Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение тому как учиться

Обучение тому как учиться

Знакомство с модулем «Обучение тому, как учиться»

Цымбалюк Н.С.

При использовании знаний по модулю « Обучение тому, как учиться» хочется показать учащимся приемы самостоятельного обучения и взаимообучения. На своих уроках стараюсь создать благоприятную атмосферу для каждого ученика, подобрать такие формы и методы, в которых каждый нашел себе интересное и смог бы выполнить поставленную задачу.

При изучении теоретического материала модуля «Обучение тому, как учиться», становится понятно, что движущей силой «обучения обучению» является так называемое «метапознание». Иными словами, существует обучение, но вместе с ним, существует и обучение обучению. Люди способны мыслить, но также способны и думать о мышлении. Таким образом, существует познание, равно как и познание о познании. Под «метапознанием» понимается способность отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как индивид мыслит и учится. Менее формально, обучение

обучению можно охарактеризовать как процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения. В этом процессе, преподаватель помогает обучающемуся:

• понимать требования, предъявляемые образовательной задачей;

• изучать отдельные мыслительные процессы, и принцип их работы;

• разрабатывать и обдумывать стратегии выполнения задачи;

• выбирать стратегии, наиболее подходящие для конкретной задачи.

Для реализации этих четырех пунктов обучающимся требуется научиться обучению. Преподаватели, в свою очередь, должны сосредоточить свое внимание не на своем собственном преподавании, а на развитии у обучающихся умения обучаться. С этой целью преподавателю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. Основная мысль заключается в том, что информация передается, но знание и понимание формируются у самого обучающегося, и преподаватель должен оказывать помощь в этом процессе.

Для себя ставлю цель – максимально использовать полученные знания по модулям, поэтому старалась включать их применение в каждый урок. Анализируя, сейчас проведенные уроки, хочется отметить следующее:

При проведении уроков мною часто используются следующие приемы работы: опережающее обучение, при котором учащиеся получают задания по новому материалу: подготовить объяснение нового материала для одноклассников так, чтобы детям было понятно. При подготовке дети составляют свои краткие план конспекты, схемы, которые используют для объяснения и опроса. Для более эффективного повторения детям даются домашние задания — составить пять тестовых вопросов по изученной теме, и как отмечается в рефлексии урока, данная форма работы помогает детям более эффективно изучить домашнее задание и подготовиться к предстоящему тесту.

Дети, работая в парах, в группах, помогают друг другу. У кого возникли проблемы при знакомстве с новой темой, получают консультации индивидуально в парах, каждый старается объяснить однокласснику свое понимание темы. Считаю, что при таком совместном обучении у детей поднимается самооценка, как у «тренеров» так у того, кого они обучают. В данной совместной работе ученики должны подобрать такой стиль и уровень «преподнесения» информации, чтобы их слушатели поняли по теме все необходимое. И как приятно смотреть, когда при первичном закреплении по новой теме, все ученики активно работают. А их «тренера» себе отмечали, кто и сколько из их «учеников» ответил по новой теме. Как приятно услышать по окончании заданий, с какой радостью и гордостью учащиеся произносят: « Это я их сегодня научила!» Думаю, что для каждого учителя важно, какой наиболее эффективный метод работы используется, а при использовании самостоятельности в обучении, все ребята имеют возможность не только прослушать тему, но и выполнить ряд заданий.

Считаю, что внедрение данного модуля на уроках,позволит: облегчить понимание детьми процесса обучения; понимание того, чему учить; дети получают представление о том, как структурировать учебный материал, и как оценить свою результативность и результативность одноклассников.

Метапознание и обучение тому, как учиться

Путем использования методов оценивания для обучения, учителя будут помогать ученикам отслеживать и оценивать свое дальнейшее обучение посредством обратной связи относительно успешности выбранных стратегий в достижении поставленных целей. Когда обучающиеся получают такие знания и способности, и это становится для них привычной философией, тогда их успеваемость повышается. Если учителя смогут так разработать учебный процесс, чтобы ученики не только усваивали содержание образовательной программы, но и могли развивать свою способность к обучению, то это даст возможность обучаться эффективнее. Метапознание посредством оценки в интересах обучения в качестве педагогической стратегии имеет научное обоснование и задействовано во многих системах, работающих как в школах, так и вузах, в науке. Именно принципы метапознания объясняют успешность таких образовательных моделей, как в результатах тестирования, так и в развитии навыков обучения тому, как учиться.

Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно — способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностноориентированного образования. Отчасти причина состоит в том, что метапознание предполагает именно те компоненты, которые принято считать наиболее важными в индивидуальном, личностноориентированном образовании, такие, как оценивание для обучения. Но еще более важен тот факт, что метапознавательные навыки предоставляют обучающимся некую автономность, позволяя им изучать новые темы, предметы и предметные области быстрее обучающихся, не имеющих таких способностей, и не требовать при этом дополнительного внимания со стороны учителя. Метапознавательные способности, иными словами, предоставляют обучающимся независимость в их обучении и, как правило, позволяют:

— различать понятия «запоминание» и «понимание» материала, осознавая, что данные понятия предполагают разные подходы (могу ли я это запомнить? нужно ли мне это запоминать? действительно ли я усвоил эту тему?);

— анализировать материал и дифференцировать его по уровню сложности и степени концентрации внимания (этот фрагмент — простой, а вот на следующем необходимо заострить внимание и т. д.);

— проверять и тестировать самих себя, определяя уровень усвоения материала (хорошо ли я понял это? и т.д.);

— понимать, когда необходимо вмешательство учителя (я — в тупике и мои стратегии оказались безрезультатными, поэтому мне необходима помощь).

Последний пункт особенно важен. Обычно в группе несколько учеников просят помощи у учителя практически постоянно. Отдельные обращения являются тривиальными и свидетельствуют о чрезмерной зависимости от учителя: ученики, не владеющие метапознанием, обращаются за посторонней помощью всякий раз, когда сталкиваются с трудностями. Те же учащиеся, которые владеют приемами метапознания, взаимодействуют с учителем на равных, в общих интересах неразрывного процесса преподавания и обучения, и, в конечном счете, сами выполняют функцию учителя. Если обучающиеся научатся контролировать свой процесс обучения, обращаться за помощью только в случае необходимости, то у учителей будет намного больше времени на то, чтобы более продуктивно сделать учебный процесс индивидуализированным. Обеспечение независимости в образовании является решающим критерием индивидуализации обучения. В некоторых образовательных моделях учитель занимает излишне доминирующую позицию в учебном процессе: он выбирает образовательные задачи и конкретные способы их реализации; курирует ученика в процессе их решения, устанавливает временной регламент работы; определяет ожидаемые результаты работы, дает оценку и отзывы по работе ученика. В такой достаточно типичной системе, ученик становится зависимым от учителя. В противоположном же случае, ученик определяет индивидуальную ценность работы, выбирает содержание, определяет режим и регламент обучения и сам выстраивает ожидаемые результаты. В такой системе обучающийся независим от управленческой деятельности третьих лиц. Обе модели работы имеют свои плюсы и приемлемы в конкретных ситуациях. Но по мере взросления обучающихся, необходимость в их независимости возрастает, ввиду повышения сложности образования и вовлечения в профессиональную деятельность.

Необходимость непрерывного обучения в течение всей жизни в условиях динамично развивающегося мира требует от нас способности к независимому обучению. Таким образом, самыми эффективными обучающимися будут те, кто, по мере преодоления новых этапов, овладевают способностью сокращать зависимость от посторонних. Независимые учащиеся располагают комплексом подходов, качеств, навыков и знаний, которые они могут задействовать в любой ситуации, если им необходимо чему-либо обучиться. По мере взросления, ученик все более нуждается в независимости; каждый этап образования обучающийся начинает с положения зависимого и затем (в благоприятном случае, при поддержке и поощрении учителя) переходит к большей степени самостоятельности и независимости. Разумно предположить, что метакогнитивные способности к самоуправлению развиваются с опытом и временем.

Читать еще:  Обучение по программе государственные и муниципальные закупки

Как научиться учиться

Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий. Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.

Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.

Чего не надо делать

Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить английский язык как быстро научиться скорочтению, как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение — это процесс постоянный.

Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь — либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровываетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.

Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное — проблемы видны наглядно.

Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, кто вы есть и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.

Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.

Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.

Почему одни учатся быстро, другие медленно?

Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь — вот что идеально для изучения чего угодно.

Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяется изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.

А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.

Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.

У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и мотивировать себя живым примером.

Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете — вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны — какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».

Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. Планирование хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.

Моментальная практика

Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, развитию памяти), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж. Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.

Каждодневная практика

Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.

Читать еще:  Вшэ обучение 44 фз

Чему учиться

Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать психологию и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.

Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос — вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.

Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».

Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.

Повышайте свои когнитивные способности

Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.

Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).

Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство — они легче других людей учатся. Правда, много из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои когнитивные способности, это будет иметь для вас цену.

Что прекрасно в когнитивных способностях — повышение одной повышает другую. Одна тренировка памяти способна творить чудеса с вашим мозгом.

21 век идеален для обучения

При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.

Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.

А как вы думаете, как еще можно научиться учиться? Оставляйте свои комментарии.

Обучение тому, как учиться.

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Обучение тому, как учиться

Обучение представляет собой не обособленное явление или навык, а целостный комплекс педагогических механизмов, повышающий способность учащихся к обучению.

Обучение обучению – это процесс обдумывания самостоятельного обучения, и сознательного применения результатов такого обдумывания в процессе последующего обучения

(Руководство для учителя, стр. 148)

Создание образовательной среды

— Понимание детьми процесса обучения (должен знать результат и цели обучения, понимать то, чего не понимает – рефлективные дневники, беседы по эффективности);

— Понимание того, чему учить (учитель наблюдает, диагностирует, анализирует);

— Представление о том, как структурировать последовательность обучения,

— Как оценить результативность обучения (формативное оценивание)

создание проблемной ситуации;

В начале учебного процесса, учащиеся что-то знают о рассматриваемой теме, и эти исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала

(Руководство для учителя, стр.149)

Учитель должен так организовать работу детей, чтобы они не ждали знания в готовом виде, а учились работать самостоятельно, осознавая, что они делают, и зачем они это делают. Работая с теоретическим материалом, я выбрала для себя и использовала следующие ключевые понятия о том, как обучаются дети, которые применила на практике в школе:

постановка целей учащимися (цели уроков были представлены детям на доске в виде модели, дети их называли самостоятельно, после того, как выполнят задания, связанные с темой занятия);

консультирование учителем (о новых формах работы, о предстоящих заданиях, о правилах и критериях, в разрешении возникших проблем, в процессе обучения и т.д.);

консультирование друг друга (в парной и групповой работе «штурман-навигатор» при выполнении заданий, связанных с арифметическими действиями, в паре «быстрый — медленный; при сортировке и отборе информации; при работе с ноутбуками при решении и составлении задач );

исследовательская деятельность (где учащиеся работают с отбором и сортировкой информации, составляют и отбирают вопросы для интервью с родителями и составляют карту опыта);

опора на предыдущие знания (серия уроков представляла собой обобщение знаний по математике об изученном, в течение года. Каждый урок из серии, был продолжением предыдущего, поскольку возникали некоторые проблемы. Приходилось модифицировать занятия таким образом , чтобы одно из заданий было повторением другого) ;

составление вопросов (приведу пример на примере одного из уроков, где дети составляли вопросы. Сравнив геометрические фигуры, квадрат и прямоугольник, дети должны были составить в группах вопросы, которые касались бы этих фигур, выбрать самый лучший вопрос и задать его группам.

Команды предложили следующие вопросы:

Что можно получить из прямоугольника? (открытый вопрос)

У квадрата и прямоугольника равные стороны? (закрытый вопрос)

Сколько сторон и углов у прямоугольника и квадрата? (закрытый вопрос).

Вывод: учить детей задавать открытые вопросы.

Каким образом? Через слова-подсказки: Что…, Зачем…., Почему….

отбор и сортировка информации (эта стратегия мною используется с целью проверки у детей понимания смысла преданной информации и умения употребить ее, на основании личного опыта)

Специфика учебного материала и разработка плана

«Учителя, знающие свой предмет, способны правильно преподнести его ученикам, чтобы те смогли составить свое толкование и мнение. Они понимают логику предмета, и методику подачи в индивидуально удобном для учеников темпе. Таким образом, применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, равно как и их содержание; они поймут принципы, лежащие в основе предмета, основную идею. Для этого необходимо задействовать подходы к обучению…»

(Руководство для учителя, стр.152)

Чем руководствуюсь я, в планировании своих уроков?

Организация парной и групповой работы

— класс делился на пары или группы из 4 человек, для решения конкретных учебных задач;
— каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера;
— задания в группе выполняются таким способом, чтобы учесть и оценить индивидуальный вклад каждого члена группы;
— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимально реализовать учебные возможности каждого члена группы.

Разноуровневые и дифференцированные задания

— при самостоятельной работе учащихся задания подбирались с учётом различной подготовки учащихся;

— в парной работе «быстрые» — «медленные» («штурман-навигатор»).

Формативное оценивание: самооценка, взаимооценка (в паре и группе);

Объем учебного материала (не более трех заданий на каждом уроке);

Читать еще:  Николь центр обучения

Регламент выполнения заданий ( время выполнения задания оговаривалось с детьми, за минуту до окончания его выполнения, делалось напоминание);

Рассадка, распределение ролей (рассадку планировала сама с учетом нужд и потребностей детей, преследуя свои цели; роли дети распределяли сами);

Обратная связь (рефлексия в конце занятия, у доски + рефлективные дневники учащихся);

Поощрение, стимулирование (через похвалу и разноуровневые, дифференцированные и дозированные задания) .

Метапознание и обучение тому, как учиться.

Метапознавательные способности дают ученикам независимость в обучении.

«Большая часть того, чем занимаются учителя для оказания помощи ученикам в постижении принципов обучения, состоит в пополнении их метапознавательного потенциала, а именно – способности отслеживать, оценивать, контролировать и изменять то, как они мыслят и учатся, что является краеугольным камнем личностно-ориентированного образования…»

(Руководство для учителя, стр.153)

Метопознание и обучение тому, как учиться для учащихся начальной школы

Вебинар «Обучение тому, как учиться – классические стратегии и новые подходы». Станогина Н.В. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНаталья Станогина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Вебинар «Обучение тому, как учиться – классические стратегии и новые подходы». Станогина Н.В.» — Транскрипт:

1 Вебинар «Обучение тому, как учиться – классические стратегии и новые подходы». Станогина Н.В.

2 Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба.

3 Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания Жизнь есть познание (Конрад Лоренц)

4 Универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное не знать, а знать как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги.

5 «Я показываю ему (воспитаннику) путь к знанию, правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти на него, но я не позволю ему идти далеко». Жан-Жак Руссо (XVIII век)

6 В «хорошо устроенной голове» знания не просто собраны и накоплены, но и связаны в целостную систему. Такого рода голова имеет двоякое преимущество: 1)обладает «общей способностью ставить и решать проблемы» и 2)оперирует «принципами организации, позволяющими связывать знания и придавать им смысл» Эдгар Моран, президент Ассоциации сложного мышления.

7 Образованный человек отличается от необразованного тем, что может плодотворно вести научные исследования или конструировать, успешно и творчески жить и работать, когда, казалось бы, уже всё забыл. Скорее всего, образованность это развивающаяся в процессе образования общая способность мышления и креативность, формирующаяся способность обращать имеющиеся теоретические и практические знания в стратегии решения проблем и методы получения нового знания, в свое собственное, личностное know how.

8 «Где то знание, которое мы потеряли в океане информации, где та мудрость, которую мы потеряли в процессе познания?» (англо-американский поэт Томас С. Элиот)

9 Интеграция и контекстуализация знаний С одной стороны, возрастает специализация различных научных дисциплин С другой стороны, налицо противоположная тенденция тенденция к интеграции и целостности

10 Одна из семи неотложных задач в реформировании системы образования будущего: «Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью. Универсальная проблема, затрагивающая каждого гражданина нового тысячелетия такова: как получить доступ к информационным сведениям о мире и как сформировать умение последовательно излагать и организовывать эти сведения? Как воспринимать и понимать Контекст, Глобальное (отношение целого и частей), Многомерное и Сложное? Эта универсальная проблема встает перед образовательными системами в будущем, ибо наши разъединенные, раздробленные, распределенные по дисциплинарным областям знания глубоко и чудовищно неадекватны для постижения реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, транс дисциплинарными, поли дисциплинарными, многомерными и планетарными».

11 Парадигма самоорганизации, или синергетическая парадигма приводит к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика — не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания в результате разрешения проблемных ситуаций в один и тот же, самосогласованный темпомир. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Учитель должен научиться видеть, что скрывается за учеником и научиться понимать его.

12 4 результата обучения. Формула Гиппенрейтера Первый результат обучения. Первое сокровище Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю. Второй результат обучения. Второе сокровище Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению (Знаменитое «научиться учиться»). Третий результат обучения. Третье сокровище Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий данным видом деятельности. Четвёртый результат обучения. Четвёртое сокровище Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом.

13 Человек — это существо, способное к самообучению. Потому что он обладает сознанием, мышлением. Единственное, в чём нуждается человек извне — это в инструменте, с помощью которого он сумеет организовать хаос непознанного окружающего мира в понятную и простую — упорядоченность, гармонию. Таким «инструментом» являются: набор методов познания окружающего мира, знание общих принципов, законов бытия. Поняв метод, поняв общий принцип работы с любым, предлагаемым жизнью материалом, человек будет самостоятельно и успешно применять его в дальнейшем к различным — стереотипным, задачам.

14 Два «предмета» должны сформировать основу школьного образования и присутствовать во всех прочих курсах: обучение тому, как учиться, и обучение тому, как думать. Гордон Драйден Джаннетт Вос «Революция в обучении»

15 Навыки мышления легко освоить проверенные методы обучения этому изложены в работах. Эдварда де Боно «Горизонтальное мышление» (Edward de Bono, Lateral Thinking), Алекса Осборна «Мозговой штурм» (Alex Osborn, Brainstorming), Дональда Треффингера «Творческое решение проблем» (Donald Treffinger, Creative Problem Solving), Роберта Фрица «Технология творчества» (Robert Fritz, Technology For Creating), Стэнли Погроу «Навыки мышления более высокого порядка» (Stanley Pogrow, HOTS (Higher Order Thinking Skills), Дилипа Мукерджиа «Супермозг» (Dilip Mukerjea, Superbrain), Келвина Тейлора «Безграничные таланты» (Calvin Taylor, Talents Unlimited). Лучшие методики просты, приятны и эффективны.

16 Что мешает учиться и обучать? Мнение: «В школах обучаются малограмотные и безграмотные ученики, которые безразличны, равнодушны к знаниям, ученики, которые прогуливают занятия или нарушают дисциплину в классе. Это происходит только потому, что школы не понимают этих основ и, как следствие, не могут решить все эти проблемы. Ученики скучают на занятиях, они не могут реализовать свой потенциал, и, в конце концов, начинают учиться ради отметки, а не с намерением применить свои знания. Такие ученики потеряли всякую надежду на то, что школа может воодушевить их или помочь им определиться с целями и добиться их. Но самое ужасное, что это действительно так, ведь школы не понимают истинных основ обучения». Мнение: Если от человека мало ожидается, то он никогда не дорастет до уровня исполнения его мечты.

17 Мнение: В случае если педагоги считают, что имеют дело с людьми, т.е. с теми, у кого есть душа, они ищут различные решения проблем. Они думают, что проблемы вызваны простыми, очевидными причинами (они не думают, что проблемы в обучении связаны с психическими недостатками). Они не считают, что дети, у которых есть проблемы в обучении, обязательно неспособные, глупые или душевнобольные. Они просто стараются устранить препятствия, мешающие получению знаний, и которые могут быть устранены при правильном подходе и методах обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector