Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дуальное обучение в россии

Информационно-аналитический журнал

Проблема дефицита рабочих кадров – одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест­но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Материал опубликован в журнале №88 от 30.06.2016.

Проблема дефицита рабочих кадров – одна из самых актуальных на сегодня. Ее решение, как извест­но, лежит в сфере взаимодействия органов государственной власти, работодателей и профессиональных образовательных организаций.

Совершенствование модели подготовки рабочих кадров с учетом реальных потребностей экономики – цель проекта 1 Агентства стратегических инициатив (АСИ), реализуемого с ноября 2013 года совместно с Минобрнауки РФ, Минэкономразвития РФ и другими министерствами при методической поддержке Федерального института развития образования (ФИРО). Одной из основных задач проекта является разработка, апробация, внедрение и распространение в пилотных регионах моделей дуальной системы образования – на данный момент самого перспективного направления в подготовке специалистов для реального сектора экономики, ориентированного на международные стандарты качества.

Системное взаимодействие

Анализ деятельности в рамках проекта, завершающегося в этом году, и некоторые его итоги были озвучены ведущим научным сотрудником Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Е.Ю. Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни» 2 , организованном Ассоциацией руководителей образовательных организаций. Журнал «Аккредитация в образовании» – постоянный информационный партнер ассоциации.

Один из первых выводов – профессиональное образование и сфера труда становятся партнерами, которые уже не могут существовать друг без друга, и системные преобразования социальной и экономической сфер невозможны без взаимоответственного сотрудничества заинтересованных сторон.

Возьмем, например, предстоящий мониторинг качества подготовки кадров СПО, в котором, очевидно, среди показателей будут фигурировать и данные, касающиеся дуального обучения. Так как в связи со специфическими особенностями модель дуального обучения не может быть организована только силами профобразования, необходима поддержка администрации региона, структур, отвечающих за профориентацию, независимую оценку, и, конечно, работодателей. Другими словами, «снятие показаний» в процессе мониторинга только с профессиональных образовательных организаций будет некорректным, хотя, безусловно, практика учреждений СПО в современных условиях становится действенным инструментом формирования и распространения инноваций.

Что касается предполагаемых, виртуальных критериев мониторинга, которые могут быть связаны с дуальным обучением, они характеризуют особенности дуального образования в целом и сложность его внедрения в реальном, а не имитационном виде 3 . Например, наличие такого важного критерия, как создание мотивации студента к профессиональной деятельности и добровольному закреплению на рабочем месте, возможно только в соответствующих условиях, формируемых как на региональном уровне, так и со стороны работодателя и профессиональной образовательной организации.

​«Профессиональное образование становится зеркалом экономики. В связи с этим важно понимание, что сферам труда и образования необходимо ответственное, заинтересованное, мотивированное отношение друг к другу».

Из выступления ведущего научного сотрудника Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО Екатерины Есениной на вебинаре «Дуальное образование: от проекта к жизни»

Эксперты подчеркивают, что достижение этого и других критериев возможно исключительно в рамках системного подхода на федеральном и региональном уровнях в части изменения подходов к стандартизации и разработке программ, мотивации сторон взаимодействия и подготовки педагогических кадров, в том числе и наставников на предприятиях. В этом направлении предстоит серьезная работа, а некоторые субъекты РФ уже имеют положительный опыт преобразований.

В пилотных регионах дуальное обучение достаточно успешно реализуется, прежде всего, на базе одиннадцатых классов, когда есть возможность допускать на рабочие места совершеннолетних студентов, проводить производственный и квалификационный экзамены, и это неслучайно. В России пока не готовы к обучению несовершеннолетних в формате тех же Германии и Австрии, где именно предприятие принимает студентов на обучение и несет основную ответственность за образовательную программу.

Тем не менее в нашей стране работа с несовершеннолетними обучающимися все-таки проводится на основе прохождения студентами учебной практики за пределами реального производства при участии структурного подразделения одной из организаций: колледжа, предприятия, регионального центра или отдельного юридического лица. Основная задача заключается в налаживании конструктивного взаимодействия между организациями и их педагогическими кадрами, которые действовали бы в единой логике, предъявляли единые требования к обучению и опирались на виды работ, необходимые для получения студентами соответствующей квалификации.

Многие пилотные регионы организовывают процессы обучения таким образом, чтобы на предприятие студент попадал на втором или третьем курсе, но при этом работодатель очень активно участвует в его подготовке изначально. На первом-втором курсах из числа работодателей привлекаются преподаватели, выстраивается единая программа обучения, которая позволяет студенту быть готовым к выполнению реальных заданий на рабочем месте, продумываются и формы организации практики, когда обучение проходит в малых группах и иногда индивидуально.

В целом построение дуальной системы образования на региональном уровне требует соблюдения ряда условий, которые зачастую могут выполняться только с участием работодателей, администрации, структур, которые становятся координаторами взаимодействия разных сторон, а также структур, отвечающих за профориентацию и независимую оценку качества подготовки обучающихся.

Проблемные зоны

Как отмечалось ранее, некоторые крупные регионы уже преуспели в создании климата, благоприятного для развития дуального образования. При этом в ряде субъектов речь пока идет только о дуальном обучении, а не о целостной системе. Причин тому несколько, и одна из них заключается в отсутствии координатора взаимодействия сторон, слабой вовлеченности администрации региона в процесс построения такой образовательной модели. Даже если работодатель и образовательная организация находят возможность выстроить договорные отношения, то таковые могут быть достаточно успешными, но система подготовки кадров на уровне региона практически не складывается.

Наряду с этим специалисты проекта отмечают сложности с нормативно-правовым обеспечением сетевой формы реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в аспекте нюансов оформления договора. В данный момент экс­перты АСИ, Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Мин­обрнауки РФ и ФИРО решают эту проблему. Предполагается, что в ближайшее время будет подготовлено совместное информационное письмо.

Прорабатывается вопрос и о возможности участия организации работодателя в проведении учебной и производственной практики не как части образовательной программы, так как в ней существуют профессиональные модули и практика является их неотъемлемым элементом. Эксперты решают, каким образом в данном случае называть документы о взаимодействии и что должно быть в структуре этого документа в обязательном порядке, с тем чтобы сотрудничающие стороны беспрепятственно могли говорить о сетевой форме реализации образовательной программы.

Еще одна проблемная зона – индивидуальные учебные планы студентов, которые в реальной практике слабо используются образовательными организациями, считающими их обременительными. Вместе с тем задается вопрос: обязательно ли заключать ученические договоры со студентами индивидуально, если они единой группой отправляются на одно и то же место практики?

Ученический договор с нормативной точки зрения является приложением к трудовому, при этом еще возможен договор в рамках организации целевого обучения. Пилотные регионы разрабатывали свои ученические договоры, в том числе и трехсторонние, с участием родителей для несовершеннолетних студентов, но на данный момент подобные документы явля­ются лишь проектами и могут заключаться исключительно по желанию сторон. Преимущество ученического договора – в выстраивании индивидуальной программы обучения, так как приложением к нему становятся виды работ, которые выполняет студент или группа обучающихся, а отделы технического обеспечения на предприятиях часто используют такие документы в непосредственной работе с инструкторами производственного обучения и наставниками на рабочем месте.

Немаловажно обеспечить независимую оценку образовательного процесса и результатов обучения. Промежуточная или итоговая аттестации не то же самое, что независимая оценка квалификации, и если принципы независимости и объективности не будут закладываться в работу образовательных организаций изначально, то бесполезно будет говорить о формировании и оценке квалификации.

Мониторинг потребностей в профессиональных компетенциях педагогических кадров образовательных организаций и наставников на производстве, планирование стажировок, определение результатов и контроль их достижения – эти вопросы также нуждаются в серьезной проработке. Ключевым условием совершенствования профобразования являются сами кадры, точнее – команда, в которую входят представители сферы труда и образования, готовая вникать в нормативные и методические нюансы, нацеленная на проектирование образовательного процесса и получение определенного результата. Следует отметить и такие слагаемые успеха, как формирование практикоориентированной образовательной среды (на предприятии – корпоративной культуры), которая мотивирует человека к собственной деятельности, организация самостоятельной работы студентов, подразумевающая реалистичное количество часов, сопровождение профессионального самоопределения студентов и ряд других.

Принципиально значимым для ликвидации указанных проблем может считаться процесс трансформации сознания. Участники проекта и представители крупных предприятий говорят о необходимости создания новейшей методики и дидактики профессионального образования и обучения, понимаемых как обновление, изучение исторического наследия, применение в современных условиях, осмысление реализуемой деятельности. Так, например, при подготовке студента очень важна практическая составляющая, но речь идет не только о решении узких профессиональных задач, но и о развитии профессиональноориентированного мышления, в рамках которого невозможно обойтись без общих компетенций, связанных с коммуникацией, способностью к образованию и самообразованию.

Читать еще:  Обучение слесарь электрик по ремонту электрооборудования

​Пилотные регионы, участвующие в проекте АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования»

  • Белгородская область
  • Волгоградская область
  • Калужская область
  • Красноярский край
  • Московская область
  • Нижегородская область
  • Пермский край
  • Республика Татарстан
  • Самарская область
  • Свердловская область
  • Тамбовская область
  • Ульяновская область
  • Ярославская область

Перспективное планирование

Формы и методы практикоориентированного профессионального образования могут быть весьма разнообразными. Однако главное здесь – построение устойчивой системы взаимодействия профобразования и сферы труда, дающей обучающимся возможность получить значимую для человека, общества и государства квалификацию.

Для России сегодня очень важно выстраивание именно управленческих механизмов, так как практикоориентированное образование становится элементом развития систем квалификаций в регионах и на федеральном уровне. Практика пилотных регионов показала, что довольно эффективный управленческий механизм может быть создан на основе кластерного подхода. Необходимо достичь определенного консенсуса по вопросу развития системы квалификаций, куда входят и задачи по развитию профессионального образования.

Требуют разъяснений и возможности предприятий. В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ТК) организация работодателя отвечает за обучение своих сотрудников, а ученический договор, являющийся приложением к ТК, – нормативным оформлением взаимоотношений работодателя и обучаемого им работника. Эксперты проекта пришли к выводу, что предприятие может обучать при наличии лицензии как минимум по направлениям профобразования и ДПО, а также при наличии структурного подразделения, которое занимается этими вопросами. Функционал отделов производственного технического обучения достаточно широк, он включает методическую работу, взаимодействие со структурными подразделениями предприятий и работниками, которых обучают на местах, другие направления деятельности. Такая практика существовала в советское время и вполне реализуема на современном этапе. Также ожидается принятие поправок в статью № 264, согласно которым обучающие предприятия будут иметь налоговые льготы.

Эти и другие процессы требуют времени, но в их основе лежит понимание того, что между работодателями и образовательной организацией существуют реальные возможности для взаимодействия, а трудности на пути подобного сотрудничества прорабатываются и постепенно разрешаются.

Организация дуального обучения проблемы и перспективы

В данной статье поднимаются три вопроса:

— зачем это нужно;

-как это сделать;

-как решить проблемы, возникающие при организации дуального обучения.

Зачем это нужно?

Казалось бы, за время прошедшее после распада СССР и многочисленных преобразований в сфере образования и науки, многочисленных трансформаций высшей школы, в том числе и просто невероятных по своей глупости, трансформаций профессионального образования, должна была бы быть выстроена работоспособная, стройная система. Однако хотели как лучше, а получилось как всегда: система есть, работоспособности нет. Не касаясь образования в средней школе, высшего образования рассмотрим образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Само определение учебных заведений СПО говорит о том, что студенты, обучающиеся в этих учебных заведениях за время учебы должны приобрести профессиональные компетенции необходимые им для последующей трудовой деятельности. Выпускники учебных заведений СПО должны либо продолжить образование в высшей школе, либо работать по специальности, применяя полученные знания на практике. В действительности же процент выпускников учебных заведений СПО трудоустроившихся по профессии невелик.Почему? Ответ прост. Работодателю, в современных реалиях требуются работники как подкованные теоретически, так и имеющие практические навыки в области избранной профессии. Возникает парадокс: знания есть, навыков нет. Современное производство это производство высокотехнологичное, требующее от персонала всех уровней хорошей практической подготовки. Работодатель, принимая такого работника должен вместо встраивания его в систему производства организовывать обучение, закрепить за ним наставника, контролировать процесс. Зачастую предприятие, испытывающее кадровый голод так и делает, но это не решает проблему. Решение проблемы подготовки студентов имеющих практические навыки работы — во внедрении практико-ориентированной дуальной системы обучения. О назревшей необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико — ориентированной (дуальной) модели обучения».

Как известно все новое – это хорошо забытое старое. Профессиональное образование в СССР начало развиваться с принятием декрета Совнаркома РСФСР «О мерах по распространению профессионально — технических знаний». В 1920 году утверждается Положения о профессионально — технических школах. Стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В школах фабрично – заводского ученичества применялись три системы производственного обучения: предметная, операционная, комбинированная. Школы ФЗУ существовали в период с 1920 по 1940 годы. За это время в них было подготовлено два с половиной миллиона квалифицированных рабочих кадров. В 1940году была создана система Государственных резервов СССР. В эту систему были переданы и школы ФЗУ, которые были реорганизованы в ремесленные училища и школы фабрично- заводского обучения. В 1958 году Государственные трудовые резервы были преобразованы в Государственную систему профессионально — технического образования. В новой системе — профессионально- технические училища (ПТУ).

В 70-е годы система профессионального образования начала явно деградировать. Правительство СССР стремилось обеспечить всеобщую занятость, поэтому в ПТУ массово принимались дети не зависимо от уровня знаний, в том числе и с уголовным прошлым. Контингент ПТУ ассоциировался с хулиганством, пьянством и низким уровнем развития.

Развитие технологий и культуры производства потребовали квалифицированного рабочего персонала, обладающего знаниями и профессиональными компетенциями. Здесь и кроется ответ на вопрос «зачем это нужно». Это нужно чтобы обеспечить современное технологичное производство рабочим персоналом, имеющим теоретические знания и опыт работы в сфере данного производства.

Как это сделать?

Дуальное обучение в классическом его понимании предполагает часть учебного времени проводить на предприятии – работодателе, для получения практических навыков работы.

Учебное заведение, внедряя дуальное обучение должно ответить на вопрос: кому это нужно, есть ли работодатели, готовые обеспечить студентов рабочими местами для обучения, готовые предоставить специалистов – наставников и готовые в последующем трудоустроить выпускников. Также необходимо проанализировать готовность студентов к трудоустройству.Обращаясь к мировому опыту дуального обучения, например в Германии, можно сделать вывод о популярности такого вида обучения как среди учебных заведений так и среди студентов. Наталия Куделя (Гейдельберг) в статье «Дуальное образование в Германии: плюсы и минусы» пишет: «Всего в Германии существует около 1.500 дуальных программ, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране» По мнению автора статьи, дуальное обучение в Германии достаточно конкурентно, за место у больших известных компаний приходится бороться, так например в 2016 году в фирме Адидас на одно дуальное место претендовали 113 соискателей. Студенты, обучающиеся дуально получают зарплату с первых дней причем, не зависимо проходит ли студент практику или теоретическое обучение. В соответствии с программами время теоретического и практического обучения распределяется по-разному. Конечно, по мнению автора статьи, есть и минусы. В первую очередь большая нагрузка, например дуальные студенты не имеют каникул, а только отпуск. Однако высокие карьерные перспективы привлекают многих. Такая учеба для людей целеустремленных заинтересованных в своем будущем.

Взяв все положительное из мирового опыта, и адаптировав этот опыт к реалиям нашей страны, получаем работоспособную на первый взгляд систему дуального обучения. Ключевым является словосочетание «на первый взгляд». Почему? Казалось бы: система дуального обучения нужна, ситема дуального обучения важна, назрела потребность в дуальном обучении. И вот тут то возникает целый букет как проблем. В первую очередь для организации дуального обучения необходимо участие работодателя в процессе подготовки специалистов среднего звена. Зачастую принимая студентов на производственную практику, не говоря уже об организации процесса дуального обучения, работодатель видит в них дворников, маляров и подсобных рабочих. Во вторую очередь потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. И наконец, зачастую студенты не видят себя в профессии, стремясь только получить диплом.

Как же решить эти проблемы.

Одним из путей решения является создание конкурентной среды для организации дуального обучения. Со стороны потенциальных работодателей это конкуренция предоставления ресурсов для дуального обучения как производственных, так и человеческих. Работодатель, желая получить студентов для дуального обучения должен на конкурсной основе отобрать стдуентов соответствующих требованиям предприятия, обеспечить студентов наставниками, рабочими местами и программой обучения. Для возникновения такого желания работодателя должно поддержать государство. В таком случае по окнчании обучения работодатель получит для своего предприятия грамотного и обученного практическим навыкам работника. В свою очередь студент желающий обучаться по дуальной программе, должен быть заинтересован в этом. Основой такого интереса должно быть гарантированное трудоустройство на данном предприятии. Таким образом, можно выделить три направления в достижени качественной организации дуального обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) первое — борьба работодателей за студентов, с отбором кандидатов для дуального обучения, второе — государственная поддержка предприятий участвующих в организации дуального обучения и третье – максимальная заинтересованность студента.

Читать еще:  Обучение на самолете москва

Дуальное образование – это единственная возможная эффективная модель

– В 1987 году мне довелось написать журналистский текст про профориентацию в школе. Я могу его сейчас озвучить, и все скажут – да, это то, что необходимо, это то, что нам сейчас нужно. Мы ходим по кругу. Почему? Потому что образование, как бы мы к нему ни относились, является все-таки функциональной частью непрерывного процесса: профориентация – образование – трудоустройство. Если оно выходит за рамки этой модели, то оно уже становится хобби. Пожалуйста, можно изучать раннего Достоевского на протяжении всей жизни. Но надо понимать, что образование – это то, где ты потом собираешься работать. Однако современный мир полностью, в России по крайней мере, лишен долгосрочных прогнозов.

Я очень много езжу по регионам и постоянно спрашиваю местные службы занятости и управления социальной защиты и труда – вот сейчас мы пойдем и сделаем детям прекрасную практическую профориентацию, проведем WorldSkills, проведем «Абилимпикс», все дети захотят делать обувь, вы можете мне сказать, что, когда они окончат учебное заведение, для них будут рабочие места? Я не видела ни одного региона, кроме Челябинского трубопрокатного завода, который является исключением, подтверждающим правило, который бы давал прогнозы больше чем на два года. И то эти двухлетние прогнозы не сбываются.

Мы шесть лет говорим слова «дуальное образование». Все в песок. Дуальное образование – это единственная возможная эффективная модель, во всем мире это подтверждено, которая гарантирует человеку, который учится и параллельно уже проходит практику у своего работодателя, заранее построить отношения с работодателем, подготовиться самому, подготовить себе рабочее место и выйти на работу по окончании учебного процесса, полностью заточенным под конкретного работодателя. Вот это важно.

Почему моя старшая дочь окончила колледж? Почему моя младшая дочь тоже пойдет в колледж? Они потом пойдут в высшее образование. Но вот эта часть, которую они должны пройти, это практическая часть, которая в том числе является частью как профориентации, так и социализации, и входа в профессию. Дети сейчас инфантильные. Нам продлили детство до 30 лет, вот только что сказали, что теперь до 30 лет все дети. Кто когда определился с профессией? Я могу сказать, что я определилась с профессией в 14 лет, когда стала мечтать работать в «Комсомольской правде». В 18 лет я уже работала в этой замечательной «Комсомолке», и за 12 следующих лет жизни я ей очень благодарна. Но потом у меня возникли другие интересы.

На протяжении жизни современный человек вынужден будет несколько раз поменять профессию. Потому что рынок труда не очень предсказуем. И чем большим набором компетенций он владеет, тем больше у него шансов чувствовать себя уверенным в жизни и изменять свою карьерную траекторию. То есть, в принципе, в будущем, не очень далеком, думаю, система понятий «среднее образование», «высшее образование», «среднее профессиональное образование» – они перейдут в некий набор образовательных хабов, набор компетенций, который человек по мере надобности и по мере желания будет получать на протяжении всей жизни. Увеличение пенсионного возраста на сегодняшний день ставит перед новыми Министерствами просвещения и Минобрнауки задачу, что делать с людьми, которые в 55 лет оказались не нужны рыночной экономике, и в том числе по здоровью, например, не могут продолжать дальше работать на том месте, на котором они работали, но в инвалиды их еще не записывают. Они куда пойдут? Им нужно получить какой-то дополнительный навык, который позволит им в гармонии самореализоваться в седьмой раз, прожить седьмую жизнь. И в этом смысле мы должны рассматривать все пути непрерывного образовательного процесса, в том числе и колледж, как единую систему.

Читайте также

Дуальное образование – это единственная возможная эффективная модель

Лидия Фролова, президент Фонда поддержки социальных проектов «Образование – обществу»:

Куда пойти учиться: машинист экскаватора

Получить специальность «Машинист экскаватора» можно, поступив в ссуз по программе «Машинист дорожных и строительных машин»

Читальный зал: cлесарь

В этом материале мы собрали полезные и интересные тексты и документы по профессии «слесарь». Если вам что-то непонятно, спрашивайте, постараемся помочь!

Куда пойти учиться: плиточник

Профессию облицовщик-плиточник можно получить, обучаясь по одной из трех программ:

Прогноз работы: слесарь

Оплата слесаря не великая, но вполне достойная

Видеозал: слесарь

В этом материале мы собрали полезные и интересные видеоролики о профессии «слесарь»

Видеозал: машинист экскаватора

В этом материале мы собрали полезные и интересные видеоролики о профессии «машинист экскаватора»

Читальный зал: машинист экскаватора

В этом материале мы собрали полезные и интересные тексты и документы по профессии «машинист экскаватора»

Трудный вопрос рынка труда

В четверг, 16 августа, в издательском доме «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция на тему «Рынок труда и занятости в России: статистика, динамика, тренды»

Прогноз работы: машинист экскаватора

Управление такой сложной машиной, как экскаватор, требует соответствующих навыков и права управления такого рода механизмами

Рабочее досье: машинист экскаватора

Машинист экскаватора – это рабочий, который управляет одноковшовым экскаватором при производстве вскрышных, добычных, зачистных, отвальных и погрузочно-разгрузочных работ

Читальный зал: электрик

В этом материале мы собрали полезные и интересные тексты и документы по профессии «электрик»

Видеозал: электрик

В этом материале мы собрали полезные и интересные видеоролики о профессии «электрик»

Возрастная категория сайта 18+

Дуальное образование: опыт Германии и внедрение в России

Дуальная система профессионального образования представляет собой комплексную модель обучения. Теоретическая подготовка осуществляется в учебном заведении. Практическая же часть организуется непосредственно на рабочем месте. В рамках такой программы предприятия направляют заявки на конкретное число специалистов. Учебные заведения, в свою очередь, составляют программы подготовки при участии работодателей. Практика для студентов организуется на предприятии без отрыва от процесса получения теоретических знаний.

Зарубежный опыт

Впервые дуальное образование было введено в Германии. Ее опыт сегодня считается образцом для всего ЕС. Дуальное образование в Германии включает в себя достаточно развитый институт наставничества, характеризующийся активным участием предприятий в подготовке кадров. Эта модель обучения имеет в стране жесткие законодательные рамки. Дуальное образование реализуется при участии ремесленных и торгово-промышленных палат.

Значение модели

Дуальная система образования является отличной возможностью для предприятия подготовить кадры с учетом особенностей своей деятельности. В рамках программ обучения достигается максимальное соответствие потребностям организации. Кроме этого, предприятие экономит средства на поиск и подбор кадров, их переучивание и адаптацию. Дуальное образование позволяет выбрать лучших учеников. Сами будущие специалисты получают хорошую мотивацию. По окончании обучения они будут гарантированно трудоустроены на предприятии. Следует также отметить, что внедрение дуального образования положительным образом отражается на репутации компаний, их имидже на рынке рабочих ресурсов. Для небольших компаний, желающих участвовать в программах, но не имеющих возможности организовать собственные мастерские, формируются межпроизводственные учебные центры при поддержке торгово-промышленных палат.

Цели модели

Дуальное образование призвано способствовать развитию самостоятельности и безболезненной адаптации молодых специалистов во взрослой жизни. Программы разработаны таким образом, что уже во время обучения они начинают получать вознаграждение за свой труд. Дуальное образование обеспечивает плавное вхождение в рабочую среду, исключает различные стрессы, связанные с недостатком опыта и теоретических знаний. Целью программ является не только обучение навыкам выполнения конкретных обязанностей, но и формирование умения трудиться в коллективе, социальной компетенции и ответственности.

Влияние на карьеру

Практика для студентов без отрыва от производства обеспечивает постоянный профессиональный рост. Уровень обучения в рамках программ непрерывно повышается. Еще сравнительно недавно студентами становились 14-летние подростки. В настоящее время среди них все чаще появляются вполне зрелые молодые люди, обладающие солидной базой знаний. У каждого шестого ученика есть аттестат о полном образовании. Однако многие из них не спешат поступать в вуз, предпочитая в первую очередь получить профессию. Это вполне обосновано. Ведь ни одно высшее образование не дает таких знаний о производстве, как дуальное обучение. Этот факт придает программам особое значение при достижении карьерных высот.

Читать еще:  Дистанционное обучение вятггу

Значение для государства

Правительство, внедряя дуальное образование, эффективно решает проблему подготовки квалифицированных сотрудников. В немецкой экономике нагрузка в сфере обучения лежит преимущественно на предприятиях. По данным статистики, компании ежегодно расходуют на повышение квалификации сотрудников больше 40 млрд евро. Эта сумма значительно превышает затраты на содержание вузов. Государство обеспечивает поддержку подготовки специалистов на предприятиях, финансируя развитие системы ПТУ. Основной же функцией правительства является координация законодательной базы.

Нормативное обеспечение

В Германии принят закон, регламентирующий профессиональное образование, и «Ремесленное уложение». Эти нормативные акты регулируют взаимодействие молодежи с предприятиями и учебными заведениями. В законе определены компании, которые могут участвовать в дуальном образовании. Из 3.6 млн организаций задействовано полмиллиона. Положения о подготовке кадров принимаются участниками тарифных переговоров – структурами предприятий и наемных работников. Введение их в действие осуществляется на министерском уровне. Минтруд, в свою очередь, составляет Положение об обучении. Оно регламентирует экзаменационные требования.

Межведомственное взаимодействие

Общая идеология партнерства определена Федеральным институтом профобразования. На основе него Минобрнауки ФРГ взаимодействует с прочими заинтересованными ведомствами и министерствами. В федеральных землях работает Постоянная конференция. В ней участвуют министры образования от каждой административной единицы. На каждой территории ведется контроль деятельности всех профшкол, осуществляется разработка типовых положений, координируется обеспечение преподавательским составом и содержание программ обучения. К компетенции земельных министерств отнесены также юридический надзор и взаимодействие с региональными палатами по вопросам профобучения. В задачи последних входит контроль наличия в организациях необходимых условий для студентов, а также формирование экзаменационных комиссий. В результате в стране обеспечивается единое учебное пространство при возможности территориальных единиц решать собственные специфические задачи в области профтехподготовки кадров.

Образование в России

В отечественной сфере обучения дела обстоят не так хорошо. Тем не менее на правительственном уровне ведется постоянная работа для улучшения ситуации. В частности, уже подписаны соглашения о взаимодействии с регионами, победившими в конкурсе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Дуальное образование в нашей стране вводится в 10 субъектах: Ярославской, Калужской, Свердловской, Ульяновской, Волгоградской, Нижегородской и Московской области, в Красноярском и Пермском крае и в Республике Татарстан. В подписании соглашений участвовали не только регионы и Агентство, но и Министерства экономического развития, промторга, труда. Кроме этого, сторонами выступали Минобрнауки РФ и Российско-германская внешнеторговая палата. Директор Агентства Д. Песков отметил, что программа была поддержана президентом страны В. В. Путиным. В своем послании к ФС глава государства акцентировал внимание на введение моделей обучения, эффективных для формирования высококвалифицированного производственного кадрового состава. Президент выразил надежду на то, образование в России выйдет на новый курс. Программы обучения, в свою очередь, должны стать общепринятыми моделями.

Проект «Дуальное образование»: характеристика

Разработанная модель предполагает объединение предприятий, учебных заведений и региональной власти. Совместное финансирование подготовки сотрудников под конкретные рабочие места осуществляется компаниями, заказывающими кадры для себя, и органами субъектов. Стоит отметить, что опыт дуального образования в стране уже был. Однако сегодня программы вводятся в условиях неплановой экономики. Предприятия, которые заинтересованы в получении высококвалифицированных кадров, стремятся добровольно решать проблемы и разделять ответственность за подготовку специалистов.

Задачи программы

Разработка и реализация проекта дуального образования направлена на обеспечение современного уровня профподготовки и переподготовки кадров для приоритетных отраслей передового высокотехнологичного производства в рамках государственно-частного партнерства. Основными задачами программы являются:

  1. Выработка, апробация и модернизация моделей обучения на базе 14 центров.
  2. Повышение квалификации сотрудников инженерно-педагогических специальностей, привлеченных к подготовке высококвалифицированных кадров.
  3. Формирование материально-технической базы для организаций профобразования.
  4. Использование методов прогнозирования потребностей в кадрах на среднесрочную перспективу. В качестве примера выступают предприятия ОПК Московской обл. Реализация этой задачи направлена на обеспечение планирования объемов и схему подготовки специалистов на всех уровнях обучения, формирования госзаказа и контрольных приемных цифр.

Заключение

Существенный эффект в совершенствовании системы подготовки квалифицированных кадров можно получить при условии, что часть ответственности возьмут на себя представители бизнес-сообщества. При этом должна быть создана совместная зона взаимодействия государства, работодателей и учебных заведений. Как отмечают специалисты, опыт внедрения дуального образования за рубежом может успешно применяться и в РФ. Действующее сегодня законодательство позволяет реализовывать эту модель с учетом современных условий. Однако, несомненно, опыт зарубежных партнеров потребует адаптации в России.

Мехатроник получит диплом

Россия сегодня стоит на пороге новой индустриализации. Развитие инноваций, внедрение новейших технологий, перевооружение производств, а также качественная подготовка кадров нового уровня — вот те задачи, которые являются сегодня первоочередными. И хотя подготовка кадров стоит в этом списке на последнем месте, это совсем не означает, что является таковой по важности, скорее наоборот. Кадры — это то, с чего необходимо начинать.

И если с высшим образованием и подготовкой специалистов уровня инженеров в России нет особенных проблем, то в сфере среднего специального образования дела обстоят хуже. По сравнению с немецкой системой среднего профессионального обучения в России имидж среднеспециального образования остается плохим. Добавим к этому устаревшие стандарты обучения, недофинансирование, а также недостаточный уровень квалификации преподавателей — и получим печальную картину. Очевидно, что необходимо реформировать систему российского профобразования, и работа в этом направлении уже ведется. Однако невозможно решить проблему за несколько месяцев, на это потребуется довольно продолжительное время, а качественные кадры среднего звена нужны уже сейчас. В этом случае оптимально воспользоваться теми практиками и наработками, которые уже успешно функционируют и дают результаты.

Один из таких проектов — VETnet (German chambers worldwide network for cooperative, work based, Vocational Education and Training) — дуальное профобучение в России по немецким стандартам. Проект разработан Российско-Германской ВТП совместно с партнерами.

Цель VETnet — подготовка квалифицированных и соответствующих требованиям конкретного предприятия специалистов, а также содействие российской молодежи в получении качественного образования с перспективами на профессиональный и карьерный рост.

Рабочая подгруппа по вопросам профессионального обучения Российско-Германской стратегической рабочей группы (СРГ) тесно сотрудничает с российскими государственными учреждениями и органами, в частности, с Агентством стратегических инициатив (АСИ), минобрнауки, Федеральным институтом развития образования (ФИРО) и минтруда. В проекте сейчас принимают участие представители бизнеса: такие компании, как «Гиперглобус», «Зельгрос», «Арвато РУС», «БауТекс», «АйЭйчДжи Груп» и «Эндерс».

«Отечественное среднее профессиональное образование нацелено на практико-ориентированный подход, который позволяет повысить степень соответствия подготовки выпускников требованиям современной экономики, — поясняет руководитель проекта «Дуальное обучение по направлению «Технология продукции общественного питания» Щелковского колледжа Динара Иркабаева. — А при сетевой организации образовательного процесса с использованием элементов дуального обучения повышается возможность получения специалистов «заданного» качества, то есть в наибольшей степени соответствующих требованиям не только определенной специальности или профессии, но и требованиям конкретных предприятий».

С 2014 года уже разработано и реализовано девять программ дуального обучения по таким специальностям, как мехатроник, промышленный механик, специалист по складской логистике, мясник, повар, пекарь-кондитер, специалист розничной торговли, оператор контактного центра, специалист гостиничного бизнеса.

«С декабря 2014 года «Зельгрос» принимает участие в проекте «Дуальное образование по профессии мясник», — рассказывает менеджер отдела развития персонала компании «Зельгрос» Яна Коровина. — Первый же удачный опыт участия в проекте показал, что мы можем готовить новую смену профессионалов. Такое становится возможным, так как в рамках обучения студенты могут изучать основы своей будущей профессии не только в теории, но и на практике, под руководством опытных наставников. С октября 2016 года проект «Дуальное образование по профессии мясник» запущен во всех московских торговых центрах».

В 2017/18 учебном году 77 студентов пройдут обучение в компаниях-партнерах и средне специальных образовательных учреждениях. Обучение проводится в сотрудничестве с 11 образовательными учреждениями в Москве, Московской области, Ярославле, Владимире, Туле, Твери.

«К 2017 году около 80 студентов обучались в рамках проекта, было проведено восемь выпускных экзаменов и подготовлено 45 выпускников, — говорит руководитель проекта профессионального дуального образования Российско-Германской ВТП Юлия Бескорсая. — По аналогии с Германией студентам было необходимо сдать теоретические и практические экзамены. После летних каникул в сентябре 2017 года VETnet совместно с посольством ФРГ провел в Москве международный семинар по профобразованию. Также в прошлом году произошел настоящий прорыв с участием ВТП: в статьи 264 и 265 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, которые подписал Владимир Путин».

Как пояснила эксперт, с 1 января 2018 года у компаний есть возможность вычитать издержки на подготовку рабочих кадров по дуальной модели образования из налогооблагаемой базы по исчислению налога на прибыль. Эти изменения призваны мотивировать предприятия к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector