Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучающие задачи по географии

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ,
вырабатывающие умения работы
с физической и тематическими картами,
развивающие аналитические способности
и логику, формирующие знания
по реальной географии

С.В. РОГАЧЕВ

Использование карт, атласов, пособий и любых справочных материалов
при решении задач не только не запрещается, но приветствуется.

Задача 1.
Если задача показалась слишком простой

Эрнесту Львовичу Файбусовичу,
профессору СанктПетербургского университета экономики и финансов,
человеку, о котором я впервые услышал как о самом умном
отечественном географе и впоследствии не разочаровался в этой аттестации

Нередко бывает так. Разбираешь с учителями сложные, требующие интеллектуальных усилий, задачи, и через некоторое время в аудитории образуется фракция, которая начинает сигнализировать глазами, а то и прямо ныть: «Слишком мудрено. Нам бы чего попроще. Наши детки. » Далее подразумевается более или менее изысканный синоним слову «туповаты».

Этого быть не может. Школьники, коль скоро они, пусть некоторые с грехом пополам, усваивают программу по математике, физике, химии (да посмотрите и на современную биологию!), — уже умны. В современном курсе географии ни одно, даже самое трудное, место не может сравниться по интеллектуальной сложности, по необходимости соображать со стереометрией, электродинамикой или органической химией. Так что, если дети не хотят работать на уроках географии, дело здесь не в сложности предмета. Просто интеллектуальная недостаточность учебной дисциплины «География» прекрасно ощущается учениками, и они являются на уроки с установкой «отдохнуть душой», вернее умом.

Да, у нас иногда нужно много запоминать. Но дети скоро уясняют, что выученное сегодня завтра уже не потребуется. И в этом, кстати, огромный методический изъян всей системы построения нашего предмета. В математике попробуйте продвиньтесь вперед, если вы не освоили предшествующего материала. А в географии каждый новый параграф почти самодостаточен. Запоминание материала «на час» — не очень большой интеллектуальный труд.

Предмет географии нужно не упрощать, а усложнять — подтягивать его к умственному уровню лидирующих школьных предметов.

Итак, начнем задачу. Для начала попробуем «изучать» карту, как это часто делается.

Покажите на карте Италию.

С точки зрения интеллектуального развития ученика это примерно то же самое, как если бы учитель химии попросил показать в таблице Менделеева клеточку Fе, а учитель литературы спросил: «На какой странице “Войны и мира” князь Андрей смотрит в небо Аустерлица?». Это чисто механическое, механистическое запоминание, и оно, как ни странно, господствует в школьной географии. Печальный результат такого учения у выпускников школ отливается в следующие формулы: «Австралия — это справа внизу», «Канада — слева вверху» (к моему ужасу, все чаще подобные формулы слышу и от учителей!).

Отдадим себе отчет, что задача изучения карты заключается не в том, чтобы учащийся запомнил места на раскрашенном листе бумаги, куда (в какой угол) нужно ткнуть указкой при произнесении учителем определенных слов. Знать карту — значит, по меньшей мере, представлять себе взаиморасположение территорий и объектов.

Переделаем задачу так, чтобы в ней появилось немного географии и чтобы решение ее потребовало минимальных географических действий.

Назовите страну Х, если о некоторых из ее соседей известно следующее:

Обучающие задачи по географии 11 класс
материал по географии (11 класс) по теме

Интересные задачи для первого урока географии в 11 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Определите страну, если о нескольких из ее соседей известно следующее:

Здесь родился и работал создатель гелиоцентрической системы мира

Здесь была самая высокая в мире доля мощностей АЭС в общих установленных мощностях электростанций до закрытия Игналинской АЭС

Это мировой лидер по добыче природного газа

Имеет выход к северному устью крупнейшей из рек.

Эта страна имеет несколько сухопутных соседей. О трех из них известно следующее:

Эта страна лидирует в мире по количеству сухопутных соседей

Здесь присуждают Нобелевские премии

Здесь находится самая близкая к полюсу из столиц континентальных государств

Эта страна имеет несколько сухопутных соседей. Имеются сведения о четырех из них:

Здесь родился и творил автор «Джоконды»

Язык народа этой страны стал государственным в большинстве стран части света, в состав которой входит крупнейший остров Земли

Здесь находится штаб-квартира крупнейшего военно-политического блока

Здесь начинается река, в устье которой находится крупнейший по грузообороту порт умеренного пояса Земли

Эта страна имеет несколько сухопутных соседей. О трех из этих стран известно следующее:

Это ядерная и космическая держава, не имеющая на своей исторической территории ни космодромов, ни полигонов для ядерных испытаний

Здесь находится штаб-квартира крупнейшей военно-политической организации

Эта страна в 1945-1946 гг. представляла собой 4 зоны оккупации, а в современных границах существует с 1990 года

Эта страна имеет общую границу с несколькими субъектами РФ. Есть информация о трех из них:

Здесь находится самая крупная в мире городская агломерация из расположенных на берегах океана, омывающего берега этого субъекта федерации

В письменности коренного народа здесь используется латинская графика

Здесь берет начало самая полноводная из рек, впадающих в море, которое омывает берега этого субъекта РФ

Есть информация о некоторых из стран, соседствующих со странно Х:

Мировой лидер по сбору винограда

Отсюда отправилась первая экспедиция Колумба

Один из официальных языков — ретороманский

Занимает первое место по производству автомобилей в своей части света

В колониальной зависимости от этой страны в 19-20 вв. находилась крупнейшая экваториальная страна Старого Света

Эта страна имеет сухопутную границу с 5 монархиями, а по морю граничит еще и с шестой. О монархах соседних стран известно следующее:

Носит титул «Великий герцог»

Его подданные именуются монегасками

Его предшественники некогда властвовали над одной из самых обширных колониальных империй мира, а ныне у самой границы его страны находится колониальное владение другой монархии

Его подданные – фламандцы и валлоны

Является главой государства на целом материке

Есть информация о некоторых странах, соседствующих со страной Х:

Здесь – единственный действующий вулкан на материковой суше части света

Мировой лидер по производству оливкового масла

Столица этой, не имеющей выхода к морю республики не является ее крупнейшим городом

Занимает первое место по производству ВВП в своей части света

Здесь находится штаб-квартира НАТО

О соседях страны Х известно следующее:

Это государство под современным названием было провозглашено в середине 70-х годов 20 в. в результате поражения американской военщины, оккупировавшей южные районы, и объединения двух частей страны

Не имеет выхода к морю, однако его столица расположена на реке, протекающей через шесть стран и впадающей в море, омывающее берега не менее 8 государств.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для профильной подготовки обучающихся составлен по программе повышенного уровня изучения данного предмета и помогает учащимся в подготовке к ЕГЭ, где предъявляются более высокие требов.

Урок решения обучающих задач в общей системе уроков стоит сразу после урока решения ключевых задач.

Задачи о здоровом образе жизни для обучающихся в 5-11 классах.

Задачи о здоровом образе жизни для обучающихся в 5-11 классах.

Выступление на МО начальных классов по теме»Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару.

Урок решения задач для 10 класса по теме: «Закон сохранения полной механической энергии».Урок – практикум по решению задач.

Творчество на уроках математики помогает создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Задание «Составить и решить задачу с помощью уравнения», как правило, выполняется шольниками с удовольст.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕОГРАФИИ (10 – 11 КЛАСС)

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ ПО ГЕОГРАФИИ (10 – 11 КЛАСС)

«СТРАНЫ МИРА»

1. Определите страну по ее описанию. «Эта страна расположена в Южном полушарии. В начале 17 века носила название «Новая Голландия». Территория – 7,7 млн.кв.км. основная часть населения исповедует христианство. В столице проживает 325 тысяч человек.

По объему добычи свинцовых руд и бокситов занимает ведущее место в мире. Главная отрасль сельского хозяйства – овцеводство. Особенностью страны является наличие железных дорог разной колеи. Богата полезными ископаемыми. На ее территории был найден самый крупный в мире самородок золота весом в 286 кг. Талисманом этой страны является опал. Животный мир представлен большим количеством эндемиков. Дефицит пресной воды, рек мало и в сухой период они превращаются в «крики».

2. Определите страну по ее описанию. «В переводе с персидского, эта страна называется «земля огней». В начале I тысячелетия до н.э. на ее территории существовало государство Мана. По форме правления – это республика, парламент – меджлис. Однонациональная страна – 90% население основной национальности. Около половины территории страны занимают горы. Одна из самых бедных стран СНГ – 49% населения живет ниже черты бедности. Главная статья экспорта – нефть и нефтепродукты, овощи, фрукты, вина, коньяк, хлопок, нефтебуровое оборудование. Развит туризм. На границе с ней – крайняя южная точка России.».

3. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

Определите соседей и впишите в правую колонку таблицы.

4. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

· Республика находится в Юго–Западной Африке на берегах Атлантического океана, занимает 7 место по площади среди африканских стран.

5. Южная на Южной.

Об этой стране известно следующее:

· Государственный язык – испанский.

· 93% населения – католики.

· Столица входит в десятку крупнейших городов мира.

· Самая высокая вершина этого материка расположена здесь.

· Протекает река — вторая по величине на данном материке.

· Ее берега омывает самый узкий океан..

· Здесь находится крайняя южная точка одного из южных материков.

6. Определите страну, если о ней известно следующее:

· В 9 — 6 вв. до н.э. на его территории возникло государство Урарту.

· Страна представляет собой музей под открытым небом, имеются древние объекты. Один из них – знаменитая крепость Гарни с храмом Солнца (3 – 1 вв. до н. э.).

· Горная страна, более 90% территории находится выше 1000м над уровнем моря.

· Не имеет выхода к морю.

· Территория сейсмична, последнее землетрясение было в 1988году. Разрушены города Спитак, Гюмри, Ванадзор.

· На высоте 1900м расположено прекрасное горное озеро, известное за пределами страны.

7. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

Определите соседей и впишите в правую колонку таблицы.

8. О себе эта страна поведала следующее:

· Я – континентальная страна Восточной Европы.

· Климат умеренно континентальный.

· На моей территории более 10 000 озер.

· Попала под воздействие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

· С 1995 года проводится курс построения «рыночного социализма».

· Основные статьи экспорта: минеральные удобрения, продукция машиностроения и станки, молочные продукты.

· Выращиваются картофель, лен, сахарная свекла.

· Одна из достопримечательностей – музей обороны Брестской крепости.

Что это за страна?____________________________________________

А знаете ли вы эту страну?

Она расположена в Юго – Восточной Европе. Входила в состав Римской и Византийской империи . В первой и второй мировой войне воевала на стороне Германии. Христианская страна. Добыва Островное государство (около 4000 островов). ются бокситы, руды цветных металлов, бурый уголь..Действует АЭС в Козлодуе. Выращиваются овощи, фрукты, виноград. Она знаменита своим виноделием и фруктовыми и овощными консервами. Страна знаменита своими курортами на берегу теплого мря: Варна, Золотые Пески, Святые Константин и Елена, детский курорт Солнечный берег.

10. О себе эта страна поведала следующее:

· Открыта испанскими мореплавателями Висенте Пинсоном и Диего Лепе в январе 1500года. Страна стала португальской колонией.

· Сейчас это – президентская федеративная республика.

· Занимает 5 место по численности населения в мире.

· Имеется сельва и гилея.

· Занимает первое место по добыче железной руды и апатитов, 4 – по добыче золота.

· Самое крупное государство на материке , занимает 5 место в мире по площади территории.

· Расположена в четырех климатических зонах.

· По ее территории протекает самая многоводная река мира.

· Выделяется пять экспортных культур – кофе, какао – бобы, сахарный тростник, хлопчатник, соя.

11. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

· Королевство находится в Южной Азии в труднодоступной части Восточных Гималаев.

Назовите соседей и с искомую страну.

12. Определите страну, если о ней известно следующее:

· Основана в 1377году.

· Государство, не имея развитого хозяйства очень богато.

· Имеет два официальных языка.

· Часто посещается туристами.

· Площадь страны – 0,44 кв.км.

· Численность населения около 011 человек.

· Форма правления – теократическая монархия.

Хотя и Рог, но не изобилия.

О каком государстве известно следующее: «Развивающаяся страна. Экономически отсталая и бедная страна. Основу хозяйства составляет кочевое и полукочевое скотоводство. По количеству скота на душу населения страна занимает одно из первых мест в мире. Промышленность незначительна, в основном это производство мясных консервов, сахара, текстиля (хлопка), нефтепродуктов и цемента, обработка кож. Экватор пересекает страну на юге. Здесь находится самая восточная точка континента. Это – полуостров, имеющий второе название – Африканский Рог.»

Ответ________________________________

Там жара, как будто в печке.

Спит на солнышке верблюд.

О каком государстве идет речь? «Расположена в междуречье. Название столицы в переводе с тюркского означает «каменный город». Выхода к морю не имеет. В рельефе в основном встречаются равнины и плоскогорья. Климат резко континентальный. Имебтся крупные ирригационные каналы, что позволяет выращивать сельскохозяйственные культуры в пустынных районах. По сбору хлопка эта страна остается в мировых лидерах, а по экспорту его занимает 2-е место в мире. В пустынях преобладает разведение овец каракульской породы и верблюдоводство. Расположено государство в междуречье. На его территории находится самое мелководное внутреннее море – озеро мира (средняя глубина 7 метров).»

46. Определите страну по ее описанию.

«Страна омывается 2-мя морями. На юге имеется полуостров с яйлами в рельефе. Природа прекрасна и уникальна, на территории имеется 8 национальных парков и 16 природных заповедников, 2384 заказника. Одна из древних славянских стран. Ее столица возникла в V веке. Экономически более развиты восточные области. На территории имеется 5 АЭС, авария на одной из них в 1986 году признана экологической катастрофой. Бывшая республика СССР.»

Нас манила к себе Манила.

О каком государстве идет речь? «Государство – архипелаг. Включает в себя 7107 островов, в том числе 800 обитаемых. В древности острова заселялись малайцами. Затем принадлежали испанцам. Основу экономики составляют сельское хозяйство, легкая промышленность и сектор услуг (особенно туризм). По запасам хромитов страна занимает 3 место в мире. Есть АЭС Моронг недалеко от столицы. Экспорт: электронное и телекоммуникационное оборудование, одежда, копра, кокосовое масло, сахар, сигары (знаменитые манильские, золото, рыба. Острова были открыты Магелланом, а названы в честь наследного принца Испании Филиппа.»

Земля охотников»

О каком государстве известно следующее: « Территория страны в основном низменная с преобладанием холмисто – моренной равнины. На равнине имеются встречаются выходы скальных пород – бараньи лбы и курчавые скалы. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Густая речная сеть коротких и полноводных рек. Около 60 тысяч озер, которые вытянуты с северо – востока на юго – восток – по направлению движения древних ледников. Развитая индустриально – аграрная страна Северной Европы. Добываются железная руда, медный колчедан, цинк, хром. Огромные запасы древесины. В переводе со скандинавских языков название страны означает: «земля, путников, идущих по следу, охотников».

49. Определите страну по ее описанию.

« Высокоразвитая индустриально – аграрная страна. Входит в «большую семерку» самых развитых стран в мире. По ВВП на душу населения занимает одно из ведущих мест в мире. Основу экономики составляют самые современные отрасли (атомная энергетика, радиоэлектроника, машиностроение. Визитной карточкой страны стали знаменитые вина и коньяки, сыры. На ее территории располагается высшая точка всей Западной Европы – гора Монблан(4807 м). Страна является одним из мировых туристических центров, законодательницей моды, «культурной столицей мира».

50. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

· Одна из самых экономически отсталых стран мира.

· Находится в самом центре величайшей пустыни мира..

Назовите соседей и искомую страну.

51. О себе эта страна поведала следующее:

· Я – президентская республика.

· Мне принадлежит остров Пасхи.

· Основная территория вытянута вдоль побережья океана на 4300 км.

· Рельеф – горный. Много потухших и действующих вулканов, часты землетрясения.

· На моей территории есть знаменитая пустыня, где дождей не бывает по нескольку лет подряд.

· В древности страну населяли индейские племена рыболовов и охотников.

· Экспорт мой: медь, рыба, фрукты, бумага и картон, продукция химической промышленности.

· Наиболее динамично развивающаяся страна Латинской Америки.

52. Определите страну по ее описанию.

«Площадь – 41,3 тыс. кв. км. Климат умеренный, влажный, в горах четко выражена высотная поясность. В 10 веке ее земли входили в состав Священной Римской империи. На почтовых марках ее и в наши дни указывается название страны – Гельвеция. Страна федеративная, состоящая из 23 кантонов. На флаге страны начертан девиз : «Один — за всех, все – за одного». Высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сельским хозяйством. Исключительно хорошо развит горный туризм, гостиницы и пансионаты есть в любой деревне. В сфере услуг 1 место занимает банковское дело. Всемирной славой пользуются часы, сыры и шоколад.»

53. Определите страну по ее описанию.

«Климат страны умеренный, переходный от морского к континентальному. Страна однонациональная, государственная церковь – лютеранская. Высокоразвитая страна. Богата древесиной и минеральным сырьем. Основу промышленности составляет гидро- и атомная энергетика, металлургия, судо- и автомобилестроение (концерн «Вольво»), деревообработка и производство бумаги. Страна имеет всего двух соседей, расположившихся на одном с нею полуострове. В 8 – 11 веке здесь проживали викинги, которых в Европе называли норманнами, а на Руси варягами.»

54. Определите страну по ее описанию.

«Берега этой страны омываются водами двух океанов. Преобладающий тип рельефа – равнинные плато. Климат субтропический и тропический. Количество осадков уменьшается с востока на запад. Растительный мир настолько многообразен, что территорию выделяют в качестве особого Капского флористического царства- одного из 6-ти на Земле. Это единственная страна континента, которую можно отнести к постиндустриальным странам. Базовой отраслью экономики является горнодобывающая промышленность. По добыче золота и алмазов страна занимает первое место в мире. Имеются богатейшие запасы уранового сырья. Интересной отраслью сельского хозяйства является разведение крокодилов и страусов. Это единственная страна мира, где официально существуют три столицы. Об одной из рек, которая протекает по ее территории упоминается в произведениях Корнея Чуковского.»

Ямато» — путь гор.

О каком государстве идет речь?

«Около ¾ территории занимают возвышенности и горы. Характерна высокая сейсмичность. Жители этой страны шутят так: «У нас землетрясения на завтрак, обед и ужин». Народ страны считается самым образованным в мире (более 200 государственных и частных университетов). Столице этого государства – 500 лет, 400 из них она называлась «Эдо». Море для жителей ее – это жизнь. Промышленность отличается высоким технологическим уровнем: в мире насчитывается 720 тысяч промышленных роботов, из которых на долю этой страны приходится – 410 тысяч. Экспорт: автомобили, суда, разнообразная электроника. Островное государство (около 4000 островов). Флаг – белое полотнище с красным кругом посредине, символ Солнца. Ее так и называют «Страна восходящего Солнца».

ОТВЕТЫ.

3. О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

Учебные задачи по географии ФГОС

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Учебная задача № 1, направленная на формирование логических умений учащихся.

«Эти экономические районы – крупные индустриально-аграрные районы нашей страны. Главными отраслями хозяйственного комплекса одного из них является, нефтегазовая промышленность. С ней образуют тесные связи — нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, а, также разнообразное машиностроение и электроэнергетика.

Промышленный комплекс второго района наряду с нефтегазовой промышленностью включает угольную промышленность, цветную металлургию и машиностроение, которое специализируется на производстве машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и нефтяной промышленности.

Всероссийское значение имеет цементная промышленность этих районов, возникшая на месте богатейших месторождений строительных материалов.

Так как оба района – это сельскохозяйственные житницы РФ, специализирующиеся на многоотраслевом сельском хозяйстве, в них хорошо представлено с/х машиностроение.»

А) Что это за экономические районы РФ?

Б) Какой физико-географической особенностью характеризуются?

Главными отраслями хозяйственного комплекса одного из них является, нефтегазовая промышленность. С ней образуют тесные связи — нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, а, также разнообразное машиностроение и электроэнергетика.

Промышленный комплекс второго района наряду с нефтегазовой промышленностью включает угольную промышленность, цветную металлургию и машиностроение, которое специализируется на производстве машин и оборудования для горнодобывающей промышленности и нефтяной промышленности.

Совместимые подчиняющие и подчиненные понятия

Металлургия – черная , металлургия-цветная)

Совместимые перекрещивающиеся понятия

Машиностроение – производство оборудования для разных отраслей промышленности

Так как оба района – это сельскохозяйственные житницы РФ, специализирующиеся на многоотраслевом сельском хозяйстве, в них хорошо представлено с/х машиностроение.

С/Х житница — многоотраслевое с/х – с/х машиностроение

Четко выражена природная (широтная) зональность, начиная с зоны смешанных лесов и кончая полупустыней

Для южной части района характерна высотная (поясная) зональность

Несовместимые противоположные понятия

Итоги: Задание представлено логикой установления экономических районов, по содержаниям понятий. Установление родовых – видовых отношений между географическими понятиями. Развитие монологического ответа. Установление причинно-следственных связей.

1. уровень подготовки учащихся – узнать район по описанию, используя карты в атласе.

2. уровень подготовки учащихся – узнать районы по описанию, определить основные географические характеристики, сопоставить

3. уровень подготовки учащихся – сделать полный анализ, привести свои примеры отличий или сходства.

Учебная задача № 2, направленная на формирование читательской грамотности учащихся.

«Этот город – ровесник Новгорода, расположен на древнем торговом пути «из варяг в греки», этот город веками служил щитом Московского государства, щитом России. Построенная в XVI веке грозная крепость города заслужила название «каменного ожерелья земли Русской». Как верный страж Москвы и Руси на путях с запада, город называли «ключом России». Не раз его разоряли враги, но он поднимался из пепла, заново отстраиваясь и возрождаясь. Недаром на старом гербе города была изображена птица феникс – символ возрождения.

Сильно пострадав в годы Великой Отечественной войны, он реконструируется в соответствии с генеральным планом, в основу которого положена его исторически сложившаяся планировка. Величественный много башенный кремль, чудом уцелевшие в огне пожарищ памятники старой архитектуры XII века и постройки XVII- XVIII веков, памятники героям Отечественной войны 1812 года и героям Великой Отечественной войны формируют его неповторимый облик.

Хорошо известен он и как город-труженик. Здесь имеются предприятия машиностроительной, полиграфической, легкой и пищевой промышленности.»

Первый уровень читательских умений

1. По описанию это город:

2. Этот город находится в экономическом районе:

3. Город расположен на реке:

Б) Западная Двина

1. О каком городе РФ идет речь?

2. Почему говорят — этот город расположен на древнем торговом пути «из варяг в греки»?

3. Какие аргументы служат в пользу высказывания «ключ России»?

4. Чем, на ваш взгляд, неповторим этот город?

Чтобы верно ответить на предложенные вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст, достаточно иметь общие представления о географии.

Второй уровень читательских умений

1. Какого Новгорода является ровесником Смоленск, и почему?

2. Почему этот город веками служил щитом Московского государства, щитом России?

3. Под руководством русского зодчего Федора Куня была построена крепость — «каменное ожерелье земли Русской», почему применимо такое описание? Кого она защищала?

4. С кем была Отечественная война 1812 года, памятники каким героям в этой войне есть в Смоленске?

5. Объясните, почему необходимо было сохранить историческую планировку города после ВОВ?

6. Какие символы на гербе Смоленска, в настоящее время?

Данный вид заданий предполагает возможность интегрирования и интерпретации прочитанного. Ученикам дается возможность предоставить информацию, которая не сказана напрямую в тексте. Выявляются умения учащихся отличать в тексте главное, от второстепенного. Развитие способностей к проведению аналогии.

Третий уровень читательских умений?

1. Можно ли ограничиться выше предложенным описанием города Смоленска?

2. Достаточно ли оно для характеристики города в Центральной России?

3 Можете ли предложить свою «версию текста», описывающую город Смоленск?

Данные задания предполагают осмысление учащимися прочитанного в тексте, сопоставляя с имеющимся опытом или багажом знаний в других научных областях.

Учебная задача №3 , направленная на речевое развитие учащихся.

Региональная география «Приморский край» 8-9 класс

Пользуясь картами атласа «Приморский край», проанализируйте, какие утверждения о географическом положении озера Ханка являются верными.

1. Расположено в 200 км к северо-северо-востоку от г. Владивостока.

2. Расположено в 300 км к северо-востоку от г. Владивостока.

3. Северная треть озера принадлежит Китаю.

4. Северная часть озера находится в пределах Китая.

5. Границы угодья находятся в стадии пересмотра и переутверждения.

6. Находится примерно между 44° и 46° с.ш., 132° и 134° в.д.

7. Находится в умеренных широтах.

8. Площадь водного зеркала варьирует от 5000 км2 до 4000 км2.

9. Длина озера варьирует от 90 до 67 км.

Чтобы выполнить предложенные задания, ученикам необходимо соотнести содержание суждения, выбрав нужную карту, установить пространственные взаимосвязи. Убрав нумерацию, получится текст – возможный монологический ответ по карте, включая некоторые базовые уточнения (координаты и границы).

1. «Узнай название географического объекта Приморского края по описанию»

Человек, внёсший в открытие, описание и развитие края большой вклад. Он был генералом-губернатором Восточной Сибири. Обходя на корабле берега залива Петра Великого, он обратил внимание на хорошо укрытую бухту. Генерал-губернатор предложил назвать её Золотым Рогом и приказал основать на берегах бухты военный пост, который назвал Владивостоком. Моряки, открывшие этот полуостров, решили назвать его именем генерала-губернатора. На этом полуострове находится г. Владивосток, а в нём и одноименная улица ( Полуостров, улица Муравьева-Амурского во Владивостоке.)

В честь этого героя гражданской войны на Дальнем Востоке, сожжённого японцами в топке паровоза названы. Поселок, остановка транспорта, ул., район. (ЛАЗО)

Эта река, впадающая в залив Ольги, названа так в 1857 году экипажем пароходокорвета «Америка» в честь архимандрита, видного ученого-китаеведа, дипломата. Она впадает в Японское море – это восточная граница Приморского края. (Река Аввакумовка.)

Этот Залив был открыт 15 июля 1857 г. экспедицией адмирала Е.П. Путятина на пароходокорвете «Америка». Он был, назван в честь великого князя Киевского Владимира Святославовича, память которого Церковь отмечает 15 июля. (Залив Владимира. )

Этот залив находится Южнее залива Владимира. Залив был открыт в 1855 году экспедицией английских кораблей «Винчестер» и «Барракута» и назван – Портом Михаила Сеймура, по имени английского адмирала. Первым русским судном, вошедшим в этот залив, был пароходокорвет «Америка». Это событие произошло 14 июля 1857 г., вскоре после праздника Святой Ольги, поэтому экипаж судна назвал залив в честь великой Киевской княгини. Память о святой на карте Приморья хранит поселок и хребет на восточных склонах Сихотэ-Алиня.( Залив, посёлок и хребет Ольги.)

Этот остров в архипелаге Императрицы Евгении в заливе Петра-Великого Японского моря, в 20 км к югу от Владивостока и в 0,5 км к юго-западу от о. Русский, от которого отделён проливом Старка. Назван в честь адмирала Андрея Александровича .

Эта бухта, вдается в восточный берег залива Стрелок. До 1972 года бухта называлась — Тинкан. В 1972 году переименована в честь командира крейсера «Варяг» участника Русско-Японской войны 1904-05гг.. (Бухта Руднева).

Чтобы выполнить предложенные задания, ученикам необходимо соотнести содержание суждения, найдя нужный объект на карте, установить пространственные взаимосвязи. Знания из курсов истории, географии, литературы, ОПК, позволят учащимся посмотреть и проанализировать географический объект с разных точек зрения.

Подобные задачи доступны для решения учащимся разного уровня подготовки.

Можно предложить более сложную учебную задачу.

Прочитайте речь главы города Сочи — Анатолия Пахомова (2014 г), с которой он обратился к корреспондентам СМИ РФ.

«Наш город – это районы, села, улицы, дворы и, в первую очередь, люди. В нашем городе в мире и согласии живут более 100 национальностей. К нам приезжают тысячи людей, чтобы отдохнуть на море и оздоровиться, но теперь Сочи стал еще и одним из главных горнолыжных курортов страны. Все изменения, которые происходят в городе, направлены на то чтобы Сочи стал комфортным, а его жители были здоровыми и счастливыми.»

1. К какому по назначению виду вы отнесете речь главы города Сочи?

2. Что утверждает или о чем сообщает А. Пахомов?

3. Проанализируйте содержание речи:

— С точки зрения научности, информационности.

4. Насколько на ваш взгляд убедительна речь выступающего?

5. Какие логические доводы он приводит в своем выступлении?

6. Какую бы вы произнесли речь о Сочи (2014), имея на это все основания?

Обучающие задачи по географии

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Материалы для организации дистанционного обучения. География (5-9 классы)

Класс

Название урока

Ссылка на учебные материалы

География: древняя и современная наука

География в современном мире

География в древности

Географические знания в древней Европе

География в эпоху Средневековья: Азия, Европа

Открытие Нового Света

Эпоха Великих географических открытий

Открытие Австралии и Антарктиды

Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»

Изображения земной поверхности

Способы изображения неровностей земной поверхности

Стороны горизонта. Ориентирование

Составление плана местности

Параллели и меридианы

Географические информационные системы

Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Осевое вращение Земли

Орбитальное движение Земли

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»

Земная кора и литосфера

Внутренние силы Земли

Внешние силы Земли

Деятельность человека и рельеф

Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли»

Гидросфера – водная оболочка Земли

Воды Мирового океана

Реки – артерии Земли

Озёра, подземные воды, ледники

Болота. Каналы. Водохранилища

Человек и гидросфера

Строение и состав атмосферы Земли

Тепло в атмосфере

Влага в атмосфере

Атмосферное давление и ветер в атмосфере

Погода и климат

Атмосфера и человек

Биосфера – земная оболочка

Биосфера и человек

Географическая оболочка Земли

Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы

Географическая оболочка Земли

Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера – оболочка жизни»

Материки и океаны на поверхности Земли

Сколько людей живет на Земле?

Народы, языки, религии мира

Страны мира. Историко-культурные регионы мира

Хозяйственная деятельность людей. Городская и сельская местность

Рельеф Земли. История формирования рельефа Земли

Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли

Распределение температуры, осадков и поясов атмосферного давления

Северный Ледовитый океан

Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности

Географическое положение Африки и история исследования

Особенности природы Африки. Районирование Африки. Население Африканского континента

Географическое положение, история исследования. Рельеф и полезные ископаемые Австралии

Особенности природы Австралии и Океании. Население Австралии и Океании

Австралийский союз. Самоа

Характеристика природы Антарктиды. Освоение материка человеком

Географическое положение и история исследования Южной Америки

Особенности природы Южной Америки. Природные районы материка: равнинный Восток, Анды

Население Южной Америки. Страны Южной Америки: Бразилия

Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки

Особенности природы Северной Америки. Равнинные районы Северной Америки. Горы Северной Америки

Природные зоны Северной Америки

Освоение человеком материка. Страны Северо-Американского континента: США

Географическое положение и история исследования Евразии

Особенности природы Евразии. Районы Евразии: западная часть Европы. Северная, Средняя и Южная Европа

Внутренние воды Евразии

Природные зоны Евразии

Человек на территории Евразии

Географическое положение. Россия в мире

Моря. Особенности природы морей

Границы России. Размеры территории. Часовые пояса

Районирование – основной метод географических исследований. Административно-территориальное устройство России

Часовые пояса и зоны России

Освоение и изучение территории России

Природные условия и ресурсы. Формирование земной коры на территории России. Рельеф

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов и внешних процессов

Современный рельеф России

Земная поверхность и климат. Воздушные массы и их циркуляция

Распределение температуры воздуха по территории России. Распределение осадков и увлажнения по территории России

Климатические пояса и области

Климат и человек

Внутренние воды России. Реки

Озёра, водохранилища, болота

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Вода и человек

Водные ресурсы в жизни человека

Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек

Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек

Земельные и почвенные ресурсы России. Охрана почв

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре

Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон

Природа лесостепей и степей. Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Минеральные ресурсы и их использование. Земная кора и человек

Русская равнина. Рельеф

Климат Русской равнины

Внутренние воды Русской равнины

Южные моря России

Моря Северного Ледовитого океана

Горы Южной Сибири

Дальний Восток: Камчатка, Сахалин, Курильские острова

Дальний Восток: Чукотка, Приамурье, Приморье

Моря Тихого океана

Охрана природы и особо охраняемые территории

Численность населения. Почему снижается численность населения. Мужчины и женщины. Молодые и старые

Численность населения России

Миграции населения. География миграций

Географии рынка труда России

Народы. Языки. Религии

Города России. Урбанизация

Экономическая и социальная география в жизни современного общества

Особенности хозяйства России

Административно-территориальное устройство Российской Федерации

Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство

Пищевая и лёгкая промышленность. Агропромышленный комплекс

Топливно-энергетический комплекс. Газовая промышленность. Нефтяная промышленность. Угольная промышленность

Чёрная металлургия. Цветная металлургия

Транспорт. Железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт

Связь. Наука и образование

Территориальное (географическое) разделение труда

Особенности хозяйства России

Географическое положение и особенности природы Европейского Севера. Население Европейского Севера

Хозяйство Европейского Севера

Географическое положение Европейского Северо-Запада. Особенности природы Европейского Северо-Запада. Население и хозяйство Европейского Северо-Запада

Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства

Калининградская область: рекреационное хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства

Географическое положение и природа Центральной России. Население Центральной России

Читать еще:  Оценка бизнеса обучение
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector