Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Логика первый курс

ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс логики

Введение в курс логики

В своем развитии человечество прошло длинный путь — от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность человека, его природное стремление к познанию окружающего мира. Однако познание чего-либо невозможно без способности отделять истинное от ложного и правду от лжи. Так уж сложилось, что истина всегда была неоднозначным явлением. Одних она щедро одаривала, другим приносила несчастья и горести. И здесь все зависит от самого человека, его воспитания, воли и силы духа. Но каждый должен понимать, что только истина способствует развитию человека, как в духовном, так и в научном плане.

Наука не всегда шла путем установления истины, и этот путь показал свою несостоятельность. Были попытки характеризовать личность человека по форме его головы, и еще множество не менее абсурдных направлений. Но если бы в развитии науки не допускалось таких ошибок, невозможно было бы определить ценность правильных подходов. Достижению желаемого результата препятствует еще и то, что путь к истинным знаниям во все времена был тернист. Многие ученые, борясь за свою идею и те открытия, которые они сумели совершить (иногда на столетия раньше положенного срока), жертвовали своей жизнью. Достаточно вспомнить итальянского ученого Джордано Бруно, горевшего на костре за то, что не захотел отречься от своей теории бесконечности Вселенной и бесчисленности ее миров. Или современных физиков-ядерщиков, или микробиологов, которые подвергались радиоактивному облучению и ставили на себе эксперименты ради блага других. Однако, несмотря на это, не все полезные открытия сейчас приносят людям пользу. Некоторые проекты закрыты из-за недостатка финансирования, другие служат обратным целям. Например, атомная реакция с самого момента открытия имела двойственный характер. С одной стороны, она эффективно служит людям, давая в огромных количествах энергию, а следовательно, тепло и свет. На другой чаше весов лежат жизни тех, кто погиб, подвергшись смертоносному излучению. Поэтому хочется верить, что в будущем такие знания будут использоваться только во благо человеку.

Ученье — свет, а неученье — тьма. Знание — сила. Это поговорки, известные каждому с детства. И действительно, чем значительнее знание человека, тем больше его могущество. Однако получить истинное знание без помощи специальных приемов практически невозможно. Существует мнение, что правильно мыслить можно, не пользуясь законами логики и даже не зная о них, на основе житейского опыта и здравого смысла. Однако это не так. Например, решить математическую задачу можно, дойдя, как говорится, «своим умом», однако другая такая задача уже не покорится, потому что основана на правилах, не известных решающему. Или он легко может совершить ошибку, которая приведет в результате к совершенно неправильному ответу. Так обстоит дело и в случае с мышлением. Только изучение логики и постоянная тренировка логических способностей позволяют человеку мыслить правильно, четко и без ошибок. А ошибка, даже самая малая, может стоить отдельному человеку и даже человечеству очень дорого. Например, фашизм как политическое явление, приведшее к самой опустошительной войне современного мира, был основан на идеологии, содержащей заведомо допущенную неправильность. Однако не нашлось человека, который смог бы вовремя опровергнуть идеи фашизма, разоблачить их. Это лишь один из примеров, который ясно дает понять, насколько необходима логика в жизни человека, не только занимающегося наукой или политикой, но и простого гражданина, для того, чтобы не попасть впросак, не быть обманутым, не подвергнуться нежелательным последствиям неосторожно сказанного слова.

Таким образом, логика как учение о правильности мышления, вопросах и ответах, построении новых гипотез и доказательств необходима каждому разумному человеку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Логика и теория аргументации

  • 16 недель

от 6 до 7 часов в неделю

понадобится для освоения

3 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Курс формальной логики направлен на демонстрацию связи естественного языка и мышления, закономерности последнего с точки зрения его структурной организации, возможности построения логических исчислений. Строится на основе традиционной аристотелевской логики и логики высказываний, завершается теорией аргументации.

О курсе

Курс посвящен структурной, или формальной, стороне нашего мышления. Он является базовым, показывающим взаимосвязь мышления и языка, идеального содержания первого и его материальной организации посредством второго.

Этот курс про то, почему мы, приняв те или иные утверждения в качестве исходных и истинных, можем и должны прийти не к какому угодно, а к вполне определенному – единственно возможному – заключению.

Формат

Курс содержит 19 тем. Каждая тема содержит три раздела – лекция, практическое занятие, самостоятельная работа. Лекционный раздел включает видеоролик, презентацию, конспект, глоссарий, тест и список рекомендуемой литературы. Раздел «Практическое занятие» состоит из методических рекомендаций, примеров решения задач, собственно задач и списка литературы, к которой можно обратиться. Самостоятельная работа предполагает одно задание, направленное на решение нестандартных задач или на изучение материала по теме, не вошедшего в лекцию и практическое занятие.

Требования

Не требует специальной подготовки

Программа курса

Программа курса включает 19 тематических занятий, каждое из которых предполагает лекционные материал, практические задания и задание для самостоятельной работы учащегося:

  1. Предмет и значение логики
  2. Понятие как форма мышления
  3. Логические операции с понятиями
  4. Суждение как форма мышления
  5. Логический анализ вопросов
  6. Сложное суждение
  7. Операции над сложными суждениями
  8. Логический квадрат
  9. Логический закон
  10. Модальные суждения
  11. Умозаключение как форма мышления
  12. Непосредственные дедуктивные умозаключения
  13. Простой категорический силлогизм
  14. Сложные и сокращенные силлогизмы
  15. Дедуктивные умозаключения из сложных посылок
  16. Недедуктивные умозаключения
  17. Проблема, гипотеза и теория и их место в научном познании
  18. Доказательство и опровержение
  19. Стратегия и тактика аргументации

Результаты обучения

Способность выделять логическую структуру естественного языкового мышления и манипулировать ею согласно правилам логики. Навык выстраивания аргументации разными способами. Навык обнаружения логических ошибок в рассуждениях.

Формируемые компетенции

ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию;

ОПК-4: способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИКА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Тема 1. Предмет логики и ее значение (1 ч.) 2

Тема 2. Принципы и методы мыслительной деятельности (1 ч.) 6

Тема 3. Понятие (1 ч.) 10

Тема 4. Суждение (1 ч.) 19

Тема 5. Умозаключение (2 ч.) 27

Тема 6. Логические основы теории аргументации (1 ч.) 36

Тема 7. Формы развития знания (1 ч.) 41

Автор:

к.ф.н., доцент кафедры философии, истории и права

Рекомендовано для УМК кафедрой ФИиП,

протокол заседания кафедры №___ от_____________

Тема 1. Предмет логики и ее значение (1 ч.)

Термин «логика» происходит от греческого «logos», что означает мысль, слово, разум, закономерность. Под логикой понимают:

1) закономерности развития объективно существующих вещей и явлений;

2) определенную последовательность действий человека;

3) специфические закономерности правильного мышления;

4) науку, изучающую закономерности, структуру и развитие правильного мышления.

В качестве рабочего определения в данном учебном курсе примем четвертое положение.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: кибернетикой, психологией, медициной, педагогикой и пр. При этом каждая из них изучает мышление в определенном аспекте. Логику как науку интересует абстрактное мышление – одно из средств познания человеком объективного мира. Она представляет собой один из разделов философии.

Читать еще:  Курсы по маникюру для начинающих бесплатно

Формальная логика исследует формы и законы мышления, с помощью которых в сознании человека происходит отражение мира. Специфика формальной логики в том, что она изучает мысль в том виде, как она сложилась в науке и практике, исследует ее преимущественно со стороны структуры – логической формы. Вместе с тем, немаловажную роль в изучении мышления играет и содержание этой мысли, так как именно оно выводит нас в поле проблем истинности высказываний. Например, в умозаключении:«Все металлы твердые тела. Ртуть металл. Следовательно, ртуть – твердое тело» — структура не нарушена, однако, вывод получился ложный. Природа данной ошибки заключается в ложности одной из посылок (все металлы твердые тела).

Как видим, в таких случаях мы обращаемся не только к форме, но и к содержанию мыслей. Поэтому было бы точнее понимать интерес формальной логики к структуре мыслей в том значении, в котором она отвлекается от процесса их формирования и развития. Основанием для такого исследования абстрактного мышления выступает процесс формализации, то есть выявление структуры мыслей с последующим формулированием правил рассуждений.

Другая специфическая черта формальной логики заключена в применимости выявленных ею правил и законов к любым предметным областям человеческой деятельности: обыденной и теоретической, гуманитарной и технической, и др. Иными словами, законы логики имеют силу применительно к предметам любого конкретного содержания

Кроме того, применение закономерностей мышления, выявленных формальной логикой, к полученной ранее информации дает возможность извлечь из этой информации новое знание вне чувственного опыта. То есть использование законов логики дает возможность выводить логические следствия из данных посылок умозрительным путем.

Формальная логика изучает наши мысли преимущественно со стороны их объема, то есть по существу с количественной стороны. Объем понятия – это множество (класс) предметов (элементов), каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. В целом стоит заметить, что формальная логика отвлекается от исторического рассмотрения предметов, от различий наших мыслей по содержанию, которые определяются уровнем знаний, отношением к предмету, от эмоций.

Все наши рассуждения строятся в соответствии с логическими законами, сложившимися в процессе эволюции человеческого сознания. Они облекаются в определенную логическую форму. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, способ связи ее составных частей. Понятие, суждение, умозаключение имеют свои специфические формы (структуры).

Понятие логической формы мышления является фундаментальным в формальной логике. Один способ связи может быть неизменным для большого количества мыслей, хотя при этом мысли будут отличаться друг от друга содержанием. Например, «Сатурн есть планета», «Глагол – часть речи», «381 является нечетным числом» по содержанию далеки друг от друга, но по структуре, по своей логической форме они одинаковы. Кроме того, можно заметить, что между субъектом и предикатом существует обязательная связь, которая обычно выражается словами, имеющими один логический смысл: «есть», «является», тире или простым согласованием слов. Таким образом, последние шесть примеров суждений можно записать символически «S есть Р». Значение символов S и Р изменяется, смысл слова «есть» постоянен. S и Р называются переменными знаками: вместо них можно подставлять любые конкретные значения, получая в результате выражения мыслей с одинаковой логической формой. Постоянные знаки– это знаки, значение которых сохраняется при подстановке любых значений вместо переменных. В логике в качестве постоянных знаков используются как слова естественного языка, так и их символьные аналоги:

· квантор всеобщности («все», «любой», «каждый», «ни один») – перевернутая первая буква от английского ALL – все;

· квантор существования («существует», «некоторые», «хотя бы один») – перевернутая первая буква от английского EXIST – существовать;

· союзы «и», «а», «но» — конъюнкция – Λ;

союзы «или», «либо» — дизъюнкция – V;

· связка «если…, то…» — импликация — ;

связка «…тогда и только тогда, когда…», «если…и только если…» – эквиваленция ↔;

· частица «не» выражается чертой над буквой, которой обозначено понятие. Например, «правильно» обозначим Е, тогда «неправильно» будет записано как Ē.

Из мыслей простой логической формы можно образовывать сложные высказывания с помощью логических связок («если на улице будет хорошая погода, то пойдем гулять») и союзов.

Понятие истинности или ложности относится лишь к конкретному содержанию какого-либо суждения. Если в высказывании верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном случае – ложно.

«Все грибы ядовиты» – ложь.

«Существуют белые медведи» – истина.

Ложность выводного знания (дедуктивного или недедуктивного) объясняется действием хотя бы одной из двух причин. Во-первых, можно использовать истинные суждения, но вывести из них ложное знание. Например: «Все зайцы едят морковку. Петров ест морковку. Значит он заяц», – полученное новое знание о Петрове нелепо, строго говоря, ложно, так как нарушена одна из закономерностей правильного рассуждения, правильного построения мыслей. При этом можно заметить, что каждая простая мысль в посылках («Все зайцы едят морковку», «Петров ест морковку») истинна, то есть их содержание соответствует действительности (конечно, если конкретный человек Петров действительно ест морковку).

Во-вторых, если в числе посылок умозаключения встречается ложная, то мы можем получить в заключении и истину, и ложь даже при соблюдении правил логики. В умозаключении «все металлы – твердые тела. Ртуть не является твердым телом. Следовательно, ртуть – не металл» заключение ложно именно по причине ложности первой посылки.

В обоих случаях заключение ложно, хотя и по разным причинам. Учитывая их, будем различать истинность мысли и правильность рассуждения. Мышление с точки зрения содержания может давать истинное или ложное отражение мира, а со стороны формы оно может быть логически правильным или логически неправильным. Таким образом, истинность – это соответствие мысли действительности, а правильность мышления – соблюдение законов и правил логики.

На практике результат логических выводов будет соответствовать действительности тогда и только тогда, когда выполняется совокупность условий:

1) наши предпосылки верны,

2) мы правильно применяем к ним законы и принципы рационального мышления, то есть, не нарушаем правила вывода.

С другой стороны, известно, что мир находится в постоянном движении и развитии. Мышление человека, познающего этот мир, также меняется. Поэтому изучать мыслительные процессы необходимо и с точки зрения их изменчивости. Такой подход составляет фундамент науки об общих и универсальных законах и принципах развития мира, общества и человека и называется диалектикой. Часть диалектики, изучающая процесс мышления, называется диалектической логикой. Это наука об изменяющемся, развивающемся мышлении. Она изучает закономерности становления и развития нашего познания. Например, ее интересуют способы образования и закономерности развития понятий, в частности как общественно-исторические условия влияли на формирование этих понятий, на их смысл и значение, то есть на содержание. Закономерности развития нашего познания, вскрытые диалектической логикой, помогают человеку привести в соответствие теорию и практику. Как видим, это более сложный уровень логики и мышления вообще, он связан с учением о законах и формах развития научно-философского познания мира.

Диалектическая и формальная логики взаимно дополняют друг друга при ведущем положении первой. Средства формальной логики необходимы, но не достаточны для постижения истины. Необходимость заключается в соблюдении законов и форм правильного мышления на любом этапе функционирования и применения диалектической логики.

Читать еще:  Полный курс русского языка 3 класс

Логика первый курс

Краткий курс логики: Искусство правильного мышления

Логика – один из обязательных предметов в высших учебных заведениях. В последнее время она также изучается в некоторых средних учебных заведениях. Практика показывает: тем, кто познакомился с логикой в школьные годы, намного легче осваивать эту науку в вузе. Книга состоит из четырёх основных глав, теста, ста занимательных задач. Первые три главы посвящены логическим формам: понятию, суждению и умозаключению, четвёртая – рассказывает о важнейших законах логики и распространённых нарушениях этих законов, которые делают наше мышление запутанным, речь – неясной, а значит, мешают полноценно общаться и понимать друг друга. Каждую тему завершают вопросы и задания для самопроверки и закрепления материала. Примеры, содержащиеся в книге, показывают практическую значимость логики для современного человека.

Тест состоит из ста заданий закрытого типа (при нескольких вариантах ответа на каждый вопрос, только один является правильным). Для выполнения теста обязательны теоретические знания по логике.

Сто занимательных логических задач, представленных в книге, различаются по типу построения и уровню сложности. Объединяет их то, что для правильного решения задач требуется нестандартный подход и творческая работа мысли. Задачи направлены на развитие мышления, памяти, внимания и воображения; они могут развлечь в часы досуга. Для решения задач не обязательны теоретические знания по логике, достаточно жизненного опыта и смекалки, т. е. интуитивной логики, которой в большей или меньшей степени обладают все люди, независимо от пола, возраста и уровня образования. Ко всем задачам приведены ответы и комментарии.

Книгу завершает список литературы, рекомендуемый для дальнейшего, более широкого изучения предмета.

Надеемся, что книга вам понравится, а изучение логики станет интересным и увлекательным.

В словаре приведены определения наиболее важных логических терминов, его можно рассматривать как конспект курса логики, построенный по алфавитно-терминологическому принципу.

Логика – наука о формах и законах правильного мышления.

Эта наука появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Её создателем считается знаменитый древнегреческий философ и учёный Аристотель. Логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет своё практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны исключительно как памятники старины, но некоторые из них пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно её) и логика Аристотеля. В XIX в. появилась и стала быстро развиваться символическая (математическая, современная) логика, которая является разделом высшей математики. Однако наша книга посвящена исключительно аристотелевской логике.

Так зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни? Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше понимать собеседника, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях.

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чём угодно, например, об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе… Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причём если содержание нашего мышления чрезвычайно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие, совсем немного.

Приведём простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: «Все караси – это рыбы», «Все треугольники – это геометрические фигуры», «Все стулья – это предметы мебели». Несмотря на различное содержание, у этих высказываний есть нечто общее, что-то их объединяющее. Что? Их объединяет форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме – каждое из трёх высказываний строится по форме: «Все A – это B», где A и B – какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание: «Все A – это B», – лишено всякого содержания. Это высказывание представляет собой чистую форму, которую можно наполнить любым содержанием, например: «Все сосны – это деревья», «Все города – это населённые пункты», «Все школы – это учебные заведения», «Все тигры – это хищники».

Другой пример: возьмём три различных по содержанию высказывания: «Если наступает осень, то опадают листья», «Если завтра пройдёт дождь, то на улице будут лужи», «Если вещество – металл, то оно электропроводно». Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если A, то B». Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: «Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку», «Если взлётная полоса покрыта льдом, то самолёты не могут взлетать», «Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы».

Логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления; её интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она часто называется формальной логикой. Аристотелевскую (формальную) логику также часто называют традиционной.

Если по содержанию высказывание: «Все комары – это насекомые», – является нормальным, а высказывание: «Все Чебурашки – это инопланетяне», – абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны, так как она занимается формами мышления, а форма у этих высказываний одна и та же: «Все A – это B».

Форма мышления – это способ выражения мыслей, или схема их построения.

Существует всего три формы мышления:

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость.

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые школьники – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).

В логике принято располагать посылки и вывод друг под другом и отделять посылки от вывода чертой.

Коллектив авторов — Логика. Краткий курс

Описание книги «Логика. Краткий курс»

Описание и краткое содержание «Логика. Краткий курс» читать бесплатно онлайн.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Логика». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Логика. Краткий курс

1. Предмет и значение логики

Логика – наука о правилах мышления, изучающая мышление как средство познания, и о законах мыслительных процессов, направленных на обнаружение и обоснование истины.

Читать еще:  Курсы графический дизайн

Слово «логика» используется для обозначения науки о мышлении, о его формах и законах. Термин «логика» происходит от греческого слова logos, которое означает «мысль», «слово», «разум», «смысл» и т. д. Для обозначения науки этот термин ввел в начале III в. до н. э. основатель стоического направления в философии Зенон из Китиона (ок. 336–264 до н. э.). Аристотель (384–322 до н. э.), подлинный создатель науки логики, использовал для ее обозначения слово «аналитика».

Предметом логики служат законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий мир.

Значимые вопросы философии относятся к познанию действительности и связаны с мышлением, поэтому логика зародилась и развивалась как наука философская, в современности представляющая собой систему знаний, состоящую из двух самостоятельных наук: логики формальной и диалектической.

Сегодня понятие «логика» используется, во-первых, для обозначения последовательных связей предметов и явлений окружающего мира (например, «логика событий», «логика международных отношений»); во-вторых, для характеристики способа мышления («субъективная логика», «женская логика», «железная логика»); в-третьих, для обозначения непосредственно науки.

Логика как наука зародилась в Древней Греции и много столетий считалась критерием образованности. В начале XIX в. Г. В. Ф. Гегель указал на ее ограниченность и недостаточность с точки зрения отражения процесса движения мысли.

Он отметил, что такая логика отражает не движение содержания мысли, а форму мыслительного процесса. Для компенсации этого недостатка Гегель создал новую диалектическую логику, а существовавшую до нее назвал формальной.

Предметом изучения диалектической логики служат законы развития человеческого мышления и основанные на них методологические принципы (объективность, всесторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, раздвоение единого на противоположные стороны, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Диалектическая логика – это один из способов познания диалектики реальности. Формальная логика, использующая математические методы изучения реальности, в начале XX в. получила название «логистика», означающее искусство вычисления. Теперь данный термин почти вышел из употребления, уступив место терминам «математическая логика», или «символическая логика».

Формальная логика изучает форму как нечто отдельное, обособленное от содержания. Предметом изучения формальной логики служит форма мышления. Рассмотрим внешнюю и внутреннюю формы мышления как любого явления.

Внешняя форма явления – это способ данного явления проявиться вовне, его поверхность (например, для мышления такой формой становится речь). Внутренняя форма явления – это структурная конструкция из элементов, которые составляют данное явление. Внутренней формой мышления можно назвать процесс сочетания и взаимодействия образований, которые называются мыслями.

Структура мышления – это различные способы группировки мыслей в процессе мышления.

В отличие от самого мышления и тем более его структуры мы видим их внешнюю речевую форму. Невозможно сделать мышление устойчивым предметом исследования, если только оно не облекается в форму речи (устной или письменной). Очевидно, речь – это эмпирический материал, служащий истоком для формальной логики. Но речь и язык как внешняя структура мышления интересуют логику как средство для ее выражения.

Формальная логика – это наука об общих структурах правильного мышления в его языковой форме, раскрывающая лежащие в его основе закономерности.

Логическими формами называются различные соединения мыслей, рассматриваемые как структурные образования мышления. Логические формы состоят из мыслей, в том числе, например, из других логических форм и различных способов их связи, или так называемых связок. Три вида логических форм, таких как понятие, суждение, умозаключение, состоят из мыслей и средств их связи, связок.

Общая логика представляет собой учение о трех логических формах: понятии, суждении, умозаключении.

2. Понятие логики как научной дисциплины

По сравнению с другими науками логика изучает особенности, свойства форм мысли, отвлекаясь от их конкретного содержания. Логика изучает формы мысли, существующие самостоятельно вне зависимости как от способа их выражения, так и от предметов, отражаемых мыслью.

Особенности форм мысли определяют кажущуюся оторванность логики от действительности, ее абстрактный характер, а также трудности восприятия у начинающих знакомство с этой наукой. В изучении логики наиболее популярна и распространена среди новичков ошибка: замена мысли предметом, отражающим мысль, или словом, мысль выражающим.

Под мышлением понимается способ отражения действительности, но не сама действительность. Для отражения нужно иметь предмет отражения, самого отражающего и средства отражения.

В философии объектом называется предмет отражения, а субъектом – отражающий предмет. Процесс отражения объекта субъектом осуществляется с помощью разных способов: непосредственных, чувственных и опосредованных, мысленных, рациональных (другими словами, логическими формами).

Эмоциональные формы первичны и обусловливают рациональные, а рациональные формы, имея основой эмоциональные, диалектически их аннулируют, сохраняя в себе их существенные достоинства и свойства. Эмоциональные формы отражения (ощущения, восприятия и представления) – это не предмет логики как науки.

Принято мнение, что чувственный способ отражения завершается представлением, в то время как с понятием начинается рациональный, логический способ отражения. Отмеченный переход от представления к понятию – это скачок в качестве, поскольку понятие – отвлеченное, обобщенное отражение. Мыслью называется идеальная форма отражения, или форма деятельного отражения.

Рациональный, логический аспект отражения складывается из таких основных форм, как понятие, суждение, умозаключение, идея, принцип, закон, категория, проблема, вопрос, доказательство, опровержение, гипотеза, теория, основными атрибутами которых являются отвлеченность, обобщенность, абстрактность, идеальность.

Формы рационального отражения изучаются логикой как система со своими законами внутреннего строения. Логика исследует формы мысли (понятие, суждение и умозаключение) как идеальные образования, со своими закономерностями и структурой.

Многочисленные явления мыслятся одним способом в виде конкретной совокупности присущих им свойств, признаков. Отмечая характерные признаки одного предмета или общие – для всех предметов, образуется понятие предмета как совокупности его существенных признаков, некоторым образом связанных друг с другом.

Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаковым способом, в виде связи их существенных признаков, т. е. в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются.

Под суждением понимается выраженный в форме утверждения или отрицания способ связи понятий.

Рассматривая умозаключение, с помощью которого из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одинаковым способом. С помощью связи суждений можно получить вывод из суждений произвольного содержания.

Общим в умозаключениях произвольного содержания является способ связи суждений. Не зависит от содержания для всех основных форм мышления способ связи элементов мысли – признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении.

Исследование логических форм, безотносительно к их содержанию, составляет важнейшую задачу науки логики. К важным задачам логики относится обучение человека сознательно и эффективно применять законы и формы мышления, т. е. мыслить логично и, следовательно, адекватно познавать окружающий мир.

3. История логики как науки

Наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Основателем логики считают древнегреческого философа Аристотеля (384–322 до н. э.).

В его трудах «Органон» («Орудия познания») были сформулированы основные законы мышления, такие как закон тождества, противоречия и исключенного третьего, и определены основные логические операции. Аристотель также разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное, или силлогистическое, умозаключение, что послужило основой такого направления современной математической логики, как логика предикатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector