Krististudio.ru

Онлайн образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анатомия школьный курс

Анатомия школьный курс

Цель урока: знать определение предмета,задачи,значение в клинической практике,основные методы изучения, иметь представление о развитии науки анатомии

План изложения нового материала

1. Наука анатомия, виды и связь с другими науками

2. История развития науки

3. Методы,применяемые в изучении науки

4. Потребности человека

5. Условные плоскости, оси, отделы человека

Анатомия — это наука о формах и строении органов, систем органов и человеческого организма в целом, и постоянном взаимодействии с внешней средой , происходит от греч. anatemno,что означает рассекаю, расчленяю. Организм человека представляет собой очень сложную живую биологическую систему. Различают анатомию несколько видов:

Порок развития это стойкие морфологические или функциональные изменения органа или организма, возникающие в результате нарушения развития зародыша, плода или дальнейшего формирования органов после рождения ребенка. Порок развития, который приводит к обезображиванию части тела и обнаруживается при внешнем осмотре, называют уродством.
Аномалия развития— это стойкое отклонение в строении органа или системы органов, не сопровождающееся функциональными нарушениями в обычных условиях, но нередко являющееся причиной дефектов, заболеваний от воздействий внешних, генетических факторов, передаваемыми по наследству от родителей.

2. История анатомии

Сведения о строении тела человека относятся к 5-4 векам до новой эры. Основоположником анатомии, отцом » медицины» является Гиппократ (460 — 377 г.г до н.э) . Его научные труды объединены в «Гиппократовы труды». Он изучал строение желез, кишечника, прорезывание зубов у детей,описал несколько костей черепа, строение сердца, считая, что воздух охлаждается в сердце.
Клавдий Гален (130-200г.г.) обобщил ,систематизировал анатомические сведения, описал их в 16 книгах. Классифицировал оболочки артерий, описал мышцы спины, нервы блуждающий, лицевой , оболочки мозга. Составил круг кровообращения с центральным органом печень.
Анатомия Средневековья — застойные времена из-за инквизиции церкви, запрещалось вскрытие трупов. Но на Востоке наука развивалась свободно, великий таджикский врач ,философ Али Ибн Сина (Авиценна) 980-1037гг, ,автор более 100 произведений по разным наукам, написал медицинский труд «Канон врачебной науки» 1002г.. Авиценна проанализировал все сведения по анатомии и физиологии, открытые древнегреческими учеными, проводя собственные наблюдения.
Анатомия эпохи Возрождения. Гениальный художник Леонардо да Винчи (1452-1519гг) является основоположником пластической анатомии. Описал изгибы позвоночника, щитовидную железу, классифицировал мышцы. Церковь преследовала эго открытия, в медицине его открытия стали применяться значительно позднее.
Андрей Везалий (1514-1564) — отец описательной анатомии. Он вскрывал и препарировал трупы ,делал зарисовки костей, мышц, внутренних органов, сосудов, нервов. Издал небольшой атлас «Анатомические таблицы» 1538г.и знаменитый труд «О строении тела человека» 1543г.
Ученик Везалия Г.Фаллопий (1523-1562) описал маточные трубы, а В.Евстахий (1510-1574) обнаружил слуховую трубу.
В Голландии в середине 17 века был организован анатомический музей бальзамированных трупов. Петр первый купил коллекцию препаратов и в Санкт -Петербурге до сих пор хранятся в Кунсткамере.
Развитие анатомии в России в XVII—XIX вв. До 17 века в России как медицинской науки не существовало, знатных больных лечили врачи-иностранцы. Возникла необходимость в подготовке отечественных врачебных кадров. В 1620 г. в Москве Аптекарским приказом стали изготовляться лекарства для армии. В 1654 году создается первая «Школа русских лекарей»,где анатомия преподавалась по учебнику А.Везалия. В 1707 году в Москве по указу Петра первого открыта лекарская школа, затем их открыли в Петербурге (1717),Крондштадте (1719),где главным предметом была анатомия. Она изучалась по первому анатомическому атласу Мартина Ильича Шеина из 26 таблиц, учебник переведен с латинского языка на русский язык
В 1782 г М.Шумлянский защитил диссертацию «О строении почек»,описал строение нефрона, капиллярное кровообращение.
В 1786 году при медико-хирургических училищах открываются кафедры «анатомии ,физиологии, хирургии». П.А Загорский (1764-1846) подготовил первый учебник по анатомии на русском языке .А его ученик И.В.Буяльский (1789-1866) совершенствовал методы препарирования , бальзамирования, инъекции написал атлас анатомии человека.
Н.И.Пирогов (1810-1881) — основоположник топографической анатомии. Создал атлас «Иллюстрированная топографическая анатомия распилов, проведенных в трех направлениях через замороженное тело» (1852-1859).
Развитие анатомии в советский период и настоящее время. В советский период открыты высшие учебные заведения, шел расцвет анатомии как науки. Анатомия стала изучаться на микроскопическом, рентгеновском, биохимическом, функциональном уровне.
Выдающими анатомы этого периода были В.Н.Тонков изучал коллатеральное кровообращение, В.П.Воробьев изучал периферическую и вегетативную нервную систему, создал пятитомный «Атлас анатомии человека» (1938-1946), Р.Д.Синельников продолжил идеи Воробьева и издал оригинальный «Атлас анатомии человека», пересдавался шесть раз, является настольной книгой и в настоящее время, М.Г.Привес изучал лимфатическую систему, применив рентгенографию. М.Р.Сапин (род.1940г) исследует кровеносную систему, иммунную, лимфатическую системы, и многие другие.
Первый период в развитии анатомии до А.Везалия. Второй период с 16 века и до наших дней.
Развитие физиологии проходило параллельно анатомии. Аристотель (384-22гг до н.э.)отмечал, что сердце отвечает за движение крови.
Гиппократ описал четыре жидкости в организме (кровь,слизь,желчь,черная желчь),четыре типа темперамента.
Клавдий Гален изучал головной мозг и пришел к убеждению, что это центр мышления.
Вильям Гарвей (1578-1657) открыл большой круг кровообращения (1628) ,законы движения крови.
Рене Декард (1596-1650) предположил о рефлекторном принципе работы центральной нервной системы.
Основоположником русской физиологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). Уделял внимание рефлекторным дугам, написал «Рефлексы головного мозга»,процессы возбуждения и торможения.
И.П.Павлов (1849-1936) 50 лет работал в области пищеварительной системы, открыл условные рефлексы, проводя опыты на животных.
Изучал высшую нервную деятельность. За свои открытия был удостоен Нобелевской премии в 1904 году.
Анатомия как наука включает цитологию -наука о клетке, гистологию — науку о тканях, эмбриологию — науку о развитии зародыша.

Читать еще:  Курсы мастер по ремонту бытовой техники

3.В изучении анатомии применяются методы:

В изучении физиологии используют экспериментальные методы : трансплантация, экстирпация, фистульный метод, катетеризация. Инструментальные методы: электрокардиография, электроэнцефалография, рефлекс, рефлекторная дуга.

4. Потребности человека

Каждый человек для своей жизнедеятельности нуждается в определенных условиях и средствах. Жизнь, активность человека зависит от потребностей, которые необходимо удовлетворять. Потребность-это нужда организма в чем-либо.. Она объективна, необходима для жизни и развития. Потребности формируются при воспитании и самовоспитании ,культуры. Потребности естественные, социальные, материальные, духовные . Потребности зависят от профиля деятельности. Изучал потребности американский психолог М.Маслоу и создал иерархию человеческих потребностей по уровням в виде пирамиды: физиологические, безопасность и защищенность, групповая привязанность, уважение, эстетический уровень, самоуважение и самоактуализация.

5. Плоскости, оси и основные ориентиры в анатомии

Для определения топографии (местоположения) органов используют трехмерное пространство, позволяющее дать ему объемную характеристику. В этих целях через тело человека условно проводят три плоскости: горизонтальную, сагиттальную и фронтальную.
Горизонтальная плоскость делит тело на верхнюю и нижнюю части, сагиттальная — на правую и левую. Сагиттальная плоскость, разделяющая тело человека на две симметричные половины, называется срединной. Фронтальная плоскость проходит перпендикулярно по отношению к сагиттальной и делит тело на переднюю и заднюю части. Через любую точку на поверхности тела можно провести горизонтальную, сагиттальную и фронтальную плоскости. Для определения направлений движений в суставах условно проводят оси: фронтальную, сагиттальную, вертикальную

Терминология, применяемая в изучении анатомии и физиологии

А n а t о m е – рассечение

Су t u s — клетка

А utopsia — вскрытие трупов

Биопсия — взятие кусочка ткани

Ргох imalis — ближе к туловищу

distalis — дальше от туловища

Ме dialis — ближе к средней линии

lateralis — дальше от средней линии

diaphysis — средняя часть кости

epi physis — конец кости

d ех t ег -правый

С rista — гребень

dorsalis — находящийся ближе к задней поверхности тела

/еп t га lis — находящийся ближе к передней поверхности тела

Топография — взаимное расположение органов

Записать , что изучает каждый вид анатомии

Ответить на вопросы :

1.Дать определения,что такое анатомия, физиология

2.что такое норма, порок развития, уродство?

3.назовите отечественных анатомов и их вклад в изучение дисциплины

4.Каких физиологов вы знаете и их роль в изучении процессов деятельности человеческого организма?

5.назовите методы изучения анатомии и в чем они заключаются

М. Дроздова — Полный курс за 3 дня. Анатомия человека

Описание книги «Полный курс за 3 дня. Анатомия человека»

Описание и краткое содержание «Полный курс за 3 дня. Анатомия человека» читать бесплатно онлайн.

Представленный вашему вниманию полный курс предназначен для подготовки студентов медицинских вузов к сдаче экзаменов. Книга включает в себя лекции по анатомии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать.

М. В. Дроздова, М. В. Яковлев

Полный курс за 3 дня. Анатомия человека

Тема 1. Остеология

1. Общие сведения об остеологии

Прежде всего кости туловища и нижних конечностей выполняют опорную функцию для мягких тканей (мышц, связок, фасций, внутренних органов). Большинство костей являются рычагами. К ним прикрепляются мышцы, которые обеспечивают локомоторную функцию (перемещение тела в пространстве). Обе названные функции позволяют считать скелет пассивной частью опорно-двигательного аппарата. Скелет человека является антигравитационной конструкцией, которая противодействует силе земного притяжения. Под воздействием последней тело человека прижимается к земле, скелет при этом препятствует изменению формы тела.

Кости черепа, туловища и тазовые кости выполняют функцию защиты от возможных повреждений жизненно важных органов, крупных сосудов и нервных стволов. Так, череп является вместилищем для головного мозга, органа зрения, органа слуха и равновесия. В позвоночном канале располагается спинной мозг. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и нервные стволы. Тазовые кости предохраняют от повреждений такие органы, как прямая кишка, мочевой пузырь и внутренние половые органы.

Большинство костей содержат внутри красный костный мозг, который является органом кроветворения, а также органом иммунной системы организма. Кости при этом защищают красный костный мозг от повреждения, создают благоприятные условия для его трофики и созревания форменных элементов крови.

Кости принимают участие в минеральном обмене. В них депонируются многочисленные химические элементы, преимущественно соли кальция, фосфора. Так, при введении в организм радиоактивного кальция уже через сутки более половины этого вещества накапливается в костях.

Кость как орган

Кость, as – это орган, являющийся компонентом системы органов опоры и движения, имеющий типичную форму и строение, характерную архитектонику сосудов и нервов, построенный преимущественно из костной ткани, покрытый снаружи надкостницей, periosteum, и содержащий внутри костный мозг, medulla osseum.

Каждая кость имеет определенную форму, величину и положение в теле человека. На формообразование костей существенное влияние оказывают условия, в которых кости развиваются, и функциональные нагрузки, которые кости испытывают в процессе жизнедеятельности организма. Каждой кости свойственны определенное число источников кровоснабжения (артерий), наличие определенных мест их локализации и характерная внутриорганная архитектоника сосудов. Указанные особенности распространяются и на нервы, иннервирующие данную кость.

Читать еще:  Курсы c unity

Надкостница покрывает кость снаружи за исключением тех мест, где располагается суставной хрящ и прикрепляются сухожилия мышц или связки (на буграх и бугристостях). Надкостница отграничивает кость от окружающих тканей. Она представляет собой тонкую прочную пленку, построенную из плотной соединительной ткани, в которой располагаются кровеносные и лимфатические сосуды и нервы. Последние из надкостницы проникают в вещество кости.

Надкостница играет большую роль в развитии (росте в толщину) и питании кости. Ее внутренний остеогенный слой является местом образования костной ткани. Кость, лишенная надкостницы, становится нежизнеспособной, омертвевает. При оперативных вмешательствах на костях по поводу переломов необходимо сохранять надкостницу. Надкостница богато иннервирована, поэтому отличается высокой чувствительностью.

Практически у всех костей (за исключением большинства костей черепа) имеются суставные поверхности для сочленения с другими костями. Суставные поверхности покрыты не надкостницей, а суставным хрящом, cartilago articularis. Суставной хрящ по своему строению чаще является гиалиновым и реже – фиброзным. Внутри большинства костей в ячейках между пластинками губчатого вещества или в костно-мозговой полости, cavitas medullaris, находится костный мозг. Он бывает красный и желтый. У плодов и новорожденных в костях содержится только красный (кроветворный) костный мозг. Он представляет собой однородную массу красного цвета, богатую кровеносными сосудами, форменными элементами крови и ретикулярной тканью. В красном костном мозге содержатся также костные клетки – остеоциты. Общее количество красного костного мозга составляет около 1500 см3. У взрослого человека костный мозг частично заменяется желтым, который в основном представлен жировыми клетками. Замене подлежит только костный мозг, расположенный в пределах костномозговой полости. Следует отметить, что изнутри костно-мозговая полость выстлана специальной оболочкой, получившей название эндоста, endosteum.

Кости имеют самую разнообразную форму. Однако, несмотря на богатство форм, кости по данному признаку делятся на четыре группы: длинные, короткие, широкие и смешанные.

У длинных костей один размер преобладает над остальными. Средняя часть – диафиз (или тело, corpus) – такой кости имеет цилиндрическую или призматическую форму; концы – эпифизы – более или менее утолщены и соединяются с соседними костями. Кости этого типа образуют основу конечностей и играют роль рычагов, приводимых в движение мышцами.

В коротких костях все три размера приблизительно одинаковы. Кости этого типа встречаются там, где при прочности соединения в то же время необходима известная гибкость. К ним относятся позвонки, мелкие кости стопы и кисти. У широких или плоских костей два размера (ширина и длина) преобладают над толщиной. Такие кости образуют стенки полостей, заключающих важные органы, или представляют собой обширные поверхности для прикрепления мускулатуры. Наконец есть смешанные кости, которые нельзя причислить к какой-либо из названных групп (например, височная кость).

Следует подчеркнуть, что рассмотренная классификация костей не дает исчерпывающей характеристики основным группам костей. Поэтому целесообразно выделить кости туловища и конечностей и кости черепа. По форме и строению различают четыре вида костей туловища и конечностей: трубчатые, плоские, объемные и смешанные кости.

Трубчатые кости на распиле имеют в диафизе полость. По величине они могут быть разделены на длинные (плечевая, кости предплечья, бедренная, кости голени) и короткие (кости пясти, кости плюсны, кости пальцев, ключица).

Плоские кости на распиле представлены преимущественно однородной массой губчатого вещества. Они обширны по площади, но толщина их незначительна (тазовые кости, грудина, лопатки, ребра). Объемные кости в большинстве случаев, так же как и плоские, на распиле содержат однородную массу губчатого вещества (кости запястья, кости предплюсны). Смешанные кости отличаются специфичностью и сложностью своей формы. В их составе встречаются элементы строения объемных и плоских костей (позвонки, крестец, копчик).

Кости черепа различаются по расположению, развитию и строению. По расположению их делят на кости мозгового черепа и кости лицевого черепа, по развитию – на первичные (эндесмальные) и вторичные (энхондральные). Кости черепа имеют очень сложную внешнюю форму, поэтому целесообразно принимать во внимание их внутреннее строение. В связи с этим можно выделить три вида костей черепа:

1) кости, имеющие в своем составе диплоическое вещество: диплоические (теменная, затылочная, лобная кости, нижняя челюсть);

2) кости, содержащие воздушные полости: пневматизированные (височная, клиновидная, решетчатая, лобная кости и верхняя челюсть);

3) кости, построенные преимущественно из компактного вещества: компактные (слезная, скуловая, небная, носовая кости, нижняя носовая раковина, сошник, подъязычная кость).

Внутреннее строение костей

Внутреннее строение костей у плода и у ребенка после рождения существенно отличается. В связи с этим различают два вида костной ткани – ретикулофиброзную и пластинчатую. Ретикулофиброзная костная ткань составляет основу эмбрионального скелета человека. Костный матрикс у нее структурно не упорядочен, пучки коллагеновых волокон идут в разных направлениях и непосредственно связаны с соединительной тканью, окружающей кость.

После рождения ребенка ретикулофиброзная ткань заменяется пластинчатой, которая построена из костных пластинок толщиной 4,5–11 мкм. Между костными пластинками в мельчайших полостях (лакунах) находятся костные клетки – остеоциты. Коллагеновые волокна в костных пластинках ориентированы в строго определенном направлении и располагаются параллельно поверхности пластинок. Они теряют связь с окружающей кость соединительной тканью. Соединение их с надкостницей осуществляется только за счет прободающих (шарпеевских) волокон, направляющихся из надкостницы в поверхностные слои кости. Пластинчатая кость гораздо прочнее, чем ретикулофиброзная. Замена одной костной ткани на другую обусловлена влиянием функциональных нагрузок на скелет.

Читать еще:  Курс вязания крючком

Введение в физиологию

  • 10 недель

от 5 до 6 часов в неделю

понадобится для освоения

2 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Курс «Введение в физиологию» позволяет сделать первый шаг в понимании основ функционирования организма человека.

О курсе

Общая цель курса состоит в получении базовых знаний о молекулярно-клеточных процессах, которые лежат в основе деятельности органов, а также принципах их регуляции, позволяющих объединить функции отдельных органов в единый комплекс процессов, необходимых для жизни человека.
Курс рассчитан на 10 недель, в каждую из которых укладывается четыре занятия по два часа. Таким образом, недельная нагрузка составляет 8 часов. Это время необходимо для знакомства с базовой терминологией, просмотра презентаций, прослушивания видеолекций, работы с проверочными тестами.

Формат

Курс построен на принципе передачи педагогического опыта преподавателей СПбГУ через использование современных инновационных технологий, в которые входят видеолекции, сопровождаемые текстами, объяснениями, ссылками, задания, тесты, а также получение ответной реакции от авторов курса. В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов.

Информационные ресурсы

  1. Ноздрачев и др. Начала физиологии. СПб.
  2. Физиология человека. В 2-х томах /Под ред. В.М. Покровского.-М.
  3. Физиология человека. В 4-х томах. Пер. с англ. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса.- М.

Требования

Входные требования к курсу – базовые знания по биологии, то есть выполнение учебной программы бакалавриата по направлению «Биология» 1-2 семестров.

Программа курса

Неделя 1.Физиология как наука. Внутренняя среда организма. Ионная асимметрия. Транспорт ионов, органических веществ и воды через плазматическую мембрану клеток. Транспорт ионов, органических веществ и воды через эпителий. Передача сигнала в клетке. Сигналинг.

Неделя 2. Физиология возбудимых тканей. Мембранный потенциал, его происхождение. Ионные каналы мембран. Локальный ответ. Критический уровень деполяризации. Потенциал действия, его фазы, их происхождение. Рефрактерность и ее причины. Электротонические изменения мембранного потенциала. Генераторный потенциал. Рецепторный потенциал. Синапс. Механизм передачи возбуждения в химических синапсах. Возбуждающий и тормозный постсинаптический потенциал. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.

Неделя 3. Нервная регуляция функций в организме. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной системы. Взаимодействие между процессами возбуждения и торможения как основа интеграции сигнала. Механизмы интеграции сигналов в нервной системе. Окклюзия и облегчение. Моносинаптический рефлекс. Полисинаптическаие рефлекс.

Неделя 4. Физиология нервно-мышечной передачи. Нервный ствол и типы нервных волокон. Типы мышечной ткани: скелетная, сердечная и гладкая мышцы. Особенности строения и физиологических свойств. Фазные и тонические волокна. Изоформы тяжелых цепей миозина: быстрые и медленные типы волокон. Мотонейрон и двигательные единицы. Проприорецепция. Структурно-функциональная организация нервно-мышечного синапса позвоночных. Типы секреции медиатора: вызванная и спонтанная квантовая секреция, неквантовая секреция. Квантовый состав. Молекулярные основы секреции квантов медиатора. Никотиновый холинорецептор. Потенциал концевой пластинки. Гарантийный фактор нервно-мышечной передачи. Роль Na, K-АТФазы.

Неделя 5. Физиология мышечного сокращения. Дигидропиридиновые рецепторы, рианодиновые рецепторы. Роль ионов Са2+. Структура саркомера. Основные белки миофибрилл. Механизм мышечного сокращения. Изометрическое и изотоническое сокращение. Зубчатый и гладкий тетанус, пессимум.

Неделя 6. Автономная нервная система. Структурно-функциональные особенности соматической и вегетативной нервной системы. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Принципы организации афферентного и эфферентного звена вегетативных рефлексов. Влияние симпатического, парасимпатического и метасимпатическо-го отделов вегетативной нервной системы на иннервируемые органы. Участие вегетативной нервной системы в интеграции функций при формировании целостных поведенческих актов. Вегетативные компоненты поведения.

Неделя 7. Гипоталамо-гипофизарная система и эпифиз. Гипоталамо-гипофизарная система (структуры). Гормоны гипоталамо-нейрогипофизарной системы. Семейство Пролактина и соматотропина. Семейство тиротропина и гонадотропинов. Семейство проопиомеланотропина. Эпифиз и его гормоны.

Неделя 8. Гормоны периферических эндокринных желез. Гормоны щитовидной и паращитовидных желез. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система. Глюкокортикостероиды и стресс. Гормоны половых желез.

Неделя 9.Общие проблемы физиологии сенсорных систем. Характеристика общих вспомогательных структур сенсорных систем. Определение и классификация сенсорных рецепторов. Трансформации энергии раздражающего стимула в электрическую активность сенсорных рецепторов – рецепторный потенциал, а также механизмы его генерации и трансформации в импульсную активность (аналого-цифровое преобразование). Проведение электрических сигналов, возникающих в сенсорных рецепторах при действии энергии адекватного стимула. Механизмы усиления разрешающей способности и чувствительности сенсорных систем, а также механизмы обработки сенсорной информации и представительство различных сенсорных систем в коре головного мозга.

Неделя 10. Психофизиологические аспекты функционирования сенсорных систем. Связь между параметрами энергии раздражающего стимула и характеристиками ощущения, возникающего в сенсорных системах: психофизические законы Вебера-Фехнера, закон Стивенса. Физиология центральной нервной системы. Электрические сигналы ЦНС. Роль подкорковых структур в регуляции функций организма. Кора больших полушарий головного мозга. Колонки. Зеркальные нейроны. Биология поведения.

Результаты обучения

В конце курса слушатель должен овладеть базовой терминологией, пониманием основ функций клеток, лежащих в основе деятельности органов, базовыми принципами управления функциями органов. Для получения сертификата необходимо выполнить все задания и сдать итоговый тест.

Формируемые компетенции

После прохождения курса «Введение в физиологию» слушатели должны будут:

  1. Знать молекулярные и клеточные основы функций клеток и органов.
  2. Знать имена ученых, которые сформулировали принципы деятельности организма и открыли новые механизмы его функционирования.
  3. Понимать системные механизмы регуляции деятельности органов и взаимодействие различных систем органов в организме.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector