Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение праву в школе

Как провести урок права в старших классах?

Преподавание права в школе и его связь с другими предметами

Предмет «Право» преподается на базовом (один час в неделю) или на углубленном уровне. Базовый уровень предполагает воспитание ответственности и социальной активности через повышение правовой грамотности обучающихся. Углубленный уровень (характерный для классов гуманитарной направленности) — получение компетентностей для последующей профессиональной деятельности. Право имеет прочные межпредметные связи с историей, экономикой, обществознанием (в том числе с модулем «финансовая грамотность»).

Так что цели изучения права гораздо шире, чем успешная сдача ЕГЭ по обществознанию. Если учитель заинтересован предметом и может заинтересовать им учеников, то в процессе ребята начинают готовиться к успешной жизни в обществе: критически относиться к информации, осознавать социальные процессы, понимать значимость общечеловеческих ценностей и активной гражданской позиции.

К сожалению, в нашем обществе знание права достаточно поверхностное, а законы воспринимаются скорее как карательный инструмент. Задача учителя: сформировать самому и передать детям положительное правопонимание, представление о том, что закон обеспечивает стабильность и уважение друг к другу. Разумеется, это должно быть подкреплено аргументами, примерами из жизни.

Проблемное обучение: этапы урока

Мобилизация (мотивация). С первых минут дети чувствуют себя соавторами урока. Как этого достичь? Начать можно с проблемного диалога, мозгового штурма, формулы («незнание закона не освобождает от ответственности», «закон = право» и др.) То есть педагог не просто задает тему урока, а подводит к ней учеников, делает так, чтобы они сами ее сформулировали.

Проблематизация. Ученики обсуждают тему, делятся своими знаниями. Однако оказывается, что имеющихся у них знаний недостаточно для доказательства формулы или собственных идей. Это становится стимулом для изучения новой информации.

Целеполагание. Учитель обсуждает с учениками схему дальнейшего урока (вспомнить — узнать — уметь). Под его руководством дети сами формулируют цель, которую предстоит достичь.

Коммуникация. Изучение новой информации, нового параграфа происходит с использованием современных методик преподавания, благодаря которым каждый ученик оказывается вовлечен в процесс. Базовая форма работы: в малых группах. В ходе освоения темы появляются новые вопросы, новые маленькие цели, которые ученики тоже достигают. Такой подход помогает каждому ученику найти ответ на главный вопрос и осознанно выполнять все действия на уроке.

Взаимопроверка и взаимоконтроль. Ученики делятся на группы или пары, распределяют между собой обязанности для достойного ответа, проверяют друг друга. Не стоит проводить фронтальные опросы и фронтальные работы — они больше подходят для школьников помладше и, кроме того, оставляют возможность ученикам не участвовать в процессе контроля.

Рефлексия. Ученики подводят итоги: озвучивают, чему научились за урок, для чего, какими способами.

Элементы современного урока «Право»

Мотивирующие задания. Задания на уроке «Право» должны быть повышенного уровня сложности, носить проблемный и поисковый характер. Благодаря этому ученики смогут применять комплексно свои знания и умения. Даже работа с понятием становится увлекательным заданием, если ученики сами пробуют составить определение. Желательно, чтобы задачи были понятны ученикам, рассказаны как бы про них — к счастью, многие вопросы связаны с социальными ролями молодых людей. Задачи следует давать короткие, емкие — то есть делать «вброс». Заинтересовать учеников поможет использование местоимений «вы», «ваши».

Интерактивное обучение. Материал отлично усваивается, если ученики переживают конкретный опыт, связанный с ним через игру, упражнение, моделирование ситуации. В результате ученик осмысливает полученный опыт, обобщает его (рефлексирует) и в дальнейшем применяет на практике. Одна из форм работы: учебная ситуация-проблема, представляющая собой прототип реальной ситуации, требующей оперативного решения. Можно также задействовать ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку (надо оценить готовое решение), ситуацию-тренинг. Учебник «Право» для 10-11 классов авторства А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной включает много хрестоматийных материалов и методических рекомендаций, которые помогут учителю смоделировать ту или иную ситуацию. Например, рубрика «Исследуем документы и материалы» содержит отрывки из официальных документов, статей разных лет и другие источники.

Анализ явлений и событий. Речь идет, в первую очередь, о работе с данными, представленными в виде схем, таблиц, графиков, иллюстрирующих современную социальную жизнь. Ученики анализируют данные с опорой на изучаемый материал, с применением метода познания социальных явлений.

Метод кейсов. Выстраивается по принципу: заинтересовался — изучил — применил — создал новый «продукт». То есть вначале ученик получает вводные данные и задание. В процессе выполнения он изучает базу вопроса, систематизирует информацию, отделяя нужное от ненужного. В качестве источников используются тексты (параграфы, дополнительные авторские материалы, исторические источники, нормативные документы), иллюстрации, графические материалы, рассказы учителя, видеоролики, аудиозаписи. В завершении все это преобразуется в «продукт». Педагогом обязательно учитываются связь проекта с содержанием темы, научность, возраст учащихся, их интерес к выполнению задания, место для «продукта» в теме.

Прием РАФТ. Название произошло от английского слова raft«плот». Составляющие: Роль-Аудитория-Форма-Тема. От ученика требуется написать текст с учетом строгих условий. Вначале он выбирает роль (от чьего имени будет писать), затем аудиторию (родители, сверстники и т.д. ), форму (письмо, сочинение и т.д.) и, наконец, тему. Порядок выбора критериев можно менять. Прием рассчитан как на индивидуальную работу, так и в парах, группах, с последующей презентацией.

Прием «Фишбон» (от англ. fishbone – «рыбья кость»). Также выполняется в группах или индивидуально. Ученики разбирают информацию, опираясь на схему рыбного скелета, систематизируют данные. Подход позволяет наглядно установить причинно-следственные связи, разделить главные и второстепенные факты. В процессе активно развивается логика.

Дискуссии. Учитель организует горячие обсуждения актуальных социальных проблем. В процессе школьники учатся отстаивать и аргументировать свое мнение, оппонировать иному мнению. Зачастую такие дискуссии ученики продолжают вести и после урока. В учебнике «Право» корпорации «Российский учебник» подходящие вопросы и темы есть в рубриках «Это интересно» и «Обсуждаем, спорим».

Читать еще:  Очное обучение в вечернее время

Вы можете познакомиться с электронной версией учебника «Право» А.Ф. Никитина и Т.И. Никитиной, апробировать ее, воспользовавшись акцией «5 учебников бесплатно». #ADVERTISING_INSERT#

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

студент Филиала Омского государственного педагогического

университета в г.Таре

Научный руководитель – к.и.н.,доцент А.В. Чичулин

Аннотация: В статье описываются методы обучения праву в школе, такие как информационно-рецептивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские, сравнительно-юридический метод. А также такие технологии правового обучения в современной школе, как лекции с проблемным изложением, дискуссии, эвристические беседы, семинары которые применяются учителем при планировании уроков и реализации учебной программы.

Ключевые слова: методы правового обучения, проблемное изложение, технология контрольно-обучающего тестирования, технология полноценного сотрудничества, сравнительно-юридический метод, лекция, семинар.

Для достижения целей правового образования в процессе обучения используются способы, подходы, приемы это и есть методы правового обучения.

Как учить современных школьников, в течение долгого времени эксперты в области методики пытаются в этом разобраться, т.к. чрезвычайно широк выбор современных методов и технологий обучения. Способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на достижение целей правового образования, воспитания и развития учащихся рассматриваются как методы правового обучения. Ответы на сложные вопросы практики дают именно методы и технологии обучения, разработав систему обучения праву.

Термин «метод» в буквальном смысле означает — «путь исследования, учение теория», т.е. это способ, познания окружающей реальности или способ достижения определенных целей. Быстро достичь желаемого результата помогает избранный метод для выполнения конкретной цели, который часто играет важную роль в жизни человека [8].

Для решения главных задач правового образования и воспитания граждан в области правового обучения разработана своя система методов. Поэтому для изучения вопросов конституционного права в школе используют общие методы, но есть и некоторые нюансы. В обучении прежде всего используют историко-правовой и формально-юридический методы. В то же время обращение к таким методам, как социологический, сравнительно-правовой, политико-правовой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на структуру отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие основы и развитие России. Учащимися необходимо научить применять положения конституции и методы конституционно-правовой науки, формулировать государственно-правовые понятия.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, О.С. Гребенюк предлагают следующую классификацию методов обучения праву, основанную на формах взаимодействия в процессе обучения деятельности учителя и ученика: информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские [1].

Предпочтение в процессе реализации образовательных задач курса предоставляется тем методам, которые включают активную позицию учащегося, т.к. основная задача курса заключается в способствовании образованию гражданина демократического правового государства, а главным методологическим принципом является диалогизм, и поэтому, при разработке уроков в приоритете стоят те технологии, которые способствуют применению данных методов. В данном случае речь идет о лекциях с проблемным изложением, дискуссии, эвристической беседе, дебатах, деловых играх, конференциях, семинарах, всевозможных вариантах интерактивных технологий и др. [4].

Лекция с проблемным изложением. Как форму организации учебного процесса применяют лекцию в сочетании с традиционными комбинированными уроками в курсе «Право». Это необходимо из-за ограниченного времени на некоторые темы и отсутствия некоторого материала в учебниках, а также для осуществления преемственности форм и методов обучения в школе.

Проблемное изложение также используется для обучения праву. Перед учащимися преподаватель ставит определенный вопрос, на который они пока не знают ответ. У детей возникает необходимость что-то познать, изучить, над чем-то подумать. Так у учащихся возникает познавательная активность, и они начинают искать способы разрешения противоречия. Возможно представить противоположные взгляды на конкретную ситуацию и попросить школьников предложить свои варианты ответов. Решение проблемы должно быть посильно и не слишком трудно для учеников.

Наличие плана изложения материала на доске предполагает школьная лекция. Работе предшествует постановка проблемы. Варианты ответов могут быть записаны на доске, чтобы провести сравнение в конце работы. Это будет своеобразным пониманием и закреплением полученной информации. В ходе изложения происходит деление учебного материала на отдельные логические звенья, поддерживаемые четкими аргументами. В течение урока учащиеся ведут записи в рабочих тетрадях, за которыми учитель осуществляет контроль. Это сжатое, компактное и неполное изложение так называемая, установочная лекция [2].

« Концепция модернизации российского образования», «Концепция профильного обучения, «Концепция содержания и структуры правового образования в общеобразовательных учреждениях» заставляют выбирать содержание, анализировать цели и задачи курса, изменять методы и приемы обучения. В свете перехода системы образования от классического до российской педагогики, которая основана на знаниях к компетентностному подходу, на применении знаний и навыков, где стали активнее использоваться технологии проблемного обучения, принципы личностно-ориентированной педагогики сотрудничества, индивидуальный подход к обучению и методы проектов. В процессе преподавания курса «Конституционное право» учебная деятельность организуется данным образом. Эта программа позволяет расширить и углубить знания, полученные школьниками в правоведческих курсах. Полученные в процессе освоения этих программ знания и компетенции необходимы для продолжения учебы в вузах социального и гуманитарного направления. Реализация основной задачи курса требует максимально широкого использования самостоятельных форм работы учеников. Семинар — это форма организации урока, при которой учащиеся самостоятельно изучают материалы по разным источникам знаний, решают нестандартные задачи с последующим коллективным обсуждением и оценкой самостоятельной деятельности под руководством педагога. Семинары позволяют школьникам активно применять информацию, полученную из разных источников. В спорах и дискуссиях дети углубляют, объединяют и укрепляют свои знания, приобретают ценные навыки самостоятельной работы, независимое мышление [6].

Важным условием для организации самостоятельной работы является необходимость включения каждого учащегося в рабочий процесс, а также постоянный переход от менее сложных к более сложным заданиям.

Читать еще:  Физика начало обучения

Технология контрольно-обучающего тестирования. Наиболее распространенным методическим приемом в преподавании отдельных предметов, включая преподавание права, в настоящее время является применение тестов. Кроме того тестирование применяют не только с целью осуществления контроля за знаниями, умениями и навыками, но и как контрольно-обучающий метод:

1. Прежде чем изучать новый материал, необходимо определить уровень готовности класса к его восприятию (входной контроль) или определить основные смысловые блоки в проблеме.

2. Организация групповой самостоятельной работы с источниками, в которых учащиеся ищут ответы, на вопросы, данные в тесте. В этом случае ученики должны не только выделить правильный ответ, но и обосновать свой выбор.

3. Эффективна постановка задачи на самостоятельное составление тестов школьниками, которые они прошли [5].

Во время проведения контрольно-обучающего теста можно использовать такие варианты, как работа экспертов из состава учеников, перенос незавершенного тестирования на домашнее задание, работа над тестом в группе, а затем защитой коллективно выбранной позиции.

Технология полноценного сотрудничества. Часто хорошо подготовленный урок разочаровывает, так как результат ожидаемый учителем расходится с реальным. Причиной часто является то, что педагог переоценил знания детей, планируя урок. Для того чтобы избежать этого, Е.А. Тараненко предлагает использовать технологию методики полноценного сотрудничества. Структура урока выглядит следующим образом: заранее ознакомленные ученики с тематикой следующего урока, должны сформулировать вопросы, на которые бы они хотели получить ответы во время урока (такие задания, возможно, выполнять индивидуально или в группе); дома (опережающие задания) или прямо на уроке (этап мотивации); количество вопросов — 2-4.

Далее в ходе обсуждения выделяются главные вопросы, необходимые для раскрытия темы и отвечающие интересам учеников.

Основным методом изучения права является сравнительно-юридический метод. С его помощью можно сравнивать различные нормы права, правовые системы страны и др. В области методики обучения конституционного права также возможно применять прием сравнения. Учитель права может предлагать школьникам, используя прием сравнения, создавать различные таблицы, схемы и т.д.

Таким образом, правовое обучение в школе является необходимым компонентом учебной программы. Для ее реализации необходимо применять различные методы и технологии обучения, которые включают в себя множество приемов в обучении праву.

Список использованных источников

А. Ф. Колотов, И. В. Скуратов. Методика преподавания права. [Электронный ресурс] http://oimsla.edu.ru/files/science_works/f1368.pdf

Андреева С.В. Обучение праву в школе / Вестник общего образования №10 – 2014. — 120 с.

Дуденко А. Г. Обучение праву как основа правового государства / Вестник общего профессионального образования №2 – 2015. – 141 с.

Материалы областной научно-практической конференции / под редакцией Т.В. Мирзаевой. — Тамбов: ТОИПКРО, 2014. – 105 с.

М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учебник для вузов / О.С. Гребенюк — М.: Владос, 2014. – 62 с.

Ососова Л. А. Методика обучения праву.[Электронный ресурс] https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/01/13/metodika-obuchen -pravu

Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. — М.: новый учебник, 2013. — 64 с.

Сборник научных работ – Современные методики обучения праву // М. 2015. — 310 с.

Права родителей в школе

В России школы бесплатные, но это не значит, что дети и родители в них бесправные. Когда ребенок идет в школу, у родителей начинаются заботы и поборы: сдавать деньги на подарки, покупать школьную форму в одном стиле, участвовать в ремонте, отпускать детей на субботники. Не все из этих обязанностей нужно выполнять по закону. У родителей есть права, которые они могут защищать и отстаивать.

Отстаивать права в школе бывает непросто. Но стоит хотя бы знать о том, на что вы на самом деле имеете право и что можете требовать.

Если ваши дети учатся в школе, отправьте этот плакат в родительский чат: вместе отстаивать свои интересы гораздо проще. А если вы работаете в школе, распечатайте этот плакат и повесьте в коридоре или классе. Родители узнают о своих правах и поймут, что школе не все равно.

Распечатайте плакат и повесьте его на стену, чтобы всегда помнить о своих правах

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Переслать через вотсап

Право выбирать школу, форму обучения и язык

Зачем. Вам и вашему ребенку не могут навязать какую-то конкретную школу. Вы можете сами решать, какое образовательное учреждение, с какой специализацией и в каком районе выбрать. При этом нужно учитывать мнение ребенка и советы медико-педагогической комиссии. Но с мнением ребенка можно только ознакомиться, а окончательное решение все равно за родителями. А заключения комиссии вообще может не быть: его дают не каждому ребенку.

Главное в этом праве родителей — возможность самим выбирать школу. Но есть сложность: если вы хотите, чтобы в обучении был упор на языки или математику, это не значит, что можно прийти в любую школу и потребовать углубленного изучения нужных вам предметов. Все права по выбору дисциплин, формы обучения и языка можно реализовать, только если в школе вообще есть выбор. Родители выбирают не что им захочется, а из того, что может предложить конкретная школа.

Еще для родителей важно, где будет находиться школа. По закону вы имеете право выбрать любую школу — необязательно по месту жительства. Но ребенка могут не принять, если нет мест. В первую очередь зачислят детей по прописке и льготников.

Как реализовать. По закону у каждой школы есть официальный сайт. Там обязательно будет раздел «Сведения об образовательной организации» с информацией об учебных программах, языках, основных предметах, свободных местах для приема и даже полный список учителей с их образованием и стажем. Изучите сайты тех школ, которые вам интересны и подходят по отзывам, расположению и программе. Подайте заявление в ту школу, куда хотите отдать ребенка.

Читать еще:  Сплит массаж обучение

Можно подать заявление в несколько школ, но по месту жительства заявление точно примут, а в других районах могут и отказать. Требовать зачисления бесполезно: у школ есть лимит по числу учеников в классе, они не обязаны принимать вообще всех желающих. Если школа не понравится, при наличии свободных мест в другой школе ребенка можно перевести даже в середине года.

Школы, гимназии и лицеи с углубленным изучением предметов имеют право проводить конкурсный отбор детей. Но все это должно быть регламентировано на уровне региона. Хотите в такую школу — изучите документы, как туда попасть. Отказ в зачислении может быть законным.

См. также:

Право не платить за то, что должно быть бесплатным

Зачем. С первых дней обучения в школе от родителей начинают требовать деньги: на учебники, охрану, ремонт крыши, покупку мыла, подарки учителям, пластиковые окна в спортзал, какие-то олимпиады и дополнительные занятия. Обучение в школе — бесплатное. Сдавать деньги на что-то дополнительное родители могут добровольно: в классе — по решению родительского комитета, если все согласны, на уровне школы — как благотворительный или целевой взнос.

Если в школе есть платные занятия, это законно. Но родители не обязаны отдавать на них ребенка и платить в обязательном порядке. На такие занятия можно не ходить, тогда и деньги не нужны. Только вы сами решаете, сдавать ли деньги на нужды школы или класса. Заставить никто не может.

Как реализовать. Чтобы влиять на суммы сборов в классе и школе, участвуйте в родительских собраниях, войдите в состав родительского комитета, проверьте информацию о платных услугах на сайте школы.

Если школа требует деньги за учебные пособия, проверьте, входят ли они в учебный план. Если не входят, придется покупать: одноразовые рабочие тетради не всегда выдаются бесплатно.

Если с вас требуют деньги на то, что вы не хотите оплачивать, да еще и грозят ребенку дискриминацией, жалуйтесь директору или в Рособрнадзор. Если решили сдавать деньги на нужды школы, перечисляйте их на расчетный счет и указывайте назначение платежа: тогда школа не сможет потратить деньги на свое усмотрение.

Основы права

  • 11 недель

от 6 до 8 часов в неделю

понадобится для освоения

4 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Онлайн-курс «Основы права» предназначен для освоения основных понятий о праве и получения базовых знаний о действующем законодательстве. Предназначен для студентов бакалавриата и (или) магистратуры неюридических программ, факультетов и вузов. Может быть использован в системе повышения квалификации и второго высшего образования, а также для знакомства с основными понятиями о праве в порядке самообразования.

О курсе

В рамках данного курса мы попытаемся объяснить основные правовые понятия и дать базовые сведения о действующем законодательстве, а также о системе права; основных правовых системах современности; нормах права и правоотношениях; правовом статусе личности, правах, обязанностях и ответственности; трудовых, семейных и гражданских правах и обязанностях граждан; правосудии; правонарушениях и юридической ответственности.

По мере освоения курса слушатели научатся работать с юридическими текстами; разграничивать юридические ситуации (например, проступки и преступления); лично совершать необходимые юридические действия (например, договоры и сделки); верно давать правовую оценку действиям граждан и должностных лиц.

Формат

Курс состоит из 11 лекций (тем) продолжительностью 60 минут. После каждой подтемы дается неоцениваемый короткий список вопросов для самоконтроля. После каждой темы – оцениваемый тест из 15 вопросов. Курс завершается оцениваемым экзаменом, проводимым в тестовой форме.

Требования

Для успешного прохождения курса слушатель должен

знать: понятийно-терминологический аппарат в рамках курсов истории и обществознания 11 класса средней школы

уметь: распознавать признаки, характерные черты социального объекта или явления; сравнивать социальные объекты и явления между собой; оценивать различные суждения с точки зрения общественных наук; оперировать терминами и понятиями, соответствующими предлагаемому контексту;

иметь навык: анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в виде схем, таблиц, диаграмм; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; осуществлять выбор нужных элементов из списка

Программа курса

  1. Что такое право?
  2. Российское право на правовой карте мира
  3. Взаимная ответственность государства и гражданина
  4. Брак и семья
  5. Что может и чего не может право? Предмет правового регулирования. Источники права
  6. Его Величество Закон. Нормотворчество. Система права
  7. Трудовые правоотношения
  8. Как работает право? Механизм правового регулирования. Нормы права. Правоотношения
  9. Гражданское право. Собственность и имущественные отношения
  10. Если кое-кто у нас… Правонарушения и юридическая ответственность
  11. Как и за что могут наказать. Административная и уголовная ответственность

Результаты обучения

После успешного освоения курса слшатель будет:

  • Знать основные права и обязанности, меры ответственности.
  • Иметь представление о системе действующего законодательства, понимать требования законов.
  • Уметь защищать свои права законными правовыми средствами.
  • Способен прочитать и прокомментировать содержание нормативного правового акта.
  • Понимать смысл юридически значимых документов и правовых действий.

Также слушатель онлайн-курса по его итогам будет уметь (согласно ФГОС по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)):

  • определять отраслевую принадлежность общественных отношений, подлежащих правовой регламентации (ППК-4);
  • на основе системного подхода определять круг правовых норм, применяемых к общественным отношениям, подлежащим правовой регламентации (ППК-5);
  • определять и использовать эффективные способы защиты прав и законных интересов государства, общества, физических и юридических лиц (ППК-7);
  • уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
  • использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
  • работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector