Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прикладной курс по химии 8 класс

рабочая программа элективного курса по химии 8 класс «Занимательная химия»
элективный курс по химии (8 класс) по теме

Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по химии 8 класс «Занимательная химия»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

зам. директора по УВР

__________ 2013 г.

_____________ 2013 г.

Учитель первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

Согласно требованиям, предъявляемым современным обществом к выпускнику школы, учащиеся должны не только владеть набором базовых знаний, но и уметь применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма актуально уделять больше внимания организации практической, предметной деятельности учеников.

Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Целью курса является формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории. Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствует расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.

Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков, для решения данной проблемы и был разработан элективный курс «Занимательная химия», в программу курса были включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и зантересовать учащихся практической наукой химией опыты.

Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием успешной работы на практических занятиях с учащимися 8 класса является постоянное руководство и контроль со стороны преподавателя. Программа курса составлена с использованием пособия «Урок окончен – занятия продолжаются» под редакцией Э.Г Злотникова.

Продолжительность курса составляет 34 часа. Для более успешной реализации поставленных целей занятия рекомендуется проводить еженедельно, в течение учебного года.

Содержание рабочей программы элективного курса «Занимательная химия» для 8 класса

Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют учащиеся к моменту окончания основной школы. Актуальность данного курса обусловлена тем, что в программах основной и полной средней школ не отводится дополнительное время на решение задач, в то же время умение решать задачи является универсальным и может быть использовано обучающимися не только на уроках химии, но и при решении задач по математике и физике.

ПРИКЛАДНОЙ КУРС ПО ХИМИИ 8 КЛАСС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В РЕШЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Учебный план прикладного курса (34 часа)

Исследовательская деятельность учащихся в решении экспериментальных задач.

Введение. Актуальность, цели и задачи данного курса.

Химия – экспериментальная наука

Правила техники безопасности

Понятие исследовательской и проектной деятельности. Их сходства и различия.

Структура и логика исследовательских проектов

Определение проблемы, темы и актуальности исследования.

Виды сбора информации для написания исследовательской работы

Правила оформления цитат и списка используемой литературы при написании реферата

Эксперимент как один из методов исследования. Виды эксперимента. Правила постановки эксперимента. Подбор опытов для проведения исследовательской работы.

Требования к оформлению исследовательской работы (титульный лист, текст, цитаты, выводы, литература, приложения).

Выбор темы. Тестирование. Определение направления исследовательской деятельности.

Вещества и физические тела. Вещества природные и созданные человеком. Агрегатное состояние веществ

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ. Практическая работа.

Решение задач. Вычисление молекулярной массы и массовой доли элементов.

Работа над проектом. Ведение дневника исследования.

Физические и химические явления, химические реакции. Практическая работа.

Решение задач. Количество вещества, молярная масса.

Решение экспериментальных задач. Свойства кислорода и водорода. Окислительно-восстановительные реакции. Практическая работа.

Решение задач. Молярный объем газа. Закон Авогадро. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вода. Свойства и применение воды. Практическая работа.

Водные растворы и взвеси. Способы очистки воды, разделения смесей. Практическая работа.

Очистка питьевой воды. Проблемы питьевой воды в РК. Реферат. Презентация.

Роль и значение воды и растворов в жизни, в природе, в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве. Охрана водного бассейна от загрязнений, экологические проблемы водных ресурсов в Казахстане. Реферат. Презентация. Практическая работа.

Решение экспериментальных задач. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества и молярная концентрация. Растворимость твердых веществ, жидкостей и газов в воде. Практическая работа.

Практическая работа. Приготовление растворов с заданной массовой долей растворенного вещества.

Изучение свойств неорганических веществ. Практическая работа.

Решение экспериментальных задач. Определение ионов и катионов. Практическая работа.

Проведение исследовательской практической работы.

Тезисы проектов. Коррекция деятельности учащихся над проектами.

Решение экспериментальных задач.

Работа над проектами. Подготовка презентаций.

Читать еще:  Курсы cinema 4d москва

Список использованной литературы

А.Е.Темирбулатова. Сборник задач и упражнений. Химия. Алматы «Мектеп», 2012 г.;

Б.Е.Хамзина, Н.А.Закирова. Научно-исследовательская деятельность старшеклассников. Кокшетау. ТОО «Келешек — 2030», 2008 г.;

Г.А.Шипарева. Программы элективных курсов. Химия 8-9 классы. Предпрофильное обучение. Дрофа, 2006 г.;

Г.К.Нуртаева, К.А.Сарманова. Практическая химия. Алматы, 2007 г.;

Материалы из интернета;

Н.Н.Нурахметов, К.А.Сарманова Химия 8 класс. Алматы «Мектеп», 2012 г.;

Т.А.Мирошниченко. Химия. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г..

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Биология. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.

ЕГЭ. Биология. Словарь-справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 155.00 руб.

Биология. Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ для подготовки к ВПР. 6 класс

350 руб. 197.00 руб.

350 руб. 188.00 руб.

ОГЭ-2020. Биология. Тренировочные варианты

350 руб. 188.00 руб.

Один день из жизни мозга. Нейробиология сознания от рассвета до заката

350 руб. 674.00 руб.

Биология желания. Зависимость — не болезнь

350 руб. 240.00 руб.

Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.

Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №2.

350 руб. 162.00 руб.

Биология. 8класс. Рабочая тетрадь №1.

350 руб. 162.00 руб.

Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. Рабочая тетрадь

350 руб. 158.00 руб.

Биология. 7класс. Рабочая тетрадь №1

350 руб. 162.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

Решаем трудную задачу. Химия. 8 класс. Программа элективного курса

Пояснительная записка

Элективный курс химии «Решаем трудную задачу» предназначен для учащихся 8 класса и носит предметно-ориентированный характер.

Содержание курса поможет ученикам подготовиться к ГИА и предметной олимпиаде, его предназначение дать реальный опыт решения сложных задач и ответить на вопросы «Могу ли я?», «Хочу ли я?».

Цели данного элективного курса:

  • Проверить готовность учащихся к усвоению материала повышенного уровня сложности по данному предмету;
  • Устранить проблемы в знаниях;
  • Подготовить учащихся к ГИА и предметной олимпиаде;

Формами отчётности по изучению данного элективного курса могут быть:

  • Конкурс числа решённых задач;
  • Составление сборников авторских задач учащихся по разделам, теме;
  • Составление творческих расчётных задач по разным темам (например, «Медицина», «Экология»);
  • Зачёт по решению задач;

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи повышенного уровня сложности из сборников задач по рассмотренным темам. Программа рассчитана на 17 часов, по одному часу в неделю во втором полугодии.

Тематический план

Наименование тем

Количество часов

Виды деятельности

1

Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества.

Лекция. Входной контроль.

2

Задачи на определение содержания элемента в веществе

3

Задачи с использованием законов Авогадро

4

Задачи на кристаллогидраты

Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы.

5

Задачи, связанные со смешиванием растворов

6

Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества.

7

Задачи на генетическую связь неорганических веществ.

Лекция. Опорный конспект. Алгоритмы.

8

Задачи с алгебраическим методом решения

9

Ожидаемые результаты:

Полученные знания должны помочь учащимся:

  • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения);
  • научиться обращаться со сверстниками, учителями, отстаивать свою точку зрения;
  • закрепить практические навыки и умения при решении задач;
  • выполнять творческие задания;

В процессе обучения на занятиях элективного курса учащиеся приобретают следующее знания:

  • формирующие научную картину мира;
  • применение теоретических знаний на практике решения задач;

Умения:

  • уметь производить типовые расчеты химических задач указанных в планировании согласно программе для общепринятых учреждений;
  • выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний.

I. Задачи на выведение формулы вещества с использованием долей элементов и относительной плотности вещества

  1. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 1,59% водорода, 22,22% азота, 76,19% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по оксиду углерода (II) равна 2,25.
  2. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 3,06% водорода, 31,63% фосфора, 65,31% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,38.
  3. Выведите формулу вещества, если в нём содержится 0,995% водорода, 35,32% хлора, 63,68% кислорода. Известно, что плотность этого вещества по воздуху равна 3,47.

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. По относительной плотности рассчитать молярную массу неизвестного вещества.
    Dпо газу(вещества) = М(вещества) / М(газа)
  2. Используя массовые доли элементов, найти индексы в формуле неизвестного вещества. Для этого массовые доли делят на относительную атомную массу элемента.

II. Задачи на определение содержания элемента в веществе

  1. Сколько г фосфора содержится в 9,8 г ортофосфорной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества фосфора?
  2. Сколько г серы содержится в 4,9 г серной кислоты. Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества серы?
  3. Сколько г железа содержится в 10,7 г гидроксида железа (III). Какой объём кислорода потребуется для сжигания этого количества железа?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Перевести граммы данного вещества в моли, используя молярную массу. Зная количество сложного вещества, определить моли элемента. Например, 3H2SO4, 6 моль водорода, 3 моль серы, 12 моль кислорода.
  2. Затем расчет ведём по уравнению химической реакции, по количеству вещества элемента определим количество вещества кислорода.
  3. По закону Авогадро, моли кислорода перевести в литры.
Читать еще:  Бесплатные курсы по веб программированию

III. Задачи с использованием законов Авогадро

  1. Сколько моль железа нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 36,75 г бертолетовой соли?
  2. Сколько моль фосфора нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 4,9 г бертолетовой соли?
  3. Сколько моль углерода нужно затратить для реакции с кислородом, полученным при разложении 31,6 г перманганата калия?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Перевести массу сложного вещества в моли, подставить моли в уравнение реакции разложения и по уравнению найти количество вещества кислорода.
  2. В реакции сжигания перейти от количества вещества кислорода к количеству вещества элемента или простого вещества.

IV. Задачи на кристаллогидрат

  1. К 5,72 г кристаллической соды добавили 300 г 10% раствора карбоната натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?
  2. К 7,38 г горькой соли добавили 400 г 8% раствора сульфата магния. Рассчитайте массовую долю сульфата магния в полученном растворе.
  3. К 6,44 г глауберовой соли добавили 500 г 8% раствора сульфата натрия. Какую новую массовую долю будет иметь раствор?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Используя молярную массу кристаллогидрата определить массу растворённого вещества в нём.
  2. Рассчитать массу растворенного вещества в добавляемом растворе.
  3. Найти общую массу раствора и общую массу растворённого вещества в нём. Затем рассчитать новую массовую долю.

V. Задачи, связанные со смешиванием растворов

  1. Какие массы 40% и 20% растворов азотной кислоты потребуются для получения 100 г 25% раствора азотной кислоты смешиванием исходных растворов?
  2. Какую массу соли надо добавить к 500 г 10% раствора соли, чтобы раствор соли стал 25%?
  3. Какая масса пергидроля (30% раствора пероксида водорода H2O2) и воды потребуется для приготовления 100 г 3% раствора пероксида водорода, используемого в медицине для обработки ран и ссадин?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Если известны три массовые доли, исходных растворов и получаемого путём смешивания, то задачу можно решать с помощью квадрата Пирсона.
  2. Для этого строят диагональный крест, на концах которого указывают исходные концентрации. В середине креста указывают получаемую концентрацию.
  3. Затем работают по диагоналям, находя разности. Полученные разности можно сократить, они и будут показывать весовые части исходных растворов.

VI. Комбинированные задачи на расчёт массовой доли растворенного вещества

  1. В один сосуд вылили 200 г 5% раствора некоторого вещества, 250 г 10% раствора того же вещества, затем добавили 80 г этого вещества и 120 г воды. Вычислите массовую долю данного вещества в образовавшемся растворе.
  2. Смешали два раствора гидроксида натрия: 120 г 5% раствора и 130 г 15 % раствора. Рассчитайте массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе.
  3. Какую массу соли надо добавить к 95 г воды, чтобы получить 5% раствор соли?

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Рассчитать массу растворимого вещества в каждом растворе.
  2. Новая массовая доля – есть отношение суммарной массы растворенного вещества к суммарной массе раствора.

VII. Задачи на генетическую связь неорганических веществ

  1. Осуществить цепочку превращений:
  2. Как осуществить следующие превращения: из водорода получить воду; из воды – кислород; из кислорода – углекислый газ; из углекислого газа – угарный газ; из кислорода – фосфорный ангидрид; из углекислого газа – угольную кислоту.
  3. Как осуществить следующие превращения: из фосфора получить фосфорный ангидрид; из фосфорного ангидрида – ортофосфорную кислоту; из ортофосфорной кислоты – фосфат кальция; из кальция – оксид кальция; из оксида кальция – гидроксид кальция. Что можно получить при взаимодействии кальция с фосфором.

Алгоритм решения задач данного типа:

VIII. Задачи с алгебраическим методом решения

  1. Смесь магния и кальция массой 1,28 г окислили кислородом, полученным при разложении 1,64 г бертолетовой соли. Установите процентный состав смеси.
  2. 29,6 г смеси железа и меди окислили кислородом, полученным из 130,2 г оксида ртути (II). Установите процентный состав смеси.
  3. Смесь алюминия и калия, массой 26,4 г, окислили кислородом, полученным из 14,4 г воды. Установите процентный состав смеси.

Алгоритм решения задач данного типа:

  1. Рассчитать количество вещества кислорода, полученного путём разложения сложного вещества.
  2. Написать уравнения реакций окисления кислородом компонентов смеси. Ввести в уравнения реакций переменные х и у, обозначающие моли компонентов смеси.
  3. Составить два уравнения с переменными: одно на кислород, другое на смесь веществ. Найти значения х и у в молях, перейти к массам и массовым долям смеси.

Программа факультативного курса «Мастерская по химии». 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8

В 8 классе учащиеся начинают изучать новый предмет – химию. Главная особенность содержания основного курса химии заключается в насыщенности новыми предметными понятиями, на осмысление которых, а также на отработку связанных с ними умений требуется время.

Данный факультативный курс является одной из форм организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на усвоение содержания основного курса через специальные организационные формы деятельности.

Читать еще:  Курс по математике 2 класс

Самостоятельная работа учащихся (индивидуальная, групповая, парная) является главным условием и этапом в подростковой школе. Чтобы обеспечить полноценную самостоятельную работу учащихся, которая бы позволила:

  • отрабатывать и обобщать учебный материал, рассмотренный на уроке;
  • искать другие пути решения поставленных на уроке учебных задач;
  • отслеживать учителем уровень усвоения темы;
  • организовать помощь учащимся и взаимопомощь;
  • планировать работу над устранением трудностей и пробелов в знаниях;
  • планировать и отслеживать индивидуальные траектории учащихся и организуется специальное пространство – мастерская по химии. Здесь школьники закрепляют предметные знания, умения и навыки. Овладевают информационными и коммуникативными компетенциями.

Учащиеся только начинают изучать новый, интересный и трудный предмет. И данный курс будет способствовать расширению сознания учащихся, передачи интересных знаний о науке, и самое главное, формировать у подростков интерес к способам самостоятельного добывания знаний.

Одной из форм организации занятий факультатива является — лаборатория для тех учащихся, которые увлечены химией, хотят расширить и углубить знания по предмету, овладеть навыками исследования. Это место, где учащиеся имеют возможность провести небольшое практическое исследование, поставить эксперимент, научиться работать с научной литературой, т.е. также реализовать свои знания, научиться пользоваться ими. Это место, где учащиеся могут реализовать свои организаторские и творческие способности при подготовке и проведении внеклассных мероприятий и при разработке групповых проектов.

  • Формирование понятийного химического аппарата.
  • Развитие личности, её субъективности, т.е. самостоятельности и ответственности.
    1. Отработка умений и навыков, связанных с основными химическими понятиями.
    2. Ликвидация трудностей и проблем усвоения знаний..
    3. Формирование обще-учебных умений и навыков (компетенций)

    Работа организуется как индивидуально, так и в группах постоянного и переменного состав и представляет широкую возможность дифференциации и познавательных форм деятельности.

    Содержание курса соответствует основному курсу и представлено несколькими темами. По каждой организуется такая деятельность в результате которой получается продукт: памятка, схема, модель, таблица, словарь, справочник, алгоритм, модель и др. Всё это, а также, творческие задания и составляют аппарат контроля и оценки.

    Составлена на основе программы курса химии О.С. Габриеляна для VIII—IX классах общеобразовательных учреждений и на основе факультативного курса для учащихся 8 классов (Сборник нормативных документов “Химия в школе”. Составитель В.И. Сушко. Рекомендован главным управлением общего среднего образования Министерства просвещения. 1987 г).

    Спецкурс по химии для 8 классов «Занимательная химия»

    МБОУ «Гимназия №50»

    Автор: Соловьева Людмила Вениаминовна

    г. Нижний Новгород

    В настоящее время от учащихся требуется раннее определение профиля обучения в старшей школе. Так как, часы химии в школе сокращены, то возникает трудность в развитии интереса к химии и предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления. Особенно трудно заинтересовать учащихся в специализированных учебных заведениях, в гимназиях и лицеях. Гуманитарные предметы в гимназиях начинают изучать в большем объеме с младших классов, и у многих ребят к 8 классу уже сформирован интерес к другим предметам. Для того, чтобы выбор учащихся был правильным, необходимо введение в основной школе предпрофильной подготовки через организацию кружковой работы и профориентационных курсов по выбору. Данный спецкурс дает возможность развить интерес к химии, используя принципы занимательности и доступности. Красочное, образное изложение материала, эффектные демонстрации опытов, элементы игры – все это помогает заинтересовать учащихся. В дальнейшем, занимательность уступает место глубокой заинтересованности предметом. Это необходимо для успешного усвоения программы по химии и создает базу для ориентации в мире современных профессий.

    Школьное образование выполняет свое назначение, когда способствует развитию учащихся жизненно важных для них способностей. А именно, возможности адекватно понимать ситуацию, ставить цели практических действий, планировать их достижения, принимать решения, прогнозировать результаты.

    Данная программа спецкурса дает возможность развития практического интеллекта учащихся, так как на основе занятий возможно проектировочная деятельность. Проектные работы, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

    Содержание и методы занятий доступны и посильны для самостоятельного выполнения и осмысления учащимися. Особой подготовки ребят не требуется. Вся работа спецкурса строится на принципе добровольности. Занятия проводятся во внеурочное время. Все виды деятельности учащихся в спецкурсе имеют полезную направленность и могут пригодиться в их дальнейшей жизни.

    Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ окружающих их в быту (поваренную соль, мыло, активированный уголь и т.д.). Эти вещества имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс расширяет кругозор учащихся и раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

    Программа спецкурса предназначена для учащихся 8 классов, но может проводиться и в 7 классе. Спецкурс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. За основу взята книга О. Ольгина «Чудеса на выбор. Забавная химия для детей» изд. «Детская литература» Москва 1995.

    Данная книга дает возможность выполнения индивидуальных и групповых заданий в школе и дома. Выбор заданий зависит от интереса данного ученика. Любой опыт ребята могут выполнить самостоятельно. Реактивы для практических работ можно купить в магазинах или аптеках.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector