Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг ораторское искусство упражнения

Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов — на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов — на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8. 15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя — не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса: его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание. Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Ораторское искусство: упражнения

Многие из нас хотели бы обладать ораторским талантом: умение красиво и убедительно разговаривать и представлять свои идеи может значительно улучшить жизнь каждого. Но какие шаги нужно сделать на пути к выдающимся ораторским способностям? Здесь на помощь приходят специальные упражнения.

Комплексно подойти к решению этой задачи поможет онлайн-программа от 4BRAIN «Современная риторика». На этой программе вы освоите и научитесь применять традиционные и современные приёмы риторики для выступлений, презентаций, видеоблогинга, стендапов и многого другого.

Запишите свой голос

Возьмите любой текст на 200-300 слов и попробуйте его с выражением прочитать на диктофон. После этого прослушайте запись и выделите ошибки и недочёты. Внимание следует обратить на следующие моменты:

  1. Хватает ли вам воздуха? Сколько вы можете проговорить на одном вдохе? Вы вдыхаете быстро, и это никак не отражается на чтении, или делаете большие неуместные паузы? Какие ещё проблемы с дыханием вы замечаете?
  2. Правильно ли вы расставляете акценты в речи? От того, как вы ставите смысловое ударение, во многом зависит понимание речи слушателями.
  3. Не монотонна ли ваша речь? Речь не должна быть однообразной. Причём повтор одних и тех же интонаций из раза в раз тоже считается однообразием. Даже если вы очень живо прочитаете предложение, но повторите свои интонации в двух-трёх последующих, это будет звучать скучно и безынтересно.
  4. Нет ли у вас проблем с дикцией, произношением? Если есть, то на что следует обратить внимание?

Само по себе это упражнение не развивает никакие ваши навыки, но оно помогает вам определиться с дальнейшими упражнениями. Чтобы избавиться от слабых мест, нужно узнать, где они.

Правильное дыхание

Каждый оратор должен уметь правильно дышать. И в этом вам помогут два упражнения:

Делайте глубокий вдох на протяжении 6 секунд (можете считать про себя или воспользоваться секундомером). На секунду задержите дыхание, после чего делайте медленный выдох на протяжении 8 секунд. Для усложнения можете отсчитывать секунды на выдохе вслух.

Второе упражнение называется «Свеча»: вам необходимо дыханием держать «пламя» в определённом положении. Это достигается равномерным выдохом. Старайтесь удерживать «пламя» как можно дольше. Конечно же, использовать настоящую свечу вовсе не обязательно, но на первых порах вы можете использовать свечку, чтобы понять принцип упражнения.

Артикуляция

Артикуляция – это работа речевого аппарата при произношении. Список упражнений для развития артикуляции вы можете взять отсюда.

Очень полезно произносить отдельные звуки. Возьмите алфавит и чётко произносите каждую букву 5-7 раз. Произнося согласные, избегайте добавления к ним каких-либо гласных звуков. Проблемным буквам уделяйте больше внимания.

Перед выступлениями и репетициями всегда разминайте свой речевой аппарат артикуляционными упражнениями.

Дикция

Для её развития вы можете использовать скороговорки и отдельно труднопроизносимые слова, например, «Эйяфьядлайёкюдль», «покровительствовавшие», «трансцендентный». Стремитесь произносить их не только достаточно быстро, но и без затруднений, свободно.

Подойдите к зеркалу

Ораторское искусство не ограничивается речью. Помимо этого вы должны уметь держать зрительный контакт с аудиторией. Для этого подойдите к зеркалу и начните рассказывать текст своего выступления, глядя себе в глаза.

Ни на пол, ни в потолок, ни в сторону – в глаза. Потом, когда вы научитесь контролировать свой взгляд, не отвлекаясь от своей речи, можете пробовать переводить взгляд (ведь смотреть в одну точку тоже плохо). Наметьте себе зону, в которой якобы сидят слушатели. Во время своего выступления скользите взглядом по воображаемому зрительному залу и следите, чтобы ваш взгляд не уходил в сторону.

Читать еще:  Скачать программу тренинга

Но в выступлении у зеркала есть и другое важное преимущество: вы видите своё лицо. А значит, можете регулировать его выражения. Ваше лицо должно выражать какие-то эмоции, оно не должно быть пассивным. Также оно не должно выражать ваш страх выступления или неуверенность. Возможно, в некоторых моментах вам нужно выразить какую-то яркую эмоцию – обязательно отрепетируйте её перед зеркалом.

Теперь обратите внимание на другие части тела. Руки должны быть на виду у слушателей, чуть согнуты в локтях (ладони в промежутке от нижней границы рёбер до ключиц). Конечно, допустимы исключения, но держать руки в карманах точно не стоит.

Слушатели считывают невербальные сигналы, поэтому ваша поза и ваши жесты очень сильно влияют на выступление. Расставьте ноги на ширине плеч, сами плечи расправьте, выпрямьтесь. Даже репетируя дома, всегда следите за каждым своим движением. Учитесь и привыкайте владеть своим телом.

Также не забывайте, что если сцена и формат выступлений вам позволяют немного передвигаться в течение выступления, то лучше делать это. Вообще чем активнее вы себя ведёте на сцене (в пределах разумного, конечно), тем интереснее за вами наблюдать. И это тоже нужно отрабатывать перед зеркалом.

Если есть возможность, записывайте каждое своё выступление на публике. Потом делайте критические заметки типа «здесь я слишком волнуюсь», «этот жест выглядит очень некрасиво», «у меня проблемы с произношением шипящих» и т.д. Исходя из своих наблюдений, делайте коррективы и выполняйте соответствующие упражнения.

Грамотное наблюдение за собой и честное выделение ошибок, с последующей работой над ними, может сделать из вас выдающегося оратора.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
Telegram Вконтакте Facebook

Похожие записи

Прямой эфир

Топ Блогов

  • Саморазвитие5.77
  • Карьера3.43
  • Сила воли3.43
  • Здоровье3.43
  • Успех2.27
  • Медитация2.26
  • Психология1.15
  • Сознание1.15
  • Эксперимент1.14
  • Лекции1.14

Упражнения по ораторскому искусству и актерскому мастерству

Рекламные проспекты всех без исключения курсов ораторского и актерского мастерства стремятся донести до нас очень уж «рекламную», хотя и гениальную в своей простоте мысль: умение красиво говорить, отстаивать свою точку зрения и убеждать людей необходимо не только в эфире и на сцене, но и в жизни. Это действительно так! Красноречивый и уверенный в своей мнении собеседник сразу располагает- ему хочется открыться, с ним хочется общаться.

И, что самое приятное, развить навыки оратора и актера в себе под силу каждому человеку даже без каких-либо курсов. Было бы желание!

Еще несколько лет назад я начала заниматься своей речью и за это время достигла определенных успехов, выработала систему упражнений, не раз выходила на сцену, выступала с докладами на конференциях и читала стихотворения… С каждым разом я становлюсь на ступеньку выше и не перестаю совершенствоваться (того требует и жизнь и профессия).

Хочу поделиться с вами своим опытом и самыми любимыми, эффективными упражнениями. Они всем хорошо известны и действительно творят чудеса. Главное, заниматься регулярно!

Упражнение №1: Чтение вслух
Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз- все время по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт. Желательно стихотворение выучить наизусть. Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным. Мой преподаватель по технике речевой коммуникации все время, когда проводит лекции, делает так называемые «лирические вставки». Читает отрывки из стихотворений, а то и целые шедевры. Недавно процитировал отрывок из «Евгения Онегина», где Таня Ларина письмо пишет. Роскошно! Столько чувств и эмоций!

И еще вслух нужно читать прозу. Здесь идеально подходят миниатюры Чехова или Михаила Зощенко. Хотя я привыкла читать отрывки и из больших произведений. Так сразу убиваешь двух зайцев: так информация усваивается глубоко в сердце и речь развивается. Единственный недостаток этого упражнения в том, что с течением времени у меня появилось желание все, что я читаю, вслух читать. Перезанималась:)
Упражнение замечательное. Не обращайте внимание на видимую простоту. Если заниматься прилежно и с увлечением, то Вы очень скоро заметите результат!

Упражнение №2: Скороговорки
Учась в школе, я решила, что по мне плачет театральная студия и отправилась на «пробы». Но нет. Не плачет вовсе! Выступала я замечательно, только очень волновалась и торопилась. Преподавательница посоветовала мне «все скороговорки перевыговорить», и за этот совет я ей безумно благодарна. Помогает. Нет ничего проще и эффективнее!

Вот мои самые любимые скороговорки. На самом деле их более трехсот, и при желании можно найти полную подборку на многочисленных сайтах посвященных ораторскому мастерству и актерскому искусству.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.
Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.
Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.
И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
Но заскороговошившись, выскороговорил,
что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

11) Течет речка, печет печка.

12) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже известной актрисой, и она мне посоветовала при выговаривании скороговорок брать в рот пробку. Тоже очень полезно!

Упражнение №3: Описание предмета
Упражнение гораздо сложнее и глубже, чем может сперва показаться. Нужно выбрать любой предмет (мобильный телефон, книга, кастрюля… Что угодно!) и начать описывать его в течение трех-пяти минут. Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал. Очень сложное, но безумно интересное упражнение!

Упражнение №4: Картинка жизни
Закройте глаза и мысленным взором представьте себе то место, в котором сейчас находитесь. Не упускайте мелочей. Предположим, Вы сидите в комнате на любимом диване. Какого цвета его обивка? Каков рисунок? А где лежат подушки? Какого цвета ковер? Что лежит на столе?

Что изображено на календаре, висящем над кроватью?

Очень сложное упражнение. Я ни как не могу вспомнить, какие цветы изображены на постере.

Занимает время, но помогает развить воображение, а, следовательно, и красноречие.

Иногда я упрощаю это упражнение: беру какой-либо «отрезок» комнаты или предмет и «фотографирую» его глазами, а затем описываю внутреннее изображение.

Упражнение №5: Пересказ
Мне кажется, что для этого упражнения стоит брать притчи и басни, например, Эзоповские. Так можно сразу двух зайцев убить- и образное мышление развить и свою речь усовершенствовать. Хотя я лично иногда беру и отрывки из произведений. Еще можно пересказывать только что прочитанные статьи или посты.
Если сложно, то найдите в тексте ключевые слова и выпишите их. Это будет Ваша шпаргалка. Для пересказа идеальны и миниатюры А.П.Чехова. Но лучше всего брать те тексты, которые Вам интересны.

Читать еще:  Тренинги в школе

Кстати, в своей статье «Ораторское искусство. Советы» я писала о том, что при подготовке к выступлению ни в коем случае нельзя опираться на распечатки и читать с листов. Нужно пересказывать текст. А сначала, конечно, прочувствовать его.

Упражнение №6: Здесь я объединила несколько важных моментов для развития красноречия и постановки речи
Во-первых, необходимо исключить ВСЕ слова-паразиты и обсценную лексику. Это очень просто. Всего за месяц я избавилась от «блинов» и прочих «неприятностей». Жить и выражать мысли стало гораздо проще. 🙂

Во-вторых, научитесь следить за темпом речи. Я во время беседы начиню говорить очень быстро, сокращаю рассказ и сбиваюсь с мысли. Пока от этой проблемки не избавилась. А это ведь очень мешает! Нужно уметь завладеть вниманием собеседника.

В-третьих, расширяйте круг общения. Я слежу за тем, как разговаривают люди, какова манера их общения, и со временем прихожу к выводу, что «Каков человек, такова и его речь», как говорил Сократ. Если красноречие развивается, то и человек совершенствуется.

Упражнение№ 7: Практика
Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или творческих вечерах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике. Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Хочется сходить на тематический вечер, посвященный любимому поэту, и там прочитать его стихотворение? Вперед!
Свои творения миру появилось желание показать? Великолепно!

Самое лучшее упражнение — живое выступление.

«А у меня страх сцены»- скажет многоуважаемый читатель, и я отвечу: «Нет такого страха». Раньше я была уверена, что он существует, но теперь абсолютно убедилась в обратном. Недавно мне довелось участвовать в английском Рождественском вечере, я вышла на сцену, дрожа от страха! Сердце бешено колотилось, коленки тряслись, но я все-таки выступила, хотя немного не так, как хотелось. И такие волнительные приступы случались со мной не один раз! Однако я всегда могу побороть себя и выйти на сцену, чтобы выступить. Пусть смотрят. Пусть обсуждают. Я вышла. И мне есть, что сказать.

Страха сцены нет. Есть так называемая «сценическая неуверенность», но ее легко побороть. Как? Необходимо… Выступить!:)

В данной статье я не предлагаю упражнения для постановки голоса и дыхания, потому, что сама почти этим не занимаюсь. Все очень индивидуально.

В заключение хочу напомнить, что мир принадлежит тем, кто хорошо говорит! И красноречие наше зависит только от нас самих. Мне довелось пообщаться с одним чудесным человеком, оратором и поэтом, литератором и ученым… Так вот он всегда говорит очень интересно, хотя в его речи порой проскальзывают «мелкие паразиты», эканье и быканье, паузы… Но его слушают завороженно, он буквально изменяет сознание людей! Знаете, в чем секрет? Его внутренняя искра, которая с потоком речи разгорается в пламя. Он любит, страстно любит предмет разговора, он разбирается в нем, он хочет говорить. И он может говорить, потому что верит в себя и способен отстоять собственную точку зрения. И это под силу каждому человеку. Было бы не просто желание, но стремление…

Тренинг «Ораторское искусство педагога»

Наш тренинг называется «Ораторское искусство».

Все мы ежедневно вступаем в контакты с другими людьми, и наша речь иногда оказывает на собеседника решающее впечатление.

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу во все времена. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Что такое риторика? Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение и означает дословно « ораторское искусство ». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему? Каждому из нас приходится выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

На минимальном уровне стоит владеть искусством красивой речи всем людям, для того чтобы в процессе ежедневного общения умело владеть своим голосом и быть интересным собеседником.

Те, кто только начинает обучение, совершают однотипные ошибки. К ним относятся:

Недостаточно обширный словарный запас. В этом случае приходится буквально заучивать текст для произнесения перед аудиторией, а, когда слова из текста забываются, найти им замену — слишком сложная задача.

Слова-паразиты в лексиконе. Они употребляются начинающими ораторами тогда, когда они не могут подобрать подходящее слово или правильно выразить мысль. Признак мастерства – умение следить за своей речью.

Сбивчивый темп речи, когда оратор волнуется. Однако за быстрой речью слушателям сложно угнаться, а медленный темп заставляет погрузиться в скуку. Обучение и освоение риторики должны привести к тому, что человек сможет делать вовремя паузы, повышать и понижать темп речи.

Однообразная речь. Знак мастерства говорящего – в вовремя использованных цитатах, коротких историях и присказках, которые помогут поддерживать интерес аудитории. Цитаты заранее подбираются из книг и выступлений других ораторов, их используют, чтобы вовремя повысить интерес слушателей к речи.

К популярным упражнениям для развития ораторского мастерства относятся:

упражнения напротив зеркала;

упражнения с диктофоном;

самостоятельную подготовку выступления с использованием заданных опорных точек.

В первом случае можно самому наблюдать за собой во время речи или монолога. Нужно стараться избегать суетливых движений. Эффективно очень записать речь на видео – эффект упражнения будет как в упражнении с зеркалом, причем говорящий не будет постоянно отвлекаться на отражение в зеркале.

Упражнения с диктофоном позволят понять темп речи, услышать заминки и употребление слов-паразитов. Во время речи мы не замечаем этого, а диктофон позволяет прослушать собственный монолог с точки зрения слушателя.

«Опорные точки» можно самостоятельно найти в интернете или книге. Зная «схему» монолога, составить речь легко. Однако со временем потребуется усложнение задачи и тренировки по импровизации.

— Читайте вслух. Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром. Одно и то же стихотворение обязательно нужно читать самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз каждый раз по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт.

— Проговаривайте скороговорки. Можно и перед выступление, хорошо успокаивают.

-Обязательно во время выступления устанавливайте зрительный контакт с аудиторией.

Путь к хорошему выступлению займет некоторое время, однако, результат того стоит – можно выступать на конференциях и собраниях перед незнакомыми людьми, общаться с коллегами и близкими без стеснения, волнения. Мгновенно формулируя мысли и умея добиваться нужной реакции на них.

Как я уже говорила ранее, если вы хотите развивать ораторское искусство, то нужно иметь большой словарный запас. Для его пополнения нужно читать много различной литературы: научную, художественную, бизнес книги , фантастику.
Читайте не торопясь, старайтесь проанализировать каждую фразу. Смотрите как она построена, с какой интонацией, какую эмоциональную нагрузку несет.

Обучение ораторскому мастерству важно в каждом возрасте, для молодых и для опытных специалистов, и при разнообразных видах деятельности. Время, которое уйдет на тренировки, принесет дивиденды на протяжении будущих лет. Кроме того, даже умея выступать публично, стоит периодически расширять знания и способности в области риторики – это поможет в учебе, в профессии и в личных отношениях.

Читать еще:  Скачать тренинг по продажам бесплатно

Ну, а теперь потренируемся. Я подготовила для вас скороговорки и упражнение на умение задавать наводящие вопросы. начнем со скороговорок.

1) Интервьюер интервента интервьюировал.

2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.

3) Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони.

4) Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе,
Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.

5) И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни.

6) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,

5)Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

6) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

7) В Каннах львы только ленивым венки не вили.

8) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

9) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.

10) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.

12) Течет речка, печет печка.

13) Щипцы да клещи – вот наши вещи.

14) Тщетно тщится щука ущемить леща.

15) Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.

16) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.

17) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь

18)Говорил попугай попугаю, я тебя попугай попугаю, отвечает ему попугай- «Попугай,попугай, попугай!»

19. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

20. Разнервничавшегося конституционалиста (Пропроколокропенко) нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.

21. Розововолосовенькая глазовыколупывательница с полувыломанными ножками.

22. Столы белодубовые, ГЛАДКОТЕСОВЫСТРУГАННЫЕ.

23. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

24. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.

25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.

26. Работники предприятие приватизировали, приватизировали, да не выприватизировали.

27. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

28. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

29. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.

30. Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.

31. Д еидеологизировали-деидеологизировали,и додеидеологизировались.

Упражнение «Встречают по одежке».

Цель : развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску».

Время проведения:15 мин.

Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю» и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно) написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно, пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому не задает.

Ораторское искусство — упражнения для совершенствования речи

Поэтами рождаются, ораторами делаются

Знаменитое изречение Цицерона открывает великую истину. Всему можно научиться.

Дар красноречия не дается от рождения, он приобретается, благодаря упорному труду и постоянным тренировкам.

Громкое чтение вслух

Воспроизведение смысла прочитанного

Развитие речевого мышления

Приемы ораторского искусства включают в себя такое понятие, как «речевое мышление», конкретно это означает, что предложение или фраза строятся на основе ключевых слов или ключевых предложений. Эти слова побуждают оратора строить предложения и раскрывать мысль вокруг основных ключевых слов.

Таким образом, ключевые слова становятся некими неподвижными точками, вокруг которых происходит свободное движение других слов. Менеджер находит точки опоры и «вращает» вокруг них мысль в разных формулировках. Находить эти ключевые слова и их новые формулировки и есть то самое занятие в данном упражнении.

Модификацией этого упражнения служит еще одно: прочитать вслух половину предложения и продолжить его своими словами. Здесь же полезен тренинг на дефиницию — формулировку понятий. Данное упражнение позволит менеджеру, как и любому оратору, научиться, как можно более конкретно формулировать определение предмета, выявляя и определяя его сущность точно, ясно и емко.

Рассказывание историй

Взяв любую историю, анекдот или заметку необходимо рассказать их ярко, живо, образно и увлекательно. Это может быть история жизни или одного прожитого дня. Например, один день из жизни менеджера. Для длинного рассказа можно мысленно разработать краткий план.

Начало рассказа или истории всегда должно быть интригующим, заинтересовывающим и иметь оттенок напряжения. Во время кульминации рассказа напряжение достигает пика, а окончание истории дает слушателю возможность расслабиться и перевести дыхание, при этом, напряжение спадает.

Не стоит заострять внимание на ошибках или заминках в речи. Скорее всего, слушатели не заподозрят в них произвольных пауз, поэтому те будут выглядеть естественно. Но после все же стоит позаботиться и устранить возникшие помехи.

Перефразирование делового сообщения

Задание заключается в том, чтобы воспроизвести в свободной форме своими словами суть и содержание газетной заметки или статьи на основе выбранных из нее ключевых слов. Статья перефразируется несколько раз. При этом необходимо сжать ее содержание, уместив в одно предложение и расширить его, добавив собственное мнение.

Речь должна быть связной, плавной, без вынужденных и неоправданных задержек, пауз. В упражнении необходимо добиться перефразирования хотя бы десяти предложений. К этому же упражнению можно отнести описание картины и изображенных на ней образов, деталей, взаимных связей между ними.

Тематическое сообщение

Выбрав какую-либо тему, например, хобби, необходимо сделать пятиминутное сообщение по этой теме. Обращаясь к воображаемым слушателям, нужно чередовать, произнося речь один раз вслух, а другой раз — мысленно, про себя.

В упражнении лучше придерживаться следующей тактики: в начале сообщения использовать ключевые слова, а заканчивать его в свободной форме. При этом не стоит сосредотачиваться на правильности построения фраз, а сделать акцент на плавном и спокойном течении речи. Если произошла ошибка в сказанном слове или предложении, не останавливаться, спокойно закончить предложение. Для того чтобы отследить ошибки, лучше наговаривать сообщение на диктофон.

Изучение речи других ораторов

Анализ речи

  • то, как оратор делает вступление и заключение;
  • употребляет сравнения;
  • образность речи;
  • наличие повторов, преувеличений и противопоставлений;
  • игру слов.

Практика через дискуссии

Самым эффективным методом были и остаются практические упражнения, ораторское мастерство оттачивается на дискуссиях. Можно начать практиковаться в кругу друзей или коллег, лишь кратковременно вступая в полемику и высказываясь по поводу тех или иных вопросов.

Такая практика поможет постепенно перейти к выступлениям перед более широкой и менее знакомой аудиторией. Менеджер или торговый агент должен учиться говорить, дискутировать, выслушивать оппонентов и отстаивать свою точку зрения.

Выступление с докладом

Вот и подошло время настоящего выступления или первой серьезной речи. Подготовка самостоятельного делового сообщения — еще один способ, как развить ораторское искусство. При подготовке делового сообщения лучше выбрать хорошо знакомую тему.

На протяжении подготовки, а также в процессе всего выступления, необходимо постоянно задаваться вопросом, какими риторическими средствами можно дополнить речь, чтобы она выглядела наглядно, органично, пластично и доступно. Может быть, нужно представить аудитории карты, схемы или графики.

Нужно постараться сделать привлекательное и несухое начало, чтобы слушатели с первых слов начинали вслушиваться в речь и приходили в состояние напряженного внимания. Для этого менеджер или торговый агент должен постоянно ставить себя на место слушателя.

Например, голые цифры не будут говорить слушателю о многом, но если предоставить наглядный пример и связать эти цифры с жизнью, они оживут, обретут «плоть и кровь», заденут, затронут, тогда слова будут цеплять. А ведь этого и должен добиться оратор.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector