Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курс биологии за 6 класс

Определения по биологии за 6 класс

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Дыхание -поглощение кислорода и выделения углекислого газа

Газообмен- обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.

Раздражимость -реакция организма на изменения окружающей среды.

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

Лупа -простейший увеличительный прибор с разрешающей способностью 2-30 раз.

Микроскоп -сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.

Оболочка- особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).

Цитоплазматическая мембрана -особая часть клетки, выполняющая избирательный транспорт веществ.

Цитоплазма -особая часть клетки, состоящая из жидкого вязкого вещества с погруженными органоидами.

Органоиды -особые структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции и имеющие определенное местоположение.

Ядро -особая часть клетки, отвечающая за хранение и передачу информации об организме.

Вакуоль -органоид растительной клетки, заполненный клеточным соком с запасом питательных веществ (ЗПВ).

Клеточный сок -полужидкое вещество вакуолей, содержащее красящие и питательные вещества, воду и придающие окраску лепесткам и другим органам растений

Пигменты -красящие вещества.

Пластиды -органоиды-растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).

Хлоропласты -зеленые пластиды.

Хромопласты -красные и желтые пластиды.

Лейкопласты -бесцветные пластиды.

Хлорофилл -зеленый пигмент хлоропластов.

Межклеточное вещество -полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.

Хромосомы -особые уплотненные структуры ядра несущие информацию об организме.

Ткань- группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.

Виды растительных тканей : образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Основная ткань , заполняющая пространство между другими тканями.

Проводящая ткань , транспортирующая воду и питательные вещества.

Сосуды мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.

Ситовидные трубки живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.

Механическая ткань , состоящая из волокон и придающая прочность растению.

Волокна растительные клетки с утолщенными оболочками.

Покровная (кожица, пробка, кора) ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.

Кожица (эпидерма) покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.

Пробка покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.

Минеральное питание — процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.

Корневое давление -давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее водой надземных органов.

Почва -верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.

Плодородие -способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.

Удобрения -искусственно вносимые вещества для улучшения плодородия почвы.

Минеральные удобрения : азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.

Фотосинтез -процесс образования органических веществ в зеленых частях растений при помощи света из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород.

Испарение -удаление паров воды с поверхности.

Листопад -массовое опадение листьев перед наступлением неблагоприятных условий.

Бактерии -просто устроенные микроскопические, чаще одноклеточные организмы

Прокариоты- организмы, не имеющие оформленного ядра.

Эукариоты -организмы, имеющие оформленное ядро.

Кокки- шарообразные бактерии.

Бациллы -палочковидные бактерии.

Вибрионы -бактерии в виде запятой.

Спириллы -спиралевидные бактерии.

Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) -зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.

Автотрофы -организмы, способные самостоятельно создавать питательные вещества.

Гетеротрофы -организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.

Сапротрофы -организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты -организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.

Спора бактерии -форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.

Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые)-бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.

Симбиоз -взаимополезное совместное существование организмов.

Грибы -одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.

мицелий (грибница)-система ветвящихся белых нитей (гиф).

Плодовое тело -у большинства грибов ножка и шляпка

Споры грибов -структуры вегетативного размножения грибов.

Микориза (грибокорень) – симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.

Ботаника- наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Низшие растения -растения, состоящие из одной или многих неспециализированных клеток.

Таллом (слоевище) -тело низших растений (водорослей).

Высшие растения -растения, имеющие ткани и органы.

Ризоиды -бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие водорослям для прикрепления.

Лишайники -организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.

Мхи -отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).

Цветок -видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения

Пестик -женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи

Тычинки -мужская структура цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити

Околоцветник- структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка

Лепестки -внутренние окрашенные листочки околоцветника

Семязачаток -зачаток семени, расположенный в завязи пестика

Обоеполые — цветки, содержащие пестики и тычинки

4 среды обитания -водная, наземно-воздушная, почвенная и среда образуемая самыми живыми организмами

Споровые растения -водоросли, мхи, папоротники

Семенные -голосеменные и покрытосеменные

Органы -это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции

Признаки царства растений -способность к фотосинтезу

Растения бывают -низшие и высшие

От риниофитоподобных растений -мхи, плауны, хвощи, папоротники

От древних папаротников -голосеменные и покрытосеменные

Эндосперм -запасающая ткань семени.

Семя содержит -запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру

Индивидуальное развитие -развитие от зиготы до естественной смерти

Покой -приспособление организмов к неблагоприятной среде

Фотопериодизм -соотношение продолжительности светлого и темного времени суток

Биологические часы -способность живых организмов ориентироваться во времени

Гормоны- биологически активные вещества

Гормональная регуляция -регулирующее воздействие гормонов на функции организма

Гуморальная регуляция -гормональная регуляция + регуляция с помощью продуктов обмена веществ (углек газ) , выделяемыми клетками и тканями в кровь, лимфу и тканевую жидкость

Эндокринные железы (железы внутренней секреции )-ормоны у животных

Нервная система осуществляет -связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой

Нейрон- кленка нервной ткани

Рефлекс -ответная реакия организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы

Головной мозг -это главный координирующий центр у позвоночных

Нейрогуморальная регуляция -это нервная + гуморальная регуляции

Гуморальная регуляция -длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие)

Нервная регуляция -за оперативное реагирование на внутренние и внешние раздражения

5 отделов головного мозга-продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг (2 полушария)

Продолговатый мозг координирует-дыхание, сокращение сердца, сосудов

Мозжечок координирует-сложные движения, равновесие тела

Средний мозг координирует-ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения

Промежуточный мозг координирует-зрение

Передний мозг состоит-подкорки и коры больших полушарий

Поведение -действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности

Двудольные растения -растения с двумя семядолями

Биология -наука о любом проявлении жизни.

Анатомия -наука о внутреннем строении организмов.

Цитология -наука о строении и функционировании клеток.

Физиология -наука о функциях и процессах в организме.

Ботаника -наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Фенология -наука о сезонных периодических явлениях природы.

Экология -наука об отношениях организмов между собой и окружающей их средой.

Биосфера -область распространения жизни.

Рост -увеличение размеров тела (количественные изменения).

Развитие -качественные изменения организмов.

Размножение -увеличение численности особей (организмов).

Питание -поступление питательных веществ (ПВ) в организм.

Определения по биологии за 6 класс

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Читать еще:  Шахматы курсы для детей

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Дыхание -поглощение кислорода и выделения углекислого газа

Газообмен- обмен газов между окружающей средой и внутренней средой организма.

Раздражимость -реакция организма на изменения окружающей среды.

Клетка- структурная и функциональная единица живого.

Лупа -простейший увеличительный прибор с разрешающей способностью 2-30 раз.

Микроскоп -сложный увеличительный прибор с разрешающей способностью 300-400 раз (световой), 3500-4000 раз.

Оболочка- особая часть клетки, придающая прочность, защищающая клетку (у растений состоит из целлюлозы).

Цитоплазматическая мембрана -особая часть клетки, выполняющая избирательный транспорт веществ.

Цитоплазма -особая часть клетки, состоящая из жидкого вязкого вещества с погруженными органоидами.

Органоиды -особые структуры цитоплазмы, выполняющие определенные функции и имеющие определенное местоположение.

Ядро -особая часть клетки, отвечающая за хранение и передачу информации об организме.

Вакуоль -органоид растительной клетки, заполненный клеточным соком с запасом питательных веществ (ЗПВ).

Клеточный сок -полужидкое вещество вакуолей, содержащее красящие и питательные вещества, воду и придающие окраску лепесткам и другим органам растений

Пигменты -красящие вещества.

Пластиды -органоиды-растительных клеток, отвечающие за фотосинтез (зеленые и красные) или запасающие питательные вещества (бесцветные).

Хлоропласты -зеленые пластиды.

Хромопласты -красные и желтые пластиды.

Лейкопласты -бесцветные пластиды.

Хлорофилл -зеленый пигмент хлоропластов.

Межклеточное вещество -полужидкое вещество, соединяющее оболочки соседних растительных клеток.

Хромосомы -особые уплотненные структуры ядра несущие информацию об организме.

Ткань- группа клеток, сходных по строению, выполняющих одинаковые функции и имеющих одинаковое происхождение.

Виды растительных тканей : образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Основная ткань , заполняющая пространство между другими тканями.

Проводящая ткань , транспортирующая воду и питательные вещества.

Сосуды мертвые вытянутые клетки, лишенные перегородок, проводящие воду и минеральные вещества.

Ситовидные трубки живые вытянутые клетки, поперечные перегородки в виде сита.

Механическая ткань , состоящая из волокон и придающая прочность растению.

Волокна растительные клетки с утолщенными оболочками.

Покровная (кожица, пробка, кора) ткань, находящаяся на поверхности растения, выполняющая защитную функцию.

Кожица (эпидерма) покровная ткань, представленная живыми, плотно сомкнутыми клетками.

Пробка покровная ткань, представленная мертвыми, плотно сомкнутыми клетками.

Минеральное питание — процесс поступления из почвы через корни воды и минеральных веществ.

Корневое давление -давление в проводящих сосудах корней, обеспечивающее водой надземных органов.

Почва -верхний, плодородный слой земли, обеспечивающий растения водой и минеральными веществами.

Плодородие -способность почвы обеспечивать необходимыми веществами растения.

Удобрения -искусственно вносимые вещества для улучшения плодородия почвы.

Минеральные удобрения : азотные способствуют росту листьев и стеблей, калийные росту корней, фосфорные для скорейшего созревания плодов.

Фотосинтез -процесс образования органических веществ в зеленых частях растений при помощи света из углекислого газа и воды, выделяя при этом кислород.

Испарение -удаление паров воды с поверхности.

Листопад -массовое опадение листьев перед наступлением неблагоприятных условий.

Бактерии -просто устроенные микроскопические, чаще одноклеточные организмы

Прокариоты- организмы, не имеющие оформленного ядра.

Эукариоты -организмы, имеющие оформленное ядро.

Кокки- шарообразные бактерии.

Бациллы -палочковидные бактерии.

Вибрионы -бактерии в виде запятой.

Спириллы -спиралевидные бактерии.

Сине-зеленые бактерии (или цианобактерии) -зеленые бактерии, способные к фотосинтезу.

Автотрофы -организмы, способные самостоятельно создавать питательные вещества.

Гетеротрофы -организмы, поглощающие готовые питательные вещества извне.

Сапротрофы -организмы, получающие органические вещества из отмерших организмов или выделений живых организмов.

Паразиты -организмы, питающиеся питательными веществами живых организмов.

Спора бактерии -форма бактерий, служащая для перенесения ими неблагоприятных условий.

Азотофиксирующие бактерии (клубеньковые)-бактерии, поселившиеся на корнях бобовых растений, способные поглощать азот из воздуха.

Симбиоз -взаимополезное совместное существование организмов.

Грибы -одно из царств растений, сочетающие признаки растений и животных.

мицелий (грибница)-система ветвящихся белых нитей (гиф).

Плодовое тело -у большинства грибов ножка и шляпка

Споры грибов -структуры вегетативного размножения грибов.

Микориза (грибокорень) – симбиоз нитей грибницы шляпочных грибов и корней высших растений.

Ботаника- наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Низшие растения -растения, состоящие из одной или многих неспециализированных клеток.

Таллом (слоевище) -тело низших растений (водорослей).

Высшие растения -растения, имеющие ткани и органы.

Ризоиды -бесцветные ветвистые нитевидные клетки, служащие водорослям для прикрепления.

Лишайники -организмы, образованные симбиозом гриба и водоросли.

Мхи -отдел царства Растений, характерной чертой которых является наличие тканей и примитивных органов (стебель, лист).

Цветок -видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения

Пестик -женская структура цветка, состоящая из рыльца, столбика и завязи

Тычинки -мужская структура цветка, состоящая из пыльника и тычиночной нити

Околоцветник- структуры, расположенные вокруг мужских и женских частей цветка

Лепестки -внутренние окрашенные листочки околоцветника

Семязачаток -зачаток семени, расположенный в завязи пестика

Обоеполые — цветки, содержащие пестики и тычинки

4 среды обитания -водная, наземно-воздушная, почвенная и среда образуемая самыми живыми организмами

Споровые растения -водоросли, мхи, папоротники

Семенные -голосеменные и покрытосеменные

Органы -это часть организма, имеющая определенное строение, занимающая определенное положение и выполняющая определенные функции

Признаки царства растений -способность к фотосинтезу

Растения бывают -низшие и высшие

От риниофитоподобных растений -мхи, плауны, хвощи, папоротники

От древних папаротников -голосеменные и покрытосеменные

Эндосперм -запасающая ткань семени.

Семя содержит -запасающую ткань(эндосперм), зародыш и семенную кожуру

Индивидуальное развитие -развитие от зиготы до естественной смерти

Покой -приспособление организмов к неблагоприятной среде

Фотопериодизм -соотношение продолжительности светлого и темного времени суток

Биологические часы -способность живых организмов ориентироваться во времени

Гормоны- биологически активные вещества

Гормональная регуляция -регулирующее воздействие гормонов на функции организма

Гуморальная регуляция -гормональная регуляция + регуляция с помощью продуктов обмена веществ (углек газ) , выделяемыми клетками и тканями в кровь, лимфу и тканевую жидкость

Эндокринные железы (железы внутренней секреции )-ормоны у животных

Нервная система осуществляет -связь клеток, тканей, органов, систем внутри организма и с внешней средой

Нейрон- кленка нервной ткани

Рефлекс -ответная реакия организма на раздражение, осуществляемая с помощью нервной системы

Головной мозг -это главный координирующий центр у позвоночных

Нейрогуморальная регуляция -это нервная + гуморальная регуляции

Гуморальная регуляция -длительные процессы жизнедеятельности (рост, индивидуальное развитие)

Нервная регуляция -за оперативное реагирование на внутренние и внешние раздражения

5 отделов головного мозга-продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг, передний мозг (2 полушария)

Продолговатый мозг координирует-дыхание, сокращение сердца, сосудов

Мозжечок координирует-сложные движения, равновесие тела

Средний мозг координирует-ориентировочные рефлексы на зрительные и звуковые раздражения

Промежуточный мозг координирует-зрение

Передний мозг состоит-подкорки и коры больших полушарий

Поведение -действия, совершаемые организмами при добывании пищи, разможении, дыхании и других процессах жизнедеятельности

Двудольные растения -растения с двумя семядолями

Биология -наука о любом проявлении жизни.

Анатомия -наука о внутреннем строении организмов.

Цитология -наука о строении и функционировании клеток.

Физиология -наука о функциях и процессах в организме.

Ботаника -наука о растениях; наука о строении, развитии, жизнедеятельности растений, их распространении и происхождении.

Фенология -наука о сезонных периодических явлениях природы.

Экология -наука об отношениях организмов между собой и окружающей их средой.

Биосфера -область распространения жизни.

Рост -увеличение размеров тела (количественные изменения).

Развитие -качественные изменения организмов.

Размножение -увеличение численности особей (организмов).

Питание -поступление питательных веществ (ПВ) в организм.

Биология 6 класс

Уроки

Клеточное строение организмов

  • Виды тканей растений и их функции Тест
  • Механическая ткань растений Тест
  • Образовательная ткань растений Тест
  • Покровная ткань растений Тест
  • Ткани растений Тест
  • Увеличительные приборы Тест
Читать еще:  Учебные курсы по ремонту мобильных телефонов минск

Царство Растения

  • Водоросли и их значение Тест
  • Голосеменные растения Тест
  • Значение голосеменных Тест

Строение и многообразие покрытосеменных растений

  • Видоизменения корней Тест
  • Внешнее строение листа Тест
  • Зоны корня Тест
  • Клеточное строение листа Тест
  • Корень Тест
  • Строение семени Тест

Видоизменения листьев

  • Видоизменение листьев Тест
  • Внутреннее строение стебля Тест
  • Плод Тест
  • Соцветие Тест

Жизнь растений

  • Бесполое размножение у растений Тест
  • Вегетативное размножение покрытосеменных растений Тест
  • Дыхание Тест
  • Дыхание растений Тест
  • Жизненный цикл голосеменных Тест
  • Минеральное питание растений Тест

Классификация растений

  • Класс Двудольные Тест

Семейство Крестоцветные (Капустные)

  • Семейство Крестоцветные Тест
  • Семейство Пасленовые Тест
  • Семейство Розоцветные Тест

Семейство Мотыльковые (Бобовые)

  • Семейство Мотыльковые Тест

Семейство Сложноцветные (Астровые)

  • Класс Однодольные Тест
  • Семейство Cложноцветные Тест
  • Семейство Злаки Тест
  • Семейство Лилейные Тест

Природные сообщества

  • Растительные сообщества Тест

Дополнительно

  • Вирусы Тест

Тесты по биологии для 6 класса (71)

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. yana yana 913
  2. 2. Игорь Проскуренко 580
  3. 3. Никита Червоненко 268
  4. 4. София Архангельская 250
  5. 5. Степан Карпов 244
  6. 6. Роман Финогеев 239
  7. 7. Ксения Дурникина 201
  8. 8. Алина Умерова 191
  9. 9. Арина Бабош 187
  10. 10. Антон Загребалов 171
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Liza 15,165
  9. 9. TorkMen 14,876
  10. 10. Влад Лубенков 13,530

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

рабочая программа по биологии 6 класс

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рассмотрена Согласована Утверждена

На заседании МО учителей с заместителем директора по УВР приказом по МОУ «СОШ №2

Химии, биологии, географии _______________Р.Н.Соломоновой г. Зеленокумска»

Протокол №____ от «___»________2014 г. «_____» _________________2014г. №____от «___» __________2014г.

Руководитель МО директор МОУ «СОШ №2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Зеленокумска Советского района»

Учебного предмета «Биология» 6 класс, базовый уровень

Количество часов: всего-68 часов, в неделю 2 часа

Учебник «Бактерии. Грибы. Растения» Автор: В.В. Пасечник

2014-2015 учебный год

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника — М.: Дрофа, 2010.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

Курс биологии в 6 классе «Бактерии. Грибы. Растения.» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному — биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями paстений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении растений в природе.

Всего -68 часов, 2 раза в неделю. Региональный компонент -12ч. Лабораторных работ — 17

В соответствии со стандартом биологического образования

учащиеся должны знать / уметь на базовом уровне:

общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений;

подцарств, причины и результаты эволюции;

усложнения растений в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; приспособленности растений к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений;

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений; деление клетки, строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного; лишайника как комплексного организма; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов ( дыхание, передвижение веществ, размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений), среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

взаимосвязь строения и функций органов, организма и среды; роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений; наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных

семейств, классов, отделов; съедобные и ядовитые грибы;

строение и функции клеток растений; организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;

о строении и жизнедеятельности растений и для обоснования приемов их выращивания, мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного мира в процессе эволюции;

сезонные изменения в жизни растений; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе; ядовитыми грибами, растениями.

Содержание программы. (70 часов, 2 часа в неделю)

Биология — наука о живой природе. ( 2 часа )

Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов. ( 6 часов )

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань»

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Царство Бактерии и Грибы. ( 7 часов )

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий,

их распространение в природе. Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в

природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.

Изучение строения тел шляпочных грибов.

Раздел 4. Царство Растения. (9 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Знакомство с многообразием зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Раздел 5. Строение многообразие покрытосеменных растений. (16 часов )

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной) и расположения их на стебле, строения листа, макро и микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов.

Изучение и строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Изучение строения листа.

Изучение строения цветка.

Раздел 6. Жизнь растений. ( 15 часов )

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 7. Классификация растений. ( 6 часов )

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 8. Природные сообщества. (2 часов )

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Раздел 9. Развитие растительного мира. ( 4 часа )

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Курс биологии за 6 класс

Дорогие шестиклассники! Вы только начинаете изучение такой интересной и увлекательной науки, как биология .

В этом разделе Вы можете найти разнообразные материалы по курсу 6 класса «БИОЛОГИЯ. Бактерии. Грибы. Растения», которые помогут Вам изучить, повторить и вспомнить ранее изученные темы, дополнить текст учебника и содержание урока.

Все материалы раздела «Биология в 6 классе» распределены по крупным темам курса:

Желаем Вам успешного освоения всего содержания курса биологии, прочных знаний, только хороших и отличных оценок.

При подготовке материалов этого раздела сайта использован текст учебников:

Кучменко В. С., Пономарева И. Н., Корнилова О. А.
Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл : Учебник для общеобразовательной школы / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой .- 2-е изд., перераб. .- М. : Вентана-Граф, 2005.

Постникова Е.А.
Биология. Растения: Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (с электронным вариантом на компакт-диске). В 2 ч. – М.: Федеральный центр НСО, 2008.

Также использованы материалы мультимедийных образовательных комплексов и пособий:

1С:Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «1С», ИД «Вентана-Граф», 2006.

Биология. Сферы. Живой организм. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007 .

1С:Образовательная коллекция. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: ООО «Дрофа», ЗАО «1С», 2005.

Просвещение: Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2005.

Ботаника. 6-7 класс. Электронный атлас школьника. – М.: «ЧеРо», «Интерактивная линия», 2004.

Биология. Растительный мир. Биология в школе. Электронные уроки и тесты. – М.: ЗАО «Просвещение-Медиа», ЗАО «Новый Диск», 2006.

Аудиокурс. Биология. 6 класс. — М.: ИДДК, Гаврилова Н. В., 2008. (Читает Виктория Серебрянская).

Сонин Н. И.
Биология. Живой организм. 6 кл : Учебник для общеобразовательных учреждений .- 9-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.

Материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов —

Материалы сайта «Бология. Электронный учебник»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector