Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Первый год обучения

Первый год обучения в школе
статья (1 класс) по теме

Данный материал очень пригодиться для родителей будущих первоклассников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенку индивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют на подобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на уроке как можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечают «отстающих». В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.

С. Харрисон: «Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».

Многие первоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке («Дома я хороший. А в школе — плохой», или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

Это надо понимать прежде всего родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства — необходимая в жизни настойчивость, из капризов — гибкость переживания, из потребности в похвале — желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.

Поступление в школу — это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Статья сообщение «Первый год обучения в школе»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Тема: «Психологические особенности адаптации младших школьников при реализации ФГОС»

Равилова А.И. МБОУ СОШ №8

Со вступлением в школьную жизнь у ребёнка открывается новая эпоха. Поступление в школу — это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды . Адаптация — естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Целью программы адаптации является создание психолого-педагогических условий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников к обучению

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом — это расставание с детской непосредственностью. Другой, американский психолог Р. Бернс предупреждал, что, попадая в школьное детство, ребёнок попадает в менее снисходительный, а значит, более требовательный и жесткий мир. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое. Ребёнку уже самому нужно разбираться в своих отношениях с учителями и сверстниками. Ему нужно в одиночку встречаться с требованиями к себе, к тому, что он делает. Для него впервые открывается принципиально новый вид деятельности — учебная. Преподавателям и родителям необходимо владеть знаниями о данном периоде развития ребенка, поскольку неблагоприятное его протекание для многих детей становится началом разочарований, причиной конфликтов в школе и дома, слабого овладения школьным материалом. А отрицательный эмоциональный заряд, полученный в начальных классах, может явиться конфликтом в будущем .

Читать еще:  Эстетическая медицина обучение

П онятие адаптации непосредственно связано с понятием » готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную , или личностную.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать
школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна.
Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

Д ля первоклассников особенно важно:

помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник – не школьник);

— составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;

— ввести понятие оценки, самооценки и различных ее критерий;

научить ребенка задавать вопрос;

развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения;

Первый год обучения

В течение первого года обучения изучается натальная астрология и „закладывается фундамент“ для дальнейшей астрологической практики и исследований. После окончания первого курса, каждый студент сможет толковать натальный гороскоп по основным областям жизни, что входит в учебную программу Университета.

Программа для первого курса

Первый Курс обучения в Университете им. Иоганна Кеплера, состоит из 120 запланированных часов, 28 обязательных семинарских часов, 12 практических занятий, и в рамках факультатива — астрологическое исследование.

Лекционные часы

В течение десяти месяцев обучения студент присутствует на 120 учебных часах, которые обхватывают 9 следующих предметов:

1. Планеты в астрологии
Знакомство с природой планет, их движением (скорость, ретроградность, стационарность), планетарными достоинствами и доминирующими планетами, как и с эффектом неаспектированных планет (планет в шахте).

2. Знаки Зодиака и Дома в астрологии
Ключевые особенности знаков, их качества и элементы. Особая природа «ущемленных знаков», объяснение разницы между знаками и одноименными созвездиями. Углы гороскопа и их соотношение со знаками и планетами; ангулярные (угловые), суксендентные (последующие), кадентные (падающие) дома; управители домов; производная система домов, как способ рассмотрения гороскопа. Методы синтеза планет и знаков; планет и домов; знаков и домов; планет, знаков и домов.

3. Аспекты
Изучение главных — мажорных (Птолемейских) аспектов, и знакомство с минорными аспектами. Методика рассмотрение орбов аспектов, их природа, планетарные конфигурации. Методика синтеза: взаимодействие аспектов и планет.

4. Астрологические расчёты
Методика построения гороскопа, долгота и склонение планет. Расчёт координат куспидов домов. Основы календаря, временные зоны и изменения времени.

5. Астрологическая грамматика и комбинаторика
Практическая тренировка комбинации астрологических символов (знаков, планет и домов), астрологические серии, как комплексный механизм комбинирования астрологических символов. Здесь студент развивает способность создавать конкретные картины событий при толковании гороскопа с одновременным пониманием психологических особенностей, которые способствуют данной ситуации на несознательном уровне.

6. Астрологическая интерпретация -1

Интерпретация натальных гороскопов, выявление заложенных предрасположенностей (астрологического кода) в следующих областях жизни:

  • психологический портрет и мотивации личностилюбовь и браксексуальностьдети, беременность семьянедвижимостьАстрологическая интерпретация 2

Интерпретация натальных гороскопов, выявление заложенных предрасположенностей (астрологического кода) в следующих областях жизни:

  • профессия, работаденьгиобразованиепоездки, путешествия, заграницаталантырелигиядуховные потенциалы7. Астрологическая интерпретация 3

Интерпретация натальных гороскопов, выявление заложенных предрасположенностей (астрологического кода) в следующих областях жизни:

  • здоровье и болезни, продолжительность жизни экстремальные ситуации внешний вид астролог в натальной карте клиента „код“ для астролога 8. Астрологический синтез
  • Способы определения доминирующих мотивов в натальной карте, потенциала, возможных противоречий. Определение ключевого принципа, связывающего в осмысленную целостность все показатели гороскопа.

Обязательные семинары первого Курса

В течение первого года обучения студент посещает 4 обязательных семинара (28 часов).

1. Этика в астрологической практике – семинар (4 часа)
Изучение методики работы. Астрологическая практика и ее публичное представление. В рамках этого семинара изучается этика ответов на вопросы, возникающих в процессе толкования натальной карты при работе с клиентом.

2. Общее астрологическое образование – семинар (8 часов)
Знакомство с астрологией, как с наукой, её история. Обсуждение вопросов, с которыми чаще всего обращаются к астрологам. Исторические факты, которые приводили знаменитые ученые, занимавшиеся научным исследованием в области астрологии. Также, в рамках этого семинара, студенты получают начальные навыки по использованию различных компьютерных астрологических программ.

3. Градусы Зодиака — семинар (8 часов)
Знакомство со спецификой отдельных градусов Зодиака, которая заложена в самом понятии круга. Мифы и архетипы зодиака.

4. Выборочный семинар иностранного преподавателя (8 часов)
Семинар иностранного преподавателя по выбору студента (не менее 8-ми часов).

Факультативные занятия в области астрологических исследований

Так как в программу обучения в Университете входят астрологические исследования, то уже на первом Курсе студент должен пройти обязательные факультативные занятия в области астрологических исследований. В рамках факультатива студент знакомится с методологией астрологических исследований, вырабатывает навыки работаты с астрологической базой данных, выбором и разработкой определенной темы для написания своей курсовой работы и в конечном итоге, для своего дипломного проекта.

Читать еще:  Обучение производству мебели

Kalendar predstojećih događaja Kepler Instituta

12.04.2020 | ONLINE WEBINAR | 14:00 — 18:00

Начальная школа за три или четыре года: каким детям она полезна

Некоторые школы уже второй год набирают классы «эффективной «началки». Эксперимент особо не афишируется, но на сайтах школ информация для родителей есть. Просто так в трехлетний класс не запишут — надо пройти отбор. Итак, чем отличается «началка» за три года вместо четырех? Главные отличия — на первом году обучения. Материал первого класса ученики должны пройти до декабря, а с января по май — материал второго класса.

Ирина Шаповаленко, заведующая кафедрой возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета рассказала «РГ»: «Сама идея сокращенного, ускоренного обучения в начальной школе у меня отторжения не вызывает. Появляется вариативность образовательной траектории, родители могут выбрать трехлетний или четырехлетний вариант обучения. Порассуждаем, каким детям может быть полезна трехлетняя «началка»?

Скорее всего, это дети достаточно интеллектуально развитые, как будто бы вполне способные начать обучение в школе по своим умственным способностям, но имеющие сложности разного рода. Например, ребенок гиперактивный, с трудностями концентрации внимания. Или дети тревожные, чувствительные, ранимые, затрудняющиеся в общении со сверстниками. Или дети физически ослабленные, часто болеющие. Они получают шанс провести в детском саду дополнительное время, в более свободной атмосфере дошкольных занятий преодолеть некоторые свои слабости (тем более, что период от 6 до 7 лет очень важен и с точки зрения созревания мозга). А затем пойти в школу по трехлетней программе.

В этом случае их родители будут меньше беспокоиться о том, что умненький, но имеющий некоторые сложности, ребенок «пересидит», опоздает по сравнению со сверстниками… В то же время четырехлетняя программа начальной школы имеет свои преимущества, которые позволяют большинству детей в подходящем темпе, с опорой на собственные силы усвоить необходимое содержание. Что меня настораживает в реализации модели трехлетней, «сокращенной» или «ускоренной» «началки»? Проработаны ли новые программы? Не окажется ли так, что программа четырехлетки будет механически втиснута в три года? Если какие-то классы переходят на трехлетнее обучение, то в школе должны быть программы и для четырех, и для трех лет учебы. Нельзя просто выкинуть некоторые разделы или сократить время, содержание обучения должно быть продумано и переструктурировано. Да и учебники должны быть приведены в соответствие с новыми условиями, а сделано ли это?

Три совета Ирины Шаповаленко родителям будущих первоклассников:

1. Ни в коем случае не надо стремиться отправить ребенка на трехлетнюю программу начальной школы «ради сокращения времени» или из соображений престижа. Если ваш ребенок, по мнению учителей, не готов учиться три года вместо привычных четырех, это совсем не значит, что он будет менее успешен, чем другие.

2. Не стоит тратить силы на натаскивание ребенка для успешного прохождения вступительного тестирования любой ценой — заставлять силой учить цифры и буквы, подсовывать прописи. Это может только повредить и оттолкнуть ребенка от школы, вызвать отвращение к самому процессу учебы.

3. Учтите, что, если ребенок уже умеет читать, владеет навыками счета, это еще не означает, что у него все абсолютно в порядке со «школьной зрелостью». Есть понятие психологической готовности к школе. Ребенок должен быть позитивно настроен на школу, мотивирован на этот важную ступень, воспринимать учителя, принимать задачу, уметь включиться в общую работу… У всех детей эта готовность формируется в разное время, и не без участия заинтересованных и заботливых родителей!

Что надо знать родителям про трехлетнюю «началку»

При трехлетнем обучении иностранный язык у детей начнется на первом году обучения, и домашние задания — тоже. В то время как в обычных классах домашних заданий на первом году обучения нет, а иностранный язык учат только со второго года учебы, во втором классе. Если в обычной «началке» обязательная нагрузка составляет 21 час, то в ускоренной — 23 часа.

Декабрь — апрель — независимые диагностики. Не прошел диагностику? Как сказано в документах, «в случае неудовлетворительных результатов независимой диагностики или не ликвидации академической задолженности в установленные школой сроки, количество лет на освоение образовательной программы может быть увеличено до показателя, утвержденного в стандарте». Как это будет выглядеть на деле — не ясно. Получается, что первоклашку, видимо, должны перевести, скажем, из 1 А, который занимается по ускоренной программе, в 1 Б, если он идет по обычной. А если вся параллель в школе перешла на «эффективную «началку», идти в другую школу? Или переходить на индивидуальное или домашнее обучение? Как быть, если по итогам диагностики пришлось перевести в другие классы 5-10 учеников? В 5 А будет 25 учеников, а в 5 Б — только 15? Если из начальной школы вычитается целый год, то и учителей надо меньше. Пусть это 1-2-3 педагога, но их придется увольнять?

Есть и другие вопросы. Главная задача ускоренного обучения — поддержка мотивированных детей, очень хорошо подготовленных к школе. Да, есть дети, которые читают и пишут с 4 лет, владеют основами фонетики и знают, что такое фразеологический оборот. Но таких единицы! Вот отзывы родителей о том, что меняется в ускоренной началке: «ужимаются прописи и азбука, увеличенное домашнее задание», «математика — галопом по европам», «с января основное — английский язык и таблица умножения, а учебники по английскому рассчитаны на тех, кто уже умеет прилично читать- писать и изучение длится не полгода, а год».

Что должен знать и уметь первоклассник в ускоренной школе к декабрю? (пример диагностической работы МЦКО)

Русский язык

1. Отметь слова с согласным звуком в начале (ягода, ирис, орех, пион, уха) 2. Отметь слово, в котором второй слог ударный (юбка, удача, мышка, пирожки) 3. Отметь строчку, где все слова, отвечают на вопрос «какие?»

— письменные, повар, добро- белая, рыжий, краснеть- карандаши, игрушки, домики- цветные, мягкие, школьные

Математика

1. У Коли стояли 5 книг на полке и 7 книг в шкафу. Сколько всего книг было у Коли? 2. На столе лежали три яблока, 7 конфет и 5 груш. Сколько всего фруктов лежало на столе? Запиши решение и ответ. 3. Рассмотри рисунок ( на нем линейка с двумя отмеченными разным цветом отрезками). Для ответа на какой вопрос нужно выполнить действие вычитание? Отметь верный ответ. На сколько сантиметров длина нижнего отрезка больше длины верхнего отрезка? Какова длина верхнего отрезка? Какова длина двух отрезков? Как найти длину каждого отрезка?

Чтение

Прочитай текст и выполни задания (их восемь)

На переменке в звериной школе первоклашки знакомиться стали. Говорили, где живут, что любят. — Я в поле живу, — сказал Кролик. — Больше всего на свете люблю маму и морковку.- Моя квартира на пальме, — сказала Обезьянка. — И мне очень нравятся бананы. Потом говорили Слоненок и Ежик. Только Кенгуренок молчал, будто воды в рот набрал. — Где ты живешь? — спросил его Кролик. — Может, ты бездомный? — Не бездомный. Я живу у мамы в сумке. — обиделся Кенгуренок. — В сумке? — удивился Слоненок. — А когда твоя мама прыгает-скачет, ты тоже там сидишь? — Конечно. Я в этой сумке сплю, — ответил Кенгуренок. — Значит, ты живешь в прыгающем домике! — обрадовался Ежик.

Задания, например, такие:

Отметь знаком книгу, которая больше остальных подходит для прочитанного текста (стихотворения, сказки, рассказы, песни).

Выбери самое точное название текста. («В лесу», «Прыгающий домик», «Переменка», «Разговор животных»).

Первый год обучения

© ООО «Издательство АСТ», 2018

Шахматы – уникальное явление действительности, и не случайно они все шире входят как в учебный предмет в программу начальных классов не только России, но и других стран.

Читать еще:  Заочное обучение в духовной семинарии

Одним из первых в мировой практике оценил значение шахмат для интеллектуального развития детей и начал практиковать обучение шахматным азам в своей «Школе радости» выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет…»

Но и до В.А. Сухомлинского отечественные педагоги знали о благотворном влиянии шахмат на подрастающее поколение. Вот характерный пример из книги начала прошлого века: «Теперь перейдем к таким играм, где все зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное воспитательное значение… Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать свое положение, научат соображать. У нас шахматы имеют еще большее значение, чем где-либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка все делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела… Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании все важно, а шахматы, веденные последовательно, начиная с решения самых простых 2- и 3-ходовых задач, явятся одним из очень действительных средств в этом отношении, кроме того, дадут немалую пищу соображению» (И.Я. Герд «Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей». – СПб.: Шиповник, 1912, 5-е изд., с. 40–41). На титульном листе этой книги указано: «Первые 4 издания одобрены для всех учебных заведений».

А сегодня академик Б.М. Бим-Бад прямо пишет: «Шахматы – не только королевская игра, но и королевский путь к воспитанию личности» и «Шахматы – волшебная учительница человечества», а Ш.А. Амонашвили указывает: «Шахматы – это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс».

В последние годы многие страны мира вкладывают в систему образования огромные средства, изготавливают сложнейшие и очень дорогие устройства для повышения интеллектуального уровня детей. А ведь с помощью шахмат достичь этого гораздо проще – достаточно доски, комплекта фигур и хорошей методики. При этом положительный эффект налицо, как доказали шахматные методисты России, Армении, Испании и других стран.

Методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером. Но, говоря о шахматах для детей, мы подразумеваем не столько игру как таковую, сколько продуманно построенный процесс обучения шахматным азам в формах, доступных для детей каждой возрастной группы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства, инструмента обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре. При этом до сих пор недооценен тот вклад, который вносят шахматы в развитие такой открытой отечественными учеными фундаментальной для начальной школы способности, какой является способность действовать «в уме», во внутреннем плане.

Наш подход ориентирован на зону ближайшего развития детей и опирается на постулат Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и на свойственные детям потребности и возможности.

Но далеко не все дети (особенно дети-гуманитарии) сразу же проявляют интерес к шахматам. Многих отпугивает кажущаяся сложность мудрой игры. Одна из проблем состоит в том, что в безбрежном море шахматной литературы не так много качественных книг, рассчитанных на юных читателей. Учтем и то обстоятельство, что современные школьники во всех странах мира предпочитают читать «фэнтези» – своеобразную смесь сказочной повести и фантастической истории. Именно в данном жанре, к примеру, была написана книга С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции», которая в скандинавских странах зарекомендовала себя популярным учебным пособием по географии.

Мы написали подобное фэнтези, посвященное шахматам. Оно системно знакомит детей с правилами древней игры, ее терминами, историей и секретами фигур, этикой борьбы за клетчатой доской, мифами и легендами, связанными с шахматами и входящими в сокровищницу мировой культуры. В книге – 16 глав: за сюжетной частью каждой из них, в которой «растворен» изучаемый материал, следуют вопросы к героям сказки. Венчает главу легенда, миф, былина или занимательная история. Между главами расположен раздел «Мастерская», где приводится большое количество задач для самостоятельного решения (ответы даны в конце книги).

В основе сюжета – полное приключений и тайн путешествие мальчика Сережи по Шахматной стране. Вместе со своими друзьями: любящим тайны Светланом, собирателем легенд Потеряем и карликовой обезьянкой Бусинкой – главный герой постепенно раскрывает секреты шахматной игры, знакомится с легендами о Каиссе, Диларам, Хосрове, Паламеде, Гаве и Талханде, былинами о Садко и Ставре Годиновиче…

Однако, разумеется, основную функциональную нагрузку в книге несут занимательные дидактические задания, расположенные в разделе «Мастерская». Именно они позволят юному читателю прочувствовать, что умеет и что не умеет каждая из шахматных фигур. До сих пор не изжито расхожее мнение, что шахматы – простая игра. Это не так. Шахматы – сложная игра. Поэтому, чтобы в полной мере прочувствовать ее многочисленные тонкости, следует постигать ее тайны не спеша, не пропуская ни одного этапа. При этом одним из важнейших этапов, на который раньше в общемировой методике обучения шахматной игре не обращалось должного внимания, является доматовый этап обучения (до объяснения термина «мат»). Это важнейший первый технологический этап обучения шахматной игре, на котором базовым методом обучения является моделирование. Ключевую роль на этом этапе обучения несут дидактические задания «Перехитри часовых», «Уничтожение фигуры», «Защити фигуру, «Две против двух», «Незащищенная фигура», «Заколдованные фигуры», «Верный маршрут», «Уход из-под боя», «Размен», «Двойной удар», «Связка», «Развязывание». Именно они на первом этапе обучения позволяют смоделировать на доступном для понимания детей уровне различные сложные ситуации, возникающие на шахматной доске в процессе реальной шахматной партии. Многие из этих заданий являются ноу-хау автора книги. Как и использование в процессе обучения не только всей шахматной доски, но и ее фрагментов.

Еще одной важной технологической тонкостью процесса обучения детей шахматным основам является «опредмечивание» полей шахматной доски. Этот прием выявлен автором книги более 30 лет назад и используется с неизменным успехом. Суть его заключается в следующем. Шахматная доска состоит из большого количества клеток-полей – из 64. Глаз ребенка останавливается преимущественно на «опредмеченных» полях – на тех, где расположены шахматные фигуры. А остальные поля, даже значимые для решения той или иной задачи, нередко оказываются вне зоны внимания. Ребенку относительно несложно заметить, что при своем ходе он может побить ту или иную неприятельскую фигуру. Но ему неизмеримо сложнее, к примеру, напасть на неприятельскую фигуру, – то есть передвинуть свою фигуру на то свободное от фигур поле, с которого фигура противника окажется под ударом. Чтобы ребенок увидел это поле, на данное поле помещается некий небольшой предмет. Если процесс обучения проводится для группы детей, скажем, для учащихся начальных классов на уроке шахмат, то в одном из вариантов «опредмечивание» производится на демонстрационной шахматной доске с помощью магнитов различного цвета. Например, магниты зеленого цвета помещаются на те поля, на которых после сделанного нами хода противник не может побить нашу фигуру. А магниты красного цвета помещаются на те поля, на которых после сделанного нами хода противник может побить нашу фигуру. Это существенно облегчает процесс начального обучения шахматным азам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector