в себе, а во вторых, выглядит ужасно некрасиво! Особенно, когда так делают девушки.
Руки-особая тема. Порой их просто некуда деть. Даже, когда держишь микрофон в руках.
Но если увлечься темой доклада, рассказом, то руки сами находят себе применение. Главное, не жестикулировать слишком много или слишком мало. Золотая середина придет со временем.

Читать еще:  Примеры бизнес тренингов

Очень важно тренироваться и совершенствоваться все время. И даже тогда, когда выступление в ближайшее время не намечается.
Есть несколько упражнений, которые могут помочь Вам выйти на новый уровень и почувствовать себя гораздо увереннее!

Упражнение №1: Скороговорки
Говорят, что всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь, но я с этим не согласна. Можно хотя бы попытаться:)
Я практикую эту методику постоянно, и речь моя все время становится более четкой и ясной, я больше не боюсь запнуться на каком-либо сложном слове.
Системы тренировок у меня нет. Стараюсь переговаривать скороговорки ежедневно в любой подходящий момент.

Упражнение №2: Чтение вслух (+ частичный пересказ)
Очень эффективное и сильное упражнение. Нужно читать разную литературу- классическую и современную, художественную и научную, статьи и заметки… Со временем вырабатывается умение контролировать эмоцию и интонацию во время выступления. Частичный пересказ предполагает изложение сути прочитанного вслух.

Упражнение №3: «В каждой вещи есть смысл»
Нужно взять любую вещь и описать ее в течение пяти минут. Даже если эта самая вещь ничего особенного собой не представляет.

Упражнение №4: Вступление в диалог
Я все время стремлюсь говорить с людьми, высказывать свое мнение, вступать в диалог. Во-первых, этого предполагает моя профессия, а во- вторых такое общение помогает выйти на новый уровень и стать более уверенным в себе.

Упражнение №5: Развитие воображения
Очень полезным упражнением является создание образов в воображении. Например,
воспоминания о том, как прошел день (в мельчайших подробностях), создание картин, увиденных ранее и т. д. И, конечно, визуализация, успешного выступления. Это всегда помогает!

Научиться выступать можно и даже нужно, потому, что выступление- это нечто необыкновенное и удивительное. Настоящее волшебство! А волшебная палочка в Ваших руках. Талант? Талант у Вас, естественно, есть. Просто нужно его в себе увидеть.

Тренинговое занятие «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов.

Автор: Милютина Елена Андреевна педагог — психолог МБУО «Лицей-интернат» г. Великий Новгород

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме позволяет учащимся приобрести навыки успешной самопрезентации и публичного выступления.

Данный материал будет интересен школьным психологам, педагогам, педагогам дополнительного образования.

Конспект занятия «Успех публичных выступлений» с учащимися 10-11 классов

Актуальность: Навыки успешной самопрезентации и умение представить свои мысли в рамках публичного выступления приобретают особую актуальность уже в школе. Умение правильно представить себя, структурировать информацию, ответить на вопросы необходимое условие успеха в ситуациях, где требуется устное изложение информации, например при защите проекта исследовательской деятельности.

Цель занятия: приобретение знаний и освоение навыков публичного выступления.

Форма работы: мини-лекция, практические индивидуальные и групповые упражнения, ролевая игра, видеосъемка.

Необходимые материалы:

3. Презентация (два слайда)

4. Листы А-4 по количеству участников

5. Карандаши, фломастеры, ручки.

6. Заготовки текста для публичного выступления (интересные факты, события и т.д.)

Ход занятия:

Ритуал приветствия.

Каждый из участников представляется и говорит несколько слов о себе (настроение и ожидание от занятия).

Вступление.

«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если она дурно выражена» Вольтер.

— Я думаю, что никто не будет спорить, что презентация и вообще публичные выступления — это искусство. Которому, впрочем, можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения может сделать доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично и проводить презентации – это необходимый навык. Как научиться выступать эффектно? Постараюсь ответить на этот вопрос в мини-лекции «Семь шагов успешного выступления».

Мини-лекция.

Приводятся рекомендации (шаги к успешному выступлению), на основании которых, подростки сами оформляют себе памятки.

1. Шаг. Организация пространства. Установите необходимое оборудование и аппаратуру; потренируйтесь, как пользоваться аппаратурой; расставьте достаточное количество столов, стульев; проверьте наличие вспомогательных материалов (маркеры, указка, губка, чистые листы бумаги и т.д.)

2. Шаг. У любого выступления есть начало – своего рода завязка, развитие действия и заключительная часть. Трудно сказать, которая из них является главной, но, в любом случае, весь ход презентации определяется тем, насколько удастся заинтересовать публику. Большинство людей в ожидании выступающего чаще занято пустой болтовней или легкими мыслями. Повернуть их внимание в свою сторону всегда можно. Оригинальное начало всегда интригует, привлекает внимание, располагает к остальной части выступления. С первых секунд выступающий должен привлечь к себе внимание и наладить контакт со слушателями настроить аудиторию на контакт. Первые слова выступающего должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Пример: комплимент собравшимся слушателям или месту где происходит выступление, яркая запоминающаяся цитата, удачно подобранный анекдот, случай из жизни.

3. Шаг. Удержать внимание аудитории. Помните, что публичное выступление не должно напоминать сеанс массового гипноза. А лучший способ усыпить аудиторию — говорить, не меняя темпа и громкости, стоять на сцене, у доски, за кафедрой, не меняя положения или ходить, не меняя скорости движения, читать по листу. Поэтому поступайте с точностью до наоборот.

4. Шаг. Говорите не очень быстро, делая паузы в конце смысловых фраз — чтобы слушатели успевали осознать сказанное. Это для вас материал проговорен сорок раз, но аудитория слышит его впервые. Поэтому нужно добиться ясности выражения основных мыслей вашего выступления. Стоит также учитывать, что человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60% того, что он видит, и лишь 10% того, что делает. Простой пример: что легче забыть: рассказ о каком-нибудь событии, событие, свидетелем которого были вы сами, или событие, в котором вы участвовали? Чтобы выступление оказалось успешным, нужно обеспечить интерактивное общение с залом.

Пример: использовать фотографии, картинки, графики, схемы, диаграммы, а также очень хорошо срабатывает прием просьбы о помощи, например, дать знак, когда истекут 15 минут — это поможет сконцентрировать внимание публики; раздать материалы и другое, спросить, не стоит ли включить дополнительное освещение, не передвинуть ли доску? Отвечая на эти вопросы, аудитория вовлекается в принятие решений, чувствует заботу о себе и собственную важность.

5. Шаг. Выступление – это всегда обмен оратора энергией с залом. Безусловно, максимальная отдача энергии происходит у говорящего, и, если вы в этой роли и чувствуете, что силы уходят, проще и эффективнее всего восстановить свой потенциал можно, переведя взгляд на тех, кто вас поддерживает, тех, кто вам улыбается, кивает, внимательно слушает. Именно от этих людей можно подпитаться позитивной энергетикой, вернуть себе энтузиазм и воодушевлении, но таковыми, к сожалению, являются не все слушатели. Что делать, если взгляд порой выхватывает человека, который сидит с отсутствующим лицом, широко зевает, разговаривает с соседом, набивает смс сообщения. Такой слушатель автоматически отнимает у говорящего энергию — у многих от такого просто опускаются руки. В таком случае напомните себе, что отсутствующее расстроенное лицо не имеет к вам никакого отношения. Одна из главных ошибок — увидев недовольное лицо, все свое внимание уделять именно такому слушателю. Этого нельзя допускать! Говорите для тех, кому важна и ценна ваша информация.

6. Шаг. Стоит знать и о такой особенности — люди обычно больше запоминают из начала и конца отрезка информации, чем из середины. Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. В конце вы можете подытожить сказанное, высказав главную мысль выступления. Конец — разрешение всей речи и он должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего.

Пример: произнести фразу с которой Вы начали свою речь. “Вот почему я считаю, что…..” Концом может быть шутка или цитата, иллюстрирующая основной тезис выступления.

7. Шаг. Часто бывает так выступающие чувствуют себя уверенно перед аудиторией. Но эти же самые люди, искренне боятся перспективы отвечать на возможные вопросы. Больше всего их волнует тот факт, что может оказаться так, что они не знают ответов на некоторые из них. Вы должны понимать, что никто и не ожидает, что вы сможете ответить на все до одного вопросы. Главное, чего от вас ждут – это честность. Никогда не смущайтесь и не говорите: “Я не знаю, что сказать в ответ на этот вопрос”. В этом случае, нужно ответить, что сейчас вы не можете ответить, но обязательно найдете ответ. Возможно, найдутся слушатели, которые не согласны с чем-то в вашем выступлении. Поэтому необходимо заранее, при подготовке выступления, подготовить аргументы, которые убедят аудиторию в правильности Вашей информации.

Мозговой штурм.

Психолог: «Как бы вы организовали пространство и сделали его своим перед выступлением?» (варианты, предложенные учащимися, записываются на доске)

Практические упражнения на артикуляцию.

— Упражнение «Лопаточка» широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.

— Упражнение «Лошадка» присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку Проделать 10-15 раз

— Упражнение «Вкусное варенье» высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз.

— Упражнение «Загнать мяч в ворота». Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю. Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Методические указания: следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами, загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.

— Проговаривание стиха (показывается слайд с текстом стиха)

Простокваши дали Клаше,

— Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше:

— Не хочу я просто каши

Так — без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей,

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела — встала, «Спасибо» сказала.

— Проговаривание стиха с заменой всех гласных букв на — «а», «э», «и», «у», «ю», «а», «я» (показывается слайд с текстом стиха.)

Два веселых гуся

Один серый другой белый

Два веселых гуся

Практическое упражнение — подача информации:

Психолог: «Сейчас мы разделимся на группы, каждой группе будет предложена информацию, которую в форме доклада необходимо донести до аудитории. На подготовку отводится 15 минут, от группы выступает один человек. Для успешного выступления воспользуйтесь своими памятками» (раздаются заранее подготовленные тексты, примерные тексты указаны ниже).

1 доклад. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука — этимология.

2 доклад. Инструменты, изготовленные из меди и её сплавов не создают искр. По этой причине такие инструменты применяются там, где существуют особые требования безопасности, то есть огнеопасные и взрывоопасные производства. Знаете ли вы, что еще в XV—XVI веках индейцы культуры Чонос (Эквадор) выплавляли медь с содержанием 99,5 %. Из меди они изготавливали монеты в виде топориков 2 мм по сторонам и 0,5 мм толщиной. Данная монета имела хождение по всему западному побережью Южной Америки, и в том числе в государстве Инков. В Японии медным трубопроводам для газа в зданиях присвоен статус «сейсмостойких». Интересный факт установили польские учёные – в тех водоёмах, где присутствует медь, карпы отличаются крупными размерами. В прудах или озёрах, где медь отсутствует, быстро развивается грибок, который поражает карпов.

Читать еще:  Повышение квалификации тренинг менеджер

3 доклад. Когда появился первый поцелуй, наверное никогда не будет однозначного ответа. Впрочем, историки предполагают, что примерным временем, когда поцелуи вошли в жизнь человека, 3000 год до нашей эры. Однако, в то далекое время люди поцелуев удостаивались только божества, если верить ученым, конечно… Очевидно, установить, почему вошел в обиход обычай между людьми в минуты нежности касаться друг друга губами, невозможно. Существует древняя легенда, согласно которой, при поцелуе соединяются души влюбленных. Именно по этой причине обряд бракосочетания всегда завершается поцелуем – прикосновением губ. Красивая легенда.

4 доклад. Многие привыкли говорить такое словосочетание как «CD-диск», а это является тавтологией, так как аббревиатура CD (англ. Compact Disc) уже включает в себя слово «диск». То есть получается – Компакт-диск-диск. Такая же ситуация с DVD-диском (англ. Digital Video Disc): если добавлять слово диск, то выходит: Цифровой видеодиск-диск. О происхождении компакт-диска есть версии. Так, существует версия о том, что компакт-диск изобрели не Philips и Sony, как это считается, а американский физик Джеймс Рассел, который работал в компании Optical Recording. Он продемонстрировал своё изобретение для хранения данных еще в 1971 году. Сделано им это было для «личных» целей, чтобы предотвратить царапание виниловых пластинок иглами звукоснимателей. Подобное устройство было «независимо» изобретено компаниями Philips и Sony только спустя восемь лет. Также ранее, в эпоху грампластинок, выпускались гибкие пластинки-открытки. Такие сувениры отправлялись по почте и содержали, помимо записи, рукописные поздравления.

Группы готовятся к выступлению, затем выступают делегаты от групп, выступления записываются на видеокамеру, а потом каждому оратору видео перезаписывается индивидуально на электронный носитель для дальнейшего самоанализа. В конце упражнения все участники аплодируют, таким образом, выражая поддержку и благодарность друг другу за работу.

Ритуал прощания.

Каждому из участников предоставляется возможность сказать несколько слов о занятии, собственных впечатлениях, эмоциях. Заключительные слова произносит психолог.

Психолог: «Помните, что число людей, награжденных при рождении талантом оратора очень невелико. Однако обучение, труд и практика могут из большинства из нас сделать людей с очень хорошим уровнем презентационных навыков. Оттачивайте свое мастерство на практике. Готовьтесь к каждому выступлению, а потом анализируйте свои промахи и удачи. Практика, практика и еще раз практика….»

Используемая литература:

1. Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично»

2. Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов).

Ораторское искусство для начинающих: упражнения и правила

Автор: pikacho · Опубликовано 15.09.2018 · Обновлено 03.10.2018

Впечатление, которое человек производит на окружающих, уже в первые минуты знакомства может полностью изменить его будущее. Карьера, финансовое положение, отношения с друзьями и личная жизнь зависят от способности чётко и внятно излагать свои мысли, умения слышать и слушать, убеждать и договариваться.

Риторика и ораторское искусство

Ораторское искусство – это не просто способность много и красиво говорить. Хороший оратор должен владеть основами психологии и актёрского мастерства, философии и аналитики. Основная его цель – не просто донести до собеседника определённую информацию, но и вызвать интерес у аудитории, побудить слушателей к совершению тех или иных действий.

10 основных правил риторики

В риторике выделяют 10 составляющих, которые влияют на качество речи и лежат в основе ораторского мастерства.

Объективность

Не следует преподносить собственные убеждения, как непреложную истину. Речь выступающего должна быть непредвзятой, а информация правдивой;

Лаконичность

Длинный, содержащий много второстепенной информации монолог, вызывает раздражение и негативную реакцию окружающих. Текст выступления должен быть достаточно кратким и лаконичным, при этом оставаясь содержательным и информативным;

Ясность

Ясность – это способность объяснять сложные вещи простыми словами, преподносить информацию в понятной для собеседника форме;

Образность

Использование в качестве примеров реальных жизненных ситуаций, сравнения и сопоставления, вызывает у слушателя ассоциации с привычными, хорошо знакомыми вещами. Возникающие при этом чувства и эмоции упрощают восприятие информации и делают речь более запоминающейся;

Целесообразность

Основная мысль сказанного должна легко улавливаться и быстро запоминаться;

Напряжение

Собеседника нужно увлечь, заинтересовать, и, сохраняя интригу и повышая градус напряжения, постепенно подводить его к кульминации повествования;

Неожиданность

Нестандартный подход и свежий взгляд на ситуацию повышают интерес аудитории к оратору и его выступлению;

Насыщенность

Не следует нагружать слушателя обилием сложных для восприятия терминов и формулировок, их необходимо чередовать с простой и доступной для понимания информацией;

Комический эффект

Юмор сглаживает острые углы, вызывает расположение аудитории, а выступления, разбавленные удачной шуткой или уместной остротой, лучше запоминаются;

Стиль

Не стоит произносить пафосных и возвышенных речей, но в то же время, сказанное не должно казаться пошлым или вульгарным. Выбор стиля повествования зависит от его содержания и целевой аудитории, на которую рассчитано выступление.

Упражнения

Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

8 упражнений для тренировки речи

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Страх публичных выступлений

Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

5 способов побороть волнение

Существуют способы, помогающие успокоиться перед выходом на сцену:

  • Аутотренинг – нужно убедить себя в отсутствии страха, поверить в себя, понять, что ошибки могут быть у всех. Лучше всего совмещать аутотренинг с визуализацией выступления, представляя свой успех и положительную реакцию аудитории.
  • Хорошие воспоминания – отвлечься от волнений можно воскресив в памяти свои прошлые успехи и победы, вспомнив наиболее яркие моменты своей жизни.
  • Медитация – полное расслабление, глубокие вдохи и выдохи помогают успокоиться и избавиться от нервозности.
  • Отдых – накануне выступления нужно выспаться и хорошо отдохнуть. Это позволяет привести мысли в порядок, быть более собранным и спокойным.
  • Подготовка – уверенность в своих знаниях помогает легче относиться к происходящему. У человека, хорошо разбирающегося в теме доклада, намного больше шансов вызвать интерес у аудитории.

Свой страх нужно осознать и принять. Любой человек имеет право на волнение и часто, само понимание этого факта помогает оратору взять себя в руки и успокоиться.

Как не бояться выступлений перед публикой

Неуверенность в себе, волнение и страх могут вернуться, как только оратор выйдет на сцену. Избавиться от паники и установить контакт с аудиторией можно с помощью обыкновенной улыбки. Это позволяет снять напряжение и расположить к себе слушателей.

Иногда уместно открыто признаться публике в своём волнении. Это лишний раз подчеркнёт серьёзное отношение оратора к предстоящему выступлению, слушатели будут более снисходительны к возможным ошибкам и промахам выступающего.

Если в зале присутствуют друзья или родственники оратора, нужно установить с ними зрительный контакт. Поддержка близких людей позволяет почувствовать себя уверенней и справиться с эмоциями.

В ситуации, когда оратор не знает ответа на заданный вопрос, можно воспользоваться «методом бумеранга», суть которого – переадресация вопроса аудитории или сидящим в зале коллегам. Это позволит вовлечь слушателей в обсуждение и достойно выйти из затруднительного положения.

Ораторское искусство – это инструмент, позволяющий добиться успеха в карьере и личной жизни. При помощи слова можно влиять на чувства и эмоции, менять мировоззрение и взгляды собеседника. Часто умение убеждать других, помогает человеку стать более открытым и поверить в себя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector