Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы обучения слепых детей

Методы обучения детей с нарушением зрения

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения непосредственно чувственных и словесных систем связей. Поэтому для глубокого усвоения знаний детьми рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом, чтобы знания служили руководством к действию, а словесные приемы обучения при этом играли регулирующую, направляющую роль и способствовали коррекции нарушенных функций.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространенных словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ учителя, работа с учебником, печатными текстами и иллюстрациями, письменные и устные самостоятельные работы, учебные радио- и телепередачи, «говорящие» книги, школьные лекции, встречи учащихся с замечательными людьми.

Беседа как важный источник получения знаний предусматривает целенаправленный подбор вопросов, адресующихся главным образом к мыслительной деятельности учащихся. В беседах рассматриваются причинно-следственные связи, логико-дидактические основы изучаемого материала, обобщение полученных знаний. Учитель следит за тем, насколько правильно учащиеся пользуются словом, приемами доказательного мышления, терминологией, усвоены ли основные выводы, законы, правила, умеют ли они применять приемы образной речи.

Рассказ учителя как один из словесных методов обучения применяется при изучении многих тем. Он предусматривает правильный подбор фактического материала, изложение его в строгой логической последовательности с четким разделением на части. В рассказе приводятся строго достоверные факты, предусматривается идейная направленность, используются последние достижения науки, их связь с жизнью. Большое внимание уделяется работе с учебником, печатными текстами и иллюстрациями. В настоящее время все учебники для слепых и слабовидящих издаются со специально подобранными или адаптированными иллюстрациями и дидактическим материалом. Учитывая, что учебники для слепых и слабовидящих отличаются от учебников массовой школы, следует в самом начале работы ознакомить учащихся с построением этих учебников.

Наглядным методам обучения слепых и слабовидящих уделяют особое внимание. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

В массовой, школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. В школах для слепых и слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрируемые предметы, процессы и явления.

Учащиеся вынуждены длительно рассматривать предметы. Поэтому в школах для слепых и слабовидящих широко используют разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому учащемуся самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения. Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной наглядно-практической деятельности.

Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.

Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях (картинах, скульптурных изображениях и т. п.), способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевые переживания, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Увидеть при глубоко неполноценном зрении, представить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, значит вызвать глубокое эмоциональное переживание радости. Познание физических, химических, биологических и других закономерностей в технике и природе требует комплексного подхода к изучению основ наук, уяснению целостной картины мира. Это недоступно при чисто словесных методах обучения. Действенное изучение учебного материала выдвигает новые задачи учебного познания, требующего активного творческого отношения учащихся к изучаемым процессам и явлениям. Это возможно, в частности, путем создания эргономических условий и разработки технических средств, расширяющих познавательные возможности детей.

Литература

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: http://pravovybora.org/ru/literatureforparents/269

2. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с. [Электронный ресурс]: http://textarchive.ru/c-1073485-pall.html

3. Классификация детей с нарушениям зрения.[Электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/09/klassifikatsiya-detey-s-narusheniyam-zreniya

4. Содержание и методы обучения .[Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/13_139369_soderzhanie-i-metodi-obucheniya.html

5. Создание специальных условий для детей с нарушением зрения. [Электронный ресурс]: https://infourok.ru/sozdanie-specialnih-usloviy-dlya-detey-s-narusheniem-zreniya-425384.html

6. Специальное образование лиц с нарушениями зрения. [Электронный ресурс]: https://studopedia.ru/7_98565_spetsialnoe-obrazovanie-lits-s-narusheniyami-zreniya.html

7. Хитрюк, В.В. Основы дефектологии: учеб. пособие / В.В. Хитрюк. – Мн.: Изд-во Гревцова, 2009. – 280 с.

Приложение 1

Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)

Приложение 2

Список специфических средств обучения и коррек­ции незрячих и слабовидящих.

Учебно-воспитательный процесс в специальной школе предпо­лагает использование:

• учебники, учебные пособия, социально-экономическая, поли­тическая, художественная, научно-популярная, музыкальная лите­ратура, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируемые рельеф­ными рисунками, чертежами, схемами;

• для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются посо­бия, сочетающие рельефную и цветную печать;

• для слабовидящих широко используются специальные учеб­ники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными ил­люстрациями;

• тифлотехнические средства компенсации нарушенных функ­ций зрительного анализатора, в основе которых лежит преобразова­ние (перекодирование) визуальной информации в сигналы, доступные для восприятия посредством слуха и осязания (сохранными анализаторами);

• оптические средства коррекции: лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличива­ющие аппараты (эпи- и диапроекторы);

• специальные замкнутые телевизионные системы, позволя­ющие осуществлять фронтальные методы обучения;

• светотехнические средства в виде светозащитных корригиру­ющих линз из цветного стекла или бесцветного стекла с покрытием;

• различные по сложности технические устройства и при­способления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения, грифели и приборы для ручного письма по системе Брайля, специальные пишущие машинки для незрячих про­граммистов, специальные приборы для рельефного черчения и рисования;

• «говорящие» книги — тиражированные на звуковоспроизводя­щих носителях записи книг;

• специальные виды тренажеров, звуковые мишени, звучащие мячи и т.п.

Особенности обучения слепого ребенка

Ольга Шабанова
Особенности обучения слепого ребенка

Особенности обучения слепого ребенка.

Каким образом можно организовать процесс обучения слабовидящих детей и детей с глубоким нарушением зрения, чтобы он приводил к формированию полных представлений об окружающем его мире?

Восприятие слепого ребенка базируется на тактильно-осязательном и слуховом способах познания, а обучение строится на основе использования рельефно-точечной системы Брайля.

Но слепые дети младшего возраста еще не владеют приемами перцептивных действий, они испытывают трудности в нахождении основных частей даже знакомых им предметов, игрушек, это затрудняет построение целостного образа предмета. Использование метода наглядности в обучении слепых детей, способствует формированию представлений об окружающих предметах.

Наряду с несовершенством осязательных приемов обследования предметов у слепого человека имеются трудности и в пространственной ориентировке.

У ребенка в условиях дефицита сенсорной информации снижается двигательная активность и часто взрослые и сам ребенок,направляют усилия на развитие его речи: читают детские книги, разучивают стихи, тем самым компенсируется развитие через использование речи. В результате развитие ребенка становится дисгармоничным, а знания об окружающем носят формальный характер. Поэтому в первую очередь нужно уделять большое внимание развитию предметной деятельности. Это длительный и трудоемкий процесс. Обучающие задания должны вводиться последовательно и включать преемственность.

Низкий уровень развития пространственной ориентировки снижает эффективность обучения детей со зрительной патологией. Чем раньше начинается развитие ориентировки в пространстве у ребенка с нарушением зрения, тем эффективнее проходит общая реабилитация и подготовка к жизни такого ребенка.

Развитие навыков пространственной ориентировки осуществляется как на уроках русского языка, математики, физкультуры, технологии, так и на специальных занятиях ориентировки в пространстве.

Уроки физической культуры способствуют формированию навыков ориентировки в различных направлениях среди окружающих предметов.

На уроках трудового обучения дети учатся определять форму, величину предметов, их местоположение.

При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению, с плоскими и объёмными формами.

У слепых обучающихся начальной школы на всех уроках формируются элементарные пространственные навыки работы с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на столе.

Читать еще:  Обучение во франции на английском бесплатно

Слепые дети младшего возраста проявляют большое желание научиться самостоятельно передвигаться и все зависит от тех условий, в которых будет развиваться ребенок. Обучение предполагает использование дифференцированного подхода к обучающимся, учитывать возраст, физическое и психическое развитие.

Важно сформировать у ребенканавыки самостоятельной ориентировки в большом пространстве: территория вокруг школы, игровая площадка у дома. Человеку с нарушением зрения нужно знать, куда он идет, где он находится в каждый момент движения, то есть нужно уметь контролировать свой путь. Таким техническим средством является «Белая трость». При обследовании конкретного маршрута, необходимо научить ребенка технике ходьбы с тростью и одновременно использовать осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры.

Особенности обучения и воспитание детей раннего возраста Задачи исследования: Изучить теоретические основы и аспекты: а) методика по изобразительной деятельности; б) методическая литература для.

Особенности обучения Лего-игре детей с ОВЗ При проведении обучения конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО умственно отсталых дошкольников необходимо учитывать следующее:.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Мультимедийная консультация для родителей «Игрушка и ее роль в воспитании слепого дошкольника» Консультация создана с помощью программы.

Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье «У Вас будет ребенок». Особенности адаптации усыновленного ребенка в семье. Социальный педагог ОКУЗ СДР Котова И. С. В статье отражена.

Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.

Особенности обучения дошкольников с нарушением интеллекта Особенности обучения дошкольников с ОВЗ (нарушение интеллекта) Специфика обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальной.

Особенности ребенка с задержкой психического развития 1. Темп психического развития Темп психического развития степень быстроты личностных изменений человека. Психика постоянно изменяется.

Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.

Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ 3.3

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

«ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО ПРОГРАММЕ 3.3»

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие ФГОС для детей с ОВЗ не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

Для детей со зрительными нарушениями школьное образовательное пространство должно быть, прежде всего, комфортным. «Комфорт» — от анг. слова переводится как поддержка, укрепление. Под «комфортностью школьных условий» понимают условия обучения и воспитания, при которых ученик развивается и чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимости защищаться. Комфортность условий в школе – интернате для детей с нарушениями зрения складывается из учёта многих факторов. Говоря о разнообразии форм, методов и средств обучения детей в школах — III-IV вида следует отметить, что они напрямую зависят от глубины зрительного дефекта и сопутствующих заболеваний.

В работе со слепыми детьми, имеющие интеллектуальные нарушения используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. При проведении урока с детьми, которые имеют тяжелые зрительные нарушения, необходимо использовать специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе компьютерные технологии, использование специальных наглядных и технических средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала.

Для успешного обучения и воспитания слепых детей с легкой умственной отсталостью необходимо учитывать такие факторы, как:

— глубина патологии основных зрительных функций

— течение заболевания органа зрения

— офтальмо-гигиенические требования к условиям обучения

— положение ребенка в семье (игнорирование дефекта и его последствий; гиперопека; понимание и учет особенностей развития ребенка и т. п.)

— характер, тяжесть вторичных отклонений в развитии и др.

Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая — образовательная, вторая — игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей психофизического здоровья детей класса. При этом на всех занятиях обязательно учитывается: степень выраженности интеллектуального нарушения, форма ДЦП, структура двигательного нарушения, особенности психической деятельности и соматическое состояние обучающихся. Обучающие, имеющие сложные нарушения умственного и физического развития, как правило, имеют целые «букеты» заболеваний и каждый педагог, работающий с ними должен знать, учитывать это. Поэтому нужно работать в тесном контакте с родителями, учитывая рекомендации и врача-невропатолога.

Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Методы обучения детей с глубокими нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения (словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и другие), так и специальны е, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей. Так, при первоначальном обучении обращается внимание на преодоление нарушенного соотношения чувственных и словесных систем связей, поэтому рекомендуется сочетать при объяснении учебного материала слово, образ и практическое действие .

Обучение проводится с применением специальных методов и направлено на достижение умственного и физического развития детей. Слепые дети обучаются чтению и письму рельефным шрифтом .

Обучение слепых детей решает и другую специфическую задачу — приобретение каждым ребёнком необходимого запаса достаточно чётких представлений о предметах окружающего мира, которые у зрячих детей имеются уже до поступления в школу. Это достигается проведением предметных уроков, большим числом экскурсий, применением специально изготовленных наглядных пособий.

Требования к подбору наглядности (предметов, моделей, игрушек)

для слепых детей:

А) гигиена (должны легко мыться),

Б) безопасность (прочная и не токсичная окраска, поверхность без зазубрин и выемок, не бьющиеся, без мелких съемных деталей).

В) соответствие реальным объектам (познание чрез осязание).

Г) озвученные и объемные (выпуклые и вогнутые),

Д) разной формы, величины, материала и т.п (познание комплекса свойств).

Важную роль в развитии познавательных способностей слепых играют словесные указания, пояснения учителя, направляющие их осязательные или слуховые восприятия; у слепого ребёнка постепенно формируются представления и понятия о недоступных его непосредственному восприятию вещах. Многие сложные явления, познаваемые обычно с помощью зрения, при изучении математики и других учебных предметов, усваиваются слепыми обучающимися с помощью работ со специальными тифлотехническими приборами , доступными осязательному восприятию. Специальное оборудование (тифлотехника) позволяет, без участия зрения воспринимать такие явления, как прямая, ломаная, отрезок, вес и т. д.

У слепых детей, имеющих сопутствующие заболевания, нарушено абстрактное и логическое мышление, пространственная ориентировка, что вызывает особые трудности при изучении некоторых тем. Для урока делается подборка разнообразного, доступного и интересного материала, что активизирует у обучающихся познавательную активность и помогает повышать интерес к предмету.

Также уделяю особое внимание наглядным методам обучения (применение наглядных пособий, доступных восприятию тактильно), сочетаю фронтальные методы с индивидуальными. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта, путём формирования образов памяти. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и их уточнению.

В своей работе при обучении слепых детей с интеллектуальными нарушениями использую практический метод обучения — в целях усвоения знаний, обусловленного бедностью чувственного опыта.

На уроках чтения, окружающего мира использую словесные методы с использованием натуральных объектов, чучел животных, моделей фруктов и овощей, рельефной и тактильной наглядностью, разнообразный аудиоматериал.

Пробелы в чувственном опыте ребёнка значительно затрудняют формирование мыслительных операций. Память слепых детей с интеллектуальными нарушениями характеризуются меньшей продуктивностью в сравнении с нормой. Важно использовать многократное повторение (на каждом уроке) слов и фраз, что обеспечит лучшее их понимание, подготовит почву для дальнейшей работы по развитию речи.

Репродуктивные объяснительно — иллюстрационные методы также хороши для развития познавательных процессов детей, для этого подбирается много доступного, интересного тактильного дидактического материала во время учебного процесса.

На предмете «Окружающий мир» выходят на первое место практические методы обучения, которые способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношении человека к жизни. Большое значение при изучении окружающей среды имеют экскурсии. Глубокое поражение органа зрения значительно ограничивает чувственные познания. Нестандартные типы уроков (уроки-исследования, уроки-путешествия и другие) помогают следовать одной из главных задач для педагога — привить интерес к предмету. Они дают возможность не только активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Читать еще:  Заочное обучение в германии

Выпадение зрения приводит к обеднению чувственного опыта детей. Для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса) , развивать восприятие с опорой на дефектное зрение, память и логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать. Развитие компенсаторныхвозможностей способствует преодолению отрицательных последствий нарушения зрения.

Большое значение для развития представлений и понятий о внешнем мире имеют занятия лепкой , складывание фигур из мозаики и кубиков, ощупывание изображений, вырезанных из картона или плотной бумаги.

Таким образом, в системе воспитания и обучения слепых детей важным является не только формирование у них большого количества реальных представлений, но и создание целостной концепции, обобщенной системы знаний о природе, мироздании, о системе социальных и моральных норм поведения в мире зрячих.

Тифлопедагогическая практика доказала, что при правильной организации дифференцированной работы с использованием специальных методов, приемов и средств, создаёт комфортные условия обучения, помогает детям с нарушением зрения овладеть адаптивными способами социально-бытовой и пространственной ориентировки, преодолеть все трудности обучения и адаптироваться в обществе.

Методика обучения слабовидящих и незрячих детей математике

ГКБС(К)ОУ школа-интернат для слабовидящих и незрячих детей

Методика обучения слабовидящих и незрячих детей математике.

г. Пермь, Пермский край

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для незрячих детей (III вид) воспитываются и обучаются незрячие или слабовидящие дети (зрение от 0,04 и ниже). Приоритетной задачей учителей, работающих с такими детьми, является сохранение и максимальное развитие остаточного зрения. Компенсация слепоты осуществляется за счет сохранных анализаторов. В основе системы обучения слепых и слабовидящих детей лежит рельефно-точечный шрифт Брайля.

Тотально слепые дети пользуются тактильно — кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в жизненном пространстве. Несмотря на полную или частичную потерю зрения, учащиеся школы для слепых и слабовидящих детей получают образование в том же объеме, что и учащиеся массовых школ. Следует отметить, однако, что условия, в которых проводится это обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, и сам характер обучения имеют весьма существенные отличия и свою специфику. Одной из целей изучения математики в школе, помимо овладения системой математических знаний и умений, необходимых в дальнейшей жизни, является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств личности, необходимых человеку для интеграции в современное общество: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей. Учитывая специфику заболеваний наших детей, особую сложность представляет формирование и развитие пространственных представлений. Этот аспект интеллектуального развития учащихся в той или иной степени реализуется как на уроках общеобразовательных дисциплин (физике, химии, черчении и др.), так и на занятиях по коррекции. Но, конечно же, в основном формирование и развитие пространственных представлений происходит на уроках геометрии.
В начальной школе, во время уроков и на коррекционных занятиях, дети узнают об элементарных пространственных признаках ориентировки на микроплоскости (на тетрадном листе, плоскости стола, классной доски) и в большом пространстве (в пределах класса, школы и прилегающей территории). Ведущими по степени значимости для восприятия окружающего мира у незрячего ребёнка являются осязание и слух. Поэтому при развитии пространственных представлений у таких обучающихся необходимо опираться не только на слуховое восприятие, но и на осязание (мышечное ощущение), двигательное чувство, остаточное зрение.
Проблема формирования пространственных представлений напрямую связана с осуществлением принципа наглядности. В педагогической практике условно выделяют две формы наглядности: первичная (до получения знаний, заключается в показе объектов или их изображений) и вторичная (закрепление, при котором знания обучающихся конкретизируются, уточняются их представления и формируются необходимые знания).
При использовании наглядности важно учитывать возраст обучающихся, особенности и уровень развития личности, потенциальные возможности, а также степень тяжести поражения органов зрения, делая упор на индивидуальной работе на протяжении всего урока.
Одним из способов развития пространственных представлений на уроках геометрии является моделирование, когда ученики вместе с учителем готовят различные наглядные пособия из бумаги, картона, проволоки (макеты многоугольников и многогранников). Так же используются различные загадки. Наглядно представленный материал способствует развитию мыслительных операций и всей мыслительной деятельности учащихся с нарушениями зрения, тем самым обеспечивается переход от конкретного к абстрактному в процессе овладения математическими знаниями. Большие возможности дают наглядные средства для развития конструктивной деятельности учащихся (составление различных геометрических фигур по образцу и без образца).

Решению образовательных задач способствует использование различных наглядных средств не только на этапе ознакомления, но и при закреплении знаний, при формировании умений и навыков.

Практика обучения показывает, что при систематическом включении наглядных средств увеличивается самостоятельность учащихся, возрастает их активность, формируется положительное отношение к предмету. Данное обстоятельство является очень важным для обеспечения развития в процессе обучения личности слепого и слабовидящего.

Применение средств наглядности способствует решению одной из важнейших задач начального обучения математике — воспитательной. Наглядные средства способствуют формированию материалистического мировоззрения младших слепых и слабовидящих школьников. Непосредственно воспринимая множество предметов, пересчитывая число их элементов, объединяя или удаляя части множеств, учащиеся убеждаются в том, что такие математические понятия, как число, арифметическое, действие, геометрическая фигура взяты из окружающей жизни. Наглядно представленный числовой материал, характеризующий результаты выпуска той или иной продукции предприятиями города, района, страны, расширяет кругозор школьников с различными нарушениями зрения. Опыт работы специальных школ показывает значительное повышение интереса учащихся к предмету, если учитель привлекает на уроках при изучении различных там числовой материал, отражающий темпы развития народного хозяйства, подготовительную работу к проведению олимпийских игр, успехи в области космических исследований.

Основные виды наглядных пособий, используемых при обучении математике слепых и слабовидящих

1. Счетные палочки. Для индивидуального пользования счетные палочки необходимы как слабовидящим, так и слепым. Палочки особенно широко используются при формировании понятий о числе и арифметических действиях.

2. Набор объемных пособий — кубиков и других игрушек. В классах слабовидящих в отличие от нормально видящих для демонстрации следует использовать только большие кубики.

3. Наборные полотна с картонными трафаретами фигур овощей, листьев, фруктов, животных, птиц и других.

4. Фланелеграф. Фланелеграф представляет собой доску такого же формата, как и наборное полотно, обтянутую черной фланелью. Трафареты с наклеенными на обратной стороне небольшими кусочками наждачной, бархатной или промокательной бумаги, очень хорошо держатся на начесанной ткани. Удобно в целях экономии времени на уроках применять сразу несколько фланелеграфов, приготовив заранее на каждом из них соответствующие материалу урока задания.

5. Разрезные цифры и знаки математических действий для наборных полотен. Наборы разрезных цифр для демонстрационных и индивидуальных полотен дают возможность обучения самостоятельному пользованию средствами наглядности. Разрезные цифры в первом классе должны быть высотой не менее 12 см.

6. Сюжетные картины с прорезями. Для ознакомления с приемами устных вычислений и для решения задач используется, например, четкое изображение деревьев, тарелок, аквариумов, ваз и др. предметов. В прорези вставляются соответственно трафареты грибов, яблок, рыбок, цветов и других предметов.

7. Предметные картинки. Для учащихся с нарушениями зрения типографские предметные картинки можно дать в увеличенном виде силуэтом, цвет контрастный по отношению к фону. Как показывает практика, на черном фоне хорошо воспринимаются слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.

8. Плакаты. Специально изготовленные для восприятия учащимися с нарушенным зрением плакаты с названиями компонентов арифметических действий, примерами, уравнениями, со словами: уехали, улетели, подъехали, купили, подарили, осталось, стало, было, на, больше, меньше. Для решения типовых составных задач плакаты со словами: цена, количество, стоимость, скорость, время, расстояние, масса 1 ящика, число ящиков, общая масса и т. п. Плакаты должны быть изготовлены с расчетом на выставление их в наборных полотнах. Плакаты для индивидуального использования слепыми учащимися выполняются плоским и рельефно-точечным шрифтом.

Кроме этих средств, используются специальные таблицы, чертежи, счетные приборы. В классах слепых и слабовидящих используются счеты, арифметический ящик, абаки.

Читать еще:  Что является периодом обучения в институте

Как показывает практика обучения, применение указанных наглядных средств способствует накоплению опыта слепыми и слабовидящими учащимися в практическом оперировании с множествами предметов, без которого невозможно формирование основных математических понятий: числа, арифметического действия, геометрической фигуры. Одновременное использование демонстрационных и индивидуальных пособий дает возможность сделать действия с предметами средством наглядности, образцом при обучении способам действий учащихся с глубокими нарушениями зрения.

Статья «Средства и методы работы с незрячими детьми в условиях реализации ФГОС»

Средства и методы работы с незрячими детьми в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации ФГОС ДО мы ведём речь в первую очередь о необходимости создавать равные условия и возможности для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ежегодно мы наблюдаем тенденцию увеличения количества детей со сложными нарушениями в развитии. Старшую группу нашего детского сада посещают 4 ребёнка-инвалида по зрению (слепые и слабовидящие дети, имеющие сложные нарушения в развитии). Каждый из них требует особого внимания, средств, приёмов и способов обучения. Сегодня я хотела бы поделиться опытом своей работы.

В ДОУ разработана адаптированная основная образовательная программа, в которой представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика всех категорий детей и определён содержательный компонент. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, с учётом примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» и авторской парциальной программы для детей с нарушениями зрения под ред. Л.И. Плаксиной. Вместе с тем, в отношении детей со сложными нарушениями в развитии разрабатываются специальные индивидуальные программы развития (СИПР).

Спецификой адаптированной основной образовательной программы ДОУ является:

— непрерывность основного коррекционно-образовательного процесса;

— охрана и укрепление здоровья воспитанников;

— коррекция зрительных функций;

— сохранение, поддерживание индивидуальности;

Всеми специалистами детского сада реализуется комплексный, клинико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ.

В работе педагогов соблюдаются индивидуальный и дифференцированный подходы, включающие различные формы и методы работы с детьми с НЗ.

Слепые и слабовидящие дети наряду со всеми детьми принимают активное участие во всех видах детской деятельности: познавательной, игровой, физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и других.

Обучение слепых и слабовидящих дошкольников пространственной ориентировке включает в себя:

-формирование потребности в самостоятельной ориентировке и передвижении;

-преодоление страха пространства и неуверенности в собственных силах;

-овладение навыками ориентировки в схеме собственного тела;

-обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги).

Как уже было сказано предыдущим выступающим, слепой ребёнок посещает все коррекционные и общеобразовательные занятия. В связи с чем, на занятиях требуют к себе особого внимания. Так, в ходе обследования предметов или же разъяснения инструкции требуется значительно больше времени. Согласно модели обучения и воспитания слепых детей в нашем ДОУ узкие специалисты в лице учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога взаимозаменяют друг друга и сопровождают детей со сложными нарушениями в развитии на занятиях, подбирают и адаптируют с учётом возможностей детей разнообразный стимульный и дидактический материалы.

Важным в формировании компенсаторных навыков является включение во все виды деятельности сохранных анализаторов (осязание, обоняние, слух, проприоцептивная чувствительность – мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).

Осязание имеет для слепого и слабовидящего дошкольника исключительное значение, так как это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Тактильная чувственность позволяет качественно обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов педагог управляет действиями ребёнка, накладывая свои руки на руки ребенка или действуя способом «рука в руку», стоя за спиной у ребёнка.

1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.

2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.

Изначально дети очень избирательны в восприятии разнофактурных объектов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент необходимо заинтересовать ребенка или переключить внимание на другой вид деятельности (чтобы не сформировать негативное отношение, не отбить желание).

Вместе с тем, на занятиях физкультурно-оздоровительного цикла, в рамках коррекционной работы с детьми, мы формируем умение подошвами ног оценивать, определять, распознавать покрытия, качество напольной поверхности: коврики (ребристые, колючие, мягкие, шершавые), препятствия, ямы, бугры. Такие упражнения способствуют развитию восприятия пространства.

В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия окружающего пространства. В работе с детьми уделяется внимание слушанию голосов птиц, животных, звуков транспорта…Вместе с тем, детям предлагается сравнить как на одной и той же поверхности меняется звук предмета в зависимости от того, из какого материала он изготовлен (железо, дерево, ткань и т.д.).

Нарушения зрения отрицательно влияют на общее физическое развитие и состояние здоровья. У детей с НЗ снижена двигательная активность и общее функциональное здоровье.

Физическое воспитание осуществляется в форме утренней гимнастики, занятий, спортивных и подвижных игр.

На слайде вы можете видеть, как инструктор физической культуры в своей работе использует различные коррекционные приёмы и способы, комплексы упражнений, направленные на развитие мышечного тонуса и двигательной активности. На занятиях физической культурой присутствует музыкальное сопровождение, что задаёт дополнительное ритмичное оформление и тем самым облегчает ребёнку качественное выполнения упражнений. Упражнения выполняются ребенком изначально совместно с педагогом, а после формирования необходимых навыков ребёнок выполняет упражнения самостоятельно.

Опыт работы в детском саду для детей с нарушениями зрения, позволил сделать вывод, что музыкальные занятия носят занимательный характер, способствуют снятию двигательной скованности, вызывают наибольший эмоциональный отклик у детей, заинтересованность, радость.

Музыкально-ритмические упражнения, игры, хороводы и пляски позволяют ребенку с нарушениями зрения преодолевать трудности пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию.

Педагогами учреждения при активном участии родителей воспитанников, создаются различные дидактические игры и пособия, которые способствуют организации коррекционно-образовательной деятельности. Пособия разнообразны и направлены на развитие мелкой моторики и осязания, развитие навыков ориентировки на плоскости, развитие предметных представлений.

Также хочется определить важную роль конструктору Lego при работе с детьми с нарушениями зрения .

Использование конструктора LEGO в учебно-воспитательном процессе в работе с детьми со сложными нарушениями в развитии положительно влияет на:

развитие мелкой моторики, чему способствуют детали мелкого размера;

развитие мышления (анализ, синтез);

развитию математических представлений

развитие пространственной ориентировки;

развитие предметных представлений с использованием трёхмерных моделей LEGO окружающего предметного мира;

подготовка руки ребенка к чтению и письму по системе Л. Брайля.

При подготовке к обучению грамоте слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста необходимо использовать пособия, облегчающие усвоение рельефно-точечной системы Луи Брайля. При этом пособия должны помогать этому процессу, а не замедлять его. Обучение проходит в игре. В ходе деятельности необходимо, чтобы работа с пособиями всегда велась двумя руками.

Так при ознакомлении слепого, слабовидящего ребенка с шеститочием в своей работе мы используем работу с кирпичиками «LEGO» размерами 2х3. Данный кирпичик очень похож на прибор «Брайлевское шеститочие». Ребенок по словесной инструкции педагога размещает кирпичики 1х1 на поверхности кирпичика 2х3. После чего может повторить выкладку на аналогичном кирпичике. Или самостоятельно придумать выкладку и скопировать ее.

Данный метод копирования выкладки в дальнейшем послужит знакомством с таким прибором, как Брайлевская строка.

Также благодаря конструктору легко можно строить макеты, лабиринты и многое другое, что повысит интерес воспитанника и способствует развитию ребёнка.

Рисование, лепка, аппликация – основные виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и восприятия детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции компенсации зрительной недостаточности.

На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков выполнения задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей ребенка, его зрения и общего развития.

Для того чтоб дать детям полноценную возможность проявить свои художественные возможности, мы придумываем различные способы и приемы рисования, такие как: рисование пухлыми красками, рисование на фольге, рисование методом обкалывания, пластилиновая живопись и другое

Мне хочется выразить большую благодарность руководителю, коллегам, узким специалистам, воспитателям, помощникам воспитателей, родителям, т.к. сплоченность, тесное сотрудничество и взаимодействие, единая цель которую каждый из нас преследует, позволяет нашим воспитанникам чувствовать себя успешными, самостоятельными и конкурентоспособными.

Свое выступление мне хочется завершить следующими словами: «Мы не учим их – мы создаем условия, в которых они учатся» (Сеймурт Пейперт).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector