Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Открытая модель обучения

ООР и открытые учебные курсы

3.1. Особенности электронных учебных курсов

Открытая модель обучения

Непрерывное обучение определяет необходимость усиления внимания к тем его формам и моделям, которые выходят за пределы традиционных образовательных систем. Условием качества и эффективности образования становится создание методик и сценариев обучения, направленных не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся для получения знаний. Наряду с привычными моделями обучения традиционной, электронной, смешанной, дистанционной существует открытая модель. Ее основным отличием от перечисленных моделей является то, что после изучения материала не проводится проверка знаний, полученных обучающимся. Обучающийся получает знания для себя, факт обучения не подтверждается сертификатами и аттестатами с оценками. Открытые образовательные ресурсы имеют большой потенциал для обучения в глобальной сети Интернет, предоставляя большое количество готовых электронных учебных курсов и ресурсов для самообучения и развития.

Участники образовательного процесса с использованием ООР

Все большее число пользователей в различных странах мира используют открытые образовательные ресурсы.

По данным MIT OCW их сайт ежемесячно насчитывает в среднем миллион посетителей, среди которых: 43% — самообучающиеся пользователи; 42% — студенты; 9% — преподаватели; 6% — другие пользователи.

Отличия электронных учебных курсов

Основная особенность современного электронного курса по сравнению с традиционным учебным курсом состоит в его оптимизации под потребности виртуального студента. Такой курс предоставляет пользователям:

  • возможность самостоятельного и совместного обучения в реальном времени, используя мощные интерактивные методы, благодаря которым пользователи могут общаться со своими коллегами и преподавателями;
  • обработку материалов практически из любых источников — в частности, можно включать в учебные курсы материалы, созданные при помощи мультимедиа-редакторов, текстовых процессоров, средств создания электронного контента и т.д.;
  • обширный спектр инструментов для непрерывного контроля и управления, позволяющих измерять эффективность учебных программ и уровень усвоения информации;
  • нелинейную траекторию обучения благодаря такой организации и структуре курса, при которой возможно изучение любой его темы в любое удобное для учащегося время.

Поскольку ООР предназначены для самостоятельного изучения и полностью доступны в виде электронных курсов в дистанционных системах обучения, установленных на серверах университетов, то в методике их создания и представления должны быть учтены и реализованы такие основные требования, как:

  • Доступность — возможность использовать ресурсы при помощи наиболее простых и распространённых программных средств. Курсы не должны быть ориентированы на наличие у пользователя никаких специализированных и тем более платных программ.
  • Простота использования — ресурсы должны быть подготовлены к использованию непрофессионалами, то есть они должны быть максимально просто организованы и снабжены достаточными инструкциями, чтобы любой пользователь Интернета смог использовать данный курс.
  • Информация о целевой аудитории — каждый курс должен быть снабжён описанием целевой аудитории и списком знаний, который требуются от пользователя курса перед началом обучения.
  • Информация о целях курса — курс должен иметь ясное объяснение целей изучения и знаний, которые получит пользователь по окончании прохождения курса.
  • Полнота — курсы должны иметь достаточно полный и подробный материал, чтобы пользователи могли изучать их самостоятельно без поддержки со стороны преподавателя.

Активные web-сервисы ООР

Для дистанционного образования особенно важно, чтобы электронный курс был интересен для обучающегося, содержал в себе различные формы подачи учебного материала, уменьшал зависимость от преподавателя и позволял учиться в любое удобное время и в любом месте, где есть доступ к сети Интернет. Появление инструментов Web 2.0 — вики, блоги, социальные сети, миры виртуальной реальности и многое другое — способствовало созданию многопользовательской виртуальной среды, которая стирает границы между пользователями и создателями образовательного контента. Новая философия открытых информационных ресурсов предполагает, что обучаемый находится в онлайне не один на один с преподавателем, а работает в группе, находится в среде обучения. Он является не только пользователем, но и создателем учебных материалов, принимая активное участие в их обсуждении и решении заданий. Социальные сети позволяют организовать общение обучающихся внутри сети, стимулировать пребывание студента в среде обучения. Дальнейшее развитие информационных технологий и оснащенность регионов вычислительной техникой позволит в полной мере использовать возможности и таких инструментов электронного обучения, как аудиолекции (podcasts), видеолекции, виртуальные лаборатории. Использование подобных инструментов способствует тому, что учебные материалы, доступные в открытом доступе, приобретают и новую форму, и новое содержание: из «оцифрованных» учебников они превращаются в электронные учебные курсы, позволяющие учащемуся приобретать знания с помощью интерактивного взаимодействия с обучающей средой. Это позволяет расширить участие пользователей при работе с открытыми ресурсами, перейти от статического представления учебного материала к динамическим, интерактивным и адаптивным курсам.

Открытая модель при дистанционном обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамраева М. К., Асраев З. А.

В статье рассматривается унифицированная модель дистанционного обучения , универсальная и адаптируемая как для повышения эффективности системы дистанционного обучения , так и для классической системы образования выделены ее элементы.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамраева М. К., Асраев З. А.

Текст научной работы на тему «Открытая модель при дистанционном обучении»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

технологичес-кий институт, е-mail: soya-oliva@mail.ru Xamraeva, M. K.,

технологичес-кий институт, е-mail: soya-oliva@mail.ru Asraev, Z. A.,

ОТКРЫТАЯ МОДЕЛЬ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматривается унифицированная модель дистанционного обучения, универсальная и адаптируемая как для повышения эффективности системы дистанционного обучения, так и для классической системы образования выделены ее элементы.

ON THE CHARACTERISTICS OF PROTECTIVE BEHAVIOR IN THE PROCESS OF ADAPTATION OF THE PERSON TO STRESS

Summary. The article considers the unified model of distance learning, versatile and adaptable as to enhance the effectiveness of distance learning as well as for the classical education system highlighted its elements.

Ключевые слова: модель системы, системы, дистанционного обучения, электронный библиотека, информационный материал, контроль знаний, модификация.

Key words: model system, a system of distance learning, electronic library, information material, knowledge control, modification.

Модель «открытое обучение + класс» включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными

телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.

На рис. 1 приведена унифицированная модель дистанционного

Данная модель — универсальная и адаптируемая как для повышения эффективности системы дистанционного обучения (СДО), так и для классической системы образования.

Анализ существующих систем ДО и развития информационных технологий показали, что СДО должны иметь в своем составе следующие элементы:

• электронный учебник (представление информации и проведение тренинга для решения задач);

• электронную библиотеку (представление печатных изданий в электронном виде и набора ссылок на различные источники);

• подсистему контроля знаний (обеспечение промежуточного (в процессе тренинга) и рубежного контроля знаний, является синтезирующим элементом на всех стадиях процесса обучения);

• подсистему фиксирования успехов (обеспечение фиксации результатов по контролю знаний и статистическая обработка этих данных с выработкой рекомендаций для учащегося и подходов к дальнейшему обучению);

• подсистему обслуживания (обеспечение коммуникации учащегося и преподавателя (тьютора) с системой дистанционного обучения).

С этой точки зрения детально анализируются различные системы дистанционного обучения, среди которых особо пристальное внимание уделялось системам следующих крупнейших производителей систем дистанционного обучения: «Прометей», «Физикон», «Медиа-хауз», «Мультимедиа технологии» многие др. Анализ этих систем позволил выделить основные недостатки в современных системах дистанционного обучения:

Читать еще:  Обучение за рубежом для детей

• недостаточная проработка взаимодействия различных стадий процесса обучения внутри систем;

• отсутствие некоторых стадий процесса обучения, что не дает полноты знаний;

• слабая проработка систем контроля знаний, основанных, как

правило, на методе линейного тестирования и использующих метод точного сопоставления ответов;

• устаревшая методика формирования оценки при контроле знаний, основанная на вычислении среднего или средневзвешенного арифметического;

• невозможность реализации принципа непрерывного обучения.

В общем случае структурно системы дистанционного обучения с точки зрения этапов обучения можно представить в виде взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом следующих элементов: преподнесение информации, закрепление информационного материала, контроль знаний, фиксирование успехов учащихся, сопровождение системы (рис. 2). Практически все элементы ввиду интегрированности системы обладают интеллектуальными элементами, обеспечивающими полноценное обучение, сравнимое по качеству с традиционным.

С точки зрения теории множеств обобщенную модель системы ДО можно представить следующим образом:

где СДО — система ДО, Пм| — преподнесение информации, Пр| -закрепление материала, Кн; — контроль знаний, Фр; — фиксирование успехов, i — раздел курса.

Рис. 2. Структура системы дистанционного обучения

Современные образовательные технологии: новые медиа в классе

  • 10 недель

2 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Образовательные технологии стремительно развиваются, давая учителям возможность для пересмотра и совершенствования собственных педагогических практик.
Курс «Современные образовательные технологии: новые медиа в классе» посвящен применению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Перед вами – первый из цикла курсов о современных образовательных технологиях, запускаемый НИТУ «МИСиС».

О курсе

Наш курс – это попытка изменить сложившийся привычный взгляд на образовательный процесс. Ориентируя педагогов на развитие собственной ИКТ-компетентности, мы подробно и доступно рассказываем об инструментальном и сервисном обеспечении этого процесса. Курс поможет слушателям сформировать собственные навыки организации современного образовательного процесса, включающие в себя технологии планирования, реализации и анализа урока с использованием ИКТ.

Модели смешанного обучения (СО), о которых пойдет речь в курсе, содержат как классическую очную форму преподавания, так и использование передовых онлайн-материалов. Правильное применение этих моделей позволит развить личностный потенциал учеников, усилит их вовлеченность в урок и улучшит образовательные результаты.

Современные массовые онлайн-курсы – это живой инструмент постоянного непрерывного познания и самосовершенствования учителей, поэтому мы приглашаем участников педагогического сообщества не только пройти курс, но и принять участие в его дальнейшем развитии. Активная работа слушателей на форуме позволит создавать последующие педагогические программы с учетом полученной обратной связи.

Дополнительная траектория обучения, включающая более полное использование инструментов онлайн взаимодействия, позволит слушателям, имеющим высшее образование, получить удостоверение о повышении квалификации.

Курс разработан при поддержке образовательного направления «Рыбаков Фонда».

Формат

В состав курса входят:

  • видеолекции продолжительностью 5-15 минут;
  • форум для общения и обмена информацией;
  • формы технологических карт и аналитических документов учителя;
  • анимационные ролики и видеосюжеты из школ, применяющих смешанное обучение.

Курс рассчитан на 10 недель, учебная нагрузка на пользователя – 3 астрономических часа в неделю. Курс спроектирован таким образом, что одну неделю слушателям предоставляется теоретическая информация (видеолекции, дополнительные материалы для самостоятельного изучения), следующая неделя посвящена практической отработке полученных знаний (выполнение творческих заданий, обсуждение актуальных вопросов на форуме), далее снова следует неделя теории.

Информационные ресурсы

  • Образовательная онлайн-платформа «Открытая школа» — https://2035school.ru
  • Русскоязычное сообщество Google (Google Educator Group) https://goo.gl/vCJ1oi

Программа курса

Раздел I. Введение

  • Изменение философии образования.
  • Современная педагогика. Тенденции развития.
  • Учебная культура и её формирование.

Раздел II. Проектирование учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

  • Общие принципы и условия применения ИКТ.
  • Определение способов оценки деятельности учащихся.
  • Структура современного урока.
  • Подходы к проектированию урока.
  • Развитие профессиональной компетенции учителя в информационно-образовательной среде.
  • Оценка готовности к использованию ИКТ в учебном процессе.
  • Анализ существующих ресурсов и соотнесение их с конкретными фрагментами уроков.
  • Платформа «Открытая школа» как инструмент ИКТ.

Раздел III. Применение смешанного обучения (СО) в процессе использования информационно-коммуникационных технологий

  • Нормативно-правовые аспекты организации электронного обучения.
  • Понятие «смешанное обучение».
  • Предпосылки, проблемы, преимущества СО.
  • Модели СО.
  • Проектирование учебного процесса с использованием СО.
  • Методы повышения эффективности групповой работы.
  • Подготовительная работа с учениками.
  • Разработка эффективной среды обучения.
  • Управление обучением.

Результаты обучения

В результате освоения курса «Современные образовательные технологии: новые медиа в классе», обучающийся получит следующие навыки и умения.

  • Определять ИКТ инструменты.
  • Анализировать практику в соответствие с трендами.
  • Определять цели и принципы обучения.
  • Выбирать средства оценивания.
  • Использовать и адаптировать шаблоны планов.
  • Диагностировать готовность всех участников процесса к СО.
  • Определять, что является/не является СО.
  • Организовать процесс формирования учебной культуры СО.
  • Проектировать учебный процесс СО.
  • Анализ соответствия личной практики трендам.
  • Проектирование учебной среды с использованием ИКТ.
  • Проектирование учебного процесса СО.
  • Организация процесса формирования учебной культуры СО.

МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (Полат Е.С.)

Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр.

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

автономные сетевые курсы;

Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV )или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

Схематично эту модель (для школы) можно изобразить следующим образом.

Схема № 1.

Совершенно очевидно, что при внедрении в практику обучения в старших классах профильного обучения возможность создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям в рамках общеобразовательной программы школы могла бы существенно продвинуть решение проблемы профильного обучения. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий вуз (хотя официально такая задача и не стоит перед профильным обучением). Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других школ, вузов, колледжей) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах, а разработка и руководство этих курсов квалифицированными педагогами ресурсных центров, ведущими вузами страны гарантировало бы качество такого обучения. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Тогда и подготовка к единому государственному экзамена обрела бы более значимую мотивацию. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий. А пока все большее число учащихся выпускных классов предпочитают переходить на обучение по экстернату, поскольку не могут совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в вузе. Однако, наша задача — показать возможности, пусть и потенциальные использования различных моделей дистанционного обучения.

Читать еще:  Стилист имиджмейкер обучение

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в нашей школе, являетя тормозом в интеллектуальном развитии ученика, особенно в старших классах. 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования – формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже 8 класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, однако, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе.

Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов

Сетевое обучение.

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Подробнее об автономных курсах и виртуальных школах мы поговорим в последующих разделах. Здесь же нам важно показать саму модель такого курса.

Схема № 3

Модель сетевого курса дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).

Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Об этой модели речь пойдет выше.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Схема № 4.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.

Схема № 5.

Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Прежде чем перейти к собственно дидактическим проблемам организации учебного процесса в дистанционной форме, рассмотрим более подробно наиболее сложную и вместе с тем, одну из наиболее востребованных и перспективных моделей дистанционной формы обучения – виртуальную школу и виртуальный университет повышения квалификации учителей.

Открытое образование (понятие)

Открытое образование (понятие)

Открытое образование — система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение её свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», в переходе от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.

Читать еще:  Обучение на метролога дистанционно

Открытое образование — система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в ОО составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта. Важным моментом является то, что в ОО образовательные функции могут выполнять не только традиционные институты (детский сад, школа и т.п.), но и любой другой элемент социальной и культурной среды при использовании его соответствующим образом.

Открытая модель образования результат исторического эволюционного пути развития и становления информационной цивилизации, как неотъемлемой её части, не зависит от политики государства в области образования.

В начале XX века традиционная форма образования не могла удовлетворить возросшие потребности населения в образовании. Поэтому стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.

Традиционные формы получения образования очная, заочная, экстернат в системе открытого образования интегрируются в единое образовательное пространство.

Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Принципы открытого образования.

  1. Бесконкурсное поступление в высшее учебное заведение.
  2. Открытое планирование обучения — свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.
  3. Свобода выбора времени и темпа обучения — прием студентов в вуз в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения.
  4. Свобода в выборе места обучения — студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени, могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
  5. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
  6. Переход от движения обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
  7. Свободное развитие индивидуальности — основополагающий фактор ОО.

Учащиеся простраивают свою индивидуальную образовательную программу (ИОП), реализуя индивидуальный заказ на образование, что приводит к выходу за пределы базовой программы ОУ. Для тех, у кого возникают трудности с построением собственной ИОП существует особая педагогическая позиция — тьютор. Классическая же модель образования предполагает жесткие нормы, унифицирующие человеческую индивидуальность.

  1. Использование специализированных технологий и средств обучения — применение компьютеров, сетевых средств, мультимедиа технологий, специализированного программного обеспечения для подготовки учебных курсов и обучения студентов;
  2. Тестовый контроль качества знаний — использование тестовых систем на базе компьютерных технологий;
  3. Экономическая эффективность — улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение, по сравнению с традиционными формами обучения;
  4. Гибкость — возможность обучаться в удобное для обучаемого время, в удобном месте и удобном темпе.
  5. Модульность — возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов.
  6. Параллельность — возможность обучения при совмещении с основной профессиональной деятельностью.
  7. Асинхронность — реализация технологии обучения по удобному для каждого обучаемого расписанию.
  8. Новая роль преподавателя — возложение на него функции координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана, руководства учебными проектами с помощью компьютерных и сетевых технологий.
  9. Новая роль обучающегося — повышение требований по самоорганизации, мотивированности, навыкам самостоятельной работы и трудолюбию.
  10. Внедрение информационных технологий — технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах.
  11. Интернациональность — возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Система открытого образования (СОО)

Система открытого образования — совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования.

Система ОО функционально состоит из следующих подсистем:

  1. Управления учебным процессом — функциями которой являются создание учебных планов, расписаний, учебно-методического обеспечения курсов, контроль знаний.
  2. Административно-управленческая — функциями которой являются управление ресурсами, коллективами, проектами, контактами, ведение баз данных (БД) приказов и распоряжений.
  3. Техническая — офисное и телекоммуникационное оборудование, издательство, складские помещения, учебные и консультационные аудитории, мультимедиалаборатория и др.
  4. Кадровая — функциями которой являются формирование и ведение личных дел преподавателей, сотрудников, студентов.
  5. Финансовая — функциями которой являются ведение бухгалтерского учета, сопровождение проектов и договоров.
  6. Маркетинговая — функциями которой являются выявление потребностей в образовании, ведение рекламной деятельности, формирование баз данных заказов на подготовку специалистов.
  7. Правовая — функциями которой являются юридическое обеспечение договорной деятельности института, ведение нормативных документов и актов.
  8. Информационная — функциями которой являются:
    • Сбор, накопление и систематизация в базе данных информации о потребностях рынка труда, сферы производственной деятельности и образования;
    • Накопление в БД перечня образовательных продуктов и услуг (учебников, систем тестирования) с обеспечением доступа средствами INTERNET;
    • Сбор и обработка оперативных данных из региональных учебных центров: о ходе учебного процесса (приема слушателей, прохождении тестирования, сертификации обучаемых), об их потребностях в обеспечении учебно-методическими материалами и разработке новых учебных программ и курсов;
    • Информационное обеспечение проведения занятий и консультаций из центра ОО, информационная поддержка тестовых дистанционных испытаний;
    • Предоставление данных по оперативному учёту и ходу учебного процесса в режиме on-line и через локальную сеть центра обучения.
  9. Безопасности — функциями которой являются: защита информации, сохранение коммерческой тайны, идентификация студентов преподавателей и административного состава, отслеживание процессов сохранения авторских прав составителей учебных материалов.
  10. Научных исследований — функцией которой является научная поддержка эффективного функционирования всех элементов системы ОО:
    • Анализ и обобщение опыта функционирования отечественных и зарубежных СОО для коррекции образовательного процесса;
    • Исследование фундаментальных дидактических проблем ОО;
    • Опытно-экспериментальная работа, направленная на повышение эффективности учебного процесса ОО;
    • Организация и проведение совместных НИР и опытно- экспериментальной работы по проблематике ОО;
    • Поисковые исследования.
  11. Международных отношений — функциями которой являются экспорт-импорт образовательных услуг, развитие партнёрских отношений с зарубежными заведениями (практика «двойного диплома»), организация стажировки слушателей СОО и другие функции.

Виды обеспечения СОО

  1. Программное — операционные системы, сетевые системные программы, прикладные инструментальные среды.
  2. Техническое — компьютерное и сетевое оборудование, необходимое для реализации открытого образования.
  3. Информационное — конспекты лекций, учебники, пособия и другие методические материалы на бумажных и электронных носителях, справочники, различные базы данных по методическим материалам, оперативным данным, кадрам.
  4. Методическое — тесты, методики, рекомендации по технологии обучения с учетом дидактических и психологических аспектов.
  5. Организационное — возможные формы организации учебного процесса ОО, требования к учебным заведениям, осуществляющим ОО.
  6. Нормативно-правовое — нормы и правила, документы Министерства образования РФ и внутренние нормативные документы организаций осуществляющих ОО, регламентирующие подготовку и проведение учебного процесса на основе технологии ОО.
  7. Лингвистическое — набор языковых средств для общения преподавателей, студентов и управленческого состава с программными средствами СОО.

В работающих системах ОО применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения:

  1. Традиционная почта,
  2. Факс,
  3. Компьютерные технологии,
  4. Видеоконференции — использование видео для установления связей и организации общения между лицами, находящимися в различных географических точках.
  5. Аудиоконференции на основе телефонных технологий — система коммуникации, позволяющая нескольким лицам одновременно участвовать в общении посредством телефона,
  6. Интернет системы — электронная почта, чат.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector