Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг публичного выступления упражнения

Упражнения. Упражнение «Публичное выступление»

Упражнение «Публичное выступление»

Цель:

• развитие навыков выступления.

Перескажите в группе содержание прочитанного и обработанного вами материала в соответствии с общим планом всей группы. Вместе проанализируйте и дайте оценку вашего выступления — насколько были оправда­ны все ваши трансформации, помогли ли они лучшей по­даче материала в устном изложении? Зафиксируйте вре­мя, которое заняло ваше выступление.

Цель:

• развитие навыков публичного выступления и управле­ние временем.

После того, как вы зафиксировали время, потребовав­шееся вам для устного выступления по заданной теме, по­пробуйте, минимально пользуясь дополнительными мате­риалами, выступить снова, но удлинив ваше выступление на 2-3 минуты. За счет чего вы смогли это сделать?

Упражнение «Рамка» Цель:

• развитие навыков публичного выступления.

Текст, предложенный ведущим участники тренинга дол­жны заключить в рамку и представить его слушателям.

Прослушав «рамки» товарищей по группе, студенты делают замечания, говорят, что понравилось, что нет и как можно улучшить.

Цель:

• развитие навыков публичного выступления.

В группе проводится конкурс. Для этого участники тре­нинга готовят заранее выступление на 4—5 минут по лю­бой теме. Коллективно определяется лучшее выступление и приводятся убедительные, аргументированные доводы почему именно понравившееся выступление лучшее.

Цели:

• научиться делать начальную паузу и здороваться с ауди­торией так, чтобы интонация выражала радость от встречи;

• тренировка умения приветствовать аудиторию. Студенты по очереди выходят к аудитории и привет­ствуют собравшихся жестом.

Ведущий следит за тем, чтобы походка оратора была уверенной, голова приподнята. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся, а оратор — всем. Начинать приветствие следует только после началь­ной паузы, «собрав» всех взглядом. Жест должен быть ши­роким, помогающим последовательно охватить взглядом всех собравшихся.

Во время второго выхода после начальной паузы нуж­но произнести: «Рад вас видеть». Можно при этом помо­гать себе жестом.

Ведущий следит за тем, чтобы был зрительный контакт со всеми, а интонация приветствия соответствовала смыслу слов.

Студентам предлагается по очереди выйти третий раз к аудитории и приветствовать всех словом «Здравствуй­те!» с интонацией, выражающей радость от встречи.

Задание считается выполненным, если оратор вышел уверенной походкой, была выдержана начальная пауза, в приветствии звучала радость от встречи с аудиторией, а взгляд оратора охватил всех слушателей.

Цель:

• тренировка умения начинать и заканчивать выступле­ние.

Студентам раздают карточки с названиями тем. Им нужно предложить вступление и заключение к этим те­мам (импровизация) и постараться, чтобы они переклика­лись. Примеры тем:

1. Сотвори себя сам.

2. Дружба помогает жить.

3. Берегите любовь.

4. Как жить, не старея.

5. Резервы психики человека.

6. Как научиться владеть собой.

7. Космическое будущее человечества.

8. Лучше гор могут быть только горы.

9. Море — мир красоты и чудес. Ю.Музыка в нашей жизни.

11. Когда приходит успех.

Цель:

• тренировка умения найти подход к профессиональной или специальной теме в любой аудитории. Студентам дается задание рассказать об искусстве

косметики в мужской аудитории; рассказать о коллекцио­нировании бабочек сотрудникам библиотеки и т. д.

Упражнение «Снятие напряжение»

Цель:

• быстро снять напряжение перед началом выступления.

60-секундная процедура снятия физического и умственно­го напряжения до начала выступления. Ее можно выполнять за письменным столом, в автомобиле или в каком-нибудь ук­ромном месте на территории клиента, например, в туалете.

• Сядьте как можно удобнее и ослабьте любую тугую одежду, обувь, галстук, ремень и т. п.

• Теперь напрягите мускулы, сжав кулаки и стараясь при­коснуться тыльной стороной запястий к плечам, а так­же нахмурьтесь и прижмите кончик языка к верхнему небу. Одновременно выпрямите ноги, потяните нос­ки, втяните живот и сделайте глубокий вдох.

• Задержитесь в таком положении, медленно считая до пяти. Почувствуйте, как растет напряжение в мышцах.

• Затем сделайте медленный выдох и расслабьте все тело. Представьте себе, что вы марионетка с обрезанными ниточками. Опустите плечи, разожмите пальцы и от­киньтесь на стуле. Разгладьте лоб и разожмите зубы, позволив подбородку свободно опуститься.

• Теперь сделайте второй вдох и задержите дыхание, медленно считая до пяти.

• Следующие 15 секунд дышите медленно и глубоко. Во время каждого выдоха повторяйте про себя слово «спо­койствие», стараясь почувствовать, как расслабляет­ся каждая клеточка вашего тела.

• И наконец, успокойте свои нервы, представив, что вы лежите на золотистом прогретом на солнце песке на берегу чистого синего океана. Постарайтесь сделать этот образ как можно ярче и удерживайте его в своем сознании в течение 30 секунд.

Тренинг публичного выступления

Тренинг публичного выступления (СЛАЙД 1)

Цель: формирование навыков публичного выступления. Знакомство с методами коррекции скованности и волнения перед выступлением.

I. Вводная часть

Психолог: Добрый день, уважаемые участники тренинга. Я рада приветствовать вас на занятии Тренинг публичного выступления. Цель которого – коррекция скованности и волнения перед выступлением.
Прежне чем начать, нам необходимо ознакомиться и принять правила работы в группе. (СЛАЙД 2 )

1. Озвучивание ведущим правил работы в группе. (2 мин.)

  • Доверительный стиль общения;
  • Общение по принципу «здесь» и «теперь»;
  • Высказывание только от собственного лица;
  • Конфиденциальность всего происходящего в группе;
  • Активное участие во всех упражнениях;
  • Уважение к говорящему, принцип активного слушания.

Психолог: Все согласны с данными правилами? У кого- то есть дополнения, предложения?

Психолог: Сейчас я предлагаю провести знакомство по кругу.

2. Упражнение «Знакомство»

Назовите, пожалуйста, свое имя и ответьте на вопрос: Что такое для вас «Публичное выступление?»

Психолог делает вывод, что публичное выступление – выступление перед любой аудиторией.

Психолог: Вот этим вы сейчас и займетесь. Будете выступать перед собравшейся аудиторией

3. Упражнение «Самопрезентация».

Психолог: Ваша задача состоит в следующем: в течение 2 минут придумать устно текст о себе, который вы будете произносить в течение 1 минуты.

Кто готов выступить с самопрезентацией. (Выступает 1 ребенок в течение 1 минуты)

Психолог:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?
– Что-то мешало при выступлении?
– Из-за чего прекратили речь раньше, чем истекла минута?

II. Основная часть (15 мин.)

Большинство из вас наверное со мной согласиться, что ___________ был поставлен в ситуацию стресса. Действительно, публичное выступление – это ситуация стрессовая. Практически любой человек испытывает, в этот момент, волнение и чувствует ответственность.

Публичное выступление достаточно часто вызывает волнение и тревогу. А вдруг я что-то забуду? Растеряюсь и не смогу справиться со своими эмоциями? Не сумею ответить на вопросы? Моя речь будет неинтересна аудитории?

Многие считают, что страх перед выступлением на публике испытывают только люди робкие и стеснительные. На самом деле через такие переживания проходит практически каждый. Даже многие опытные ораторы испытывают волнение, когда выходят выступать с новой темой или перед незнакомой аудиторией.

Как ни удивительно это звучит, но страх перед публичными выступлениями – одна из самых распространённых фобий на Земном шаре (по статистическим данным страх публичных выступлений занимает первое и второе места в разных странах).

Вопросы аудитории:

– А приходилось ли вам когда-нибудь и где-нибудь выступать? (Ответы детей)

– Как волнение проявлялось у вас? (Ответы участников)

– Выберите и назовите, какие из этих признаков сопровождали вас во время выступления:
– Дрожь (в руках, коленках),
– Перехватило дыхание,
– Забывчивость элементов,
– Глаза в потолок, или в пол,
– Комок в горле,
– Учащенный пульс,
– Хрипота в голосе,
– Язык деревенеет, а иногда даже лицо, шея покрываются красными пятнами.

– Что же делать? Как побороть страх перед выступлением? Именно об этом мне и хотелось с вами поговорить.

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СКОВАННОСТИ И ВОЛНЕНИЯ (СЛАЙД 4)

Выявляем причину страха

Чаще всего причиной волнения перед выступлением является внутренняя неуверенность. Как будут настроены слушатели? Какие будут вопросы? А если начнут критиковать? Поймут ли меня? Достаточно ли хорошо я подготовлен? Можете вспомнить ваше предыдущее выступление, возможно, это поможет выяснить причину волнения.

Работаем над преодолением причин волнения и страха

Прежде всего, помните, что перед вами «всего лишь люди», такие же, как и вы. Если вы отвечаете перед классом, то прекрасно понимаете, что каждый был на вашем месте и так же нервничал и переживал. В большинстве случаев слушатели сознательно настроены на восприятие выступления, они дружелюбны и желают вам только успеха.
Сосредоточьтесь на том, что за допущенные ошибки вас не выгонят из аудитории и не посадят в тюрьму, если предположить, что это самое страшное.

Читать еще:  Организация корпоративных тренингов

Хорошая подготовка к ответу или выступлению это большая часть уверенности.
Обязательно продумайте и составьте план ответа, выступления. При его составлении, обратитесь к нескольким литературным источникам, найдите общие положения и то, что их отличает, отметьте это в плане.
Не стоит читать текст, не отрывая глаз от печатного источника. Зрительный контакт поможет удержать внимание аудитории, и угадать настроение слушателей, что даст возможность остановиться на чём-либо более подробно и получить обратную связь. По ходу выступления можно задавать вопросы, которые будут активировать внимание слушающих, если вдруг вас перестанут слушать: «А как вы думаете?», «Вы хотите что-то добавить?».
Удобно, когда текст выступления делится на отдельные, связанные между собой части, которые можно оформить на небольших пронумерованных карточках, а самые важные мысли и детали стоит выделить другим цветом.
Ориентируйтесь на слушателя: подумайте, чего он ждёт от вашего выступления, что будет ему интересно, а что непонятно. Продумайте вопросы, которые могут возникнуть после выступления и подготовьте ответы на них.

Сохраняем уверенный вид

Слушатели чувствуют уверенность выступающего. Если вы внушите им веру в ваши возможности, сами поверите в себя ещё больше. Обратите особое внимание на вступление речи: не спешите, делайте паузы тогда, когда это необходимо, не смущайтесь, если случайно оговоритесь.
Позаботьтесь о своем внешнем виде: классическая комфортная одежда, чистая обувь, аккуратно уложенные волосы, ухоженные ногти.

Преодолеваем страх действием

Психолог: Человеческий организм представляет собой совершенную систему, в которой психические процессы связаны, с физическими. Мышцы тела всегда реагируют на то, что происходит в центральной нервной системе. Мозг, в свою очередь, может реагировать на то, что происходит в теле. Используя этот принцип, я предлагаю научиться управлять физическим состоянием. Для того, чтобы тело вас слушалось не только в спокойной обстановке, но и в стрессовой ситуации, необходимо развить мышечную память. Мышцы должны хорошенько запомнить состояние свободы, для того, чтобы в нужный момент вы потратили минимум усилий для приведения себя в равновесие. Помимо этого, необходимо научиться, безошибочно осознавать места напряжения, т.е. воспитать «мышечного контролёра». Для этого, я предлагаю Вам использовать следующие упражнения:

Небольшая разминка непосредственно перед выступлением.

1. Перехватило дыхание

При волнении рефлекторно увеличивается частота дыхания (волнуясь, мы дышим часто и поверхностно). А так как все в организме человека все взаимосвязано, то при сознательном контроле дыхания изменяется и психологическое состояние человека. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:

  • Сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной «у». Например: ух, круг, пух…
  • Упражнение «Пушинка» подышите так, как-будто перед носом у вас пушинка. И ваша задача ее не потревожить.
  • Дышим диафрагмой. Упражнение «Беременный бегемотик».

2. Комок в горле

Сосредоточить свое внимание на этом комке. И не бороться с ним. А наоборот. Помогать ему. Представьте его (комок) больше и тяжелее, каким либо цветом. «Попытайтесь», потому что при таком внимании комок начнет таять и уменьшаться.
Упражнение «Поглаж-ка» (гладим себя по шее)
Таким образом мы уменьшаем мышечные зажимы и согреваем горло.

3. Дрожь в коленках (и другая нервная дрожь). Направьте свое мысленное внимание в дрожащее место. Обычно сразу же помогает. Если еще нет – то сознательно принудите эти коленки дрожать. А еще лучше подрожать всем телом. И непроизвольная дрожь сама уймется. Потрите круговыми движениями свои колени.

4. Зажаты лицевые мышцы

  • Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы, чтобы ваше лицо не напоминало маску античного театра.
  • Помассажируйте место соединения верхней и нижней челюстей круговыми движениями.
  • Упражнение «Улыбка»

5. Мокрые ладони

Энергично помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.

6. Скованность во всем теле

Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.

7. Тренируйте голос

Хорошо управляемый, сильный голос может рассказать о Вашей уверенности аудитории, даже если Вы очень волнуетесь.
Упражнение: Покричим, потопаем, похлопаем.
Найдите удобную позу для выступления.
Обычно это или ноги стоят на ширине плеч или одна нога чуть отставлена вперед (попробуйте и потренируйтесь сами)

В случае нарастания беспокойства во время выступления помогут любые движения. Можно походить, взять в руки что-либо: ручку, компьютерную мышку, наглядное пособие. Придумать повод для аплодисментов и поаплодировать вместе с залом.

Психолог: Я предлагаю вам занять свои места, а участнику, который выступал в начале тренинга – снова испытать свои силы.

Задача та же самая: рассказать о себе в течение 1 минуты.

Вопросы участнику:

– Как вы себя чувствовали во время выступления?
– Что-то мешало при выступлении?
– Я вас поздравляю, т.к вы говорили о себе чуть больше времени, чем это было вначале занятия.

III. . Заключительная часть

Одно из основных и эффективных способов борьбы со страхом – это практика.

Чтобы избавиться от страха, необходимо постоянно его преодолевать. Примерно после пятого-шестого (регулярного!) выступления перед публикой страх постепенно начнёт убывать. Практика, практика и еще раз практика.

Как утверждал знаменитый баскетболист Майкл Джордон «Чем больше я тенируюсь, тем больше мне везет».

Рефлексия

Вопрос по кругу:

  • Участвовали ли вы в подобных тренингах ранее?
  • Получили ли вы какие-либо полезные для себя знания и если да, то какие?

Психолог: Надеюсь, что все полученные знания вам пригодятся. Ведь, кто хочет перестать бояться, может начать выступать.
До новых встреч.

Похожие записи

Прямой эфир

Топ Блогов

  • Саморазвитие5.77
  • Карьера3.43
  • Сила воли3.43
  • Здоровье3.43
  • Успех2.27
  • Медитация2.26
  • Психология1.15
  • Сознание1.15
  • Эксперимент1.14
  • Лекции1.14

Советы и упражнения для успешного публичного выступления

Я стою за сценой, в закулисье, коим является невысокая перегородка, и смотрю то на прекрасное небо за окном, то на обшарпанный деревянный пол. Все мне кажется удивительным и чудесным, великим и необыкновенным. Через минуту мой выход. Буду читать стихотворения собственного сочинения. Волнуюсь. Ладони вспотели. Сердце бешено стучит.

Ведущий, забавный десятиклассник, объявляет мою фамилию, и я, гордо распрямив плечи (будто крылья выросли!), выхожу на сцену и встаю в самом ее центре. Бурные аплодисменты эхом раздаются в сознании, но мне не до этого. В голове вертятся строки из созданных мной произведений. Я начинаю говорить. Сначала прерывисто, а затем, бросив взгляд в зрительский зал, вдохновляюсь, чуть замедляю темп и вкладываю в свое выступление все эмоции и порывы души, на которые только способна… Овации. Бурные, продолжительные и, самое главное, искренние.

Как давно это было! Прошло уже несколько лет, и я выступала сотни раз (была и ведущей, и докладчиком, и бабулей, и царем Тиверием в детском спектакле), но до сих пор помню ТО чувство. Потому, что оно появляется каждый раз, когда я выхожу на сцену или в центр зала, чтобы вещать, вдохновлять и вдохновляться…

Выступление перед публикой- это счастье, эйфория, восторг вперемешку с дымкой легкого страха, вдохновение, энергия, бурным потоком разливающаяся по душе, тепло во всем теле и неописуемая радость.

Мне кажется, когда люди говорят, что просто ненавидят выступать перед публикой, они или немного лукавят или никогда не ощущали драйва от своего выступления (в чем сами и виноваты).

Про природную скромность и внутреннюю застенчивость можно долго говорить. Это уже дело второе. Хотя… Главным отрицательным моментом, смутившем многих несостоявшихся ораторов является именно волнение, которое не дает сказать слово, сковывает движения и порывы души.

Откуда оно берется? Вопрос сложный, ответ на него каждый должен дать себе сам. Однако существуют причины, которые затрагивают многих людей. Например, боязнь общественного мнения, нежелание опозориться перед зрителями. Знакомо?
Каждый раз, когда я выхожу с выступлением, и руки начинают предательски дрожать, а сердце бешено колотится, я спрашиваю себя: «Волнуешься? А почему ты волнуешься? Боишься общественного мнения? А почему? Расстроишься, если твое выступление не понравится? Ну, не понравится, и что дальше? Самолюбие будет задето? Мир рухнет? Что произойдет? Ты хорошо подготовилась? Тебе есть, что сказать? Есть, чем поделиться? А при чем тут чужое мнение?» И волнение сразу уходит. Потому, что с последовательными ответами на эти вопросы приходит и понимание того, что все переживания мои безосновательны и пусты.

Читать еще:  Тренинг в образовании

Очень важно понять причину волнения. Когда знаешь врага в лицо, с ним легче бороться.

Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже очень популярной в России актрисой, и я спросила ее, что она испытывает перед выходом на сцену… Ответ меня поразил! Девушка сказала, что безумно боится, вся дрожит, но мечтает поскорее оказаться в центре внимания. Для нее это сравнимо с походом к стоматологу, когда болит зуб и в то же время, с порханием бабочек в животе.
Волнуются все- и актеры, и журналисты (уж я-то знаю!), и телеведущие и педагоги. Все! Но можно ловко спрятать волнение или направить его в позитивное русло. Главное-постоянные тренировки.

Со временем я выработала принципы в своих выступлениях, которым НИКОГДА не изменяю. Это делает их успешными, помогает мне перестать волноваться и начать получать удовольствие от процесса.

1) Нужно всегда готовиться заранее. За несколько дней, а лучше за несколько недель. Необходимо время для поиска материала по теме, которую планируете освещать. Знание- залог успеха и уверенности в себе.
2) Искать интересные факты. Начинать и заканчивать выступление только ими.
Например, если Вы хотите рассказать о какой-либо известной личности, нужно найти неизвестные ранее факты. Мне доводилось изучать биографию известного египтолога, Жана Франсуа Шампольона, и я начала свой доклад с загадочной информации о рождении.
Мать Жана незадолго до родов тяжело болела, один колдун излечил ее и предсказал, что сын женщины станет известным и сделает что-то великое, покроет свое имя немеркнущей славой. Интересно, не правда ли? А на «десерт» своего выступления я оставила известные афоризмы ученого о мечтах и открытиях, что сделало мой доклад ярким и запоминающимся.
3) Никогда не читать доклад с листка.
Пусть все листы, аккуратно сложенные в папку, будут служить Вам маячком, наводить на мысль. Это ведь не значит, что нужно ВСЮ информацию читать без выражения и вложения души. Скучно и неубедительно! Мне доводилось слушать множество таких докладов. Всегда возникает один единственный вопрос: «Зачем это нужно?» Чтобы зрители выспались, а докладчик потратил и свое и их время?
Чтобы было меньше соблазнов, можно заменить толстую папку небольшим планом с заметками, которым Вы будете руководствоваться во время выступления.
Если Вы вышли, чтобы выступить. Значит Вам есть, что сказать. Именно сказать, а не прочитать!
4) Когда руки дрожат, а колени трясутся…
Такое, к сожалению, случается часто!
Однажды я читала (читала потому, что того требовали обстоятельства) свою статью о совершенной личности, и листок с сочинением трясся в руках. А в душе я была абсолютно спокойна. Но организм выдавал какие-то внутренние порывы, мне неизвестные.
Чтобы зрители не заметили дрожь в руках, положите папку или листы на стол ( в зону видимости!) и начните активно жестикулировать. Это поможет расслабиться. Можно сделать небольшую театральную паузу, глубоко вдохнуть, мысленно подбодрить и похвалить себя, искренне улыбнуться, и тогда обязательно станет легче. Не бойтесь людей, сидящих перед Вами. Восхищайте их!
5) От доклада можно отойти. Почему бы не бросить шутку во время выступления или задать вопрос аудитории? Это расшевелит зрителей и расслабит Вас. Вступайте в дискуссию, взывайте к диалогу. Этот жест покажет аудитории, что доклад нужно не только Вам, но и им,
6)Вдохновиться. Перед выступлением нужно понять следующее: если Вы решили выступать, значит что-то для Вас в этом есть. Вы заинтересованы темой, Вы хотите что-то сказать и показать. К чему волнение? Сейчас Вы- проводник к знаниям. Вы-не просто выступающий, но самый настоящий оратор. Воспользуйтесь этим.
7)Улыбаться. Выходя в зал или на сцену, я всегда улыбаюсь. Искренне и чистосердечно. Как уже говорилось выше, улыбка помогает расслабиться, это поистине королевский жест, начало, которое сделает доклад успешным.
8)Смеяться. Особенно, если ошибся. Можно по доброму пошутить над собой и продолжить вещать. Этот жест покажет аудитории, что Вы чувствуете себя прекрасно и свободно владеете темой.
9)Одеваться так, чтобы чувствовать себя уверенно. Нужно, чтобы одежда не сковывала движений, придавала грациозности и легкости. Пускай какой-нибудь элемент соответствует теме доклада. Например, я, рассказывая о Средневековье, надела кулон-массивные часы, привезенные из Франции. А для доклада о творчестве, как важном аспекте жизни каждого человека, я выбрала длинную юбку и романтичную блузу.
Красивые, «правильные» вещи помогут Вам собраться с мыслями, сосредоточиться на теме и почувствовать себя важным докладчиком.
10) Никогда не «мэкать» и «бэкать». Если собираетесь с мыслями, лучше повторить предыдущее предложение немного в другой форме или помолчать. То же самое касается слов «короче», «собственно говоря», «так сказать» и т.д. Их должно быть очень мало. Собственно говоря, их вообще не должно быть:)
11)Смотреть в глаза. Часто говорят, что если боишься, нужно найти какую-то одну точку, которая станет опорой. Но выглядит это немного странно. А еще сразу красноречиво показывает, что Вам страшно. Посмотрите в глаза зрителям, сидящим В первых рядах. Открыто. Уверенно. Немного дерзко.
И никогда не перекрещивайте ноги. Во-первых, это признак волнения и неуверенности в себе, а во вторых, выглядит ужасно некрасиво! Особенно, когда так делают девушки.
Руки-особая тема. Порой их просто некуда деть. Даже, когда держишь микрофон в руках.
Но если увлечься темой доклада, рассказом, то руки сами находят себе применение. Главное, не жестикулировать слишком много или слишком мало. Золотая середина придет со временем.

Очень важно тренироваться и совершенствоваться все время. И даже тогда, когда выступление в ближайшее время не намечается.
Есть несколько упражнений, которые могут помочь Вам выйти на новый уровень и почувствовать себя гораздо увереннее!

Упражнение №1: Скороговорки
Говорят, что всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь, но я с этим не согласна. Можно хотя бы попытаться:)
Я практикую эту методику постоянно, и речь моя все время становится более четкой и ясной, я больше не боюсь запнуться на каком-либо сложном слове.
Системы тренировок у меня нет. Стараюсь переговаривать скороговорки ежедневно в любой подходящий момент.

Упражнение №2: Чтение вслух (+ частичный пересказ)
Очень эффективное и сильное упражнение. Нужно читать разную литературу- классическую и современную, художественную и научную, статьи и заметки… Со временем вырабатывается умение контролировать эмоцию и интонацию во время выступления. Частичный пересказ предполагает изложение сути прочитанного вслух.

Упражнение №3: «В каждой вещи есть смысл»
Нужно взять любую вещь и описать ее в течение пяти минут. Даже если эта самая вещь ничего особенного собой не представляет.

Упражнение №4: Вступление в диалог
Я все время стремлюсь говорить с людьми, высказывать свое мнение, вступать в диалог. Во-первых, этого предполагает моя профессия, а во- вторых такое общение помогает выйти на новый уровень и стать более уверенным в себе.

Упражнение №5: Развитие воображения
Очень полезным упражнением является создание образов в воображении. Например,
воспоминания о том, как прошел день (в мельчайших подробностях), создание картин, увиденных ранее и т. д. И, конечно, визуализация, успешного выступления. Это всегда помогает!

Научиться выступать можно и даже нужно, потому, что выступление- это нечто необыкновенное и удивительное. Настоящее волшебство! А волшебная палочка в Ваших руках. Талант? Талант у Вас, естественно, есть. Просто нужно его в себе увидеть.

Блок 6. Тренинг публичного выступления

Время – 9 ч (3 трехчасовых занятия).

Цель — обучение участников успешно выступать перед аудиторией, добиваясь целей, поставленных перед выступлением.

1) знакомство с теоретическими основами построения выступления;

2) освоение приемов и методов аргументации;

3) изучение и усвоение на практике правил информирования, убеждения и побуждения слушателей;

4) развитие чувствительности к аудитории;

5) развитие уверенности в себе и навыков адекватного самопредставления;

6) развитие навыков установления контакта с аудиторией.

Тренинг построен так, чтобы участники и освоили приемы построения содержательной структуры выступления, и обучились технике психологического взаимодействия с группой слушающих. Начать следует с такого упражнения, которое активизирует и мобилизует участников. Следующие два упражнения предложены в работе Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, П. В. Растянникова «Диагностика и развитие компетентности в общении».

Читать еще:  Тренинг выступление на публике

1. «Разминка»[7].

Цель: включение в активную работу над проблемами публичного выступления, предоставление обратной связи выступающим.

В р е м я : 45 мин.

Обучаемым рекомендуется найти такое место в помещении, которое позволяло бы им чувствовать себя комфортно при общении с группой. Рекомендуется сделать паузу и расслабить мышцы лица, тела, окинуть взглядом присутствующих, устанавливая первый контакт. Затем следует обратиться к ауди-, тории. Перед каждым выступающим ставится задача найти такую форму обращения, которая еще не была использована ранее. Таким образом все участники должны выполнить это упражнение по очереди. Полученная видеозапись просматривается без комментариев и анализа, поощряются только новизна и особо удачные обращения. Члены группы получают информацию о том, какими их видит аудитория.

Следующее упражнение содержит усложненное задание.

2. «Выступление без подготовки»[8].

Цель: экспресс-диагностика невербального компонента выступления, приобретение навыка ориентации во времени, тренировка навыка установления контакта с аудиторией, тренировка уверенности в себе во время выступления.

Каждый участник должен сделать сообщение на заранее неподготовленную тему в течение 2 мин. Возможные темы придумываются группой, группируются в три списка и записываются на отдельных листочках. Желательно, чтобы в списке тем первой группы присутствовали названия всем известных предметов, животных и растений: корова, гитара, парашют и т.д. Вторая группа названий содержит слова, обозначающие те явления и процессы, которые не имеют четкой вещной оболочки, но могут быть изображены с помощью телодвижений: бег, плавание, аплодисменты, полет и т.д. Третий список составлен из понятий, обозначающих те явления, которые не имеют внешней фактуры: праздник, ураган, демократия, откровение и т.д. Ведущий предлагает всем ознакомиться с планом составления формального содержания сообщения.

Участники по очереди выходят перед аудиторией и достают листок с названием темы из перемешанной стопки. Анализ видеозаписи производится после 4-6 выступлений. Обсуждаются следующие параметры: удалось ли выступающему уложиться во времени (без обращения к часам), удалось ли ему установить контакт со слушателями, как были использованы выразительные средства — мимика, телодвижения, интонации и т.д., справился ли выступающий со своим волнением.

На следующем этапе тренинга ведущий организует дискуссию, в результате которой группа должна составить список основных проблем публичного выступления, на основе которого и применяются те или иные техники тренировки необходимых качеств выступающего. В ходе дискуссии ведущий имеет возможность информировать участников о теоретических основах публичного выступления (виды, структура выступления и т. п.).

В качестве и полезного, и развлекательного элемента можно использовать следующие упражнения:

3. «Шутка»[2, 9].

Цель: оптимизация эмоционального климата в группе, осознание значения юмора и шутки в выступлении.

В р е м я : 30 мин.

Участники группы делятся на пары. Ведущий дает инструкцию: «Попробуйте обсудить серьезную тему, например факторы повышения производительности труда или подъема экономики, используя афоризмы, анекдоты, шутки. Ваша задача — организуйте диалог, но так, чтобы после каждой фразы был использован один из этих элементов». Наиболее удачные варианты можно представить всей группе.

Следующее упражнение направлено на отработку тактики убеждения, побуждения и информирования в речи. Предварительно ведущий может прочитать небольшую лекцию о типах выступлений, специальных приемах, используемых в каждом из них.

4. «Типы выступлений»[2, 9].

Цель: отработка на практике приемов и техник различных видов публичного выступления, развитие навыка общения с аудиторией.

Эту процедуру можно проводить со всеми участниками группы, а можно отобрать 6-9 человек. Предварительно готовятся списки тем выступления, сгруппированных по типам: сообщение-информирование, сообщение-убеждение, сообщение-побуждение. Каждое сообщение не должно занимать более 3 мин. После того как сделано последнее сообщение, ведущий организует групповое обсуждение выступлений с учетом материалов лекции, прочитанной им перед выполнением упражнения.

Все это время участники учились произносить «хорошие речи». Дать участникам отдохнуть и парадоксально завершить тренинг, чтобы память о нем сохранилась надолго, позволит следующее упражнение.

Плохое выступление».

Цель: предоставление участникам возможности оценить свои достижения в сравнении, создание положительного эмоционального фона окончания курса.

Материалы: видеотехника (необязательно).

Каждому или нескольким (по решению ведущего) участникам дается задание подготовить и произнести речь, которая отличалась бы вопиющей бездарностью. Выступающие должны нарушить в своем выступлении как можно большее количество правил публичной речи. Оценки выставляет вся группа, причем наивысшая оценка дается за самое «плохое» выступление.

6 простых упражнений, помогающих настроится на удачное выступление.

Волнение перед выступлением, как правило, приводит к тому, что в горле «пересыхает», голос может превратиться в скрип или писк. И обычно, это не все сюрпризы от организма. Сюда также можно добавить общую нервозность, дрожание конечностей и отсутствие мыслей в голове. Следующие 6 упражнений помогут вам избежать этих неприятностей и настроится на успешное публичное выступление.

6 упражнений для оратора.

Тревожное состояние, как правило, вызывает напряжение мускулов грудной клетки и горла, перекрывая доступ кислорода к легким. Это приводит к тому, что голос может превратиться в скрип или писк. Глубокое же дыхание снабдит ваши легкие и мозг кислородом и, освободив горло и грудную клетку, поможет звучать вашему голосу.

Научитесь дышать медленно и глубоко. Это дыхание спокойного человека. Если вы заметили, когда мы волнуемся — мы дышим поверхностно и часто. Наше состояние определяет дыхание. И наоборот.

Дышите животом. Особенно это актуально для женщин, которые привыкли дышать грудью. Самый большой «плюс» брюшного дыхания – это очень полезно. Происходит массаж внутренних органов, клетки обогащаются кислородом. К тому же спокойнее дыхание здорово успокаивает и расслабляет.

Поболтайте перед выступлением кистями рук и ногами. Представьте, что у вас эти части тела не связаны с корпусом и болтаются, как хотят. «Встряхните с себя негатив», как я говорю:). Наверняка, интуитивно вы и сами много раз делали это. Кстати, мой тренер по легкой атлетике мне всегда советовала проделывать это упражнение перед соревнованием. Отлично снимает лишнее напряжение и зажатость.
А врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и даже красноречие.

Подвигайте интенсивно челюстью взад-вперед раз двадцать. Тренер Радислав Гандапас (кстати, рекомендую почитать его „ Камасутру для оратора”) уверяет, что этот прием должен уравновесить ваше состояние. Происходит это длагодаря тому, что блуждающий нерв раздражаясь, передает сигнал в центральную нервную систему, которая контролирует выброс норадреналина в ваш организм.

Для справки: уровень норадреналина в крови повышается при стрессовых состояниях, шоке, травмах, тревоге, страхе и вообще нервном напряжении.

Вообще, запомните — любая физическая активность позволяет снять нервное напряжение.
Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, сделайте 10 приседаний. Но помните, что перед самим выступлением необходимо отдышаться. Запыхавшийся оратор никому не нужен. Второй позитивный момент от физической активности: после того, как вы проделаете несколько упражнений – вы будете более активным перед своей аудиторией. В таком состоянии ее легче завоевать J. Это такой себе «эффект маятника» — пользуйтесь этим.

Связь мозга с мышцами тела носит двусторонний характер. Что это значит?

Проведите с собой простой эксперимент. К примеру, сядьте на кресло поудобней, закиньте руки за голову, откиньте туловище. и проследите за своими мыслями. Наверняка, захочется помечтать. А теперь, на этом же кресле сгорбьтесь, нахмурьтесь, подоприте голову руками. И проследите, захочется ли вам в таком состоянии мечтать?

В общем, если незадолго до выступления (желательно, сразу после физических упражнений) вы расслабите поочередно: мышцы лица, руки, туловище, ноги – тело поймет, что все в порядке. Что источник страха ложный. Таким образом, вы обманываете тело, а потом и сами начинаете чувствовать, что действиельно все в порядке. Мне легче расслабиться, когда я представляю, что я лежу возле моря, а лучи вечернего солнца падают на меня – от головы до пяток. После этого релакса – сразу же примеряйте на себя образ уверенного в себе, успешного человека. Обратите особое внимание на осанку. И настоятельно советую это сделать заранее, в присутствии знакомых и друзей. Обратная связь очень важна!

Непосредственно перед выступлением довольно „потрите руки”. Таким образом вы сами настраиваете ваше тело на что-то хорошее, на получение удовольствия. Присмотритесь к людям, очень часто в предвкушении чего-то хорошого и радостного они делают именно так.

Ну и напоследок, помните — главное не в том, что вы делаете, а как вы это делаете!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector