Krististudio.ru

Онлайн образование
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение музыке с нуля

Обучение музыке с нуля

Нотная грамота для начинающих музыкантов

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.

Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа

Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа

Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.

Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:

Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.

Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.

Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Тональность в произведении играет немаловажную роль, она позволяет отражать характер музыки, делая ее, либо простой, либо сложной для восприятия. Любая тональность состоит из двух характеристик: тон и наклонение. В нотной грамоте для начинающих тон представляет собой основной звук, от которого и будет строиться звукоряд. Наклонение – это характер музыки, бывает мажорное, а бывает минорное наклонение. Грубо говоря, мажор – это радость, а минор – печаль. Определять наклонение для начинающего музыканта достаточно сложно по началу, особенно если не знаком с элементарными структурными единицами, такими как интервалы. Поэтому пока не будем забегать вперед. А разберемся с тональностями при помощи удобной таблицы.

Диезные тональности

Изучаем основы нотной грамоты

Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой. В этой краткой статье не будет ничего лишнего, только простые основы нотной грамоты.

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства: до ре ми фа соль ля си . Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм.

Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов). Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце. Например:

Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами. Подробнее о том, как запомнить ноты в скрипичном и басовом ключе вы можете узнать из специального тренинга, который даёт ощутимые результаты после проработки всех упражнений. Кликните здесь для ознакомления.

Как правило, основы нотной грамоты объясняют на примере скрипичного ключа. Посмотрите, как это выглядит, и пойдём дальше.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом. Длительность каждой доли в секунду можно вычислить опытным путём, используя песочные часы или секундомер и метроном – специальный прибор, который даёт точное число одинаковых ударов-долей в минуту.

Читать еще:  Где обучиться ногтевому сервису

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами. И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом.

Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена.

Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт).

Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа. В следующих статьях вы узнаете много нового, например, о том, что такое диез и бемоль, в чём различие записей музыки вокальной и инструментальной, как расшифровываются «знаменитые» аккорды Am и Em и.д. В общем, следите за обновлениями, пишите свои вопросы в комментариях, делитесь материалом с друзьями в контакте (используйте социальные кнопки внизу страницы).

Теория музыки

В рубрике «Теория музыки», вы узнаете, что это такое, для чего нужно и кому необходимо. Также ниже будут идти отдельные бесплатные уроки как для начинающих чайников, так и для профи. Там мы подробно будем раскрывать теоретические вопросы данной темы.

Что такое теория музыки

Вот лишь некоторые дисциплины (разделы теории музыки):

  • Инструментоведение — изучение музыкальных инструментов
  • Оркестровка — изложение музыки для оркестра
  • Гармония — дисциплина об организации музыки
  • Полифония — изучение полифонических композиций
  • Ритмика — изучает метр и ритм
  • Музыкальная форма — дисциплина о строении произведения

Еще сюда входят дополнительные курсы по теории музыкального содержания, современной композиции, музыкальной текстологии и многое другое.

Несмотря на то, что сейчас очень много информации, у многих все равно сидит каша в голове из обрывков каких-то знаний. В итоге, некоторым людям кажется, что это все очень легко. Ведь они вроде бы и понимают информацию, но применить не могут. Поэтому им кажется, что это легко.

Кому-то наоборот, кажется, что очень сложно. Как правило, они открывают классические учебники по теории музыки и думают — «Зачем мне это все нужно, что это такое и как я могу применить на практике?»

У нас много учебников по теории музыки. Многим из них уже по 50 лет. При этом они не теряют своей актуальности потому что они рассчитаны на классическую школу.

То, что мы изучаем сейчас, у нас даже нет такого количества жанров, как в классической музыке. У нас нет чего-то глобального сейчас. Мы не пишем оперы, симфонии и так далее.

Поэтому теория музыки — это основная база, которую еще никто не отменял. Там все очень грамотно написано и систематизировано.

Но если вы занимаетесь современной музыкой, вам все же придется изучить эту базу и начать двигаться дальше.

Почему важно знать музыкальную теорию

Музыкальную теорию нужно обязательно знать всем, кто занимается музыкой. И не важно, вокалисты, гитаристы или барабанщики! Все, кто играет на каких-то инструментах, поет, сочиняет песни обязательно нужно знать основную базу.

К сожалению, очень часто можно слышать от многих музыкантов, что они снимают партии на слух. Поэтому им не нужно знать ноты, интервалы и тому подобное.

Попадаются и барабанщики, которые играют уже более пяти лет и за все это время не выучили нот. Мало того, что не выучили, так они даже и не собираются этого делать. Они считают, что это вовсе не обязательно.

В классическом исполнении нотный материал называют нотным текстом. Слово «текст» стоит тут не случайно. Ведь по сути нотный текст- это тоже самое, что книги, учебники с обычным печатным текстом. И чтение с листа называют потому что это действительно, очень похоже на простое чтение.

Когда ты знаешь ноты и умеешь играть, фактически, это становится очень легко. Ты можешь даже, не проигрывая услышать то, что написано.

С учетом того, что ноты называют текстом, представьте, что вы учитесь в общеобразовательной школе и не умеете читать. То есть, не знаете букв.

Бесспорно, вы сможете чему-то научиться. Например, посмотреть различные обучающие видео. Но читать вы все равно не умеете.

И многому вы все равно не научитесь, пока не сможете нормально читать. Ведь в таком случае большой пласт человеческих знаний для вас просто будет не доступен.

Тоже самое относится и к музыке. Особенно когда вы не знаете теории хотя бы каких-то элементарных вещей. Здесь будет абсолютно тоже самое, что и в вышеприведенном примере.

Что важно в теории музыки для начинающих и профи

Теперь я скажу то, что нужно знать в теории музыки для начинающих и профи. Тем, кто занимается вокалом, играет на музыкальных инструментах и тем, кто пишет музыку. Очень часто спрашивают — «А что мне нужно знать, что почитать и так далее?»

Давайте начнем с вокалиста.

Я выше говорил, что знание нот — это грубо говоря, знание букв. Но вы должны понимать, что знать только буквы для вас будет недостаточно. Нужно научиться эти буквы складывать в слоги, после чего складывать в слова. Только тогда у вас будет полноценная картина.

После того, как вы будете знать музыкальную нотацию, вы должны переходить к изучению интервалов. Для вокалистов это самое главное!

Ясно же, что вы как вокалист, не будете петь аккордами и так далее. Поэтому стадию интервалов вы должны овладеть в совершенстве.

Знаете, люди, которые поют и не знают интервалов (например, не могут прописать себе бэк-вокал) будут всегда идти в слепую. Это все равно, что плыть в океане без карты и компаса.

В общем, интервалы очень важны! В них сразу проигрываем, поем.

Помимо гармонической составляющей (то что мы подразумеваем высотой звука, ноты), в музыке есть вторая очень важная ветка. Это временная составляющая. Это то, что называют длительностями.

В разные времена были больше тенденции. Например, где-то в гармонической составляющей в эпоху романтизма появлялись новые гармонии. Очень часто экспериментировали в этом направлении.

Сейчас такое время, когда в современной музыке очень важна ритмическая составляющая.

Самый элементарный пример, это когда придумали брейкдаун на нулях. Многие считают, что это приметив. Но на самом деле это гениально потому что никто не придумал ничего нового!

Наоборот, убрали лишнее и из средств остался только ритм. Там гармонии нет. Там фактически, только одна нота. Там остается только одно измерение и это ритм.

На самом деле это тоже очень важно и им нужно владеть в совершенстве. И вокалистом это нужно это понимать. Ведь они тоже поют под метроном (чаще всего записываются).

Для инструменталистов это еще важнее. А для барабанщиков это совсем супер важно потому что у них фактически, есть условная высота ноты.

Естественно, у барабанов есть высота звука. Они все отличаются по звуку и так далее. Но в целом, минимум гармонических средств у барабанщика, но при этом больше ритмических.

Теория музыки для композитора

Теперь поговорим про теорию музыки для композитора. Очень часто спрашивают о том, что мне нужно знать, чтобы начать писать музыку. Как, с чего начинать и так далее.

Читать еще:  Обучение сказкотерапии в москве

Давайте опять вернемся к музыкальной теории для чайников. Представим, что вы не просто ее знаете, а можете свободно применять.

В таком случае вы в полном объеме овладеваете игрой на инструменте. То есть вы сможете сразу свободно что-нибудь сыграть.

Для этого вам не нужно будет репетировать, долго сидеть и настраиваться. То есть вы играете уже совершенно свободно.

Тоже самое в плане теоретических знаний и применения, это касается и композитора. То есть как минимум, он должен уметь свободно сыграть цепочку аккордов. Только в таком случае у него появится нормальный инструмент для написания музыки.

После того, когда вы изучите теорию музыки в таком достаточном объеме, нужно сделать следующее. Если вы хотите написать свою песню, то открываете какой-нибудь понравившейся пример и затем анализируете его.

Например, проанализировать форму самой песни (куплет, припев). То есть вы сначала разбираете ее на составляющие и создаете некую форму. После этого анализируете сколько квадратов. Классически, припев идет четыре квадрата. Это четыре музыкальные фразы или четыре строчки текста.

Вот все это вы анализируете более подробно. Например, где-то там есть переходы, где-то может быть модуляция и так далее. В итоге вы уже запасаетесь такими инструментами, из которых потом будете лепить свою песню.

После этого анализируйте гармонию.

Ведь есть много шедевров, в которых два аккорда и две ноты на вокале. Но в итоге выглядит все это гениально. Вот в этом и заключается композиторское мастерство.

Чего не хватает тем, кто пишет музыку?

В принципе, не сложно придумать вокальную мелодию. Но чтобы это звучало, должна быть так называемая аранжировка. А это как раз-таки большой набор средств, которые можно грамотно применять.

Конечно же, сегодня нужно обладать своим музыкальным вкусом и талантом. Ведь композиторство — это творческий процесс. К нему можно подойти только с умом и фантазией.

В современной музыке в отличие от классической нет никаких рамок. Фактически, вы можете делать все что душе угодно.

Но в тоже время вы должны понимать, что многие хотят что-то придумать такое, чего еще не было. Например, я сделаю так, как не надо делать потому что до этого еще никто не делал. И тем самым придумаю что-то новое.

Скажу, что вы так ничего нового не придумаете!

До вас так не делали не потому что они до этого не додумались, а потому что это просто не звучит. Поэтому старайтесь получать знания, применять их грамотно и слушать много разной музыки.

Напоследок перед изучением

Теперь вы знаете, что такое теория музыки и почему она так важна для всех, кто занимается таким искусством.

Возможно вы недавно начали работать в музыкальных редакторах и теперь хотите побольше узнать о том, как организованна музыка.

Может быть вы звукорежиссер и много лет занимаетесь записью и микшированием звука. А теперь хотите повысить свою музыкальную грамотность.

А может вы композитор и хотите разнообразить свои аранжировки. Может вы хотите научиться читать и писать партитуру. Или же просто хотите освежить в памяти материал, который проходили в музыкальной школе.

Вне зависимости от вышеперечисленного, для вас мы рассмотрим все азы музыкальной теории от А до Я. Ниже идут бесплатные уроки в виде статей. Они дадут вам ту необходимую базу знаний, который должен владеть каждый.

Сказать спасибо кнопками ниже:

Что такое звук

В этом материале мы более подробно рассмотрим, что такое звук, его скорость, громкость и другие важные определения. Также поговорим про частоту, высоту и ноты.

Что такое ноты

Вы узнаете, что такое ноты и для чего они необходимы в музыке. Рассмотрим все их названия и назначения.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой систему из пяти линеек, где записывается вся музыка. Покажу, как на нем нужно располагать ноты и музыкальные ключи.

Музыкальный ключ

Рассказываю, что такое музыкальный ключ и каких видов он бывает. Будут определения и примеры использования каждого типа ключа в музыке.

Музыкальный интервал

Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как правильно нужно с ним работать. Разберем все виды и характеристики. Также дам много полезных советов по работе со всеми интервалами.

muzrock.com © 2020
Копирование материалов с этого сайта строго запрещено!

Уроки и статьи про создание музыки и звукозапись

Политика конфиденциальности Ι Пользовательское соглашение

Как взять и начать писать музыку, если очень хочется

Полезно знать, как устроено то, что тебе нравится. Любое искусство становится в разы интереснее, если ты в курсе, как работают его произведения изнутри. Заменяя дурацкое созерцание на исследование, мы, в целом, становимся умнее. И если раньше для изучения искусств требовалось слишком много всего, то теперь достаточно лишь компьютера с парой аксессуаров — и вот ты уже готов сделать что-то своими руками. Например, освоить базовые навыки сочинения музыки, которую потом, может быть, кто-нибудь захочет послушать. Или купить.

Кадр из фильма «Амадей» — кстати, если ты его не видел, то срочно исправься.

Ничего не получится, потому что у меня нет образования

Во-первых, ты слишком стар, чтобы поступать в детскую музыкальную школу, а во-вторых ничему хорошему тебя там, скорее всего, не научат. Статистически большая часть людей, окончивших ДМШ, выкинула инструмент в окно сразу после выпускного концерта и вспоминает все эти бесконечные упражнения с ненавистью и тяжелыми вздохами.

Конечно, теоретическая часть крайне полезна, но к ней можно перейти позже, когда поймешь, что степень твоего интереса подразумевает соответствующее погружение в вопрос.

Я не умею читать с листа

Запомни простую вещь: нотное письмо придумали в ту пору, когда у человечества не было даже намека на технологии звукозаписи.

Для великих композиторов все эти крючки, точки и полосы были единственным способом зафиксировать только что придуманную мелодию и передать ее исполнителям.

Даже 10 лет назад это еще было проблемой, но теперь можно записывать музыку хоть на айфон, а потом собирать из черновиков что-то вменяемое.

Тем не менее, знание нотной грамоты — тоже очень полезный теоретический навык. Оставь его на потом.

Базовый комплект

Если ты не владеешь ни одним музыкальным инструментом, но очень хочешь изливать душу в форме упорядоченных звуков, будет достаточно купить ноутбук и MIDI-клавиатуру, а затем определиться с программой, в которой предстоит работать. Если ты имеешь дело с Windows, то для начала попробуй простейшую FL Studio (100 долларов, бесплатная демо-версия). А на макбуках по умолчанию установлена Garage Band, ее больше чем достаточно.

Компактный вариант от M-Audio. Подключается по USB; две с половиной октавы. Средняя цена аналогичных устройств — около 6000 рублей.

Клавиатура же в первую очередь нужна для наглядности. Матерому композитору для работы она не требуется: человек с опытом способен зайти в редактор и написать музыку в полной тишине, как html-программист. Тому же, кто хочет понять, как тут все устроено, и что какие звуки издает, пригодится инструмент, с которого музыку начинают изучать и дети. Вот «до», вот «соль», — на клавишах все куда очевиднее, чем на гитаре с ее своеобразной логикой.

Что делать дальше

Вооружившись всем необходимым, для начала стоит попробовать повторить тех, кто тебе нравится. К примеру, если ты решил поинтересоваться профессией музыканта из-за Depeche Mode, есть смысл попытаться «снять» пару их хитов, хотя бы фрагментарно.

Да, дети в музыкальных школах занимаются тем же самым: или играют круговые упражнения, или разучивают произведения великих. Но у нас с тобой свои великие, правильно? Выбери несложную песню, попробуй уловить мелодию и повторить ее, нажимая клавиши. Обещаем: в течение первой дюжины подходов ты будешь чувствовать себя круглым идиотом — звучит-то просто, а в исполнении все это как минимум не удобно. Через некоторое время выработается привычка, разомнутся пальцы и появится уверенность; главное — не отступать. Иначе единственный вывод, который ты сделаешь, будет состоять в том, что писать музыку сложно. Хотя это не так. Если знать, как устроена композиция, единственное, что останавливает тебя от написания хита уровня «Не сыпь мне соль на рану», — твоя собственная фантазия, не более.

Просто. Нажимай. На кнопки

Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.

Не относись к этому слишком серьезно

Главная ошибка всех, кто начинает делать что-то просто из любви к искусству, состоит в том, что такие люди скоропостижно начинают корчить серьезное лицо и говорить окружающим, что они «инди» или «музыканты». Никакой ты не этот — ты просто любознательный дилетант. Принимай всю критику во внимание и относись к ней смиренно — ну правда, неужели можно рассчитывать на стремительное признание, если ты буквально вчера впервые услышал, как из-под твоих рук звучит виртуальный рояль?

Читать еще:  Контрольно измерительные приборы и автоматика обучение

Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.

В то же время, не нужно ставить на себе крест, если кто-то из близких скажет, что это «не твое», и вообще ты зря тратишь время. Изучение музыки, даже бытовое и очень поверхностное, развивает воображение и фантазию, плюс, при должном рвении у тебя откроется возможность заработать на этом каких-нибудь денег — потому что сейчас все вокруг снимают рекламу и делают игры, которые нуждаются в звуковом оформлении. В конце концов, ты приобретешь навык, которым сможешь позже поделиться с детьми.

А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.

Музыкалка, которую вы не бросите: как научиться играть на музыкальном инструменте «для себя»

Теории и практики

Даже если на ухо наступил медведь, а попытки ходить в музыкальную школу закончились на первом прослушивании на отделении флейты, не стоит отказываться от идеи собрать с друзьями рок-группу или приобрести роскошный рояль на «Авито». Чтобы освоить гитару или синтезатор, не обязательно сидеть на сольфеджио и петь в хоре — основатель музыкальной школы Guitardo Александр Казаков специально для T&P объясняет, как стать звездой домашних вечеринок без лишних затрат и усилий.

Выбираем музыкальный инструмент

При выборе, помимо желания, полезно руководствоваться несколькими критериями.

Доступность. Лучше всего выбрать для обучения инструмент, который можно без проблем либо купить, либо взять в аренду. Идеальным вариантом станут гитара, фортепиано, скрипка, баян, барабаны. Чем «попсовей» музыкальный инструмент, тем больше курсов, педагогов и самоучителей вы сможете найти.

Бытовые сложности. Выбрав массивный инструмент вроде фортепиано, контрабаса или арфы, сразу оцените, есть ли у вас условия для его размещения дома. Заодно продумайте, не возникнут ли проблемы с соседями, если в доме плохая звукоизоляция, а инструмент не звучит тихо.

Быстрое чтение: спустя 500 лет воссоздан музыкальный инструмент Леонардо да Винчи

Удобство транспортировки. Если гитара может весить до 5 кг, то контрабас с кофром — до 15 кг. Готовы ли вы каждый раз носить инструмент с собой на занятия?

Уровень сложности. Научиться играть на гитаре можно за три месяца интенсивных занятий, при этом даже не требуется музыкальное образование: можно подбирать мелодии на слух. То же самое и с барабанами: если у вас есть чувство ритма, то можно обойтись и без нотной грамоты. При выборе духовых инструментов стоит отдать предпочтение саксофону — он проще в освоении, чем труба и тромбон. Самыми сложными считаются валторна и орган: для их освоения необходимо окончить консерваторию.

Стоимость. Главная статья расхода — сам инструмент. Акустическую гитару можно купить за 3000 рублей, а какая-нибудь арфа может стоить от 50 000 рублей до нескольких миллионов. Добавьте сюда сопутствующие материалы вроде струн или кофра. Так что иногда дешевле взять инструмент в аренду или одолжить его у друга.

Также стоит учитывать стоимость курсов и педагогов. Чем экзотичнее инструмент, тем более высокой будет стоимость обучения из-за низкой конкуренции на рынке. А на гитаре или барабанах при большом желании можно научиться играть самому — история знает немало гениальных самоучек вроде Джими Хэндрикса и Эрика Клэптона.

Оцениваем стартовые позиции

Возможно, в смелых фантазиях вы уже видите себя на сцене «Олимпийского» или в оркестровой яме Большого театра, но чтобы не испытать горького разочарования, стоит спланировать интенсивность обучения — она будет зависеть от ваших данных и цели, которую вы перед собой поставите.

Для начала стоит оценить свои природные данные — музыкальный слух и чувство ритма. Самому это сделать сложно — лучше обратиться к человеку, не чуждому миру музыки. Пусть он сыграет на фортепиано все семь нот по порядку, а затем — только одну, которую вы должны будете назвать. Для определения чувства ритма попросите «простучать» вам любую мелодию, а затем попытайтесь сами ее повторить с помощью, например, хлопков в ладоши. Либо можно воспользоваться многочисленными приложениями для гаджетов.

Даже если вам с детства внушили, что медведь наступил вам на ухо, есть хорошие новости: все поддается тренировке. Для развития слуха на помощь придут мобильные приложения — например, игровой ресурс Theta Music Trainer или EarMaster. Для развития чувства ритма полезными будут занятия под метроном. Для самых упорных — сольфеджио (о нем ниже).

Ставим цель

Если ваша цель — исполнить на дне рождения друга его любимую песню под гитару, можно не тратить много время на нотную грамоту, а уделить больше времени практическим занятиям — и достичь цели за месяц. Если же вы хотите не просто заучить исполнение определенных мелодий, а научиться подбирать их самостоятельно, придется заниматься и нотной грамотой, и сольфеджио. В этом случае обучение может затянуться от полугода до нескольких лет.

Библиотека T&P: 6 книг для тех, кто хочет разобраться в современной музыке

Нотная грамота — это язык, на котором разговаривают музыканты. Без нее вы просто не сможете прочитать ни одной записи в самоучителе или учебнике. При этом, например, тембр звуков новичками практически не изучается.

Сольфеджио считается наиболее сложной музыкальной дисциплиной. Среди практик, который в нее входят, сольфеджирование — пение, при котором называют каждую ноту, и музыкальный диктант — запись мелодии нотами на слух. Результаты сольфеджио часто незаметны — в отличие от практических занятий, которые позволяют уже через пару недель наиграть на гитаре или фортепиано «В траве сидел кузнечик». Но сольфеджио отлично помогает развить музыкальный слух, чувство ритма и память.

Выбираем метод обучения

Забудьте страшилки про многочасовое разучивание гамм и битье по рукам линейкой за неправильную постановку рук на инструменте. К счастью, существуют гораздо более гуманные способы приобщения к музыке.

С преподавателем — в группе или индивидуально. Групповое обучение обычно дешевле, вы можете учиться на чужих ошибках и вдохновляться результатами других людей. За индивидуальный подход придется выложить более крупную сумму, но при этом обучение будет подстроено под вашу конкретную цель. На некоторых курсах вам могут предоставить инструмент в аренду. При частных уроках на дому вам придется приобрести собственный.

Самостоятельно (по самоучителям и видеоурокам). Этот метод все же требует наличия хотя бы базовых знаний нотной грамоты, а также большего количества времени. Так, с наставником уже через три месяца регулярных занятий по часу три раза в неделю вы сможете сыграть более десяти любимых мелодий на гитаре. При самостоятельном освоении этого инструмента при той же регулярности занятий разучивание одной мелодии может занять более месяца. Если у вас нет опыта общения с музыкальным инструментом, стоит хотя бы на несколько первых занятий найти педагога.

Выбираем школу и/или педагога

На что обратить внимание, выбирая тех, кто будет вас учить:

Музыкальное образование. Занятия с самоучкой могут привести к неправильной технике, а переучиваться всегда сложнее, чем осваивать с нуля.

Стоимость. За азами обратитесь к студентам высших музыкальных учебных заведений или к выпускникам музыкальных школ: их цена будет ниже, чем у именитых профессоров.

Близость по духу. Для мотивации и поддержки стоит найти педагога со схожими музыкальными вкусами. Тогда занятия будут восприниматься не как скучные уроки, а как приятное и в то же время полезное времяпрепровождение.

Поддерживаем мотивацию

Наверное, каждый, кто начинает заниматься музыкой, рано или поздно пытается ее бросить. Вот несколько советов, которые помогут поддерживать мотивацию.

Формулируйте цели как можно конкретнее. Не «научиться исполнять музыку», а «суметь сыграть с листа произведение с последних страниц хрестоматии через столько-то месяцев занятий».

Распишите путь к цели. Отметьте вехи, проходя которые сможете отслеживать прогресс — и получать порцию дофамина от осознания, что еще одна ступень на пути к вершине покорена.

Мелодии и ритмы мозга: что нейронауки говорят о музыке

Подготовьтесь к столкновению с рутиной. Распишите дедлайны. Во время занятий прячьте все, что может вас отвлекать.

Если занимаетесь с преподавателем , заплатите за несколько занятий вперед, чтобы страх потерять деньги удерживал от порывов «все бросить». Но делайте это только после того, как убедитесь, что преподаватель и его методы вас устраивают — чтобы занятия не превратились в пытку.

Если занимаетесь самостоятельно , ставьте таймер, который будет отмерять минимальную длительность урока, и периодически делайте перерывы.

Поддерживайте внутреннюю мотивацию — почаще вспоминайте, почему вообще взялись за учебу. Вы ведь и правда можете в любой момент все бросить, никто вам не указ. Но как жить без музыки?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector