Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок обучения в пту

Сколько лет учиться в техникуме и колледже

Продолжительность обучения в колледже, техникуме или училище зависит от уровня подготовки: на базовом учебу завершают раньше, на углубленном — задерживаются еще на год. На длительность учебы влияет и профиль специальности: экономические профессии студенты осваивают в среднем за 2-3 года, технические — за 3-4 года, гуманитарные — за 4-5 лет. Если программа ссуза объединенная, то по завершении более продолжительного обучения вам могут засчитать нижние уровни образования.

Срок обучения в техникуме, как и в колледже, также определяет форма обучения:

  • На очном отделении можно получить диплом за 2 года после 11-го класса или за 3 года после 9-го (в программы для выпускников девятых классов включены общеобразовательные дисциплины, которые изучаются в 10-11 классах средних школ).
  • На заочном отделении техникума или колледжа после 11 классов продолжительность обучения составляет в среднем три года.
  • Закончить после 9 класса колледж заочно в группах выходного дня можно за три года и десять месяцев, на базе 11-ти классов – за два года и десять месяцев.
  • Длительность обучения заочно в дистанционной форме совпадает со сроками учебы в группах выходного дня.

В медицинских колледжах учатся:

  • 3 года и 10 месяцев по углубленной подготовке на «Лечебном деле» (фельдшеры скорой помощи, образовательных учреждений, общей практики).
  • 2 года 10 месяцев по базовой подготовке. За это время можно получить специальности:
    • «сестринское, акушерское дело» (квалификация «медсестра/медбрат», «акушерка/»акушер»);
    • «фармация» (квалификация «фармацевт»);
    • «лабораторная диагностика» (квалификация «медицинский лабораторный техник).

Некоторые колледжи творческих направлений устанавливают одинаковый срок основного обучения для всех студентов, независимо от уровня предыдущего образования. Например, в колледже Академии музыки им. Гнесиных нормативный срок обучения – 3 года 10 месяцев, но учащимся разрешается не посещать ранее изученные общеобразовательные дисциплины.

Полезная дополнительная информация

После успешного обучения в колледже можно поступить в вуз на специальность того же профиля сразу на второй, а иногда и на третий курс. По некоторым программам обучения в колледжах и техникумах можно изучить два уровня смежных специальностей.

Упор первого года обучения по образовательным программам для студентов, поступивших на базе девяти классов, делается на школьных дисциплинах последних двух классов, а профильные предметы преобладают, начиная со второго курса. Поэтому, в некоторых колледжах программы обучения разработаны так, что после окончания первого курса студенты сдают ЕГЭ и получают аттестаты об окончании 11-ти классов средней школы.

Во многие техникумы или колледжи после 11-ти классов можно поступить сразу на второй курс. Если же вы захотите уйти в ссуз после 10-го класса, то придется учиться по программе для выпускников девятых классов, то есть вы потеряете один год.

В 2011 году на совещании по вопросам занятости тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил, что не против сокращения сроков профессионального обучения, так как это не принципиально. Но пока изменений в сторону уменьшения сроков обучения в ссузах не наблюдается.

Что дает начальное профессиональное образование и где с ним работать

Начальное профессиональное образование в России известно ещё со времён Советского Союза. Именно тогда зародилась эта система. Вновь образовавшемуся тогда строю, как никогда, требовались квалифицированные кадры. К сожалению, в 90-е годы спрос на рабочие специальности упал. Однако сегодня подобное образование опять стало популярным. Ведь оно позволяет даже подросткам получить вместе с аттестатом ещё и какую-нибудь профессию.

Что такое начальное профессиональное образование

Начальное профессиональное образование – это первая ступень в системе профобразования. Его основная цель – подготовка квалифицированных рабочих. Проводится она обязательно на базе основного общего образования. А некоторым специальностям можно обучиться только на основе среднего (полного) общего образования. Соответственно, программы обучения будут разные, в зависимости от полученной ранее основы.

Преимущество профессионального образования в том, что оно позволяет не только получить теоретические знания, но и приобрести профессиональные навыки. В условиях активно развивающейся рыночной экономики это особенно востребовано.

Специалисты подсчитали, что сегодня выпускники начального профобразования составляют приблизительно 1 % от экономически активного российского населения.

Ещё один существенный плюс такого вида образования — его доступность. Поступить в учебное заведение профессионального типа гораздо проще, чем в вуз, где конкурс на новомодные сегодня специальности невероятно высок. Кроме того, устроиться на работу выпускнику среднестатистического вуза иногда гораздо сложнее, чем человеку с рабочей специальностью.

Стоит отметить тот факт, что студентам НПО всегда предоставляют место в общежитии, бесплатное питание и медицинское обслуживание.

Где получить средне-техническое образование

В России существует около 4000 учебных заведений, включая негосударственные, в которых существует возможность получить начальное профессиональное образование. Количество выпускников таких учреждений по некоторым данным составляет 1 700 000 человек.

Учебные учреждения начального профессионального образования делятся на два типа:

  1. Профессиональное училище (ПТУ). Большая часть образовательной программы в таких заведениях сконцентрирована на изучении предметов профессиональной подготовки. Срок обучения составляет от 1 до 2,5 лет, в зависимости от полученного ранее базового образования (полного или основного) в средней школе.
  2. Профессиональный лицей. Программа обучения в таких местах обязательно состоит из образовательной (десятого и одиннадцатого класса средней школы) и, как в училищах, профессиональной. Учатся в них от 1 до 3 лет.

Обязательно стоит отметить тот факт, что документ о получении образования в таких учебных учреждениях будет существенно отличаться.

Выпускники профтехучилища получат диплом, который предоставит им возможность работать по той специальности, на которую они выучились.

После окончания они могут продолжить своё обучение в высших заведениях не университетского уровня (колледжей и техникумов). К тому же, если профиль в таких заведениях совпадает, то срок обучения будет сокращён. Однако окончание профессионального училища не даёт права на поступление в заведения высшего университетского уровня.

Выпускники профессиональных лицеев получают другой документ об образовании. Выданные дипломы, содержат отметки не только о профессиональном образовании, но и сведения об освоении общеобразовательной программы, соответствующей десятому и одиннадцатому классу средней школы. Наличие такого документа предоставляет возможность поступления в высшие учебные заведения, как не университетского, так и университетского типа.

Как поступить в профессиональное техническое училище

Поступить в учреждения НПО гораздо проще, чем может показаться. Некоторые училища, например, принимают даже таких выпускников школ, которые не справились с обязательным госэкзаменом. И таких заведений немало. Без сдачи обязательного госэкзамена, зачисляют в профессиональные училища, как правило, на рабочие специальности. В частности, к ним относятся, автослесари, слесари-сантехники, сварщики, водители и т.п.

В редких случаях могут назначить какое-нибудь дополнительное испытание или собеседование. Но это происходит редко.

Скорее тогда, когда на какую-то отдельную специальность происходит увеличенный приток выпускников школ.

В медучилища, спту с педагогической направленности могут потребоваться результаты о сдачи ЕГЭ и по окончании можно будет получить диплом медико-профилактического направления или воспитателя дошкольного учреждения.

Обязательным условием для поступления является предоставление документа о школьном обучении. Чаще всего это может быть аттестат о начальном или полном среднем образовании. Некоторые учебные заведения устраивают конкурс аттестатов, но не требуют сдачи ОГЭ и ЕГЭ.

Медицинские, педагогические и другие специальности после окончания ПТУ

Перечень профессий, на которые можно выучиться в НПО, достаточно обширен: делопроизводители, реставраторы, рекламные и страховые агенты, ветеринарные фельдшеры, операторы, машинисты, слесари, сварщики, монтажники, механики, лаборанты, станочники, кондитеры, менеджеры, бригадиры, монтёры и многие другие.

Большой популярностью пользуются востребованные на рынке труда профессии.

К ним можно отнести: операторы ЭВМ, автослесари, специалисты в сфере торговли, секретари, кондитеры, служащие. Железнодорожные лицеи готовят дежурных по станции, проводников, помощников машинистов, электромонтёров.

На базе училища можно получить профессию в творческой области. Например, существуют заведения, которые готовят художников-оформителей, декораторов, работников ювелирной обработки. Многие профессиональные училища выпускают парикмахеров, визажистов.

Для желающих обучаться в сфере предпринимательства и туризма существуют учреждения, готовящие квалифицированные рабочие кадры по программам «гостиничное дело», «коммерция» и др.

Читать еще:  Инструктор групповых программ обучение москва

Какой уровень образования, какие перспективы у окончивших профтехучилище

Выпускники начальных профессиональных образовательных заведений после окончания ликбеза редко остаются без работы. Ведь их основная цель поступления была именно в получении конкретной профессии. Закончив учебный процесс, они уже имеют опыт практической деятельности.

К слову сказать, выпускники ВУЗов редко после окончания института или университета обладают хорошо развитыми рабочими навыками. Летняя вузовская практика не может дать полное представление о тонкостях той или иной профессии.

По окончании обучения студенты сдают экзамены по предметам и по рабочей специальности

Нередки случаи, когда люди, окончившие НПО, поступили на работу и были обеспечены целевым направлением на дальнейшее высшее образование.

Иногда работодатель больше заинтересован в таких кадрах, обучающихся без отрыва от производства, и применяющий свой уже имеющийся опыт на практике.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что система начального профессионального образования в существующий сегодня период активного развития производства и сферы услуг весьма необходима.

Она позволяет не только наполнить рынок труда квалифицированными рабочими кадрами, но и избавить людей от безработицы. Ведь с рабочей профессией остаться без дела практически невозможно. Несмотря на бурно развивающуюся компьютеризацию и автоматизацию, рабочие руки будут ещё долго популярными и востребованными.

ПТУ — это какое образование? Профессионально-техническое училище

Рано или поздно у каждого старшеклассника возникает вопрос о том, что делать со своей жизнью дальше. И получение специализированного образования напрямую связано с этим вопросом. Многие начинают интересоваться: «ПТУ – это какое образование?» Давайте разберемся.

Когда появились эти учебные заведения

Впервые среднее профессионально-техническое училище было открыто в 1954 году. Сделано это было в соответствии с планами профессиональной подготовки кадров для рабочих профессий, требующих уровня знаний, превосходящего тот, который давали в общеобразовательных школах.

ПТУ – это какое образование?

Обучение, получаемое в ПТУ, классифицируется как начальное профессиональное. Программа составлена таким образом, чтобы важный акцент уделялся предметам из общеобразовательного курса, которые напрямую связаны с избранной профессией. Также много внимания уделяется профильным предметам.

Ступенька в будущее или приговор?

Исторически так сложилось, что в странах постсоветского пространства аббревиатура ПТУ (расшифровка — «профессионально-техническое училище») стала синонимом неблагополучия, лени и хамства. Бытует мнение, что туда собирают только ни на что не способных двоечников. Спросите у людей: «ПТУ – это какое образование?» — и, скорее всего, услышите в ответ, что на выходе данные учреждения дают исключительно бездельников и мелких хулиганов.

Мнения людей

Проследим на примере некоторых отзывов, как общественность относится к этим учебным заведениям, и еще в большей мере — к студентам, которые там учатся. Так, некоторые подсмеиваются над аббревиатурой ПТУ, расшифровывая ее следующим образом: «помоги тупому устроиться». По их мнению, вообще эти заведения нужны только для статистики в государстве: мол, в благословенном году таком-то была выпущена новая порция «высококвалифицированных» специалистов на просторы трудового рынка.

Другие же считают, что ПТУ надо возрождать, иначе скоро не останется человека, умеющего гвоздь забить или прокладку в кране поменять. Надо направить усилия на то, чтобы вернуть престиж этим заведениям. Многие отмечают, что получить специальность в ПТУ можно намного быстрее, чем если доучиваться еще 2 года в школе, а потом 5 лет в ВУЗе. В отношении же безынициативных преподавателей и студентов-раздолбаев — это, возможно, и правда, но подобных элементов и в вузах предостаточно. И, честно говоря, качество преподавания в некоторых ПТУ даст фору отдельным вузам.

Какова реальная картина

К сожалению, в данное время реальность такова, что профессионально-техническое училище действительно привлекает большой процент подростков, которые и не собираются учиться. Многие молодые люди с большим восторгом относятся к возможности учиться в ПТУ. Почему же?

Во-первых, потому? что туда может поступить любой, а не только зануды-«зубрилки». Ведь вступительных экзаменов в некоторых училищах нет из-за необходимости заполнить заявленные места. В ПТУ лучше, чем в школе – веселее. По рассказам некоторых, дисциплине на парах не уделяется достаточно внимания, и отдельные учащиеся позволяют себе даже приходить на занятия в состоянии легкого алкогольного опьянения. Зачеты же и экзамены достаточно легко сдать за взятку или даже просто за бутылку спиртного. Такие мнения, конечно, единичные и весьма спорные. Однако, к сожалению, они имеют в основе реальные факты. И после подобных леденящих душу откровений впору всерьез забеспокоиться о нашем будущем.

И все-таки реальность не так мрачна, как может показаться. То, какое образование дает ПТУ, в немалой степени зависит и от самого студента. Да вы и сами посудите – стоит ли составлять представление о качестве школы со слов двоечника? Не одно десятилетие ПТУ выпускали и продолжают выпускать молодых специалистов, которые провели время учебы с пользой и действительно приобрели необходимые профессиональные навыки.

Преимущества ПТУ

Главное преимущество профессионально-технических училищ заключается в их узкой специализации. А это значит, что в молодого человека не станут вливать горы информации, которая вовсе не пригодится ему в выбранной профессии. Если вам довелось отучиться в вузе, вы сами можете оценить, сколько из выученного там материала так и осталось невостребованным, а то и вовсе испарилось из памяти за ненадобностью. Знания, конечно, за спиной не носить, но вот потраченное время уже не вернется.

Кроме того, сама структура ПТУ ориентирована на то, чтобы после выпуска студент был определен на работу. В вузах же на данный момент такая практика отсутствует.

Какие в ПТУ специальности?

  • Автослесарь – занимается проверкой технического состояния автотранспорта, определяет необходимость в ремонте и осуществляет его.
  • Автоэлектрик – обслуживает любую электронику в автомобиле. В связи с бурным развитием автоматических систем в устройстве автотранспорта это весьма востребованная специальность.
  • Аккумуляторщик – следит за состоянием батарей и аккумуляторов. Незаменимый человек на крупных производствах.
  • Бондарь – специалист по изготовлению бочек.
  • Бульдозерист – оператор бульдозера. Требует специального допуска.
  • Дизайнер-конструктор – занимается проектированием и непосредственным изготовлением прототипов продукции.
  • Драпировщик – выполняет работы по оформлению. Востребован в рекламном бизнесе.
  • Заточник – необходимый штатный работник на любом предприятии, где используются станки.
  • Инженер – специалист по проектированию различных конструкций.
  • Кабельщик – рабочий, который изготавливает или прокладывает кабели.
  • Крановщик – оператор крана.
  • Кровельщик – специалист, занимающийся расчетом и установкой крыши на здании.
  • Кузнец – мастер, который занимается обработкой металла. Часто эта работа включает художественную ковку и штамповку.
  • Маляр – рабочий, занимающийся покраской помещений, конструкций или других предметов.
  • Машинист – специалист, обслуживающий машину и управляющий ею (это может быть локомотив, компрессор, турбогенератор и т. д.).
  • Металлург – рабочий в сфере получения металла из руды.
  • Механик – специалист, обслуживающий и ремонтирующий всевозможные механизмы.
  • Монтажник – рабочий, производящий монтаж и демонтаж конструкций.
  • Плотник – специалист по деревообработке.
  • Радиомеханик – специалист по ремонту телевизоров, радиоприемников и электронной техники.
  • Расточник – специалист по работе с элементами заготовок.

Что нужно для поступления

Для поступления в городское профессионально-техническое училище после окончания 9 классов надо будет сдавать вступительные экзамены. Кроме того, потребуется следующий пакет документов:

  1. Заявление на имя директора училища.
  2. Свидетельство об образовании.
  3. 6 фото 3х4 см.
  4. Медицинская справка.
  5. Справка о сделанных прививках.
  6. Справка с места жительства.
  7. Копия свидетельства о рождении (или паспорта).
  8. Копия идентификационного номера.

Как извлечь максимальную пользу из обучения

Даже самый лучший преподаватель в мире не сможет ничему обучить студента, пока тот сам не захочет учиться. Поэтому в первую очередь необходимо начать со своего отношения к получению образования.

Не позволяйте окружающим расхолаживать вас. И помните о цели поступления – приобретении практических навыков, которые помогут обеспечивать себя. Рассматривайте период обучения как инвестирование в будущее. Время – один из ценнейших ресурсов, которым все мы обладаем. Не стоит бездарно спускать его на ветер.

Читать еще:  Дистанционное обучение новгу великий новгород

Практика показывает, что когда студент проявляет интерес к предмету, преподаватель сам загорается энтузиазмом. Своим отношением вы можете побудить его поделиться с вами действительно ценными знаниями даже на фоне безразличия всей остальной группы.

Как этого добиться? Просто попробуйте внимательно слушать. Постарайтесь по-настоящему заинтересоваться избранной профессией. В конце концов, именно с этим делом вы решили связать свою жизнь, по крайней мере, в ближайшие несколько лет. Зачем же сознательно превращать эти годы в каторгу, если вполне возможно получать настоящее удовольствие от интересного дела?

Каковы перспективы после окончания профессионального училища

Диплом ПТУ даст вам возможность сразу же устроиться на работу по специальности. Часто обеспечением наличия рабочих вакансий занимается директор училища. Определенные варианты у вас появятся уже тогда, когда вы будете проходить обязательную производственную практику.

Кроме того, такое образование (ПТУ) дает вам возможность при желании продолжить обучение. А если вы будете поступать по той же специальности, то, скорее всего, вам предоставят некоторые льготы. Это может быть зачисление сразу на второй или третий курс вуза или же возможность поступить без вступительных экзаменов.

Современная терминология

ПТУ – это какое образование? По сути, этот вопрос уже превратился в архаизм. Потому что официально профессионально-технических училищ у нас уже нет. Сегодня существуют ПУ – профессиональные училища и ПЛ – профессиональные лицеи. Однако еще не скоро из нашего общественного сознания исчезнет такая привычная аббревиатура – ПТУ.

Если сравнить общее количество бывших ПТУ и суммарное число нынешних ПУ и ПЛ, окажется, что последних стало меньше. Однако количество предлагаемых для освоений профессий существенно увеличилось.

Что такое колледж, и чем он отличается от техникума

Не каждому простому человеку, тем более подростку, сразу удается разобрать отличия между учебными заведениями, которые выдают диплом о средней категории образования. У многих людей возникают вопросы: «Что лучше ПТУ, техникум или колледж, чем они отличаются?». Эти вопросы сбивают с толку незнающего человека.

Отличия между учебными заведениями довольно существенные, начиная от сроков получения образования, подходов к системе преподавания до подготовки рабочих кадров. Для начала стоит разобрать каждое образовательное учреждение по отдельности, после этого сравнить критерии.

Училище

Все профессионально-технические училища (ПТУ) сейчас переименованы в лицеи или образовательные учреждения государственного либо негосударственного типа. Сюда поступают после 9 класса, обучаются рабочим профессиям, которые повсеместно востребованы.

Выпускники успешно трудятся штукатурами, малярами, плотниками, трактористами, поварами, швеями. Образовательный процесс длится три года. Дается профессиональное образование начальной степени. По окончании присваивается рабочая квалификация по выбранной специальности.

Исключением является кадетское училище. Туда учащихся набирают уже после окончания 4 класса, а обучающий процесс длится семь лет.

Техникум

Здесь учащиеся изучают школьные предметы, но к образовательной программе добавлены прикладные занятия, на которых они проходят практическую подготовку по выбранной ими профессии. Здесь уровень подготовки выше, если сравнивать с ПТУ, так как учащиеся получают много практических и теоретических навыков.

Поступить можно после окончания 9 или 11 класса, обучаются два-три года. Выпускник получает «корочку» о среднем профессиональном образовании и профессию с категорией младшего специалиста, т.е. техника. Чаще всего выпускники идут работать на заводы либо большие предприятия, где трудятся операторами различной техники, механиками, машиностроителями.

Колледж

Колледж – это учебное заведение со средней специальной категорией образования. Уровень преподавания здесь более углубленный, построен на теоретической подготовке рабочих кадров. Поступить в одни колледжи можно после 9 класса, в другие – только по окончании 11 класса.

Обучение происходит по системе высших учебных заведений. Студенты посещают лекции, практические и семинарские (иногда лабораторные) занятия, сдают экзамены и зачеты во время сессий, учебный год разбит на семестры. Данное учебное заведение предоставляет прекрасную возможность для начального освоения профессии, а также определенную подготовку перед поступлением в ВУЗ.

Часто обучение в колледже проходит на базе ВУЗа. После окончания такого учреждения выпускники получают право на льготы при поступлении в ВУЗ, причем сразу на 2 или 3 курс.

Что такое колледж при университете расскажет студентка такого учреждения:

Некоторые учебные заведения этого типа дают возможность получить творческую специальность (художник, музыкант), тогда как техникумы и училища не обучают творческим профессиям. Далее выпускник может получить и высшее образование по выбранной специальности в художественных или музыкальных академиях, театральных университетах либо институтах.

Кое-какие учебные заведения предусматривают заочную систему образования, за исключением медицинских специальностей. Здесь обучение происходит только на очной форме. Заочники учатся на один год больше, чем студенты очной формы обучения.

В чем разница?

На картинке – система профессионального образования в России:

Подростки часто задаются вопросом «А техникум – это ПТУ или нет?». Профессионально-техническое училище дает начальную профессиональную категорию образования. После техникума получают диплом о среднем профессиональном образовании. Также выпускники получают разную квалификацию – рабочий и техник соответственно.

Техникум или училище – это не колледж. Все эти учебные заведения имеют различные системы обучения, сроки учебного процесса. Выпускники имеют разные профессиональные квалификации.

Чем отличается колледж от техникума:

  • Системой обучения;
  • Сроками обучения;
  • Уровнем подготовки (у выпускников колледжа он на порядок выше).

Колледж отличается от высшего учебного заведения (ВУЗа) сроками обучения. При выпуске из колледжа студенты получают диплом о средней категории образования. Учатся здесь три – четыре года, по окончании получая категорию старший специалист (старший техник).

Обучение в ВУЗе длится 4-6 лет, по окончании студент получает высшее профессиональное образование. Это главное отличие университетов и иных ВУЗов от других учебных заведений.

Если сравнивать, какое учебное заведение престижнее, то можно ответить так – это зависит от рейтинга учреждения и того, насколько выбранная вами профессия востребована на рынке труда.

  1. ПТУ дает начальное профессиональное образование с категорией рабочего. Техникум – среднюю профессиональную категорию с квалификацией младшего специалиста (техника). Колледж – среднее специальное образование со званием старшего специалиста (старшего техника).
  2. ПТУ обучает на протяжении трех лет, поступление происходит после 9 класса. Техникум обучает два-три года с поступлением после 9 или 11 класса. В колледже обучаются 3-4 года с поступлением после 9 или 11 класса.
  3. ПТУ и техникумы преподают по школьной системе, тогда как колледж установил систему обучения ВУЗа, на базе которого работает учреждение. Колледж дает возможность получить творческую специальность.

Что в итоге выбрать?

В этом вопросе придется принимать совместное решение вместе с родителями или теми, кто отвечает за абитуриента, так как не все могут позволить оплачивать обучение в том или ином месте. Также родители не должны руководствоваться своими предпочтениями, выбирая заведение попрестижнее или реализовывая свои несбывшиеся желания. Все должно зависеть от предпочтений ребенка и насколько хорошо ему даются определенные знания.

С решением вопроса может эффективно помочь школьный психолог, который проведет с учеником различные тесты на профессиональную пригодность, понаблюдает за ним на уроках и подскажет какую профессию выбрать для дальнейшей самореализации.

Также стоит учитывать, что планирует делать молодой человек после окончания учебы. Если есть желание идти на высшее образование, то стоит изначально идти в колледж. Если же подросток хочет работать, то в этом случае подойдет техникум.

Бывали случаи, когда ученики учатся в школе на двойки и тройки, а поступая в ПТУ, становились прекрасными поварами или плотниками и заканчивали учебные заведения с красными дипломами. Именно поэтому необходимо ответственно подойти к вопросу о выборе будущей профессии, учитывая все факторы, критерии и сложности, которые могут возникнуть в процессе обучения, чтобы успешно закончить выбранное учебное заведение.

В следующем видео психолог расскажет, как помочь подростку выбрать профессию:

Литературно-исторические заметки юного техника

2 октября 1940 года () День профессионально-технического образования

Сейчас это называется «колледж», тридцать лет назад школьников пугали страшным словом «ПТУ», первое послевоенное поколение получало трудовые навыки в ФЗУ, а начиналось современное профтехобразование более семидесяти лет назад.

Читать еще:  Дистанционное обучение без выезда на защиту диплома

2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей Г. т. р. — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений:

ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;

ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;

школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.

Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения Г.Т.Р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.

В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г.Т.Р. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий.

Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.

В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г.Т.Р. были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.

В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал.

Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др.

По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г.Т.Р. прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.

Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Г.Т.Р., так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения Г.Т.Р. были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 2 октября 1940 года

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения.

Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи — организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта — помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий — организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно — рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично — Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично — Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 — 17 лет для обучения в школах Фабрично — Заводского Обучения.

Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 — 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 — 17 лет в школы Фабрично — Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично — Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно — Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector