Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учитель индивидуального обучения на дому

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное образование

Формально вроде одно и то же: ребёнок учится дома. Но фактически это совершенно разные понятия. Чтобы не возникало путаницы, мы расскажем о сути каждого вида семейного образования и раскроем их преимущества и недостатки.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования.

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно.

Юридически дистанционная учёба не является формой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью. Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем. Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально.

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Индивидуальное обучение на дому

Закон об образовании

Общее образование в России обязательно — но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании»:

«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».

Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители — сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.

Читать еще:  Мисао отзывы об обучении

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Шаг первый: найти школу. Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу — ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.

Шаг второй: посоветоваться со специалистами. Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.

Шаг третий: написать заявление. Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.

Шаг четвертый: получить учебники и пособия. Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами — например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.

Шаг пятый: получить выплаты. По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.

Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому.

Людмила Мучкина
Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому.

Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами.

Это люди, которым судьба послала сложные испытания.

Только сочувствия мало, надо развивать возможности.

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день

вопросы организации индивидуальной работы учителя с учеником с

инвалидностью. Особое внимание уделяется вопросам обучения детей с ОВЗ и

инвалидностью на дому.

Ключевые слова: индивидуальная работа, дети-инвалиды, инклюзивное

образование, обучение на дому, поэтапный план.

Всем известно, что положительный рейтинг деятельности педагога дают

успешные дети. Но как быть, когда в классе оказываются слабые дети,

«сложные» дети, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычном

классе? Именно для такой категории учащихся установлены федеральные

государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные

Согласно статистике, за последние десятилетия потенциал здоровья детей

снизился. На январь 2017 года число детей-инвалидов составило 625 тысяч, а на

январь 2018 года – уже 651 тысячу. Об этом на итоговой коллегии Минздрава

заявила советник президента Александра Юрьевна Левицкая. Статистика

У нас в стране для детей с инвалидностью создана и функционирует

система специального образования. В этих учреждениях образования созданы

особые условия для занятия с такими детьми. Но существует альтернатива для

такой системы, это совместное обучение ребят с ограничениями физического

развития и детей без инвалидности в обычных общеобразовательных школах.

Иначе говоря, инклюзивное образование. Но не каждый ребёнок может быть в

«инклюзиве». С каждым годом в общеобразовательных учреждениях

увеличивается число детей-инвалидов, детей, которые по медицинским

показаниям нуждаются в такой форме получения образования, как обучение на

дому.

В 2016 – 2017 учебном году в мой класс был зачислен ребёнок-инвалид.

Для него выбрана форма обучения на дому. На основании письменного

заявления родителей, медицинского заключения администрацией школы

подготовлены необходимые нормативные акты по данному вопросу. В сентябре

началось обучение ребёнка по специальной адаптированной программе,

разработанной согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об

образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов

от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). Данная программа учитывает

уровень развития мальчика. А у него отмечаются нарушения моторики,

сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления. Неутешительный диагноз,

сопутствующие болезни, физическое состояние моего ученика в первое время

вселяли пессимистические настроения. Понятно, он не сможет усвоить

стандарты ФГОС. Однако он сможет чему-то научиться. Вот это и являлось

девизом в моей работе,построенной из следующих составляющих: образование,

воспитание, развитие ребёнка-инвалида. Считаю самым сложным моментом в

моей работе – развитие ребёнка. Первые дни для меня были самыми трудными.

Учитель начальных классов, работающий с такой категорией детей,

должен знать не только методику преподавания предметов, дисциплин, но и азы

дефектологии, логопедии, ему необходимы определённые умения и приёмы,

специальные знания работы.

Следует сказать, что в одиночку учителю очень трудно, а часто и

невозможно добиться положительных результатов. Для успешного результата

необходимо работать сообща всем педагогам, необходимо объединиться

логопеду, психологу, учителю начальных классов и другим специалистам. Что

нами было сделано.

С чего начала свою работу? Для начала построила себе поэтапный план,

позволяющий перестроиться в «универсального» педагога, умеющего работать с

любым контингентом детей. Прошла курсы повышения квалификации, согласно

медицинским рекомендациям составила адаптированную рабочую программу,

подобрала необходимую методическую литературу, приобрела наглядные

пособия для работы с учеником.

Все рабочие проблемы и вопросы в одиночку решить невозможно.

Поэтому в работу активно включились родители ребёнка. С их стороны

постоянно шла положительная мотивация, на любую просьбу они отвечали

незамедлительно. Учебный процесс регламентируется учебным планом

следующего содержания: 3 часа математики, 4 часа русского языка и литературы,

1 час окружающего мира, ИЗО, физическая культура, музыка, технология – по

0,5 часа, коррекционное занятие – 2 часа (занятия проводят психолог и логопед,

согласно требованиям ФГОС в учебный план включены 2 часа внеурочных

занятий. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в

течение учебной недели. Начало занятий в 11.00 часов (в четверг, в 14.00 (в

пятницу, в 15.30 (в понедельник, в среду, в 14.30 (во вторник, завершаются

занятия в 15.30 (в четверг и в пятницу, в 17.35 в остальные дни.

Продолжительность урока составляет 35 минут.

Первый год обучения включал в себя привитие учащемуся навыков

учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию

органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию

слухового, зрительного восприятия ребёнка и специальную подготовку к

обучению письму. Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых,

зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных

упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.

Понятно, что ребёнок с органическим поражением головного мозга весь

программный материал не усвоит, стандартные методы и приёмы преподавания

для него не подходят. К тому же, каждый раз собираясь к нему на занятия, не

знаешь, какое у него самочувствие, настроение, как он будет воспринимать

учителя. Очень часто приходится подготовленный урок отложить из-за

непредвиденных ситуаций. И на каждый такой случай у меня подготовлен

запасной вариант урока.

Предлагаемый материал ребёнок усваивает частично после долгих и

кропотливых занятий. Поэтому занятия стараюсь проводить в игровой форме,

чтобы ребёнку было интересно, увлекательно и весело. Огромную помощь

оказывают компьютерные технологии. Презентации, просмотр роликов,

видеоигра, прослушивание аудиозаписей вызывают у моего ученика

положительную мотивацию, желание заниматься, выполнять упражнения,

отвечать на вопросы.

Каковы результаты моего труда? На сегодняшний день мой ученик умеет

пользоваться школьными принадлежностями. Ручку, карандаши, кисточку

держит правильно. Ведущая рука – правая. Пишет с помощью учителя, может

обвести образцы письма элементов букв, раскрашивает рисунки. Испытывает

затруднения при счёте предметов, решении простых арифметических задач,

Читать еще:  Перевод на домашнее обучение

примеров на развитие логического мышления. С огромным интересом и

желанием работает на уроках изобразительной деятельности и трудового

обучения. Старается выполнить работу по образцу, испытывает положительные

эмоции при работе с красками. Любит занятия с использованием

информационно-коммуникативных технологий (планшет, компьютер). Знает

своё рабочее место, старается выполнять правила поведения во время урока,

реагирует на замечания, слушает учителя, выполняет указания, но в случае

усталости может отказаться от продолжения занятий.

Чтобы видеть результаты своего труда, я веду мониторинг и отслеживаю

динамику развития ребёнка. Самый маленький прогресс в его развитии, самый

маленький успех в нашей совместной работе меня радуют. Значит, все мои труды

Дидактические игры при обучении грамоте Дидактические игры при обучении грамоте. Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук — буква, чтение — письмо, все дидактические.

Использование ИКТ при обучении детей с ОВЗ Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования.

Методика организации индивидуальной работы со слепыми детьми на занятиях ППД при закреплении. Работа на фланелеграфе Конспект коррекционного занятия по ППД в 4 классе (с 1 подгруппой) Тема занятия: Методика организации индивидуальной работы со слепыми.

Опыт работы по теме «Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию» Опыт работы по теме: «Всестороннее развитие детей раннего возраста при обучении рисованию» Воспитатель Митина И. Н.. Это правда! Ну чего.

Организация индивидуальной работы для успешной социализации ребенка с нарушением зрения Цель: *Предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии ребёнка; *Формирование компенсаторных способов деятельности; *Подготовка.

Организация работы с детьми, имеющими трудности в обучении Контрольная работа по «Теоретическим основам организации обучения в разных возрастных группах. » план 1. Организация работы с детьми, имеющих.

Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда (старшая группа) Содержание индивидуальной работы по заданию учителя-логопеда. Ф. И. ребенка___ Месяц.

Из опыта работы «Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников» Статья. Взаимодействие с родителями при обучении плаванию младших дошкольников. (из опыта работы)Для улучшения результата обучения плаванию.

Типичные ошибки при обучении плаванию. Как их исправить? Обучение плаванию детей — это занятие не из простых. Чтобы ребенок научился плавать, надо приложить много желания и старания самому ребенку.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины Виды трудностей Возможные причины 1. Плохо запоминает конфигурацию. — недостаточная.

Обучение детей на дому – отличительные особенности

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) для детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, образовательными организациями может быть организовано обучение на дому или в медицинских организациях (ст. ст. 41,.66). Перечень заболеваний детей школьного возраста, при которых необходима организация их индивидуального обучения на дому, утверждается Минздравом РФ.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому определяется нормативным правовым документом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ — постановление правительства субъекта РФ и др. (ч. 6 ст. 41 Закона). В школе разрабатывается соответствующий локальный акт.

Что такое обучение на дому?

«Домашнее обучениебучение на дому) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе» — Википедия.

«…Обучение на дому — освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных средств обучения…» — КонсультантПлюс (https://www.consultant.ru/law/ref/ju_dict/word/obuchenie_na_domu/)

Таким образом, домашнее обучение (обучение на дому) — это не форма получения образования или обучения, а условие организации учебного процесса для особых детей. То есть дети, которые переведены на домашнее обучение, являются полноправными участниками образовательного процесса школы.

Оформление обучения на дому

Основанием для организации обучения на дому является заключение медицинской организации и заявление родителей (законных представителей) в письменной форме на имя руководителя образовательной организации.

Для получения заключения медицинской организации родителям (законным представителям) обучающегося необходимо обратиться в лечебное учреждение по месту жительства с заявлением о выдаче врачебной комиссией соответствующего медицинского заключения.

На основании представленных документов руководителем образовательной организации издается распорядительный акт (приказ) об организации обучения на дому, которым утверждается учебный план, расписание занятий, определяется педагогический персонал для занятий с учеником, место проведения занятий.

Родителям (законным представителям) выдается журнал учета проведенных занятий, в котором все преподаватели отмечают пройденные темы и количество часов, а также успеваемость ребенка. В конце учебного года родители (законные представители) сдают этот журнал в школу. Родители (законные представители) обучающегося обязаны создавать необходимые условия для обучения ребенка на дому.

Организация обучения на дому

Обучающийся на дому пользуется всеми академическими правами:

  • школа предоставляет ему на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;
  • оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
  • осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;
  • выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Обучение бесплатное. Кроме того, ребенок, обучающийся на дому, имеет право в соответствии с индивидуальным учебным планом посещать отдельные уроки и мероприятия в школе.

Образовательная программа обучения на дому включает в себя:

  • индивидуальный учебный план обучающегося на дому;
  • рабочие программы по общеобразовательным предметам;
  • годовой календарный график;
  • расписание занятий.

Индивидуальный учебный план обучающегося на дому составляется на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с родителями (законными представителями) обучающегося на дому и утверждается распорядительным актом руководителя образовательной организации. Расписание учебных занятий составляется с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося на дому.

При обучении ребенка на дому могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Порядок их применения определен приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2. Отметим, что право выбора образовательных технологий Законом не предусмотрено.

На основании статьи 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (в ред. от 21.07.2014, с изм. от 01.12.2014) органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

Достоинства и недостатки обучения на дому

Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя адаптировать содержательную часть образования, способы подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика, корректировать как действия ученика, так и свои собственные. Все это позволяет ученику работать экономно, в оптимальное для себя время, постоянно контролировать затраты своих сил .

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками, вследствие чего в будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе и поиском работы.

Читать еще:  Обучение массажу с последующим трудоустройством

Примечание. Социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В связи с развитием государственных программ, направленных на создание доступной среды для лиц с ОВЗ была значительно усовершенствована материально-техническая база образовательных организаций. Таким образом, в ряде школ созданы условия для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми в режиме очного образования.

Права ребенка на предоставление специальных условий обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья закреплены в ст. 34 ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации», а порядок их обеспечения установлен приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», который вступил в силу 1 января 2016 года.

С 1 сентября 2016 года вступает в силу ФГОС начального образования обучающихся с ОВЗ, который используется также при обучении детей на дому и при получении образования в форме семейного образования.

Отличие обучения на дому от семейного образования

Иногда родители (законные представители) смешивают эти понятия, вероятно, потому, что обучение на дому и семейное образование осуществляются в домашней обстановке.

В чем же их принципиальные отличия?

  1. Обучение на дому организуется по необходимости, вследствие невозможности ребенком посещать школу из-за болезни. На семейное образование родители (законные представители) переводят ребенка по своему желанию с учетом его мнения.
  2. Обучение на дому — это условие организации школой учебного процесса для особых детей. Семейное образование – это форма получения образования вне образовательной организации.
  3. Организация обучения на дому осуществляется на основании медицинского заключения и заявления родителей (законных представителей). Для перехода на семейное образование требуется лишь информировать местный орган власти, как правило, орган управления образованием.
  4. Ребенок, обучающийся на дому, из списков школы, класса не исключается. Ребенок, получающий образование в семье, выбывает из школы и принимается в нее экстерном лишь на время прохождения промежуточной и итоговой аттестации.
  5. Обучающийся на дому получает образование бесплатно. Его обучают педагоги школы. При получении образования в форме семейного образования родители обучают ребенка сами или нанимают педагогов. В случае, если не будет ликвидирована академическая задолженность, ученик обязан продолжить обучение в школе. Также по решению родителей (законных представителей) на любом этапе обучение может быть продолжено в образовательной организации. Согласно Конституции бесплатное и общедоступное обучение гарантировано лишь тем детям, которые учатся в образовательных организациях — государственных или муниципальных. Поэтому родители, забирая ребенка из школы, должны сами позаботиться о средствах на обучение. Вместе с тем, они могут получать компенсацию на обучение, если на то будет соответствующее решение местных органов власти.

Справочно

1.Согласно части третьей статьи 44 Закона родители вправе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолога медико-педагогической комиссии, формы получения образования и формы обучения.

Формы получения образования

Согласно Закону образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона);
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Формы обучения

Обучение может быть организовано в следующих формах:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность — в очной (ч. 2 ст. 17 Закона), очно-заочной (ч. 2 ст. 17 Закона), заочной (ч. 2 ст. 17 Закона) формах;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в форме семейного образования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона) и самообразования (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона).

Согласно Закону допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

2.Примерная форма заявления родителей

Директору (наименование образовательной организации)

родителя (или законного представителя) (ФИО),

Прошу Вас организовать для моего ребенка (ФИО) индивидуальное обучение на дому в период с «__» ___ 200__ г. по «___» ___ 200__ г.

Основание: медицинская справка, выданная (наименование медицинского учреждения и дата выдачи).

С нормативными документами по организации обучения на дому, индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлен(а),

Подпись __________________ (расшифровка подписи)

Федеральные законы:

Приказы Минобрнауки России:

от 9 ноября 2015 г. N 1309

от 2 сентября 2013 года № 1035

Материалы с сайтов:

P.S. Минздрав РФ разработал обновленный вариант списка заболеваний, дающих детям право на домашнее обучение.

Также по теме в блоге

Документация «Об индивидуальном обучении на дому»

Об индивидуальном обучении на дому

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживаем различные формы образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ).

Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по медицинским показаниям не могут обучаться непосредственно в образовательном учреждении. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта. Нормативная база индивидуального обучения на дому определяет общие положения организации процесса обучения, права и обязанности участников образовательного процесса.

Организацию индивидуального обучения на дому регламентирует Закон РФ «Об образовании» (согласно п.2 ст.51 для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому). В субъектах Российской Федерации могут приниматься нормативные акты по данному вопросу. Так, в Москве это постановление правительства г. Москвы от 25 сентября 2007 года № 827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы в различных формах получения образования» и приложение к нему – Положение о формах получения образования в государственных образовательных учреждениях города Москвы, реализующих общеобразовательные программы.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности в зависимости от психофизического развития и возможностей обучающихся. Этими особенностями могут быть, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ (возможно их увеличение по сравнению с общеобразовательной школой); во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися (занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно, то есть часть занятий проводится в учреждении, часть – дома); в-третьих, гибкость моделирования учебного плана.

Выбор учебного плана осуществляется совместно с родителями (законными представителями) на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций.

Организация индивидуального обучения на дому

Индивидуальное обучение на дому может быть организовано во всех видах общеобразовательных учреждений, причем сама организация обучения на дому осуществляется образовательным учреждением, в котором обучается данный ученик.

Однако ученик, проживающий в микрорайоне другой школы и имеющий заключение медицинского учреждения на обучение на дому (на период болезни), по заявлению родителей может быть переведен в школу по месту жительства независимо от наполняемости класса.

В любом случае основанием для организации индивидуального обучения на дому являются письменное заявление родителей на имя директора образовательного учреждения, а также медицинская справка (заключение) лечебного учреждения. На их основе издается приказ директора школы об индивидуальном обучении на дому.

При назначении учителей, которые будут заниматься с детьми, преимущество отдается педагогам, работающим в данном классе. Если по объективным причинам организовать обучение на дому силами своего педагогического коллектива невозможно, то администрация имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в данном учреждении.

Аттестация и перевод обучающихся по индивидуальным планам на дому осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании».

Финансовое обеспечение индивидуального обучения детей на дому

Индивидуальное обучение детей на дому предоставляется бесплатно в объеме:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector